Фактор среды в формировании личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 14:35, реферат

Описание работы

Формирование личности осуществляется в процессах социализации индивидов и направленного воспитания: освоения ими социальных норм и функций (социальных ролей) посредством овладения многообразными видами и формами деятельности. Богатство которых определяет богатство личности. Отчуждение тех или иных присущих целостному родовому человеку видов и форм деятельности (вследствие общественного разделения труда, закрепляемого в классово-антагонистическом обществе его социальной структурой) обусловливает формирование односторонне развитой личности, которая воспринимает собственную деятельность как несвободную, навязанную извне, чуждую

Содержание работы

ГЛАВА I. ЛИЧНОСТЬ 3
ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ПОД ВЛИЯНИЕМ
ФАКТОРОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 5
ЛИТЕРАТУРА 11

Файлы: 1 файл

Дементьева.фактор среды в равитии личности.doc

— 56.00 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Академия экологии, морской  биологии и биотехнологии

Отделение экологии

Кафедра общей  экологии

 

 

 

 

Жук Александра Евгеньевна

ФАКТОР СРЕДЫ  В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ

Реферат

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Владивосток

2006

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ГЛАВА I. ЛИЧНОСТЬ                                                            3 

ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ПОД ВЛИЯНИЕМ

ФАКТОРОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ                             5 

ЛИТЕРАТУРА              11 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I

ЛИЧНОСТЬ

 

Личность  - это  устойчивая  система  социально  значимых  черт,  которые  характеризуют  индивида, продукт общественного  развития  и  включения  индивидов  в  систему  социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения. Свойства личности -  это то,  что  сближает  индивидов  в  силу  общности  исторически и социально обусловленных особенностей их жизнедеятельности. Индивид становится личностью  в  процессе освоения  социальных  функций   и   развития   самосознания, т. е. осознания  своей самотождественности и неповторимости как  субъекта  деятельности  и  индивидуальности,  но именно в  качестве  члена  общества.  Стремление  к  слиянию  с  социальной  общностью  (к идентификации  с  нею)  и  вместе  с  тем – к   обособлению,   проявлению   творческой индивидуальности  делает  личность  и  продуктом, и   субъектом   социальных   отношений и социального развития одновременно.

Формирование  личности  осуществляется  в процессах   социализации   индивидов и направленного воспитания: освоения  ими  социальных  норм  и  функций  (социальных  ролей) посредством овладения многообразными видами и формами  деятельности. Богатство которых определяет богатство личности.  Отчуждение  тех  или  иных  присущих  целостному  родовому человеку  видов  и  форм  деятельности   (вследствие   общественного   разделения   труда, закрепляемого   в   классово-антагонистическом   обществе   его   социальной   структурой) обусловливает  формирование   односторонне   развитой   личности,   которая   воспринимает собственную деятельность как несвободную, навязанную извне, чуждую.  Напротив,  присвоение всей целостности исторически сложившихся видов и  форм деятельности  каждым  индивидом в обществе, лишенном  классово-антагонистических противоречий, - непременная предпосылка всестороннего и гармонического  развития   личности.   Помимо   общественных,   личность приобретает черты, вытекающие из специфики  условий  жизнедеятельности  особых  социальных общностей,   членами   которых   являются   индивиды,   т.   е.   классовых,    социально-профессиональных,  национально-этнических,  социально-территориальных  и   половозрастных. Освоение  черт,  присущих  этим  многообразным  общностям,  а  также   социальных   ролей, выполняемых  индивидами  в  групповой  и  коллективной  деятельности,  с  одной   стороны, выражается в социально-типических проявлениях поведения и сознания, а  с  другой  стороны, придает личности  неповторимую  индивидуальность,  так как эти социально обусловленные качества структурируются в устойчивую  целостность на  основе  психофизических свойств субъекта. В качестве  субъекта  социальных  отношений личность  характеризует   активная   творческая деятельность, которая, однако, становится возможной  и  продуктивной  благодаря  овладению унаследованной от предшествующих поколений культурой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ПОД  ВЛИЯНИЕМ ФАКТОРОВ СРЕДЫ

 

Формирование личности человека - это последовательное изменение и усложнение системы отношений к окружающему миру, природе, труду, другим людям и к себе. Оно происходит на протяжении всей его жизни. Особенно важен при этом детский и юношеский возраст. Развитие человека - очень сложный процесс. Оно происходит под влиянием как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму. К внешним факторам относятся прежде всего окружающая человека естественная и социальная среда, а также специальная целенаправленная деятельность по формированию у детей определенных качеств личности (воспитание); к внутренним- биологические, наследственные факторы. Развитие ребенка - не только сложный, но и противоречивый процесс - означает превращение его из биологического индивида в социальное существо- личность.

Человеческая личность формируется  и развивается в деятельности и общении. В процессе развития ребенок  вовлекается в различные виды деятельности (игровую, трудовую, учебную, спортивную и др.) и вступает в общение (с родителями, сверстниками, посторонними людьми и пр.), проявляя при этом присущую ему активность, это содействует приобретению им особого социального опыта. Для нормального развития ребенка с самого его рождения, огромное значение имеет общение. Только в процессе общения ребенок может освоить человеческую речь, которая, в свою очередь, играет ведущую роль в деятельности ребенка и в познании и освоении им окружающего мира. Ведущие черты личности развиваются в результате внешнего влияния на личность, ее внутренний мир.

Развитие человека - это  процесс количественного и качественного  изменения, исчезновения старого и  возникновения нового, источник и  движущие силы которого скрыты в противоречивом взаимодействии как природных, так и социальных сторон личности.

Природная сторона человека развивается  и изменяется на протяжении всей его  жизни. Эти развития и изменения  носят возрастной характер. Источник социального развития личности находится  во взаимодействии личности и общества.

На формирование личности влияют три  фактора: воспитание, социальная среда  и наследственные задатки.

Воспитание рассматривается педагогикой  как ведущий фактор, так как  это специально организованная система  воздействия на подрастающего человека для передачи накопленного общественного опыта.

Социальная среда имеет преимущественное значение в развитии личности: уровень  развития производства и характер общественных отношений определяют характер деятельности и мировоззрение людей.

Задатки - особые анатомо-физиологические предпосылки способностей к разным видам деятельности. Наука о законах наследственности - генетика - полагает наличие у людей сотни различных задатков - от абсолютного слуха, исключительной зрительной памяти, молниеносной реакции до редкой математической и художественной одаренности. Но сами по себе задатки еще не обеспечивают способностей и высоких результатов деятельности. Лишь в процессе воспитания и обучения, общественной жизни и деятельности, усвоения знаний и умений у человека на основе задатков формируются способности. Задатки могут реализоваться лишь при взаимодействии организма с окружающей социальной и природной средой.

Новорожденный несет  в себе комплекс генов не только своих родителей,  но и их отдаленных предков, то есть имеет свой, только ему присущий богатейший наследственный фонд или наследственно предопределенную биологическую программу, благодаря которой возникают и развиваются его индивидуальные качества. Эта программа закономерно и гармонично претворяется в жизнь, если, с одной стороны, в основе биологических процессов лежат достаточно качественные наследственные факторы, а с другой, внешняя среда обеспечивает растущий организм всем необходимым для реализации наследственного начала.

Приобретенные в течение  жизни навыки и свойства не передаются по наследству, наукой не выявлено также  особых генов одаренности, однако каждый родившийся ребенок обладает громадным  арсеналом задатков, раннее развитие и формирование, которых зависит  от социальной структуры общества, от условий воспитания и обучения, забот и усилий родителей и желания самого маленького человека.

На любом этапе своего развития человек является природным  существом, а потому подчиняется  биологическим закономерностям. Но если, биологическое, природное, есть и в человеке, и в животном, то в обоих случаях оно существенно разнится, поскольку биология человека неразрывно связана с социальными условиями, сложившимися в процессе развития человечества как результат общения между людьми. Среда человека имеет всегда социальный характер и оказывает наиболее влияние на растущий и развивающийся организм ребенка. Особенно активно можно воздействовать на организм ребенка с помощью таких социально управляемых факторов, как воспитание в семье и детском коллективе, соблюдение режима, рациональное питание, адекватные физические нагрузки, физкультура, закаливающие процедуры и так далее. Правильное использование перечисленных факторов может обеспечить физическое и духовное развитие ребенка и способствовать коррекции многих дефектов генетического характера.  

Социальное и биологическое  в человеке - не две параллельные независимые друг от друга составляющие. В каждой личности они настолько  тесно переплетены и взаимообусловлены, что исследователи в основе развития ребенка выделяют два важнейших фактора - наследственность и среду, которые являются и источниками, и условиями развития.

 В ходе эволюции  человека, в процессе трудовой  деятельности совершенствовалось  не только его тело, но и  прежде всего кора головного мозга и центральная нервная система в целом. Человеческие особенности головного мозга закреплялись в генетическом материале и передавались по наследству. Однако психическое развитие человека как личности и сейчас возможно лишь в процессе воспитания, путем повседневного привития ребенку чисто человеческих навыков. Если человеческое дитя даже с самыми “ лучшими” структурными особенностями мозга попадает в условия изоляции от человеческого общества, то развитие его как личности прекращается. Это многократно подтверждено в случаях, когда дети раннего возраста попадали в стаи диких животных или подвергались искусственной изоляции. Психическое развитие ребенка как человеческой личности возможно лишь в окружении других людей при активном и пассивном обучении поведенческим навыкам.

Развитие социального  поведения ребенка происходит в  процессе воспитания. В первые полгода  жизни все новое он усваивает  в полном смысле слова с молоком  матери. Ибо пищевой безусловный  рефлекс способствует закреплению  первых условных рефлексов. Дети, вскармливаемые материнским молоком и имеющие непосредственный повседневный контакт с матерью в течение первого года жизни, растут более спокойными, уравновешенными, лучше усваивают все новое, в их характере преобладает доброта, сочувствие к другим людям. Во втором полугодии жизни ребенок все больше интересуется другими окружающими его людьми, сохраняя по-прежнему привязанность к матери.

Развитие социального  поведения ребенка раннего возраста осуществляется не только с помощью  целенаправленных мер воспитания. Чаще оно происходит на основе наблюдения ребенка за поведением взрослых людей и более старших детей. В связи с этим важная роль принадлежит окружающим условиям. Ближайшим социальным окружением, в которое попадает ребенок, становится как правило, семейная микросреда - родители, бабушка, дедушка, братья, сестры. Не следует думать, что влияние микросреды вступает в силу, лишь, когда ребенок заговорит. Уже в самые первые месяцы характер заботы взрослых о детях в значительной степени определяет их психическое развитие. Упущенное в этот период трудно восполнимо в дальнейшем. Изоляция детей от родителей может привести при ограниченности, дефиците общения с окружающими к неблагоприятным изменениям в их развитии, к возникновению даже некоторых психопатических черт. Для формирования личностных качеств ребенка значима та семейная атмосфера, в которой живет ребенок: занимают ли родители по отношению к нему единую позицию или разную, проявляют ли они к нему преимущественно строгость и требовательность или же нежность и предупредительность носят ли в семье теплый, дружественный характер или в них преобладают официальность холодность и т.п. Замечено, что в тех семьях, где родители, не проявляя достаточного тепла к ребенку, часто подменяют его навязчивым контролированием, назидательностью и морализаторством, допускают оскорбления и унижения, высмеивание и физические наказания за промахи и неудачи, дети вырастают неуверенными в себе, мало инициативными, с заниженной самооценкой и притязаниями. Эти качества мешают полноценному развитию ребенка не только в дошкольные годы, но и в дальнейшей жизни.

Дети, воспитанные в  атмосфере доброжелательности и  поддержки, имеют немало преимуществ - у них больше возможности для  развития своей активности, они чаще проявляют творческий подход, оригинальность, дружеские чувства, обнаруживают больше эмоциональности в своих взаимоотношениях, нежели их сверстники, живущие в условиях излишней строгости, дефицита теплоты, ласки.

На здоровье ребенка  и развитие у него личностных особенностей большое влияние оказывает структура семьи и характер внутрисемейных отношений. Гармоничному развитию личности часто мешают длительные конфликтные ситуации в семье, разводы родителей, воспитание “единственного” ребенка и др. В таких семьях дети часто страдают неврозами, хуже учатся, отстают в физическом развитии, часто болеют различными соматическими заболеваниями.

Если такой ребенок  заболевает, происходит дальнейшая астенизация  организма, ведущая к снижению физической и психической активности, к ослаблению его реактивности в отношении других неблагоприятных внешнесредовых факторов и предрасполагающая к новым заболеваниям.

В сложном процессе формирования личности участвуют многие физические, биологические и социальные факторы. Длительное отрицательное влияние этих факторов на растущий и развивающийся организм ребенка может привести к аномальному развитию личности и способствовать возникновению нервно-психических расстройств. Для воспитания гармоничной личности и предупреждения нервно-психических расстройств у детей огромное значение имеет социально - экономическая структура общества, система государственных и медицинских профилактических мероприятий. В процессе развития происходит формирование ребенка как личности, отражающей социальную сторону его развития, его общественную сущность. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

http://www.diadhilev.perm.ru/art/dokl/00010.htm

http://www.zachetka.ru/referat/preview.aspx?docid=4972&page=3,  2003г.

http://soc-breeding.boom.ru/

http://www.referat.com/catalog/?download=3898.zip.0

 

 

 

 

 


Информация о работе Фактор среды в формировании личности