Факторы формирования и развития социальной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 21:54, доклад

Описание работы

Социальная сфера – главнейшее пространство, где реализуется социальная политика государства, задачи социальной защиты различных групп и слоев населения, воплощение в жизнь принципов социальной справедливости, основных прав человека. К тому же социальная сфера – это сложный комплекс различных видов материальной и духовной деятельности людей и обслуживающих их социальных и политических институтов, крупных отраслей общественного производства. Вместе с тем она представляет собой непосредственную среду воспроизводства и жизнедеятельности каждого человека, семьи, коллектива, различных территориальных общностей.

Файлы: 1 файл

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ.docx

— 21.75 Кб (Скачать файл)

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ


Социальная сфера – главнейшее пространство, где реализуется социальная политика государства, задачи социальной защиты различных групп и слоев населения, воплощение в жизнь принципов социальной справедливости, основных прав человека. К тому же социальная сфера – это сложный комплекс различных видов материальной и духовной деятельности людей и обслуживающих их социальных и политических институтов, крупных отраслей общественного производства. Вместе с тем она представляет собой непосредственную среду воспроизводства и жизнедеятельности каждого человека, семьи, коллектива, различных территориальных общностей.

Социальная сфера рассматривается наряду с другими важнейшими сферами общественной жизни:

·      производственно-экономической,

·      политической,

·      культурно-духовной.

 

Основной функцией социальной сферы является воспроизводство и развитие, организация взаимодействия и общения, всестороннее удовлетворение потребностей всех входящих в общество социальных субъектов – индивидов, семей, коллективов, социальных групп и общностей.

1. Социально-экономический фактор – это характер и типология форм собственности на предприятиях региона, распределительных отношений, особенности функционирования социальных инфраструктур.

2. Социально-правовой фактор – это правовые нормы и правоотношения как регуляторы взаимодействия субъектов социальной сферы, правовая урегулированность социальных отношений, уровень социального правосознания населения.

3. Социально-политический фактор – это влияние политики государства на воспроизводство социальных ресурсов, реализацию правовых гарантий в области социальных отношений, осуществление мер по социальной поддержке и защите социально-ослабленных групп.

4. Производственно-технологический фактор – это структура и технологический уровень предприятий региона, степень развития производственной инфраструктуры, требования к кадрам и т. д.

5. Социально-информационный фактор – это характер и направленность влияния средств массовой информации на социальные отношения и процессы в обществе и регионе.

6. Социально-психологический фактор – это особенности проявления в социальных отношениях и процессах социально-психологических черт мышления, эмоциональных переживаний и настроений, волевых устремлений различных групп населения, образа и уклада их жизни.

7. Социокультурный фактор – это воздействия на социальные отношения и процессы культурно-духовных и нравственных ценностей, традиций в обществе, учреждений и социальных институтов культурно-идеологического типа.

8. Национально-этнический фактор – это воздействие на социальные процессы в обществе, регионе национальных интересов различных общностей и групп населения, особенностей национального характера и традиций, сознания, обычаев того или иного этноса.

9. Социально-демографический фактор – это половозрастной состав, численность населения по категориям и группам, рождаемость и смертность, семейные отношения, миграционные процессы, занятость и профессионально-квалификационная структура населения и т. д.

10. Природно-географический фактор – это особенности природно-географической среды и ее влияние на занятия и образ жизни населения.

Социальная политика как инструмент регулирования социальной сферы


 

 

Социальная политика способна выступать в качестве важного фактора общественной деятельности лишь при условии реализации двух своих основных функций: целеполагающего и организационного воздействия на социальные процессы в обществе, а также эффективного регулирования и контроля социальной сферы.

Фундаментальную основу социальной политики составляет принцип социальной справедливости, сущностью которого является создание для всех членов общества равных возможностей в реализации своих способностей и удовлетворения жизненных потребностей. Принцип социальной справедливости предъявляет такие большие требования к существующей в обществе системе заработной платы, распределения доходов и других благ с учетом реального трудового вклада каждого члена общества.

Социальная политика как инструмент управления социальной сферы может быть реализована в следующих основных плоскостях:

1.    Формирование государственно-правовой основы, нормативных показателей, директивных установок и целей социальной политики, разделяемых обществом и подкрепляемых авторитетом государственной власти.

2.    Создание реального уровня жизни, социального благополучия, занятости и доходов, материальных и духовных потребностей всех социальных групп и слоев общества (региона), а также конкретной социально-политической ситуации, состояния экономики и культуры в обществе.

3.    Деятельность органов управления социальной сферой по развитию ее потенциала, совершенствованию инфраструктур, координации и согласования принимаемых решений в производственно-экономической и социальной сферах и др.

Процесс управления, в том числе и в социальной сфере, это целенаправленная деятельность субъекта, которая в функциональном плане состоит из повторяющихся управленческих циклов, продуцируемых при помощи каналов прямой связи и представляющих собой определенные формы воздействия на объект. Каждый цикл включает в себя ряд элементов.

Предложить сначала самостоятельно.

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ – определение целей социального управления на основе исследования социально-политической ситуации и с учетом стратегических программ и директивных установок вышестоящих органов управления. Исходный момент – построение идеальной модели, соответствующей принципам и идеалам общества (справедливость, благополучие и т. д.) Следующие шаги заключаются в последовательном приближении модели к реальной ситуации и внесение необходимых корректив.

ПЛАНИРОВАНИЕ – система разработки планов социального развития, учитывающих научно обоснованные прогнозируемые оценки динами социальных процессов, цели, сроки и темпы совершенствования социальной сферы, регулирования воздействия социальных факторов. Планирование тесно связано с социальным проектированием, объектом которого является конструирование и организация социальных связей и структур.

ОРГАНИЗАЦИЯ – упорядочение действий участников совместной деятельности, распределение между ними задач и функций в соответствии с принятым планом.

КООРДИНАЦИЯ – согласование деятельности взаимодействующих субъектов, разработка совместных планов, выбор конкретных путей их реализации и т. д.

РАСПОРЯДИТЕЛЬСТВО – конкретная деятельность субъекта социального управления по обеспечению реализации принятых планов и решений, доведению задач до исполнителей, их инструктированию и осуществлению оперативного контроля.

СТИМУЛИРОВАНИЕ – способы и процессы воздействия на трудовое и социальное поведение людей через формирование соответствующих мотивов и установок путем материального и морального поощрения общественно необходимых действий.

КОНТРОЛЬ – механизм анализа и оценки поведения социальных групп, деятельности социальных институтов, учреждений, организаций под углом зрения соответствия их существующим требованиям, планам, нормативам, ожиданиям социальных субъектов.

 

 

 

Социальная  сфера  включает  в  себя  отрасли  деятельности  организации,

которые обеспечивают решения социальных проблем населения.

К социальной сфере относятся:

1)Здравоохранение

2)Образование

3)Культура и спорт

4)Социальная поддержка  и защита населения

5)Трудовые отношения и  занятость

Объект –население

Субъект –государство в лице региональных, местных органов.

Факторы, влияющие на социальную сферу:

1)

Уровень экологического развития региона или страны

2)

Социальные процессы региона или страны

3)

Демографические процессы региона или страны

4)

Природная среда региона или страны

5)

Культура, наследие региона или страны

 

Современные концепции управления социальной сферы


1) Концепция  базовых  нужд.

Основная  задача  государства –удовлетворение минимальных базовых потребностей и минимальных базовых услуг (в еде, одежде, жилье, обеспечение питанием, водой, санитарная очистка, образование, здравоохранение, транспорт).

2)Концепция качества жизни.

 Расширенное число  компонентов, которые должны обеспечивать  не только в жизненном, но и  социальном плане. Семья, социальные  связи, гражданские права.

3)Концепция  человеческого  капитала. 

Человеческий  капитал– это способ  человека  приносить  доход  для  государства  (совокупность

знаний, здоровья позволяющих повышать производительность труда) Именно этот фактор является фактором экономического роста.

 

Направления  повышения  эффективности  управления  в  социальной сфере.

Методы:

1)Создание  конкурентной  бюрократии  стимулирование  конкуренции 

между государственными учреждениями

2)Создание негосударственных  учреждений социальной сферы.

3)Правила  2/3  при  голосовании  за  бюджетные  трансферты государственный  учреждений

4)Трансферты и ваучеры  получатель услуги может сам  выбирать,  где их можно использовать.

 

Финансовое обеспечение процессов управления социальной сферы.

Реализация  социальной  сферы  общества  происходит  в  границах

определенных территорий.

Основные принципы финансирования социальной сферы в России:

1)Субсидиарность –принцип,  согласно  которому

задачи должны решаться на самом низком, малом или удалённом от центра на уровне , на котором их решение  возможно и эффективно.

2)Относительное

сокращение  бюджетных  и  рост  внебюджетных

финансовых источников.

3)Рост значения социального  страхования 

4)Законодательное закрепление  минимального набора государственных  социальных гарантий.

 

Тенденции развития финансирования социальной сферы:

1)Расширение сферы финансирования  рыночных инструментов сфер защиты (страхование за счет деятельности  внебюджетных фондов и т.д.).

2)Расширение   сферы   платности   социальных   услуг 

дифференцированного качества.

3)Привлечение ресурсного потенциала  нко (на региональном уровне)

4)Нетрадиционные формы привлечения  средств фирм и домашних хозяйств.

 

 

Источники финансирования социальной сферы:

 

Бюджетные:

Таблица:

 

Внебюджетное  финансирование  осуществляются  из  государственных внебюджетных фондов. С  2011  г. была  произведена  реформа  по  формированию  средств государственных внебюджетных фондов. До  2011г  единый  социальный  налог  35,6%,  который  устанавливали работодатели  в  соответствии  с  фондом.  Администрированием  налога

занимается ФНС.С 2011г.единый социальный налог заменен на 3 взноса: ПФ РФ (22%),

ФО

МС (5,1%),

ФСС

(2,9 %)

С 2011г. администрированием занимаются сами

фонды.

1)ПФ РФ

Средства  ПФ  РФ  расходуются  на  выплаты  государственных  пенсий;

выплату  ритуальных  пособий;  социальных  пенсий  и  др.  Создание

персонифицированного учета пенсионного взноса.

2)ФСС:

Задачи:

Обеспечение гарантированных государственных пособий по временной нетрудоспособности,  беременности  и  родов,  уходу  за  ребенком,

санаторно-культурному обеспечению, оздоровление детей. По вопросам социального страхования и охраны труда, а также страхование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

3)ФОМС -Это финансовое обеспечение прав граждан на медицинскую помощь за счёт ОМС.

 

 

 

 


Информация о работе Факторы формирования и развития социальной сферы