Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 14:29, реферат
Дистанционное обучение (ДО) — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.1
Нововведения (инновации) являются характерным признаком для любой профессиональной деятельности человека, а значит, их пытаются изучать, анализировать и внедрять. Инновации – это результат науки, а также педагогического опыта некоторых преподавателей и коллективов в целом. Этот процесс нуждается в управлении.
Дистанционное обучение в ВУЗах
Введение
Дистанционное обучение (ДО) — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.1
Нововведения (инновации) являются характерным признаком для любой профессиональной деятельности человека, а значит, их пытаются изучать, анализировать и внедрять. Инновации – это результат науки, а также педагогического опыта некоторых преподавателей и коллективов в целом. Этот процесс нуждается в управлении.
В своей работе я бы хотела проанализировать такой вид инновации как дистанционное обучения (инновация в организации образования).
В России в последнее время дистанционное образование получило интенсивное развитие. Министерство образования РФ разработало специальное направление и научно-методическую программу. Также выделелись средства на становление и развитие дистанционного обучения.
Целью данной работы является выяснение того, какова эффективность дистанционного обучения в ВУЗах.
Основными задачами исследования являются:
В конце XVIII века в Европе, вместе с возникновением постоянной и доступной почтовой связи, появилось так называемое «корреспондентское обучение». Учащиеся могли получать по почте учебные материалы, общаться с преподавателями и сдавать экзамены. В нашей стране этот метод появился в конце XIX века.
Начало XX века следует охарактеризовать интенсивным ростом технологий, наличием телефона и телеграфа (однако достоверных фактов насчет их использования в обучении нет). Эпоха «корреспондентского обучения» продолжается: некоторые ВУЗы пользовались и пользуются им до сих пор.
С возникновением радио и телевидения аудитория обучения возросла во много раз. Многие люди, наверное, ещё помнят обучающие телепередачи, которые шли, начиная с 50-х годов. Но у телевидения и радио был явный недостаток — студент не мог получить обратную связь.
В 1969 г. открыли первый в мире университет дистанционного образования — Открытый Университет Великобритании. Такое название ему было дано неспроста: оно указывало на его доступность (невысокие цены) и отсутствие необходимости всегда посещать лекции.
Есть и другие немало известные университеты с дистанционными программами обучения за рубежом. Например, Национальный технологический университет (США), Открытый университет Хаген (Германия) и пр.
Позже (в конце 80-х) персональные компьютеры, которые к тому моменту уже становились доступными, дали новую надежду на упрощение обучения. Обучающие программы на первых компьютерах были созданы в виде игр.
В России официальной датой развития дистанционного образования считают 30 мая 1997 года, потому что именно в этот день вышел приказ Министерства Образования России, который разрешал проводить эксперимент дистанционного обучения в сфере образования.
В наше время у подавляющего большинства есть компьютер и Интернет, поэтому дистанционное обучение распространяется еще легче и быстрее. Особенность Интернета была в том, что, в отличие от радио и телевизоров, он давал возможность получать обратную связь от любого ученика/преподавателя, где бы тот ни находился. Также есть возможность использовать «online» семинары для обучения, которые ещё называют вебинарами или веб-конференциями.
В основе дистанционного обучения лежат 2 основных принципа:
-каждый человек имеет право без вступительных экзаменов (испытаний) начать учиться и получить среднее/высшее образование;
-обучение на расстоянии, т.е. контакт студента с преподавателем минимален (большое внимание обращено на самостоятельную работу).
А сейчас обратим внимание на специфические принципы дистанционного образования, которые не являются абсолютно законченными, а предполагают дальнейшее развитие методологии дистанционного обучения.
Для эффективного обучения в СДО (система дистанционного образования), нужны хотя бы какие-то основные знания и аппаратно-техническое обеспечение.
Его особенность в том, что он показывает закономерность контактов преподавателя со студентами, а также и студентов между собой. Наблюдение показывает, что во время дистанционного обучения студенты друг с другом общаются намного чаще, нежели со своими преподавателями. А значит, для осуществления этого принципа необходимо сообщать электронные адреса всем участникам учебного процесса.
Состоит в надобности контроля самообучения, потому что при дистанционном образовании даётся намного больше возможности для фальсификации обучения, чем, допустим, при очной форме.
Должен быть контроль учебного дня и планирование расписания занятий, особенно для студентов начальных курсов.
Этот принцип - основной педагогический принцип. Он требует педагогической оценки каждого шага проектирования, создания и организации СДО.
Принцип открытости и гибкости дистанционного обучения выражен в «мягкости» ограничений по возрасту, начальному образовательному цензу, вступительных контрольных мероприятий для возможности обучения в образовательном учреждении в виде собеседований, экзаменов, тестирования и т.д.
При организации и внедрении дистанционного обучения в системы образования различных стран возникает проблема оценки эффективности дистанционного образования в сравнении с традиционным образованием. Как показывают исследования, продолжающиеся уже не одно десятилетие, проблема оценки эффективности является достаточно сложной и многоплановой и не имеет окончательного решения.
Важный вклад в разработку теории оценки систем дистанционного образования внесли Д. Гуллер и Г. Рамбл.
Специалисты подчеркивают исключительную
сложность в определении
Я считаю, что дистанционное образование нужно, потому что оно удобно и эффективно.
Во-первых, уже доказано, что качество учебных материалов, используемых открытыми университетами, находится на вполне высоком уровне. И вот тому подтверждение: многие традиционные университеты пользуются учебными материалами и пособиями открытых университетов для обучения своих студентов.
Во-вторых, если допустить, что качество обучения студентов нетрадиционного и традиционных ВУЗов одинаково, то можно прийти к выводу, что стоимостная эффективность нетрадиционных университетов может быть выше.
А если говорить об удобствах образования на расстоянии, то можно привести в пример такие:
-не нужно выходить из дома, чтобы посетить лекцию: её можно просмотреть онлайн;
-не нужно тратить деньги на дорогу до университета и обратно;
-можно самому выбирать удобное время для занятий.
Заключение
В результате проведённого исследования были рассмотрены история развития дистанционного обучения и принципы дистанционного обучения в российских ВУЗах.
Также в этой работе были представлены доказательства эффективности дистанционного обучения в России.
В итоге можно сказать, что дистанционное образование является хорошим способом получения знаний на расстоянии: качество знаний остаётся такое же, как и при традиционном образовании, а удобств намного больше.
Цели и задачи, поставленные в исследовании, достигнуты.
Литература
1
Электронный ресурс: http://ru.wikipedia.org/wiki/%
2 Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. - М.: Наука, 1999. - 251 с., - ил. - (Кибернетика: неограниченные возможности и возможные ограничения). ISBN 5-02-008294-5. сс.185-193