Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 16:32, реферат
«Всякая мифология идеологична, всякая идеология мифологична» [4, С.128-129]. В этом высказывании проявляется диалектика общественного сознания. Социальная сущность идеологии состоит в том, что она не просто формирует и организует сознание людей, а в том, что идеология создает и навязывает людям определенные стереотипы или мифы сознания, которые проявляются в стереотипах поведения [3, C.530].
Конечно на раннем этапе развития постсоветской России некоторые политические мифы, а именно «свобода личности», «права человека», «демократия», «представляли и представляют для общества устойчивый интерес именно в своем политико-мифологическом качестве, в котором они способны конструктивно влиять на течение политического процесса» [7, C.31]. Тем самым необходимо было заполнить то идеологический вакуум, который образовался в 90-е годы ХХ столетия.
Евгений Прокофьев. Взаимосвязь политической мифологии и политиче-ской идеологии
«Всякая мифология идеологична,
всякая идеология мифологична» [4, С.128-129].
В этом высказывании проявляется
диалектика общественного сознания.
Социальная сущность идеологии состоит
в том, что она не просто формирует
и организует сознание людей, а в
том, что идеология создает и
навязывает людям определенные стереотипы
или мифы сознания, которые проявляются
в стереотипах поведения [3, C.530].
Конечно на раннем этапе развития постсоветской
России некоторые политические мифы, а
именно «свобода личности», «права человека»,
«демократия», «представляли и представляют
для общества устойчивый интерес именно
в своем политико-мифологическом качестве,
в котором они способны конструктивно
влиять на течение политического процесса»
[7, C.31]. Тем самым необходимо было заполнить
то идеологический вакуум, который образовался
в 90-е годы ХХ столетия.
На каких основаниях можно говорить о
взаимосвязи политической мифологии с
политической идеологией. Так в энциклопедическом
словаре «Политология» понятие «идеология»
- более широкое по объему, чем политическая
мифология, которая является составной
частью идеологии. Там же дается и определение
идеологии – это «совокупность общественных
теорий, взглядов, которые отражают и оценивают
социальную действительность с точки
зрения интересов определенных классов,
разрабатываются, как правило идейными
представителями этих классов и направлены
на утверждение либо изменении, преобразовании
существующих социальных отношений» [5,
C.113-114].
В этом же справочном издании дается определение
и политической мифологии, которая является
«мифологическим сознанием, эмоционально
окрашенным, чувственным представлением
о политической действительности, замещающее
и вытесняющее реальное представлении
о ней и ее подлинное знание… миф формирует
определенное мироощущение, психологические
и идеологические установки, обладающие
стойкостью предрассудка» [5, C.183-184].
Идеология поставляет мифу строительные
элементы и «схемы» мифологических конструкций
[6, C.19].
При политологическом исследовании политического
процесса политические мифы также могут
выступать в качестве источника для политической
идеологии. И однозначно определить, что
первично, и что вторично достаточно сложно
поскольку, этот процесс взаимосвязан
и взаимообусловлен. Эта трудность обусловлена
также и тем, что политический процесс
представляет собой определенное единство
как объективных условий, так и субъективного
фактора, а отсюда имеет место и вариативность
этого процесса.
Например, Шестов Н.И. в своем исследовании
политической мифологии выделяет несколько
возможных вариантов характеризующих
общую ситуацию в современном российском
массовом политическом сознании:
1. прежнюю коммунистическую идеологию
заменила новая, более современная, либеральная
идеология;
2. прежнюю коммунистическую мифологию
заменила нормальная идеология цивилизованного
индустриального общества [7, C.97].
3. называется и другой вариант, что в современном
массовом политическом сознании российского
общества одна – коммунистическая мифологическая
конструкция заменена другой мифологической
конструкцией – либерально-буржуазной
[1, C.27-39].
Но возможен и другой вариант, когда формируется
политико-мифологический комплекс, в котором
определенные стереотипы, получая одобрение
со стороны политических институтов, приобретают
статус идеологии [7, C.97], которые в свою
очередь, должны получить одобрение и
поддержку со стороны большинства народа,
и тогда они становятся «материальной
силой».
Таким образом создание очередных идеологем
имеющих мифологический характер, являются
столь же актуальными и необходимыми в
политической жизни современного российского
общества, как и во всей истории развития
России. Так как политическая мифология
и политическая идеология являются определенным
средством воздействия на массовое сознание
народа, с помощью которого можно решать
насущные проблемы, стоящие перед обществом
и государством.
Мифы и политические идеи можно рассматривать
и как определенный идеал общественной
жизни, общественного устройства государства,
своеобразную мечту, к которой стремится
приблизиться человек. Но политический
миф или политический идеал может выступать
и как вечное движение, как стремление
к чему-то.
В качестве возможного варианта очередного
политического мифа в философской и политологической
литературе рассматривается осуществление
«творческого синтеза либерализма и социализма
в его социально-демократической форме
на базе обновленной русской идеи, внутри
которой лозунг восстановления российской
государственности и правового строя
объединится с ценностями православия,
соборности и земства» [2, C.82].
Такой предлагаемый политический миф
как элемент политической мифологии взаимосвязан
с либеральной, социалистической и консервативной
политическими идеологиями. Насколько
он реализуется и сможет ли осуществиться
в России, будет зависеть как от объективных
условий, так и субъективных факторов.
Литература.
1. Айзатулин Т.А., Кара-Мурза С.Г., Тугаринов
И.А. Идеологическое влияние евроцентризма
(Социалогические исследования , 1995. №
4.
2. Гуторов В. Современная российская идеология
как система и политическая реальность.
Методологические аспекты // Полис. 2001,
№ 3.
3. Зиновьев А. А. Русская трагедия. М.: Издательство
Алгоритм, Издательство Эксмо, 2005.
4. Пивоев В. М. Миф в системе культуры. Петрозаводск,
1991.
5. Политология. Энциклопедический словарь.
М., 1993.
6. Прохоров И.А. Социальные гнесеологические
корни современных мифов, их природа и
функции: Автореф. дис. канд. филос. наук,
МГУ. М., 1983.
7. Шестов Н.И. Политический миф теперь
и прежде. М.: Олма- Пресс. 2005.
Евгений Прокофьев. Взаимосвязь политической
мифологии и политической идеологии как
важный фактор общественной жизни современного
российского общества// символические
парадигмы модернизации культурного пространства:
Материалы Всерос. науч. конф. 10-11 октября
2006 г. / НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий
Новгород, 2006. С.137-139.
Информация о работе Евгений Прокофьев. Взаимосвязь политической мифологии и политической идеологии