Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 21:25, реферат
В этот период советские люди почувствовали себя более свободными, чем раньше. Впервые в Москве в 1957 был проведен Международный фестиваль молодежи и студентов, во время которого советские люди могли свободно общаться с гостями из зарубежных стран. Несмотря на то что критиковать политику КПСС и ее лидеров было по-прежнему запрещено, в обществе шли споры между сталинистами и антисталинистами. Велись дискуссии между «физиками» (технократами) и «лириками» (гуманитариями). Сторонники различных мнений публиковали статьи в «толстых» журналах по актуальным вопросам (а иногда и очень острым) политической и интеллектуальной жизни страны.
Духовная жизнь страны
В этот период советские люди почувствовали себя более свободными, чем раньше. Впервые в Москве в 1957 был проведен Международный фестиваль молодежи и студентов, во время которого советские люди могли свободно общаться с гостями из зарубежных стран. Несмотря на то что критиковать политику КПСС и ее лидеров было по-прежнему запрещено, в обществе шли споры между сталинистами и антисталинистами. Велись дискуссии между «физиками» (технократами) и «лириками» (гуманитариями). Сторонники различных мнений публиковали статьи в «толстых» журналах по актуальным вопросам (а иногда и очень острым) политической и интеллектуальной жизни страны. Антисталинские позиции занимали редакции журналов «Новый мир» (во главе с А. Т. Твардовским (см. ТВАРДОВСКИЙ Александр Трифонович)), «Юность» (здесь печатались «шестидесятники» Е. А. Евтушенко (см. ЕВТУШЕНКО Евгений Александрович), Р. И. Рождественский (см. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Роберт Иванович), А. А. Вознесенский (см. ВОЗНЕСЕНСКИЙ Андрей Андреевич), В. П. Аксенов (см. АКСЕНОВ Василий Павлович), Б. А. Ахмадулина (см. АХМАДУЛИНА Белла)). Авторы-охранители, считавшие «оттепель» вредным отклонением от курса на строительство коммунизма, публиковались преимущественно в журналах «Октябрь» и «Знамя».
В 1956 открылся (преодолев многочисленные партийные и бюрократические препоны) театр-студия «Современник» (см. МОСКОВСКИЙ ТЕАТР СОВРЕМЕННИК) , который отражал общественные настроения периода «оттепели» (спектакли «Вечно живые» В. С. Розова (см. РОЗОВ Виктор Сергеевич), «Назначение» А. М. Володина (см. ВОЛОДИН Александр Моисеевич) и др.).
В конце 1950— начале 1960-е гг. на экран вышли фильмы, героями которых были живые люди, а не ходульные персонажи — строители коммунизма, особенно это проявилось в правдивых фильмах о войне «Летят журавли» (1957, М. К. Калатозова (см. КАЛАТОЗОВ Михаил Константинович)) , «Баллада о солдате» (1959, Г. Н. Чухрая (см. ЧУХРАЙ Григорий Наумович)), «Иваново детство» (1962, А. А. Тарковского (см. ТАРКОВСКИЙ Андрей Арсеньевич)), в проблемном фильме о советских ученых М. И. Ромма (см. РОММ Михаил Ильич) «Девять дней одного года » (1962), а в фильме М. М. Хуциева (см. ХУЦИЕВ Марлен Мартынович) «Застава Ильича» была предпринята попытка переосмыслить недавнее прошлое, но режиссер позволил себе выйти за рамки дозволенного, и в результате картина была запрещена.
Однако участники споров того времени,
как правило, не выходили за рамки
коммунистических идей государственного
социализма в его более тоталитарной
или более демократической
В то же время осуждение Сталина
позволяло публиковать
Если те или иные мнения не удавалось довести до читателей в официальных советских изданиях, то оппозиционно настроенные граждане прибегали к «самиздату». Их издатели преследовались властями. В 1960 А. И. Гинзбург (см. ГИНЗБУРГ Александр Ильич) был арестован за выпуск самиздатовского журнала «Синтаксис». Всего за антисоветскую пропаганду в 1959—1962 гг. было арестовано КГБ 1601 человек (в брежневские 1967—1970 гг. — 381 человек).
Несмотря на жесткий идеологический контроль, формировалось общественное мнение, культура политических дискуссий, различные идеологические течения — начался процесс формирования гражданского общества. Возникли такие общественные течения, как педагоги-коммунары, дружины охраны природы, движение авторской песни.
В 1962 Хрущев решил поставить под
более жесткий контроль «разболтавшихся»
писателей и художников, которые
требовали большей свободы