Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 21:02, реферат
На уровне непосредственной социальной работы с клиентом функции социальной диагностики несколько изменяются. Главной ее целью становится определение социальной проблемы клиента и нахождение правильных средств для ее разрешения. Обеспечение социальной политики на местном, региональном или, тем более, федеральном уровне также входит в компетенцию социального работника, однако отнюдь не в первую очередь. Данные общесоциологических методов, масштабных исследовательских технологий используются социальным работником, но лишь как фон, на котором проявляется (и с которым сравнивается) конкретная ситуация клиента. В связи с этим широко используются в первую очередь микросоциологические, социально-психологические, педагогические диагностические процедуры.
На уровне непосредственной социальной работы с клиентом функции социальной диагностики несколько изменяются. Главной ее целью становится определение социальной проблемы клиента и нахождение правильных средств для ее разрешения. Обеспечение социальной политики на местном, региональном или, тем более, федеральном уровне также входит в компетенцию социального работника, однако отнюдь не в первую очередь. Данные общесоциологических методов, масштабных исследовательских технологий используются социальным работником, но лишь как фон, на котором проявляется (и с которым сравнивается) конкретная ситуация клиента. В связи с этим широко используются в первую очередь микросоциологические, социально-психологические, педагогические диагностические процедуры. В процессе профессионального отбора социальных работников широко используются специальные профориентационные методики или специальная интерпретация психологических методик. На более высоких уровнях социальная диагностика может быть отдельной отраслью деятельности, осуществляемой специальными сотрудниками, которые интерпретируют собранные ими данные (возможна также внутренняя дифференциация: сбор данных производят одни подразделения или организации, интерпретацию — другие). По итогам этой работы могут быть предприняты какие-либо действия, но не обязательно. Социальная диагностика — необходимая стадия технологического процесса, начало работы в любой сфере обслуживания, с любой категорией клиентов и любым типом социальных проблем. Она ни личностно, ни организационно не отделена от других этапов социального вмешательства. Ни один социальный работник не занимается только социальной диагностикой, но каждый социальный работник наряду с другими обязанностями должен выполнять функции социального диагноста. Можно только предположить, что разные люди проявляют разные способности к этой разновидности социальной деятельности, что предопределяет большую или меньшую успешность их обучения. Еще одна особенность социальной диагностики — ограниченное использование количественных соотношений и математических методов. Социальная ситуация клиента всегда уникальна, неповторима, поэтому наиболее распространены технологии эмпирического наблюдения, анализ единичных данных. Пока еще не слишком развиты инструментальные технологии, что объясняется лишь недавним возникновением социальных технологий (и диагностических, в частности) и тем, что социальный работник рассматривает самого себя в качестве инструмента изучения и преобразования социальной ситуации. При помощи несложных приборов можно измерить клиенту артериальное давление и определить важные показатели его здоровья, но «измерить давление» внутрисемейных или внутригрупповых противоречий довольно сложно. Наконец, последнее отличие технологий социальной диагностики, обусловленное уже рассмотренными отличиями: данные технологии в значительной степени определяются не только знаниями, но и умениями и навыками. Их изучение не может основываться только на усвоении теории. Необходимы передача технологий, наставничество опытных специалистов и практическое научение начинающих. Независимо от применяемых методов любой технологический процесс в социальной диагностике имеет сходную структуру, отдельные элементы которой меняются в зависимости от конкретных условий. Начальным этапом его всегда является жалоба клиента или его близких, соседей, заявление сотрудника органа охраны порядка, педагога, т.е. появление социальной проблемы. Сам индивид, являющийся центром внимания такой проблемы, может не осознавать ее наличия (ребенок, умственно отсталый человек алкоголик или наркоман, не рассматривающий свое состояние как жизненное затруднение или не знающий, что может обратиться за помощью). Поэтому сотрудники социальных служб не могут ограничиваться решением проблем исключительно тех клиентов, которые обратились в учреждение социального обслуживания, — при всех организационных и прочих сложностях в функции территориального центра входит выявление социальных проблем на подведомственной территории. Если наличие трудной жизненной ситуации констатировать достаточно просто, то, как правило, совсем не просто определить ее сущность, причину и пути выхода из нее. Практика показывает, что далеко не все клиенты имеют навыки серьезного социального анализа, большинство из них приучены к поиску простых, однозначных ответов на трудные вопросы или предпочитают удобные формы иллюзий, самообмана для объяснения своих трудностей. Поэтому следующий этап диагностического процесса — сбор и анализ данных о социальной ситуации. На этом этапе специалист использует два типа исследовательских методов: историко-генетические и структурно-функциональные. Историко-генетические методы призваны определить время, истоки и причины зарождения социальной проблемы, проследить степень ее проявления на разных стадиях жизни клиента. Целый ряд социальных патологий имеет наследственную природу или, по крайней мере, социально наследуется. Если мы в настоящее время не можем однозначно сказать, является ли связь пьянства и алкоголизма индивида с пьянством его родителей или прародителей результатом врожденных биологических предпосылок, унаследованных от предшествующих поколений, или это влияние семейного образа жизни, то наследование личностных черт, которые способствуют алкоголизму (инфантильность, конформность и т.д.), не подлежит сомнению. Наследуются многие заболевания, в том числе психические. Врожденные предпосылки обусловливают темперамент, многие черты характера, интеллектуальный статус индивида. Может быть, еще более значим вопрос социальной наследственности. Непроизвольно, возможно даже не желая того, индивиды воспринимают язык и способы мышления своего этноса, моральные нормы и типы эмоциональных реакций своего общества, предпочтения и предрассудки своей семьи. Подростковый бунт и свойственное взрослым людям освобождение от воспринятых установок, рациональное отношение к ним и самовоспитание способны произвести в индивиде огромные изменения, внешне настолько значительные, что люди недооценивают значения тех психических установок, которые они впитали в раннем детстве в семье и ближайшем социальном окружении. Однако опыт показывает, что в конечном счете консервативные элементы сознания возобладают, и отношение к миру у человека, переходящего в категорию пожилых людей, на 80\% определяется тем, что было воспринято им в детстве. Интернаты и им подобные учреждения для детей можно рассматривать в этом смысле как квазисемью; примитивные, деформированные нормы взаимоотношений, воспринятые там, выпускники детских домов пытаются перенести в создаваемые ими собственные семьи, что часто приводит к их распаду. Сбор сведений о генезисе социальной проблемы предусматривает использование методов социальных биографий (или семейных биографий), метода генограммы, особенно часто применяемого в социальной работе с семьей, и т.д. Социальный работник целенаправленно собирает сведения, расспрашивая клиента и (или) его близких; иногда возникает необходимость использования архивных данных (например, в случае противоправного поведения кого-то из предшествующего поколения, наличия заболеваний родителей или прародителей). Конечно, в таких беседах (их может быть несколько) нужно проявлять такт и руководствоваться правилом разумной достаточности. Поскольку предмет беседы нередко бывает весьма деликатным, клиенты могут болезненно воспринимать «лобовые» вопросы о девиантном поведении, негативных привычках или кажущихся им постыдными заболеваниях — своих или своих близких. В этом случае информация может быть получена косвенным путем, при помощи обобщающих расспросов; сбор данных требует наличия определенного доверия между специалистом и клиентом. Сведения, собираемые социальным работником, должны быть необходимыми и достаточными: их объем должен с максимальной полнотой соответствовать содержанию проблемы, не оставляя нераскрытых ее сторон, но исключая избыточность материала для анализа. Следует также помнить, что даже самое шокирующее поведение родственников, предков, близких —- это не повод для того, чтобы выносить приговор самому опрашиваемому: сын или внук алкоголика вовсе не обречен сам стать алкоголиком, а родственник преступника ~ человеком, нарушающим закон. Каждый индивид может отвечать (юридически и морально) только за свое поведение, и то лишь в том случае, если он обладает достаточным интеллектом и самосознанием, чтобы оценить свое поведение и управлять им. Структурно-функциональные методы диагностики предполагают получение данных о текущем состоянии социальной проблемы, строении социального объекта и связях, соединяющих различные его элементы, его функциональности или дисфункциональности, т.е. о том, соответствует ли его деятельность своему предназначению или нет. Неправильно было бы думать, что структурно-функциональные методы применяются преимущественно при анализе групповых клиентов — семьи, класса, трудового или студенческого коллектива. Даже проводя социальную диагностику личности, необходимо изучить ее социальную сеть, функционирование в социальном окружении, наконец, внутреннее состояние, структуру самой личности, гармоничность или дисгармоничность ее внутренних элементов, согласование или рассогласование социальных ролей и т.д. Из арсенала средств социальный работник использует в первую очередь наблюдение, которое позволяет, во-первых, узнать оценку ситуации клиентом (клиентами), познакомиться с его (их) трактовкой имеющейся проблемы. В процессе наблюдения специалист воспринимает как вербальную (словесную), так и невербальную информацию (мимика и интонация клиента, его жесты). Эти два потока информации, как правило, не совпадают, поскольку вербальное общение — это самопрезентация клиента, подчиняющаяся некоторым социальным правилам даже в том случае, если клиент не заинтересован в сознательном обмане. Каждый человек при коммуникативном взаимодействии скрывает черты своего характера, которые он считает своими недостатками; каждый хочет выглядеть наиболее привлекательно и проявлять свои лучшие качества (однако в конкретных условиях привлекательными для клиента могут считаться именно его недостатки). Клиент с большим артистизмом, видимой искренностью и убедительностью может создавать желаемый образ, чтобы манипулировать оказывающим ему помощь специалистом. Наблюдение — это профессиональный атрибут общения социального работника с клиентом, используемый постоянно, независимо от того, на каком этапе технологического процесса происходит взаимодействие — диагностическом, терапевтическом, этапе кризисной интервенции и т.д. Проявляя эмпатийное сочувствие к тяжелой жизненной ситуации клиента, специалист должен одновременно анализировать результаты наблюдения, исключая влияние эмоций. Возможно, в результате однократного контакта это сделать сложно, но специалист диагностирует ситуацию на протяжении всего процесса взаимодействия. На основе поведения человека, совокупности его вербальных и невербальных сообщений делается вывод о его личностных особенностях, характере его социальных ролей. Наблюдение за семейными (групповыми) взаимоотношениями позволяет сделать вывод об их состоянии и функционировании.
На этом этапе специалист
может прибегнуть к использованию
инструментальных методов, групповых
диагностических методик. Психология,
социальная психология, прикладная социология
располагают целым арсеналом
методик, которые позволят получить
соответствующую информацию об индивиде
и его социальной ситуации. Конечно,
эти методики во многом различаются:
для применения некоторых из них
недостаточно той профессиональной
подготовки, которую получает специалист
по социальной работе, — требуется
специальное обучение, иногда с привлечением
зарубежных инструкторов; другие методики,
тоже весьма надежные, предусмотрены
требованиями государственного профессионального
стандарта обучения специалиста по
социальной работе. Ряд методик требует
наличия компьютерной техники для сбора
и обработки информации, другие же более
неприхотливы и могут быть использованы
при выезде на дом к клиенту. Специалисты
по-разному оценивают валидность имеющихся
методик и их эффективность. Возможно,
выбор инструментария обусловливается
не только ситуацией клиента, имеющимися
организационными и техническими возможностями,
но и личными пристрастиями и умениями
социального работника. Важное значение
на данном этапе имеет также привлечение
к социальной диагностике специалистов
смежных областей деятельности. Так, диагностика
интеллектуального статуса и психического
здоровья индивидов (особенно детей), проводимая
психологами и психиатрами, может не только
представить данные, крайне необходимые
для понимания сущности затруднений клиентов
и их семей, но и стать основой для выбора
стратегии последующей работы с ними:
психолого-педагогическая коррекция и
выравнивание для содействия обучению
детей в обычной школе, возбуждение процедуры
рассмотрения случая на психолого-медико-