Феминизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 20:20, реферат

Описание работы

ФЕМИНИЗМ – (от латин. femina - женщина) – 1). Социально-политическая теория, в которой анализируется угнетение женщин и превосходство мужчин в историческом прошлом и настоящем, а также осмысляются пути преодоления мужского превосходства над женщинами. 2). Широкое социальное движение за равенство прав и возможностей для женщин, противостоящее социальной системе, в которой положение людей разных полов не равноправно. 3). Идеология, противостоящая всем женоненавистническим теориям и действиям.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………………..3
Причины появления феминизма……………………………………………………….3
Первая и вторая волна феминизма……………………………………………………4
Либеральный феминизм……………………………………………………………………8
Марксистский и социалистический феминизм…………………………………9
Радикальный феминизм………………………………………………………………….10
Психоаналитический феменизм………………………………………………………11
Постмодернистский феминизм……………………………………………………….12
Заключение……………………………………………………………………………………….13

Файлы: 1 файл

реферат феминизм.doc

— 115.50 Кб (Скачать файл)

 

                             Министерство образования и науки

                                       Российской Федерации

ГОУВПО «Санкт-Петербурский инженерно-экономический университет»

 

 

 

 

 

 

 

                               Реферат на тему:

                     «Феминизм»

 

 

 

 

Работу выполнила  студентка 

факультета информационых систем и технологий

группы 3691, 1 курса

Гребенникова А.И.

Работу проверил старший  преподаватель

кафедры истории и политологии

Лупанов В.Н.

 

                                           Санкт-Петербург

                                                     2009

 

                                                   Содержание:

Введение……………………………………………………………………………………………..3

Причины появления феминизма……………………………………………………….3

Первая и вторая волна феминизма……………………………………………………4

Либеральный феминизм……………………………………………………………………8

Марксистский и социалистический феминизм…………………………………9

Радикальный феминизм………………………………………………………………….10

Психоаналитический феменизм………………………………………………………11

Постмодернистский феминизм……………………………………………………….12

Заключение……………………………………………………………………………………….13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФЕМИНИЗМ – (от латин. femina - женщина) – 1). Социально-политическая теория, в которой анализируется угнетение женщин и превосходство мужчин в историческом прошлом и настоящем, а также осмысляются пути преодоления мужского превосходства над женщинами. 2). Широкое социальное движение за равенство прав и возможностей для женщин, противостоящее социальной системе, в которой положение людей разных полов не равноправно. 3). Идеология, противостоящая всем женоненавистническим теориям и действиям. 4). Философская концепция социокультурного развития, альтернативная по отношению к существующей европейской традиции, выявляющая неучтенность женского социального опыта в представлениях о мире и обществе. 5). Методология исследований, являющая собой сумму исследовательских практик, основанных на артикуляции женского взгляда на мир и женской системы ценностей.

Слово «феминизм» сконструировано  социалистом-утопистом Шарлем Фурье  в конце 18 в., полагавшим, что «социальное положение женщин является мерилом общественного прогресса». Он именовал феминистами сторонников женского равноправия.

Причины появления феминизма.

В Америке все  равны перед законом, и у всех одинаковые гражданские права.Общество зорко стоит на страже этих священных принципов.

Но такой  национальный спорт, как перегибание  палки, процветает и здесь.

Немало активистов борются за то, чтобы все были вообще как можно больше

равнее. Нелегальные  иммигранты, оказывается, должны иметь те же права и

помощь от государства, что и легальные. Равны все  языки - и на улицы выходят демонстрации под мексиканским флагом, требуя, чтобы в школах обучали по-испански. Равны все культуры - в университетах сражаются с "засильем культурыбелых". Хотят узаконить равенство сексуальных ориентаций, чтобы гомосексуальные пары могли официально вступать в брак и усыновлять детей. На детских конкурсах призы иногда вручают всем подряд, чтобы проигравшие не ощущали неравенства с победителями. Взрослых тоже стараются не травмировать.На церемонии вручения "Оскара" раньше объявляли:

- Итак, победил  такой-то.

Недавно слово "победил" отменили, и в целях  равенства стали возглашать:

- Итак, "Оскар"  вручается такому-то.

Борются, конечно, и за равенство женщин. Их права реально ущемлены в двух областях. На частных предприятиях женщинам иногда норовят заплатить поменьше, чем мужчинам. И бывает, что воздвигают над ними "стеклянный потолок" -невидимую преграду, мешающую повышению по службе. Благородные усилия борцов с этим безобразием можно только приветствовать и поддерживать. Но активистки "женского освобождения" требуют гораздо большего. Американкам не возбраняется служить в армии. Женщин в армии 180 тысяч, есть среди них несколько генералов и один контр-адмирал. Думаю, что большинство из них идет туда из материальных побуждений: платят скромно, но есть большие надбавки к зарплате, медицинская страховка для всей семьи, длинные отпуска,оплата учебы, приличная пенсия. Женщины служат обычно в транспорте, связи,

разведке, снабжении. Некоторые войска, в том числе десантные, для них

закрыты. Пока что.Недавно  страна с интересом следила за исходом битвы у стен "Цитадели". Это военное училище, где уже 150 лет по традиции учатся только юноши. Туда пожелала поступить Шэннон Фолкнер. Училище энергично воспротивилось.Феминистки пошли в атаку. Дело дошло до Верховного суда США. По его решению Шэннон приняли. В первый же день она упала от жары в обморок, через неделю покинула "Цитадель" к восторгу всех 1700 воспитанников. Шэннон, измученная двухлетней борьбой, заявила, что ее сторонницы и адвокаты использовали ее как пешку в собственных играх. Год спустя в "Цитадель", однако, прорвались уже четыре девушки. Две, впрочем, скоро ушли, жалуясь на издевательства соучеников. Одного парня за это выгнали, десятерых наказали. Папу одной из оставшихся курсанток - генерала - срочно назначили начальником училища.

Идеолог консерватизма  Патрик Бьюкенен выступил в печати с гневной филиппикой против "сторонних агитаторов", которые "оскверняют традиции" и насаждают "однополую идеологию, отвергаемую большинством американцев". Но либералы шумно восторгаются новой победой женщин.

Вероятно, вдохновившись  этими событиями, писательница, у  которой даже фамилия женская - Даниэль Александра - сочинила сценарий "Солдат Джейн" (G.I.Jane). Известный режиссер Ридли Скотт поставил по нему фильм, где главную роль за 10 млн. долларов сыграла крупнейшая голливудская звезда Деми Мур.

 

Начало употребления термина "феминизм" обычно соотносят с именем Фурье (30-е годы Х1Х-го века), хотя, по мнению некоторых исследователей, корни и история понятия остаются не совсем ясными. В некоторых исследованиях речь идет о феминистах уже с 16-го и даже с 14-го веков. Истоки женского сопротивления стереотипным ролям Chafetz & Dworkin видят в колдовстве, существующем с начала человеческой истории, в котором женщины (ведьмы) были важнейшими персонажами (Chafetz & Dworkin, 1986). К предшественникам женского движения относят также участие в диссидентских религиях, в движениях моральных реформ, в индивидуальных протестах, в хлебных бунтах, в разных освободительных движениях. Однако организованное женское движение (первая волна) обычно датируется концом XIX века.

Первая волна не оспаривала существующей гендерной системы, выступая за те права для женщин, которые уже имели мужчины (образование, участие в голосовании, право на равный оплачиваемый труд). Движение возникло в большинстве индустриальных стран, достигнув максимального размаха в США, Великобритании, Германии, Швеции, Дании, Исландии. Chafetz & Dworkin приводят данные о движении первой волны по 32 странам, отмечая, что феминистская идеология (подвергающая сомнению роль полов в обществе, стремящаяся изменить гендерную систему в сторону равенства) получила распространение лишь в США, Великобритании, Франции, Италии и Мексике, но нигде не достигла массового масштаба (Chafetz & Dworkin, 1986, с. 157-159). Идеология же массового движения основывалась на традиционном понимании женской роли, женщины обычно признавались более "моральными", более справедливыми, что вытекало из их роли в домашнем хозяйстве и материнства.

В 60-е годы 20 столетия, во время второй волны женского движения, выделилось по меньшей мере четыре направления феминизма (либеральный, марксистский, социалистический, радикальный). Концепция равенства легла в основу либерального феминизма, той ветви, которая впоследствии была названа "реформистской", "старой", "массовой".

"Женщина равна мужчине" - утверждал либеральный феминизм, исходя из представления о равенстве полов, минимизации различий между полами, концепции андрогинии в теории, а на практике предпочитая легальные действия на политической арене, направляя главные усилия на изменение общества, законов, системы образования. Положение женщины можно изменить законодательным путем, полагают либеральные феминисты, профессиональные и образованные женщины среднего класса. Однако сосредоточенность на индивидуальной свободе, на желании и возможности женщины стать похожей на мужчину, на сглаживании природных особенностей явилась предметом критики со стороны радикалов. По мнению критиков, либерализм не оставляет места женщине как женщине, и потому либеральные законы фактически работают против женщин (Рatemann & Gross, 1986, р. 8). Даже если в обществе существует формальное равенство, сохраняется скрытая дискриминация, общество продолжает быть основанным на мужских нормах (Smeds еt аl, 1994, р. 26). При либеральном подходе из поля зрения исчезает тело, сексуальность, особенности женского опыта. "Новая", "молодая" ветвь движения, возникнув вслед за либеральной, имела корни в студенческих протестах, новых левых, социалистических и марксистских группах. Феминизм марксистской ориентации считал классовое общество повинным в угнетении женщины, социалистический феминизм рассматривал две системы угнетения: капитализм и патриархат. Соответственно положение женщины можно изменить, только кардинально изменив общество. Та ветвь "молодых", которая порвала со своим "левым" прошлым, провозгласила радикальную идеологию. "Женщина миролюбивее, женщине присущи субъективность, интимность, мечтательность, эмоциональность". Внимание должно быть направлено на различия полов, особенности женщины. На практике предпочтительно действовать вне политики, изменяя личность. Группы "изменения сознания" стали основной формой радикального феминизма, занимаясь обсуждением повседневного женского опыта, давая возможность женщинам общаться, помогать и поддерживать друг друга. Однако на практике такие группы имели тенденцию к сепаратизму (в женском движении всегда подспудно присутствует элемент сепаратизма, отсюда - "вечная" двойственность включенности и обособленности), а в теории оказывались критикуемы за переоценку фактора женской биологии, "эссеншиализм"). Проблема "сходства - различия" полов (либералов - радикалов) воспроизводилась постоянно, вновь и вновь критиковалась и затем снова меняла свои формы.

В 80-е годы эгалитарный либерализм, в отличие от классического, перестает быть нейтральным в отношении пола, считая, что государство должно защищать интересы определенных групп. В то же время культурный феминизм, "деполитизировав" радикальных предшественников, становится контр (культурным) движением, подчеркивая эссеншиализм и альтернативность и создавая пространство для особой женской культуры (эксперименты нового образа жизни; феминистскую литературу, театры, музыкальные группы, фестивали; альтернативные институты: кризисные центры, женские центры, клиники самопомощи и пр.), за что и был подвергнут критике со стороны социалистов, радикалов, цветных и постмодернистских феминистов (Тау1ог & Ruрр, 1993). Постоянная критическая направленность позволила феминистской мысли развиваться быстро, достигая в теории и на практике все увеличивающегося многообразия, иллюстрируя утверждение неофункционалистов о том, что дифференциация ранее недифференцированных социальных и культурных форм может быть источником общественного развития (Аlехаndег, 1985).

В 80-е - 90-е годы речь идет уже о десятке "феминизмов": либеральном, радикальном, марксистском, социалистическом, психоаналитическом, экзистенциальном, экологическом, постмодернистском, анархистском, культурном и пр. Говорят также о мужском феминизме, лесбиянском феминизме, феминизме цветных, феминизме рабочего класса, которые формируют понимание положения полов в обществе с учетом своих особых проблем. Учтем еще и то, что существуют различия женских движений и идеологий по странам: например, в протестантской (северной) части Европы феминизм развивается более интенсивно, чем в католической (южной). Индивидуализм, преобладающий в культуре, ставит одни акценты, коллективизм - другие.

В 80-е годы феминизм как движение пошел в западных странах на спад (в первую очередь это касалось протестантских стран, ибо в католических движение возникло позднее и часто было сосредоточено на конкретных проблемах, в первую очередь, абортах). Движение повлияло на политические институты, на самосознание женщин, на изменение "гендерных контрактов", оно открыло табуированные темы и изменило интерпретацию ранее обсуждаемых тем. Картина феминизма чрезвычайно усложнилась. Легализация феминизма на государственном уровне; рост антифеминизма (возвращающегося к интерпретации ролей как заданных природой): конфликты и расколы разных направлений феминизма и женского движения (противоречия гетеро- и гомосексуалов, оппозиция женских исследований и феминистской теории, дебаты по порнографии); развитие мужского феминизма; усиление внимания к сексуальности, телу, к специфике различий женщин, развитие альтернативной женской субкультуры - могут свидетельствовать о новом этапе переосмысления положения полов в современном обществе. Не случайно в 80-е - 90-е годы заговорили об эпохе постфеминизма.

В период спада феминизма как движения множились его парадоксы как теории. Появились новые вопросы и утверждения: "А есть ли пол?", "женщина - это социальный конструкт", "сексуальность конструируема и управляема обществом". Парадоксально понимание пола постструктуралистами, и не только теми, кто считает себя феминистами. Бинарные оппозиции - мужчина/женщина, субъект/объект, культура/природа, аналитическое/интуитивное - всегда означают подчинение одной стороны и доминацию другой (Derrida, 1976). Если заняться деконструкцией (используя психоанализ, как это делает Лакан, грамматику, как это делает Деррида, историю дискурсов, как это делает Фуко), то обнаружится, что внутри нас нет ничего "природного", "естественного". Как у индивидуумов, у нас очень ограничен выбор, поскольку наша субъективность сконструирована социальным дискурсом, находящимся вне нашего контроля, а индивидуальные черты и намерения конструируются социальной реальностью.

Если следовать за постструктуралистами, то феминизм может быть только негативным, занимаясь деконструкциями и отказываясь конструировать что-либо (Аlcoff, 1988). Именно такова, например, позиция известной французской феминистки постструктуралистского направления Юлии Кристевой. Однако, таким образом, феминизм оказывается разоружен. Раса, класс, гендер не имеют значения для либералов, поскольку все люди равны, а для постструктуралистов -поскольку это культурные конструкты. Если у борьбы есть только негативный смысл, то тем самым уничтожается почва для борьбы, например, за легализацию абортов, улучшение условий воспитания детей и пр. Но если субъект мыслится в терминах гендера, то существует дихотомия. Если уничтожается дихотомия, уничтожается и гендер. Постструктурализм при этом дает свободу женщине и ставит вопрос о конструировании субъективности, идентичности.Развитие теоретических направлений феминизма, повсеместное распространение феминистского сознания не могли не оказать влияния на дальнейшие поиски альтернатив стереотипа полоролевой идентификации. Кроме "собственно" женского движения и феминизма, альтернативные пути связаны с феминистским движением мужчин и изменением представлений о мужественности и мужской роли; с "открытием" бисексуальности и феномена групповых семей; с новыми интерпретациями феноменов транссексуализма, трансвестизма, садомазохизма.

Парадоксы изменения  половых ролей, отклонения от общепринятых норм производят сильное впечатление. Исследования бисексуальности, гомосексуальности демонстрируют многообразие форм человеческого существования, сложность и бесконечность поиска "Я", своей индивидуальности, своей идентичности. 

Либеральный феминизм по-прежнему имеет наибольшее число приверженцев. Возрождение его связано с книгой американской феминистки Бетти Фридан Мистика женственности (1963), доказывающей, что современные белые американки среднего класса не обладают равными с мужчинами возможностями реализации прописанных в законах прав. Вскоре после выхода книги в США возникла Национальная Организация Женщин, объединившая за короткий срок более 300 000 членов и провозгласившая своей целью борьбу за создание равных возможностей для самореализации обоих полов, в том числе равных стартовых условий для детей разного пола. Неолиберальные феминистки (Э.Росси, Дж.Ричардс, С.Оукин) по-прежнему апеллируют к белым женщинам среднего класса, ориентируя их на достижение высоких профессиональных целей, но не освобождая от выполнения традиционных социальных ролей (любовницы, жены, матери, домашней служанки и проч.). Вслед за Б.Фридан, неолибералки в Европе и США – как сторонницы «феминизма равенства» – увидели проблему не в отсутствии прав, а в инертности женщин, их неумении пользоваться тем, что уже дано законом или может быть осуществлено в легитимном порядке (особенно в юридической и образовательной области). Государство для неолиберальных феминисток – выражение неперсонифицированого разума. В центре их тактики – процесс социального научения пользованию легальными методами исполнения феминистского требования равенства полов. Сосредоточенность неолибералок на стремлении сделать женщину во всем равной мужчине, по мнению критиков неолиберального феминизма, стирает природные особенности женщин, не оставляет ей места как женщине, ведет к тенденции стирания половых различий в профессиональной области, одновременно перегружая женщину семейными и домашними обязательствами, которые остаются на ее плечах.

Информация о работе Феминизм