Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 14:03, реферат
Диоген был сыном знатных родителей. В молодости он был изгнан из родного города по обвинению в изготовлении фальшивых денег. Около 385 года Диоген пришел к философии и стал учеником Антисфена после неудачных занятий семейным делом. Согласно Лаэртию, отец Диогена заведовал казенной меняльной лавкой, а Диоген – чеканным цехом. Однако родитель попытался привлечь сына к изготовлению фальшивых монет, но сомневающийся Диоген якобы отправился в Дельфы, где Аполлон устами оракула посоветовал ему «сделать переоценку ценностей», что Диоген понял буквально, стал подделывать монеты и вскоре был осужден вместе с отцом. После смерти Антисфена Диоген творчески развивал усвоенные в его школы взгляды. «Переоценка ценностей», с которой Диоген вступил на сцену греческой философии, выразилась прежде всего в отказе от традиционных ценностей цивилизации и призыве обратиться к природе.
Глава 1. Биография Диогена Синопского……………………………3
Глава 2. Философия Диогена Синопского…………………………...4
Глава 3. Случаи из жизни Диогена Синопского……………………..7
Министерство Образования Российской
Федирации
Глава 1. Биография
Диогена Синопского……………………………3
Глава 2. Философия Диогена Синопского…………………………...4
Глава 3. Случаи из жизни Диогена
Синопского……………………..7
Глава 1. Биография Диогена Синопского
Диоген был сыном знатных родителей.
В молодости он был изгнан из родного города
по обвинению в изготовлении фальшивых
денег. Около 385 года Диоген пришел к философии
и стал учеником Антисфена после неудачных
занятий семейным делом. Согласно Лаэртию,
отец Диогена заведовал казенной меняльной
лавкой, а Диоген – чеканным цехом. Однако
родитель попытался привлечь сына к изготовлению
фальшивых монет, но сомневающийся Диоген
якобы отправился в Дельфы, где Аполлон
устами оракула посоветовал ему «сделать
переоценку ценностей», что Диоген понял
буквально, стал подделывать монеты и
вскоре был осужден вместе с отцом. После
смерти Антисфена Диоген творчески развивал
усвоенные в его школы взгляды. «Переоценка
ценностей», с которой Диоген вступил
на сцену греческой философии, выразилась
прежде всего в отказе от традиционных
ценностей цивилизации и призыве обратиться
к природе.
Глава 2. Философия Диогена Синопского
Диоген Синопский- древнегреческий
философ, ученик и последователь Антисфена.
Сферой философских интересов выступали
аспекты морально-этических отношений,
трактуемые Диогеном Синопским в духе
кинизма, причем предельно ригористического
толка. Из-за большого числа противоречащих
друг другу описаний и документов фигура
Диогена Синопского предстает сегодня
в трансформированном виде работы приписываемые
ему и дошедшие до наших дней, вероятнее
всего созданы последователями и принадлежат
более позднему периоду; так же сохранилась
информация о существовании по крайней
мере пяти Диогенов, относящаяся к одному
историческому периоду. Все это значительно
усложняет систематические сведенья о
Диогене Синопском из-за распространенного
негативного отношения к киникам его имя
зачастую переносилось из анекдотов и
легенд, в которых оно принадлежало и интегрировало
обширный вымысел – в работах других философов
(Аристотель, Диоген Лаэртий, Ф.Сейер).
На почве анекдотов и притч возникла даже
целая литературная традиция античности,
воплощенная в жанрах апофтегм (т.е краткое
остроумное изречение) и хрий (т.е термин
школьной риторики для развития предложенной
темы) (Метрокла, Диона Хрисостома и др.).
Наиболее известна история о Диогене Синопском,
который днем с фонарем искал честного
человека. (Эта же история рассказывалась
об Эзопе, Гераклите, Демокрите, Архилохе
и др.) Основной источник сведений о Диогене
Синопском – это «Жизнеописания и мнения»
Диогена Лаэртия. Утверждая бессистемность
взглядов и в целом отсутствие учения
Диогена Синопского, Диоген Лаэртий все
же сообщает, ссылаясь на Сотиона, о 14 сочинениях
Диогена Синопского, среди которых как
философские работы. Обратившись же к
обширному числу кинических доксографий,
можно прийти к заключению о существовании
вполне отстроенной системы взглядов
Диогена Синопского. По этим свидетельствам,
он проповедуя аскетический образ жизни,
презирал роскошь, а в средствах выражения
зачастую был настолько прямолинеен и
груб. Прозвание «киник» (от греч. кион,
собака), как считается, возникло от названия
школы Антисфена, располагавшейся в гимнасии
по названию Киносарг (что можно перевести
как Белый или Зоркий пес). Одевался Диоген
следующим образом: короткий плащ на голое
тело, босые ноги, сума через плечо и дорожный
посох; было знаменито также его жилище:
он жил в глиняной бочке на афинской площади.
Основное время проводил в странствиях
по Греции, называя себя гражданином всего
космоса – «космополитом».Диоген считал
идеальным первобытное общество, а потому
решительно отвергал цивилизацию, государство,
культуру. Не признавал патриотизма, называл
себя космополитом, и вслед за Платоном
отвергал семью, проповедуя общность жен.
Выказывал абсолютное равнодушие к жизненным
удобствам и, не имея собственного жилья,
поселился в бочке.Из всех гражданских
и человеческих категорий бытия он признавал
лишь одну — аскетическую добродетель.
В своем следовании школе киников далеко
превзошел своего учителя – Антисфена.
Не вызывает сомнений, что Диоген Синопский,
и в своих беседах и в повседневной жизни
нередко вел себя как моргинальный (социально-психологическое
состояние групп и отдельных людей, связанное
с резким изменением внешних условий жизни)
субъект, эпатирующий (поражающий) ту или
иную аудиторию не столько с целью оскорбления
или унижения ее, а сколько из потребности
обратить внимание на основания социума,
религиозных норм, института брака и т.д.
Отвергал веру в богов, установленных
религиозными институтами, считал цивилизацию
лживым изобретением демагогов (ораторы).
Пропагандировал относительность общепринятых
норм морали, относительность авторитетов
не только среди политиков, но и среди
философов. Так, хорошо известны его отношения
с Платоном, которого он считал болтуном.
Вполне правомерно утверждение об умышленной
гиперболизации (черезмерное преувеличение)
его негативных действий по отношению
к обществу в последующей традиции. Поэтому
вся история жизни и творчества этого
мыслителя предстает как миф, созданный
множеством историков и философов. Затруднительно
обнаружить однозначные сведения даже
биографического характера. Так, например,
по свидетельствам Деметрия Фалерского,
день смерти Диогена Синопского совпадает
с днем смерти Александра Македонского.
Благодаря своей оригинальности он является
одним из самых ярких представителей античности,
а заданная им киническая парадигма (совокупность
научных достижений признанные всеми
научными сообществами) позже оказала
серьезное влияние на самые различные
философские концепции.
Глава 3. Случаи из жизни Диогена Синопского
Однажды, уже будучи стариком, Диоген увидел,
как мальчик пил воду из горсти, и в расстройстве
выбросил из сумы свою чашку, промолвив:
«Мальчишка превзошёл меня в простоте
жизни». Он выбросил и миску, когда увидел
другого мальчика, который, разбив свою
плошку, ел чечевичную похлебку из куска
выеденного хлеба. Когда Диоген просил
у кого-нибудь взаймы денег, то говорил
не «дайте мне денег», а «дайте мои деньги».
Когда афиняне готовились к войне с Филиппом
Македонским и в городе царили суета и
волнение, Диоген стал катать по улицам
свою бочку, в которой жил. На вопрос, для
чего он так делает, Диоген отвечал: «Все
заняты делом, я тоже». Диоген говорил,
что грамматики изучают бедствия Одиссея
и не ведают своих собственных; музыканты
ладят струны на лире и не могут сладить
с собственным нравом; математики следят
за солнцем и луной, а не видят того, что
у них под ногами; риторы учат правильно
говорить и не учат правильно поступать;
наконец, скряги ругают деньги, а сами
любят их больше всего. Фонарь Диогена,
с которым он бродил среди бела дня по
людным местам со словами «Ищу Человека»,
стал простым примером ещё в античности.
Возвращаясь как-то раз из Олимпии, на
вопрос, много ли там было народу, он ответил:
«Народу много, а людей совсем мало». А
однажды он вышел на площадь и закричал:
«Эй, люди, люди!»; но когда сбежался народ,
он напустился на него с палкой, приговаривая:
«Я звал людей, а не мерзавцев». Увидев
неумелого стрелка из лука, Диоген уселся
возле самой мишени и объяснил: «Это чтобы
в меня не попало». Однажды Диоген просил
подаяния у человека со скверным характером.
«Дам, если ты меня убедишь»,— говорил
тот. «Если бы я мог тебя убедить,— сказал
Диоген,— я убедил бы тебя удавиться».
Кто-то попрекал его порчей монеты. «То
было время,— сказал Диоген,— когда я
был таким, каков ты сейчас; зато таким,
каков я сейчас, тебе никогда не стать».
В большой толпе народа, где также находился
Диоген, какой-то юноша непроизвольно
выпустил газы, за что Диоген ударил его
палкой и сказал: «Послушай, мерзавец, неужели не сделав
ничего, чтобы дерзко вести себя на публике,
ты начал показывать нам здесь свое презрение
к мнениям. Когда Александр Македонский
пришёл в Аттику, то, разумеется, захотел
познакомиться с прославленным ‘маргиналом’
(человек чьи взгляды, мировоззрение, образ
жизни и жизненное положение отличаются
от общества) как и многие прочие. Плутарх
рассказывает, что Александр долго ждал,
пока сам Диоген придет к нему выразить
свое почтение, но философ преспокойно
проводил время у себя. Тогда Александр
сам решил навестить его. Он нашёл Диогена
в Крании (в гимнасии неподалёку от Коринфа),
когда тот грелся на солнце. Александр
подошёл к нему и сказал: «Я — великий
царь Александр». «А я, — ответил Диоген,
— собака Диоген». «И за что тебя зовут
собакой?» «Кто бросит кусок — тому виляю,
кто не бросит — облаиваю, кто злой человек
— кусаю». «А меня ты боишься?» — спросил
Александр. «А что ты такое, — спросил
Диоген, — зло или добро?» «Добро», — сказал
тот. «А кто же боится добра?» Наконец,
Александр сказал: «Проси у меня чего хочешь».
«Отойди, ты заслоняешь мне солнце», —
сказал Диоген и продолжил греться. На
обратном пути, в ответ на шутки своих
приятелей, которые потешались над философом,
Александр якобы даже заметил: «Если бы
я не был Александром, то хотел бы стать
Диогеном». По иронии судьбы Александр
умер в один день с Диогеном 10 июня 323 года
до н.э.