Духовная культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 20:08, доклад

Описание работы

Культура, это совокупность искусств, порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным объектам, заученных форм человеческого поведения и деятельности, приобретенных знаний, образцов самопознания и символических обозначений окружаещего мира.
Разделяют культуру на два вида:духовная и материальная. Материальная культура создается в процессе материального производства.

Файлы: 1 файл

Семестровая по культуре.doc

— 70.50 Кб (Скачать файл)

Введение.

 

Культура, это совокупность искусств, порядков и объектов, созданных  людьми в дополнение к природным  объектам, заученных форм человеческого  поведения и деятельности, приобретенных  знаний, образцов самопознания и символических  обозначений окружаещего мира.

Разделяют культуру на два  вида:духовная и материальная. Материальная культура создается в процессе материального производства. Ее продуктами становятся станки, оборудование, здания и т. д. Духовная культура включает в себя процесс духовного творчества и созданные при этом духовные ценности в виде музыки, картин, научных открытий, религиозных учений и т. п. Все элементы материальной и духовной культуры неразрывно связаны между собой. Материальная производственная деятельность человека лежит в основе его деятельности в других областях жизни; вместе с тем результаты его мыслительной деятельности материализуются, превращаются в материальные объекты — вещи, технические средства, произведения искусства и т. д. Знания о электронной технике - культура духовная, сама техника культура материальная. Из этого можно сделать вывод: культура является существенной характеристикой жизни общества, и, следовательно, она неотделима от человека как социального существа. Биологически человеку дается лишь организм, обладающий определенным строением, задатками, функциями. В процессе жизнедеятельности человек формируется как культурно-историческое существо. Его человеческие качества есть результат усвоения им языка, приобщения к существующим в обществе нормам, ценностям, традициям, овладения им присущими данной культуре приемами и навыками деятельности и т. д.

Цель работы рассмотреть материальную и духовную культуру шахтеров. Выявить особенности духовной культуры шахтеров. Охарактеризовать основные элементы культуры.

Актуальность проблемы заключается в том, что шахтеры это ячейка общества чаще всего не имеющая высшего образования (в это число не входят начальники и их заместители), работа заключается в основном в физическом труде.Они люди трудной профессии, забивать голову духовной культурой в принципе не стремятся, если учесть то, что эта культура наиболее чувствительная, неутилитарная, поэтому она считается в обществе обузой и не имеет ни какого смысла. Следовательно, при социальных катаклизмах страдает именно духовная культура, так как от ее нет пользы, в отличие от культуры технической. Это сильно бьет по культуре в целом.

 Но все-таки не большая часть этого рабочего класса, сталкивается с не достаточным количеством времени, а иногда и его полным отсутствием. Что не дает возможности развивать свою духовную жизнь, имея желание. При таком уровне  происходит обескультуривание, что приводит к деградации общества в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Взаимосвязь материальной и духовной культуры их элементы и характеристики.

Духовная культура считается одной из сторон общей культуры человечества, противостоит с культурой материальной. Если под материальной культурой понимается предметно-физический мир культуры (т.е средства труда, жилище, одежда, обработанные руками человека природные вещества и объекты), то в качестве культуры духовной выступают те явления, которые связаны с сознанием, с интеллектуальной, а также с эмоционально-психологической деятельностью человека — язык, обычаи и нравы, верования, знания, искусство и т.п. Такое понимание термина духовной культуры пришло в отечественную практику из немецкой литературы в XIX в. 

Э.Тайлор в своей работе “Первобытная культура” в одном случае перечисляет промышленную, умственную, политическую область культуры, в других —четко подразделяет культуру на две части — “материальную” и “умственную”, подразумевая под последней идеи, обычаи, мифы, воззрения и верования.

Отечественные философы, социальные аналитики в дореволюционный период, а также в послереволюционные годы в зарубежном изгнании широко обращаются к понятию “Духовная культура”. Оно тесно соотнесено с духовной основой общественного бытия. В работах русских авторов c XIX до первой половины XX вв., термин переплетается с такими понятиями, как “духовная жизнь”, “сфера духа”, “духовное обновление” и др. Во всех указанных понятиях сфера и сущность духовного связывается с объективной, надиндивидуальной реальностью, которая одновременно укоренена также в сердце человека, открываясь ему через внутренние усилия и мистический опыт. Это  реальность добра, красоты, истины и в конечном итоге реальность Бога. Такое понимание природы духовного позволяет дифференцировать его не только на фоне материальных, но и на фоне социальных аспектов культуры, признавая вместе с тем, что материальное и социальное выступают как бы внешним выражением и воплощением духовного.

Отечественая научно-филосовская мысль советского периода демонстрирует несколько этапов освоения понятия духовной культуры. На первых порах развития советской науки и философии акцент делался на преодолении идеалистичесгого характера явлений, все многообразие которой сводилось при этом к таким областям общественного сознания и практики, как образование, просвещение, искусство, наука, философия. В понимании этих феноменов духовной культуры наиболее важным считалось преодоление гегелевского подхода к ним как к проявлениям абсолютного духа. Это понятие долгий период времени оставалось в советской научно-философии литературе под подозрением, обращение к нему требовало непременного объяснения и оправдания его использования. Всякий раз необходимо было признать, что она рассматривается в качестве вторичного явления, зависимого от материального бытия. Именно материально-трудовая деятельность людей, обусловливающая историческое развитие человека, признавалась основой всей человеческой культуры.

В 60-70-е гг. в рамках советской общественно-научной и филоской мысли акцент переносится на сложность, многообразие проявлений и творческий потенциал духовной культуры. В отечественом обществознании в ходе дискуссий активно переосмысляются такие понятия, как “сознание”, “идеальное”, “мышление”, “психика”, “культура”; происходят сдвиги в понимании ряда фундаментальных филоских категорий, относящихся к сознанию. Постепенно понятие духовная культура получает все права “гражданства” в советской науке. Анализ позволяет раскрыть его сложное внутреннее строение, а сам феномен определить как явление, развивающееся в рамках общественно - группового, а также индивидуального сознания. Наряду с исследованиями анализируются такие явления, как “духовные процессы”, “духовные блага”, “духовное производство”, “духовная жизнь”. Допускается, что отдельные феномены культуры могут выполнять по отношению к материально-производственной деятельности опережающе-прогностическую функцию. В целом духовная культура выводится уже не столько непосредственно из материально-производств. деятельности, сколько рассматривается как имманентная сторона общественно-производственного организма, как функция общества в целом. Религиозная трактовка продолжает в этот период считаться узкой и недопустимой. Напротив, понимание понятия расширяется за счет привнесения в нее элементов политики, идеологии. В качестве общих, сближающих черт выступают такие признаки, как народность, коммунистичность, идейность, партийность, коллективизм, гуманизм, интернационализм, патриотизм, обеспечение культурной преемственности и возможности духовного творчества.

Советская социальная и гуманитарно-филоская мысль могла обращаться к результатам исследований заподных авторов в осном в критическом ключе. Только через критику отечественная аудитория имела возможность составить определение, далеко не полное представление, в каком направлении шел анализ проблем, обозначенных тематикойдуховной культуры в западной культурологии, социальной и культурной антропологии. Через подобное опосредствованное влияние зарубежной научной мысли в советских социальных науках (психологии, социологии, педагогике, теории пропаганды и др.) разрабатывается понимание сложной структуры феноменов которые содержат различные аспекты умственной и психологической деятельности человека.

К этому периоду в рамках зарубежной мысли использование понятия  К.д. сводится на нет. Здесь противопоставление понятий “культура материальная”  и духовная культура теряет свою остроту. Признается, что онтология культуры базируется на материальной, социальной и ценностно-смысловой основе.

Таким образом духовный аспект в зарубежной культурологии, в социальной и культурной антропологии оказался репродуцированным к ценностно-смысловым, информационно-познавательным аспектам культуры. Этот аспект исследуется в разных направлениях и с разных познават. позиций — признания наличия объективированного знания, научного объяснения, с позиций мифологии, религии или какого-либо иного типа ценностного сознания, как установка на действие и т.п.

В настоящее время отечественная социальная и филосовская аналитика продолжает широко обращаться к понятию духовная культура. Однако содержание и смысловой объем этого понятия в некоторых важных аспектах продолжают оставаться такими, какими они формировались в советский период. Хотя современные авторы уже не связывают его понимание с политико-идеологи элементами, а скорее склоняются к тому, чтобы наделить духовную культуру  нравственным, а порой и религиозным содержанием, это понятие остается в отечественной научной практике достаточно размытым, оно заметно отличается от того, что понимали под духовной культурой Франк, Ильин, Федотов, Степун и другие аналитики русской культуры дореволюционного и послереволюционного времени.

Наконец, в отечественной научной практике заметно выступает стремление добиться освоения аналитического аппарата современной зарубежной культурологии, отказавшись, в частности, от использования духовной культуры и сходных с ним понятий как от устаревших или неточных. В настоящее время ряд отечественных авторов даже в учебных материалах по культурологии не прибегают к понятию культуры духовной, раскрывая ее тематизм посредством более эксплицитных понятий и аналитических процедур (образ мышления, ментальность, понимание, идеалы и ценности).

Духовная культура обладает некоторыми важными чертами, отличающими ее от других областей культуры.

1. В отличие от технологической  и социальной культуры духовная  культура неутилитарна. Это наиболее  отдаленный от практики лик культуры. Духовная культура по сути своей бескорыстна. Она нужна людям, прежде всего, сама по себе, а не ради решения каких-либо внешних по отношению к ней утилитарных задач (что, конечно, не исключает возможности пользоваться ее достижениями в практических целях). Религиозные убеждения верующих, например, нередко превращаются общественными деятелями в средство решения политических или каких-то иных практически важных задач, но нельзя сказать, что ради этого люди веруют в Бога.

2. В духовной культуре  человек по сравнению с другими  областями культуры получает  наибольшую свободу творчества. Здесь разум человека, не связанный утилитарными соображениями и практической необходимостью, способен оторваться от действительности и унестись от нее на крыльях фантазии. Свобода творчества проявляется уже в древних мифах. Немалую роль она играет и в любой религии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Духовная культура шахтеров

В настоящее время  культура шахтеров развита не достаточно хорошо. Организация пытается дать своим подчиненым почву, для культурно-духовной жизни, но то что они делают, это  маленькая часть, не способная изменить сознание людей.

В большинства своем  этот рабочий класс, основывает свое мировозрение на материальных вещах. Считается, что в данный момент, в таком  положении страны и в мире, оно  носит главенствующий характер. О  культурной жизни в таком обществе не может идти и речи. Если разобраться, эта проблема носит глубокий характер. Общество культурно нищенствует. Существует понятие о том, что духовная культура — наиболее чувствительная, наиболее чутко реагирующая на внешние воздействия область культуры. Она способна улавливать малейшие изменения в жизни людей и отзываться на них изменениями в себе. Поэтому она находится в постоянном напряжении и движении. Чувствительность, отзывчивость делает ее самой уязвимой, самой ранимой областью культуры. Из-за ее непрактичности, неутилитарности шахтеры в трудных жизненных обстоятельствах начинают видеть в ней ненужную обузу, самую никчемную часть культуры. Ведь технологическая и социальная культура хоть в чем-то приносит практическую пользу. Ее беззастенчиво третируют и попирают, выбрасывают ее из своих душ и голов, как бесполезную рухлядь. Вот почему духовная культура больше всего страдает при социальных катаклизмах. Они наносят ей больший ущерб, чем другим областям культуры.

Духовная культура нуждается  в заботе и поддержке общества, сохранение и развитие ее требует от него усилий. Чего она не получает, шахтеры перестают ею интересоваться, она утрачивает внутреннее напряжение и движение, отступает на полки библиотек и в музейные запасники, покрывается там пылью и превращается в забытую, мертвую культуру. За счет чего снижаются нравственные показатели общества. Происходит деградация мыслительного процесса, и шахтеры становятся рабами своего дела. Т. е легкоуправляемый тоталитарный класс людей. В ходе чего теряется моральный облик человека.

Во многом теряются нравственные ценности, такие как любовь к «малой родине», взаимопомощь, милосердие. По существу культура начинает утрачивать функции социальной регуляции и духовно- нравственного самоопределения человека, приближаясь к состоянию аномии, т.е. отсутствием норм поведения, лишением функциональности. Ценности и нормы, составляющие нравственную вертикаль и ядро духовной культуры, сегодня неустойчивы, расплывчаты, противоречивы.

Снижение показателей  духовной жизни рабочего класса, в данном случае шахтеры, в какой-то мере происходит за счет изменения общественного статуса. Сегодня на передний план жизни выдвинулись относительно слабо развитые в личностном отношении слои населения. Это вызывает особую тревогу.

Удаление шахтеров от духовной культуры. Этому во многом способствует кризис системы образования, политика средств массовой информации, которые внедряют в сознание в качестве нормы безнравственность, насилие, пренебрежительное отношение к профессии, труду, к браку, семье. Растет разочарование в демократических идеалах и ценностях, усиливается настроение безнадежности, неверия в возможность решения социально-политических вопросов. Несоответствие декларируемого приоритета общечеловеческих ценностей и реальной жизни ведет к разрушению нравственных оснований, правовому беспределу.

Информация о работе Духовная культура