Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 13:22, реферат
Последние можно представить как относительно устойчивые и самостоятельные связи между индивидами и социальными группами.
Социальная структура общества означает объективное деление общества на отдельные слои, группы, различные по их социальному положению, по их отношению к способу производства.
Цель работы – изучение факторов социальной дифференциации и социальной структуры общества.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Гендер и этничность как факторы социальной дифференциации......5
Гендерные различия в современном обществе……………………….........5
Современные этнические проблемы…………………………………...…....8
Глава 2. Социальная структура общества………………………………...……13
2.1 Понятие социальной структуры общества…………………………………13
2.2 Марксистское учение о классах как основном элементе социальной структуры………………………………………………………………………...15
Заключение………………………………………………………………………16
Список использованной литературы……………
ЯКУТСКИЙ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Кафедра «История государства и права и основы профсоюзного движения»
РЕФЕРАТ
По дисциплине: «Социология»
На тему: «Факторы социальной дифференциации и социальная структура общества»
Якутск 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Гендер и этничность как факторы социальной дифференциации......5
Глава 2. Социальная структура общества………………………………...……13
2.1 Понятие социальной структуры общества…………………………………13
2.2 Марксистское учение о классах как
основном элементе социальной структуры………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………………………...
Введение
Ещё на заре истории люди обнаружили, что разделение функций и труда увеличивает эффективность общества, поэтому во всех обществах существует разделение статусов и ролей. При этом все члены общества распределены внутри социальной структуры таким образом, чтобы заполнялись различные статусы и выполнялись соответствующие им роли.
Любое общество всегда имеет социальную структуру, под которой понимается вся совокупность классов, слоёв, общественных групп и т.д.
Социальная структура общества всегда обусловлена способом производства и соответственно изменяется по мере изменения социальных отношений. Социальная структура – это устойчивая связь элементов в социальной системе. Основными элементами социальной структуры общества являются индивиды, занимающие определенные позиции (статус) и выполняющие определенные социальные функции (роли), объединение этих индивидов на основе их статусных признаков в группы, социально-территориальные, этнические и иные общности и т.д. Социальная структура выражает объективное деление общества на общности, роли, слои, группы и т.д., указывая на различное положение людей по отношению друг к другу по многочисленным критериям. Каждый из элементов социальной структуры, в свою очередь, является сложной социальной системой со своими подсистемами и связями.
Взаимодействие в обществе обычно приводит к становлению новых социальных отношений. Вопрос социальной структуры общества достаточно актуален, так как люди, относящиеся к биосоциальным существам, не способны жить вне общества.
Последние можно представить как относительно устойчивые и самостоятельные связи между индивидами и социальными группами.
Социальная структура общества означает объективное деление общества на отдельные слои, группы, различные по их социальному положению, по их отношению к способу производства.
Цель работы – изучение факторов социальной дифференциации и социальной структуры общества.
Для реализации поставленной цели выдвинуты следующие задачи:
– рассмотреть понятие и концепции социальной структуры общества;
– проанализировать теорию социальной стратификации и социальной мобильности;
– раскрыть понятие статуса личности как основу стратификации;
– рассмотреть понятие гендер и современные этнические проблемы;
Рассматриваемая проблема интересует многих социологов, о чем свидетельствует достаточно большое количество литературы по теме, газетных статей.
Методом, используемым при написании работы, явился анализ литературных источников по теме.
Глава 1. Гендер и этничность как факторы социальной дифференциации
Термин «гендер» (от англ. gender) введен в оборот американским психоаналитиком Р.Столлером в 1968 г.; обозначает социальный пол или, другими словами, все то социальное, что образуется над биологическим полом. То есть быть мужчиной или женщиной - это не просто быть человеком с женской или мужской анатомией; одного этого недостаточно, общество предписывает индивидам соответствовать определенным социокультурным образцам поведения и внешнего вида: мужского и женского. Таким образом, если биологический пол отражает различия между мужчинами и женщинами как биологическими особями, то гендер - различия между феминностью (женственностью) и маскулинностью (мужественностью) как социальными моделями поведения. Феминность ассоциируется с интравертивностью, зависимостью, неуверенностью, сентиментальностью; маскулинность - с экстравертивностью, независимостью, активностью, самоуверенностью. Высший уровень близости черт феминности и маскулинности, достигнутый индивидом, свидетельствует об андрогинности (от andro - мужчина, gyne - женщина). Андрогинный индивид имеет больший выбор вариантов поведения, является более гибким в плане социального приспособления. С точки зрения гендерного подхода, совсем необязательно жестко привязывать бытие мужчины к маскулинному поведению и бытие женщины к феминному поведению, ибо модель поведения не программируется биологически, а обусловлена ценностями той или иной культуры.
В общественных науках существует несколько теорий, объясняющих дифференциацию гендерных ролей и причины ее возникновения:
Функциональная теория. Т.Парсонс полагает, что подобная дифференциация имеет позитивную функцию, поскольку способствует нормальному функционированию семьи, где роль отца - инструментальная (поддержание связей между семьей и внешним миром, материальное обеспечение семьи); а роль матери - экспрессивная (регулирование взаимоотношений в семье, забота и эмоциональная поддержка).
Конфликтная теория. Р.Коллинз считает, что гендерное неравенство обусловлено конфликтом между господствующей группой (мужчинами) и зависимой группой (женщинами). Возникновение этого неравенства он связывает с тем фактом, что мужчины были крупнее и сильнее женщин и оказывали на них сексуальное давление. В настоящее время, по его мнению, мера зависимости женщины определяется двумя факторами: 1) материальной зависимостью; 2) ценностью женщины как собственности, подлежащей обмену.
Неомарксистская теория видит корни гендерного неравенства в структуре самого капитализма, исключающей свободу сексуального выбора и использующей женщин, их подчиненное положение для обеспечения гибкости рынка в условиях капитализма. С этой целью женщинам на рынке труда отводится вторичный сектор низкооплачиваемых должностей, которые в случае необходимости всегда можно сократить под лозунгом необходимости возвращения женщины к домашнему очагу.
Неопсихоаналитическая теория. Н.Ходоров полагает, что гендерные различия формируются в результате насаждения гендерных идеалов и формирования гендерной идентичности с детских лет.
Феминистичекая теория:
-либеральный (умеренный) феминизм основан на предположении, что достичь равенства женщин с мужчинами возможно в рамках существующего общества посредством социально-экономических и юридических реформ;
-марксистский (социалистический) феминизм
основан на том, что угнетение женщин -
продукт капиталистических отношений,
устранение дискриминации женщин возможно
и связано с завершением капиталистической
фазы;
1.2 Современные этнические проблемы
Формирование этноса связано с осознанием принадлежности к общности, принятием ее ценностей, норм.
Этничность предполагает чувство единства, которое выражается через противопоставление «мы - они». То есть специфика этнического сводится преимущественно к содержанию этнического сознания и самосознания.
В социологической среде до 70-х годов бытовало мнение, что общее значение этничности будет постепенно снижаться, поскольку будут стираться религиозные, культурные и другие этнические различия. Однако последние десятилетия продемонстрировали возрождение этничности. В условиях нарастания социальной напряженности, углубления экономического кризиса обращение к этническим корням выполняет защитные функции. Этничность не может исчезнуть, ибо она олицетворят собой культурное наследие.
Наибольшее развитие в отечественной социологии получила концепция этноса Ю. Бромлея.
Бромлей определял этнос как исторически сложившуюся на определенной территории устойчивую совокупность людей, обладающую общими чертами и стабильными особенностями культуры (включая язык) и психологического склада, а также осознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием).
Исторические типы этноса:
1. Род - форма общности людей, основанная на кровном родстве.
2. Племя - объединение нескольких родов, имеющее общий язык, территорию, нравы и обычаи. Род и племя зарождаются и существуют при первобытнообщинном строе.
3. Народность - форма языковой, территориальной, экономической и культурной общности людей, складывающаяся с возникновением частнособственнических отношений и характерна для рабовладельческого и феодального обществ. Формированию народности содействует более четкая организационная структура общества, развитые политические формы.
4. Нация - тип этноса, возникающий в период ликвидации феодальной раздробленности и развития капиталистических отношений. Признаки нации, отличающие ее от народности:
-унификация языка, главным образом в процессе распространения его литературной формы через систему образования, литературу и средства массовой информации;
-развитие профессиональной культуры и искусства;
-формирование социально-классового состава, соответствующего эпохе промышленно-культурного развития, через определенную форму государственности или сильно развитое движение за ее достижение, а также через определение экономической общности в рамках своих национальных государств.
Каждая новая ступень развития этнических общностей представляет собой более высокую ступень развития культуры общества, охватывает большее число людей и в этом смысле содействует в большей мере их объединению и в целом устойчивости общества.
Подход Ю. Бромлея показывает, что этнические общности существовали изначально и формируются естественным путем в силу схожести составляющих единиц. Современные западные концепции уделяют основное внимание таким сложным образованиям как нации, и акцентируют внимание на том факте, что этничность предполагает чувство единства, которое выражается через противопоставление «мы - они». То есть специфика этнического в современном мире сводится преимущественно к содержанию этнического сознания и самосознания. В рамках данных концепций выделяют конструктивистскую и психологическую теории.
Конструктивистская теория (Э. Геллнер) - предполагает, что этнические общности возникают не в результате естественноисторического процесса, а представляют собой продукт деятельности интеллектуальной элиты, целенаправленно формируемое объединение людей вокруг какого-либо ключевого символа (языка, мифа об общем происхождении, исторической памяти и т.д.) Нации и этнические общности целенаправленно конструируются. Этнос - это объединение людей, которое целенаправленно формируется государством, интеллектуальной элитой для реализации экономических, культурных, политических и других интересов.
Процесс "нациестроительства" проходит ряд этапов. Начинается с того, что у национальной элиты обостряется чувство этнической идентификации, вырастает интерес к историческому прошлому, культурным особенностям своего народа. Эта активная, образованная часть нации приступает к пропаганде своих идей, формирует широкий круг сторонников национальной идеи, создания национальной государственности. Выдвигаются и приобретают широкую известность лидеры национального движения, формируются общественно-политические движения. При благоприятных обстоятельствах этот процесс завершается созданием национального государства.
Психологическая концепция (Э. Ренан) сосредотачивается на психологических предпосылках развития этносов, на воле, желании принадлежать к этнической общности. Центральная идея данного подхода: понять, что собой представляет нация нельзя через перечисление ее признаков, так как одинаковость людей не означает, что они составляют органическую целостность. Нация - это не схожесть признаков составляющих ее единиц, а особая форма общности людей, основанная на внутреннем психологическом единстве. Объективные признаки нации являются лишь факторами, которые:
а) в данных исторических условиях помогли национальной общности возникнуть;
б) являются формами и символами, в которых нация проявляет себя, свою суть.
Нация рассматривается как общность, объединенная стихийной волей, в основе которой лежит стремление к политической самостоятельности, осознание себя как активно действующего субъекта исторического процесса.
Информация о работе Факторы социальной дифференциации и социальная структура общества