Дистанционное обучение в ВУЗах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 14:29, реферат

Описание работы

Дистанционное обучение (ДО) — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.1
Нововведения (инновации) являются характерным признаком для любой профессиональной деятельности человека, а значит, их пытаются изучать, анализировать и внедрять. Инновации – это результат науки, а также педагогического опыта некоторых преподавателей и коллективов в целом. Этот процесс нуждается в управлении.

Файлы: 1 файл

дистанционное образование в вузах.docx

— 26.54 Кб (Скачать файл)

Дистанционное обучение в ВУЗах

Введение

Дистанционное обучение (ДО) — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.1

Нововведения (инновации) являются характерным признаком для любой профессиональной деятельности человека, а значит, их пытаются изучать, анализировать и внедрять. Инновации – это результат науки, а также педагогического опыта некоторых преподавателей и коллективов в целом. Этот процесс нуждается в управлении.

В своей работе я бы хотела проанализировать такой вид инновации  как дистанционное обучения (инновация в организации образования).

В России в последнее время дистанционное образование получило интенсивное развитие. Министерство образования РФ разработало специальное направление и научно-методическую программу. Также выделелись средства на становление и развитие дистанционного обучения.

Целью данной работы является выяснение того, какова эффективность дистанционного обучения в ВУЗах.

Основными задачами исследования являются:

  • изучить историю развития дистанционного обучения
  • рассмотреть принципы дистанционного обучения в российских ВУЗах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. История дистанционного обучения

В конце XVIII века в Европе, вместе с возникновением постоянной и доступной почтовой связи, появилось так называемое «корреспондентское обучение». Учащиеся могли получать по почте учебные материалы, общаться с преподавателями и сдавать экзамены. В нашей стране этот метод появился в конце XIX века.

Начало XX века следует охарактеризовать интенсивным ростом технологий, наличием телефона и телеграфа (однако достоверных фактов насчет их использования в обучении нет). Эпоха «корреспондентского обучения» продолжается: некоторые ВУЗы пользовались и пользуются им до сих пор.

С возникновением радио и телевидения аудитория обучения возросла во много раз. Многие люди, наверное, ещё помнят обучающие телепередачи, которые шли, начиная с 50-х годов. Но у телевидения и радио был явный недостаток — студент не мог получить обратную связь.

В 1969 г. открыли первый в мире университет дистанционного образования — Открытый Университет Великобритании. Такое название ему было дано неспроста: оно указывало на его доступность (невысокие цены) и отсутствие необходимости всегда посещать лекции.

Есть и другие немало известные университеты с дистанционными программами обучения за рубежом. Например, Национальный технологический университет (США), Открытый университет Хаген (Германия) и пр.

Позже (в конце 80-х) персональные компьютеры, которые к тому моменту уже становились доступными, дали новую надежду на упрощение обучения. Обучающие программы на первых компьютерах были созданы в виде игр.

В России официальной датой развития дистанционного образования считают 30 мая 1997 года, потому что именно в этот день вышел приказ Министерства Образования России, который разрешал проводить эксперимент дистанционного обучения в сфере образования.

В наше время у подавляющего большинства есть компьютер и Интернет, поэтому дистанционное обучение распространяется еще легче и быстрее. Особенность Интернета была в том, что, в отличие от радио и телевизоров, он давал возможность получать обратную связь от любого ученика/преподавателя, где бы тот ни находился. Также есть возможность использовать «online» семинары для обучения, которые ещё называют вебинарами или веб-конференциями.

  1. Принципы дистанционного образования в российских ВУЗах

В основе дистанционного обучения лежат 2 основных принципа:

-каждый человек имеет  право без вступительных экзаменов (испытаний) начать учиться и получить среднее/высшее образование;

-обучение на расстоянии, т.е. контакт студента с преподавателем минимален (большое внимание обращено на самостоятельную работу).

А сейчас обратим внимание на специфические принципы дистанционного образования, которые не являются абсолютно законченными, а предполагают дальнейшее развитие методологии дистанционного обучения.

  1. Принцип базовых знаний

Для эффективного обучения в СДО (система дистанционного образования), нужны хотя бы какие-то основные знания и аппаратно-техническое обеспечение.

  1. Принцип интерактивности

 

Его особенность в том, что он показывает закономерность контактов преподавателя со студентами, а также и студентов между собой. Наблюдение показывает, что во время дистанционного обучения студенты друг с другом общаются намного чаще, нежели со своими преподавателями. А значит, для осуществления этого принципа необходимо сообщать электронные адреса всем участникам учебного процесса.

  1. Принцип идентификации

Состоит в надобности контроля самообучения, потому что при дистанционном образовании даётся намного больше возможности для фальсификации обучения, чем, допустим, при очной форме.

  1. Принцип регламентности обучения

Должен быть контроль учебного дня и планирование расписания занятий, особенно для студентов начальных курсов.

  1. Принцип педагогической целесообразности применения средств новых информационных технологий

Этот принцип -  основной педагогический принцип. Он требует педагогической оценки каждого шага проектирования, создания и организации СДО.

  1. Принцип открытости и гибкости ДО

Принцип открытости и гибкости дистанционного обучения выражен в «мягкости» ограничений по возрасту, начальному образовательному цензу, вступительных контрольных мероприятий для возможности обучения в образовательном учреждении в виде собеседований, экзаменов, тестирования и т.д.

  1. Эффективность дистанционного обучения в ВУЗах

При организации и внедрении  дистанционного обучения в системы  образования различных стран  возникает проблема оценки эффективности  дистанционного образования в сравнении  с традиционным образованием. Как  показывают исследования, продолжающиеся уже не одно десятилетие, проблема оценки эффективности является достаточно сложной и многоплановой и  не имеет окончательного решения.

Важный вклад в разработку теории оценки систем дистанционного образования внесли Д. Гуллер и Г. Рамбл.

Специалисты подчеркивают исключительную сложность в определении идеальных  показателей (норм) деятельности вузов  и считают, что нормативный подход, при котором сопоставляется деятельность традиционного и открытого университетов, с учетом различий в социальных, культурных и экономических условиях, является наиболее приемлемым. 2

Я считаю, что дистанционное  образование нужно, потому что оно  удобно и эффективно.

Во-первых, уже доказано, что качество учебных материалов, используемых открытыми университетами, находится на вполне высоком уровне. И вот тому подтверждение: многие традиционные университеты пользуются учебными материалами и пособиями открытых университетов для обучения своих студентов.

Во-вторых,  если допустить, что качество обучения студентов нетрадиционного и традиционных ВУЗов одинаково, то можно прийти к выводу, что стоимостная эффективность нетрадиционных университетов может быть выше.

А если говорить об удобствах  образования на расстоянии, то можно  привести в пример такие:

-не нужно выходить из  дома, чтобы посетить лекцию: её  можно просмотреть онлайн;

-не нужно тратить деньги  на дорогу до университета  и обратно;

-можно самому выбирать  удобное время для занятий.

Заключение

В результате проведённого исследования были рассмотрены история развития дистанционного обучения и принципы дистанционного обучения в российских ВУЗах.

Также в этой работе были представлены доказательства эффективности  дистанционного обучения в России.

В итоге можно сказать, что дистанционное образование  является хорошим способом получения  знаний на расстоянии: качество знаний остаётся такое же, как и при  традиционном образовании, а удобств  намного больше.

Цели и задачи, поставленные в исследовании, достигнуты.

Литература

  1. Электронный ресурс: http://ru.wikipedia.org/wiki/%C4%E8%F1%F2%E0%ED%F6%E8%EE%ED%ED%EE%E5_%EE%E1%F3%F7%E5%ED%E8%E5
  2. Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. - М.: Наука, 1999. - 251 с., - ил. - (Кибернетика: неограниченные возможности и возможные ограничения). ISBN 5-02-008294-5. сс.185-193
  3. Электронный ресурс: http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/distantsionnoe-obuchenieosnovnye-terminy-printsipy-i-modeli

1  Электронный ресурс: http://ru.wikipedia.org/wiki/%C4%E8%F1%F2%E0%ED%F6%E8%EE%ED%ED%EE%E5_%EE%E1%F3%F7%E5%ED%E8%E5

2 Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. - М.: Наука, 1999. - 251 с., - ил. - (Кибернетика: неограниченные возможности и возможные ограничения). ISBN 5-02-008294-5. сс.185-193


Информация о работе Дистанционное обучение в ВУЗах