Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 23:41, реферат
Описание работы
Волонтеры – это люди, которые добровольно готовы потратить свои силы и время на пользу обществу или конкретному человеку. Синонимом слова «волонтер» является слово «доброволец» (53, с. 19). Иногда добровольцев называют общественными помощниками, внештатными добровольными сотрудниками, ассистентами, лидерами, посредниками.
Проанализировав положительные
стороны деятельности добровольцев можно
отметить, что для любой организации очень
выгодно использовать труд добровольцев.
Именно общественная поддержка, в данном
случае выраженная добровольным трудом,
положительно влияет на имидж организации,
подчеркивает её социальную значимость.
Но для того, чтобы эти люди могли более
эффективно работать, отдавать себя добровольчеству,
отношения с ними следует строить грамотно.
Перед началом работы с добровольцами
необходимо выявить для себя все возможные
проблемы, большинство из которых решаются
в ходе продуманной, спланированной работы
с добровольцами.
Среди основных
принципов добровольческого движения выделим
следующие: признание права на объединение
за всеми мужчинами, женщинами, детьми,
независимо от их расовой принадлежности,
вероисповедания, физических особенностей,
социального и материального положения;
уважения достоинства и культуры всех
людей; оказание взаимной помощи, безвозмездных
услуг лично, либо организованно в духе
партнерства (32, с. 61).
Часто возникает вопрос – кто может
стать добровольцем? Добровольцем
может быть ответственный человек, у которого
есть возможность посвятить свое время
и умение добровольному труду. Каждый
может стать добровольцем, в любой сфере
общественной жизни, где есть необходимость.
Проанализировав окружение,
в общем объёме потенциальных добровольцев
можно выделить две основные группы: профессиональные
кадры (уже имеющие необходимые навыки)
и добровольцы без
специальной квалификации (требующие
дополнительного обучения). В зависимости
от того, какие кадры требуются организации,
можно использовать различные виды набора добровольцев:
Непосредственный
набор – подразумевает использование
личных контактов и взаимоотношений набирающего
и потенциального добровольца. Он может
осуществляться в ситуации один на один,
с другом, знакомым, что дает возможность
совместно рассмотреть идеи и сомнения.
Самый простой и наиболее традиционный
набор добровольцев – среди членов семей
сотрудников. Мужья, жены, дочери, сыновья,
внуки становятся добровольцами на долгий
срок. Часто они не гнушаются никакой работы,
становятся мастерами на все руки. Работа
таких добровольцев эффективна.
Целевой набор – предпочтителен, когда работа,
которую предстоит сделать, требует конкретного
опыта или подхода, которыми владеют не
все люди. Здесь уместны требования к образованию
(например, умение программировать), возможности
работать в специфическое время (например,
с 9.00 до 15.00, по выходным дням), особого
подхода к людям (например, умение работать
с эмоционально подавленными детьми).
Непрямой набор – используется в случае, когда
есть потребность в добровольцах, не имеющих
специального образования или специфического
опыта, или требуется большое количество
добровольцев для кратковременных, простых
работ (21, с. 19).
Что могут добровольцы?
Можно вовлекать добровольцев
в те сферы деятельности, которые не оплачиваются,
но остаются важными для достижения целей
программы. Например, посещение больных
в больницах, доставка продуктов старикам,
которые уже не могут выходить из дома,
работа с детьми в школе или привлечение
внимания к историческому памятнику и
т.д. Любая работа может выполняться добровольцами.
Доброволец – это не только помощник или
социальный работник, заботящийся об окружающих.
Он может быть и учителем, специалистом
по компьютерам, политиком, инженером
или дизайнером.
К добровольческой
деятельности относятся:
· посадка цветов, кустов и деревьев;
· помощь таким социальным категориям
граждан как: престарелые, беспризорные
дети, молодежь и студенты, бездомные,
люди с ограниченными возможностями (инвалиды),
мигранты, беженцы, бывшие заключенные
и другие;
· благоустройство и обустройство
дворов, участков, городских улиц;
· помощь животным, добровольная
помощь зоопаркам и заповедникам;
· просветительские беседы,
направленные на профилактику наркомании,
СПИДа, подростковой преступности;
· благотворительные концерты
и театральные выступления;
· экологические марши, уборка
мусора и загрязнений;
· пропаганда здорового
образа жизни;
· интернет-добровольчество.
Таким образом, добровольцы
– не только альтруисты, они работают ради приобретения
опыта, специальных навыков и знаний, установления
личных контактов. Часто добровольческая
деятельность – это путь к оплачиваемой
работе, здесь всегда есть возможность
проявить и зарекомендовать себя с лучшей
стороны, попробовать себя в разных сферах
деятельности и определиться с выбором
жизненного пути.
1.2 Социальное добровольчеств в
России
Истоки добровольческой работы
в России восходят к благотворительности,
существовавшей на всех этапах развития
общества. Историки находят корни сострадательного
отношения к ближнему еще в обычаях восточнославянских
племен. С. М. Соловьев отмечал, что в отличие
от воинственных германцев и литовцев,
избавлявшихся от «лишних, слабых и увечных»
сородичей, истреблявших пленных, наши
далекие предки были милостивы к старым
и малым соплеменникам, а также к пленным,
которые по прошествии известного срока
могли вернуться в родные места или «остаться
жить между славянами в качестве людей
вольных или друзей». Они привечали и любили
странников, отличались редким гостеприимством
(39, с. 91).
В Х в. возник и долго существовал
институт нищелюбия, который отождествлялся
с человеколюбием. Главной христианской
заповедью стала любовь к ближнему: «Любовь
к ближнему полагали прежде всего в подвиге
сострадания к страждущему, ее первым
требованием признавали милостыню», –
писал В. О. Ключевский (19, с. 78).
В России добровольчество связывают
не просто с добровольной бесплатной работой
в интересной области, но с жертвенным
бескорыстным служение немощным, больным,
неимущим. В России одно из самых ранних
официальных свидетельств добровольческой
деятельности относится к 1894 году. В этом
году были учреждены городские попечительства
о бедных, в которых подавались добровольные
пожертвования и где трудились добровольцы.
Термин «добровольчество» в
современном его понимании или тем более
«волонтерство» не был знаком России до
середины 80-х годов ХХ века. До этого времени,
«добровольцами» в первую очередь называли
людей, которые в военную годину, не дожидаясь
мобилизационной повестки на военную
службу, шли защищать свою страну, так
было и в Первую мировую, и в Великую Отечественную.
В советское время – люди, которые как
«добровольцы» ехали на Целину, на строительство
БАМа. Но в большинстве своем «добровольчество»
в то время было связано с событиями российского
масштаба и активно поддерживалось существовавшей
идеологической машиной. Сегодня мы вкладываем
в этот термин нечто другое.
Добровольчество
– это добровольный благотворительный
труд людей на благо нуждающихся в помощи. И российская история знает
множество тому примеров. Еще Екатерина
Великая, а затем императрица Мария Федоровна
заявили себя в качестве благотворителей.
Основанные императрицами многочисленные
благотворительные заведения заложили
фундамент российской системы социального
призрения. Был задан тон, в соответствии
с которым патронирование благотворительных
заведений стало основным общественным
занятием дам из придворного круга и жен
государственных деятелей. Символом женского
милосердия стала княгиня Мария Дондукова-Корсакова.
Ее многолетнее бескорыстное служение
на поприще благотворительности заслужило
уважение во всех кругах общества – от
консервативных до самых радикальных.
Княгиня была известна тем, что не получив
разрешения посещать узников Шлиссельбургской
крепости, обратилась с просьбой заключить
в крепость ее саму (34, с. 52).
Благотворительность, добровольчество
было уделом не только людей из высшего
света. История донесла до нас много обычаев
самопомощи, бескорыстной поддержки ближнего
людьми простыми. Это и совместное строительство
нового дома, и сборы пожертвований на
строительство школ, больниц и храмов.
Благотворительность в целом относилась
к немногим сферам легальной гражданской
активности: до 1905 г. в Российской империи
не существовало органов представительной
власти и избирательного права, профессиональные
союзы и партии были запрещены, а различные
общества и ассоциации вызывали подозрение.
Благотворительность служила милосердию
и в то же время выражала гражданскую позицию
демократической интеллигенции, а потому
часто носила комплексный характер. Например,
в структуру Русского женского взаимно
благотворительного общества в начале
века входили курсы по обучению и профессиональной
подготовке женщин, бюро по приисканию
мест и занятий для женщин, совет по устройству
общежитии, юридическая комиссия. В 70-х
годах XIX века Высшие женские курсы на
общественных началах стали работать
в Москве, Казани, Киеве и Санкт-Петербурге.
За свою благотворительную деятельность
Русское женское взаимно благотворительное
общество получило золотую медаль в 1900 г.
на Всемирной выставке в Париже. В одной
из крупнейших московских благотворительных
организации «Обществе попечения нуждающихся
детей» добровольцы были сборщиками пожертвований
и посещали бедных. В Москве в 1894 году по
инициативе профессора МГУ Владимира
Ивановича Герье Московской Городской
Думой было организовано учреждение «Городских
попечительств о бедных». «Русские ведомости»
приводят слова Гарье: «Без общего и дружного
участия всех достаточных жителей столицы
Попечительства не будут в состоянии справиться
со своей задачей». На обязанности попечительства
была возложена задача по изучению потребностей
нуждающегося населения, сбору средств
и оказанию индивидуальной помощи. Уже
в 1899 году Циркуляр МВД рекомендовал «распространить
опыт Москвы в другие города». И таких
организаций было множество. На рубеже
XIX–XX века в России было 14854 благотворительных
учреждений, состоялось три съезда (1886,
1910, 1914 гг.) по вопросам общественного призрения
и частной благотворительности (34, с. 68).
Вот некоторые примеры добровольческой
активности, опираясь на которые можно
сказать, что благотворительность и добровольчество
не являются чем-то новым в нашей стране,
принесенным из-за рубежа.
Благотворительность
в Древней Руси
Началом благотворительной
деятельности в России принято считать
988 год – дату крещения Руси.
С принятием христианства с
одной из его основных заповедей – о любви
к ближнему – на Руси впервые заговорили
о призрении бедных, что тогда нашло свое
выражение в раздаче милостыни «сирым
и убогим».
Начальная русская летопись
гласила: «повелел всякому нищему и убогому
приходити на двор княжь и взимати всяку
потребу, питие и ядение».
Для неспособных к передвижению
еду развозили на повозках.
Отличительной чертой благотворительности
в допетровской Руси было то, что она состояла
главным образом в раздаче еды и одежды
(деньги раздавались реже), строительстве
жилья и оказании бесплатной медицинской
помощи. Часто накануне больших праздников
цари, переодевшись, посещали тюрьмы, больницы,
приюты, где раздавали милостыню.
Благотворительность, не рассчитанная
на общественное признание, воспринималась
как выражение христианской любви к ближнему.
Такая форма благотворительности,
связанная с личной инициативой князей,
царей была характерна для России вплоть
до середины XVI века, когда c чередой непрекращающихся
малых и больших войн число нуждающихся
постоянно росло и, в конце концов, благотворительность
перестала быть личным делом правителей,
а превратилась в заботу государства.
После Стоглавого собора 1551
года в России начался переход к системе
общественного призрения с дифференцированным
подходом к разным группам населения,
нуждающегося в помощи.
Благотворительность
Смутных времен
Царь Иван IV (Грозный) предпринял
ряд мер, направленных на узаконение благотворительности
в рамках государственной политики.
В те времена расходование средств
государственной казны, являвшейся одновременно
и царской казной, находилось практически
полностью в ведении правителя, и при отсутствии
какой-либо социальной политики любые
траты на помощь малоимущим слоям населения
вполне могли считаться благотворительностью.
Царь и сам раздавал деньги
нищим, вдовам и сиротам.
Петровские деяния
В 1712 году был обнародован указ
«Об учреждении во всех губерниях гошпиталей»,
в котором предписывалось «учинить гошпитали
для самых увечных, таких, которые ничем
работать не смогут, ни стеречь, также
и зело престарелых; также прокормление
младенцам, которые не от законных жен
рождены». Основным источником финансирования
всех этих учреждений при Петре были частные
пожертвования: царь для примера сам жертвовал
на эти цели до трети своего жалования.
Монахинь в монастырях обучали
ремеслам. Доходы от продаж отчислялись
на благотворительность. На эти же цели
шли штрафы, которым подвергались раскольники.
Эпоха реформ
XIX век стал переломным
в развитии благотворительности:
именно в пореформенной России
были изданы многочисленные законы
и установлены неписаные правила,
благодаря которым социальная политика
государства, общественная и частная благотворительность
приобрели очертания системы и получили
мощный импульс к развитию.
Одним из первых, в 1802 году под
эгидой императорской семьи, возникает
«Императорское Человеколюбивое общество»,
преследовавшее цели содержания учебно-воспитательных
заведений, больниц, приютов, а также помощи
бедным, инвалидам, погорельцам и переселенцам.
К концу XIX века социальная помощь
в России отличалась многообразием форм
и уровней: общественным призрением занимались
городские благотворительные общества,
деревенские, земства. В деревнях открывались
общества призрения для крестьян и ясли-приюты.
В городах была налажена система попечительства
о бедных. В рамках городского самоуправления
создавались специальные комитеты.
К концу XIX века благотворительность
в России стала настолько масштабным общественным
явлением, что в 1892 году была создана специальная
комиссия, в ведении которой были законодательные,
финансовые и даже сословные аспекты благотворительности.
Важнейшим итогом работы комиссии можно
считать обеспечение прозрачности благотворительной
деятельности в России, открытости и доступности
всей информации, включая финансовую,
для всех слоев общества.
С конца XIX века в стране устанавливается
общественный контроль над благотворительностью,
результатом чего явился рост доверия
в обществе к деятельности благотворителей
и, как следствие, новый небывалый рост
числа жертвователей.
ХХ век. Царская Россия
К началу XX века общественная
и частная благотворительность становится
в России явлением повсеместным, не на
словах, а на деле доказывая широту Великой
Русской Души. Музеи, библиотеки, школы,
картинные галереи, выставки – вот спектр
благотворительной деятельности русских
меценатов, фамилии которых навсегда вошли
в историю России: Третьяковы, Мамонтовы,
Бахрушины, Морозовы, Прохоровы, Щукины,
Найденовы, Боткины и многие другие (23,
с. 319).
1902 год
стал по истине знаковым для
Российской благотворительности: Савва Морозов жертвует 300 тысяч
рублей на постройку нового здания Московского
художественного театра (так тогда назывался
МХАТ), а его двоюродный брат Викула –
400 тысяч рублей на строительство детской
больницы, которая с тех пор носит название
«Морозовская». Именно в этом году было
сделано уникальное, самое крупное в мире
пожертвование. Речь идет о 20-ти миллионном
наследстве купца Г.Г. Солодовникова. Согласно
воле жертвователя, большая часть этой
огромной по тем временам суммы была потрачена
на устройство в Тверской, Архангельской,
Вологодской и Вятской губерниях земских
женских училищ, мужских и женских профессиональных
школ, а также создание родильного приюта
на 50 человек. Оставшиеся деньги пошли
на постройку в Москве домов с дешевыми
квартирами для малоимущих.