Духовная жизнь страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 21:25, реферат

Описание работы

В этот период советские люди почувствовали себя более свободными, чем раньше. Впервые в Москве в 1957 был проведен Международный фестиваль молодежи и студентов, во время которого советские люди могли свободно общаться с гостями из зарубежных стран. Несмотря на то что критиковать политику КПСС и ее лидеров было по-прежнему запрещено, в обществе шли споры между сталинистами и антисталинистами. Велись дискуссии между «физиками» (технократами) и «лириками» (гуманитариями). Сторонники различных мнений публиковали статьи в «толстых» журналах по актуальным вопросам (а иногда и очень острым) политической и интеллектуальной жизни страны.

Файлы: 1 файл

Духовная жизнь страны.docx

— 17.12 Кб (Скачать файл)

Духовная жизнь страны

В этот период советские люди почувствовали  себя более свободными, чем раньше. Впервые в Москве в 1957 был проведен Международный фестиваль молодежи и студентов, во время которого советские люди могли свободно общаться с гостями из зарубежных стран. Несмотря на то что критиковать политику КПСС и ее лидеров было по-прежнему запрещено, в обществе шли споры между сталинистами и антисталинистами. Велись дискуссии между «физиками» (технократами) и «лириками» (гуманитариями). Сторонники различных мнений публиковали статьи в «толстых» журналах по актуальным вопросам (а иногда и очень острым) политической и интеллектуальной жизни страны. Антисталинские позиции занимали редакции журналов «Новый мир» (во главе с А. Т. Твардовским (см. ТВАРДОВСКИЙ Александр Трифонович)), «Юность» (здесь печатались «шестидесятники» Е. А. Евтушенко (см. ЕВТУШЕНКО Евгений Александрович), Р. И. Рождественский (см. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Роберт Иванович), А. А. Вознесенский (см. ВОЗНЕСЕНСКИЙ Андрей Андреевич), В. П. Аксенов (см. АКСЕНОВ Василий Павлович), Б. А. Ахмадулина (см. АХМАДУЛИНА Белла)). Авторы-охранители, считавшие «оттепель» вредным отклонением от курса на строительство коммунизма, публиковались преимущественно в журналах «Октябрь» и «Знамя».

В 1956 открылся (преодолев многочисленные партийные и бюрократические  препоны) театр-студия «Современник» (см. МОСКОВСКИЙ ТЕАТР СОВРЕМЕННИК) , который отражал общественные настроения периода «оттепели» (спектакли «Вечно живые» В. С. Розова (см. РОЗОВ Виктор Сергеевич), «Назначение» А. М. Володина (см. ВОЛОДИН Александр Моисеевич) и др.).

В конце 1950— начале 1960-е гг. на экран  вышли фильмы, героями которых были живые люди, а не ходульные персонажи — строители коммунизма, особенно это проявилось в правдивых фильмах о войне «Летят журавли» (1957, М. К. Калатозова (см. КАЛАТОЗОВ Михаил Константинович)) , «Баллада о солдате» (1959, Г. Н. Чухрая (см. ЧУХРАЙ Григорий Наумович)), «Иваново детство» (1962, А. А. Тарковского (см. ТАРКОВСКИЙ Андрей Арсеньевич)), в проблемном фильме о советских ученых М. И. Ромма (см. РОММ Михаил Ильич) «Девять дней одного года » (1962), а в фильме М. М. Хуциева (см. ХУЦИЕВ Марлен Мартынович) «Застава Ильича» была предпринята попытка переосмыслить недавнее прошлое, но режиссер позволил себе выйти за рамки дозволенного, и в результате картина была запрещена.

Однако участники споров того времени, как правило, не выходили за рамки  коммунистических идей государственного социализма в его более тоталитарной или более демократической модификациях. Попытки даже известных писателей выйти за эти рамки считались недопустимыми. Так, в 1957 на Западе был опубликован роман Б. Л. Пастернака (см. ПАСТЕРНАК Борис Леонидович) «Доктор Живаго» (одновременно был принят к публикации в «Новом мире», но не напечатан), который описывал события революции и Гражданской войны с общечеловеческих, а небольшевистских позиций. В 1958 Пастернак был удостоен Нобелевской премии (в основном за роман «Доктор Живаго»). В СССР Пастернак был объявлен антисоветчиком, началась его травля, под давлением властей он был вынужден отказаться от премии. Вскоре он заболел и безвременно ушел из жизни.

В то же время осуждение Сталина  позволяло публиковать произведения, которые показывали коммунистический режим с самой неприглядной стороны. Так, в «Новом мире » (благодаря настойчивости  его главного редактора Твардовского) был опубликован рассказ бывшего  заключенного А. И. Солженицына (см. СОЛЖЕНИЦЫН Александр Исаевич) «Один день Ивана  Денисовича» (о жизни в сталинских лагерях). Этот рассказ, шокирующий своей  жестокой правдой, буквально взорвал  общество, в одночасье сделав никому не известного автора знаменитым.

Если те или иные мнения не удавалось  довести до читателей в официальных  советских изданиях, то оппозиционно настроенные граждане прибегали  к «самиздату». Их издатели преследовались властями. В 1960 А. И. Гинзбург (см. ГИНЗБУРГ Александр Ильич) был арестован  за выпуск самиздатовского журнала  «Синтаксис». Всего за антисоветскую  пропаганду в 1959—1962 гг. было арестовано КГБ 1601 человек (в брежневские 1967—1970 гг. — 381 человек).

Несмотря на жесткий идеологический контроль, формировалось общественное мнение, культура политических дискуссий, различные идеологические течения  — начался процесс формирования гражданского общества. Возникли такие  общественные течения, как педагоги-коммунары, дружины охраны природы, движение авторской  песни.

В 1962 Хрущев решил поставить под  более жесткий контроль «разболтавшихся» писателей и художников, которые  требовали большей свободы творчества. На встрече с деятелями культуры он подверг некоторых из них резкой критике. Посетив выставку новых  произведений изобразительного искусства  в Манеже в декабре 1962, Хрущев обнаружил  там картины и скульптуры, выполненные  в стиле абстракционизма, модном на Западе. Хрущев, который не разбирался в современном искусстве, был  разгневан, решив, что художники  издеваются над зрителями и зря  проедают народные деньги. В своем  осуждении он дошел до прямого  оскорбления. В результате многим участникам выставки запретили выставляться, лишили заработка (ни одно издательство не принимало  их работы даже в качестве иллюстраций). В среде интеллигенции такая реакция вызвала резкое недовольство, начали быстро распространяться критические мнения о нем самом и его политике, появилось множество анекдотов.


Информация о работе Духовная жизнь страны