Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 10:31, реферат
Формирование белорусского этноса как признака белорусской государственности
Этнография, этногеография, этнолингвистика, антропология и др., этногенез, этнос, этническая группа, субэтническая группа, этническая территория, этническая культура, этническое самосознание, этнический язык,менталитет, материальная культура, банцеровская культура, культура типа Корчак и др., индоевропейцы, славяне, балты, германцы, романцы, греки и др., дреговичи, кривичи, радимичи.
В 2004-2005 годах религиозная ситуация в республике оставалась стабильной, прогнозируемой и управляемой. Усилиями власти не было допущено каких-либо конфликтов на религиозной основе, монополизации духовной жизни и раскола общества по конфессиональному признаку.
Подписанное в июне 2003 года Соглашение о сотрудничестве между Республикой Беларусь и Белорусской православной церковью послужило предпосылкой к дальнейшему развитию и совершенствованию отношений государственных органов и религиозных организаций, укреплению влияния религиозных институтов в обществе и авторитета государства как гаранта конституционных прав граждан на свободу совести и вероисповедания и его роли в сохранении исторического, культурного и духовного наследия белорусского народа.
Реализация принятого в 2002 году Закона Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях» позволила укрепить государственные приоритеты в конфессиональной политике, не допустить распространение псевдорелигиозных, деструктивных организаций в республике.
На 1 сентября 2006 года в республике действуют 3030 религиозных организаций, в том числе 2886 религиозных общин и 144 религиозные организации республиканского и общеконфессионального значения (епархии, монастыри, братства, миссии, духовные учебные заведения) 25 конфессий и религиозных направлений.
Православие является древнейшей христианской конфессией на белорусских землях. Оно пришло сюда в конце Х в. со становлением Полоцкой епископской кафедры (992 г.). В начале второго тысячелетия определились основные сферы деятельности православной церкви, возникло церковное землевладение, сформировалась епархиальная структура. Полоцкая, Туровская и другие епархии, в состав которых в разные времена входили белорусские земли, были подчинены Киевской митрополии, которая до середины XV в. сохраняла относительное единство. В 1472 г. православная церковь Великого Княжества Литовского и Польши получила каноническое признание Константинопольского патриарха. В конце XIII - середине XVI веков на территории Беларуси основано около 40 православных монастырей, некоторые из них стали центрами церковно-религиозной жизни, образования, иконописи. После заключения Брестской церковной унии (1596 г.) православная церковь на белорусских землях оказалась в трудном положении. Затем вальный сейм Речи Посполитой 1632 г. и привилеи короля Владислава IV санкционировали официальное возобновление деятельности православной белорусско-украинской духовной иерархии. Были созданы православные епархии с центрами в Луцке, Перемышле, Львове и Могилеве. Последняя с середины XVII в. часто называлась Белорусской и к началу XVIII в. осталась единственной православной епархией в Речи Посполитой.
После присоединения белорусских земель к Российской империи в отношении православной церкви начинают действовать общероссийские законы. В начале ХХ в. в Беларуси было 5 православных епархий: Гродненская, Минская, Могилевская, Литовская (охватывала Виленскую и Ковенскую губернии), Полоцкая. В 1914 г. имелось 3552 церкви, 470 каплиц, 21 мужской и 14 женских монастырей.
Установление Советской власти значительно ослабило роль православной церкви в обществе. Декретом "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" (23.01.1918) религиозные организации превращались в частные общины верующих, существующие исключительно на свои средства. В 1930-е годы православное духовенство Беларуси, как и духовенство других конфессий, подверглось репрессиям. Закрывались храмы; священники, обвиненные в антисоветской деятельности, высылались в Сибирь, Казахстан, другие ссыльные места. На территории Западной Беларуси до 1939 г. действовала Польская автокефальная православная церковь.
Активизация церковно-религиозной жизни, которая наблюдалась в годы Великой Отечественной войны, сменилась в 50-60-е годы новой волной наступления на церковь. И только с конца 80-х годов началось новое религиозное возрождение. В 1989 г. создан Экзархат Белорусской православной церкви Московского патриархата. Образовано 10 епархий.
Белорусская православная церковь
осуществляет огромную работу по духовно-нравственному
возрождению белорусского общества.
Совместно с общественными
Православная церковь оказывает большую помощь детским домам, домам для престарелых и инвалидов, а также нуждающимся в помощи на дому. Этой деятельностью занимаются религиозные братства сестричества. При Белорусском Экзархате создано православное братство врачей, оно оказывает бесплатную медицинскую помощь инвалидам и престарелым. Православное братство при Витебской епархии занимается духовным окормлением и реабилитацией лиц, находящихся в местах заключения.
Православная церковь, объединяющая более 80 процентов верующих в республике, составляет основу религиозной жизни страны, конфессиональной стабильности, веротерпимости и бесконфликтности.
Римско-католическая церковь - является второй по количеству верующих конфессией. Католичество официально пришло на Беларусь в конце XIV в. В 1387 г. привилеем Ягайлы было основано Виленское бискупство, которое охватывало, наряду с другими, почти все белорусские земли. С конца XIV в. до середины XVI в. было создано 259 парафий (приходов). Возникают первые католические монашеские ордена: францисканцев (Лида, Старые Ошмяны, Пинск), августинцев (Брест, Быстрица), бернардинцев (Полоцк). В XVI-XVIII веках на Беларуси действовало 18 мужских и 7 женских католических орденов, среди которых особо выделялся орден иезуитов.
После присоединения белорусских земель к Российской империи была создана в 1773 г. Белорусская католическая епархия с центром в Могилеве. Католическое духовенство принимало активное участие в национально-освободительном движении XIX в., за что подвергалось репрессиям со стороны правительства Российской империи: происходило закрытие католических костелов и монастырей, принудительный перевод верующих католиков в православие, ссылка и смертная казнь ксендзов-участников восстаний и т.д.
При Советской власти правовое положение католической церкви не отличалось от православной. Католическое духовенство, как и православное, сильно потерпело от репрессий. Что касается Западной Беларуси, находящейся под властью Польши, здесь положение католической церкви было иным до 1939 г. В годы Великой Отечественной войны католическое духовенство поддерживало Армию Краёву. После войны более 300 ксендзов, спасаясь от преследований Советской власти, выехало в Польшу.
В конце 1980-х годов началось каноническое оформление католической церкви в Беларуси. В 1989 г. была образована Белорусская католическая епархия. В 1991 г. на территории Беларуси созданы 3 римско-католические епархии: Гродненская, Пинская, Минско-Могилевская.
Католическая церковь активно занимается благотворительностью. Важную роль в этом играет организация "Каритас", отделения которой открыты во всех епархиях. Они действуют по специальным программам: проект "Дети", проект "Рождественские каникулы", проект "Неделя милосердия" и т.д.
Протестантизм со второй половины XVI в. играл своеобразную роль в политической, церковно-религиозной и культурной жизни Беларуси. Разнообразие социальных сил, втянутых в Реформацию, и их политических целей обусловили различные реформационные движения в Великом Княжестве Литовском - кальвинизм, лютеранство, антитринитаризм. На территории Беларуси первые реформационные общины появились в Бресте, Несвиже, Клецке, Заславле, Минске, Полоцке. К середине XVII в. было создано около 85 кальвинистских, 7 арианских, несколько лютеранских общин. После присоединения Беларуси к Российской империи положение протестантской церкви мало изменилось. Кальвинисты объединялись вокруг Виленского евангелико-реформатского Синода (до 1840 г. - Литовский), лютеране-Курляндской евангелико-лютеранской консистории. С конца XIX в. в Беларуси распространяется протестантское сектантство: баптизм, штундизм, евангеличное христианство, адвентизм 7-го дня и т.д.
Протестантизм в республике на сегодняшний день представлен 14 направлениями, которые объединяют 972 религиозных общин (33, 6 процента от общего числа общин в республике), число сторонников которых составляет около 2 процентов от числа верующих в стране. Среди них наиболее многочисленными являются христиане веры евангельской (488 общин).
Старообрядчество. Первые сведения о старообрядцах в Беларуси относятся ко второй половине XVII в. Бежавшие из России старообрядцы основали в 1685 г. старообрядческую слободку в Ветке, которая вскоре становится центром старообрядчества поповского (беглопоповского) направления. В 1764 г. Ветка была разорена и эта ее роль перешла к Стародубью. Беспоповское направление в Беларуси было представлено 3 толками: поморским, федосеевским и филиппоновским. В советский период старообрядчество в Беларуси претерпевает существенные изменения: сокращается количество общин, наблюдается отток верующих, происходит стирание различий между старообрядческими толками и направлениями. Старообрядчество утрачивает свою традиционную оппозиционность. В последние годы наблюдается некоторая активность старообрядцев.
В настоящее время в республике имеется старообрядческое Древлеправославное религиозное объединение, в которое входят 27 общин поморского толка и 10 старообрядческих общин разных толков, действующих автономно.
Ислам в Беларуси исповедует татарское население. Проникновение татар-мусульман на территорию Беларуси началось в конце XIV в., когда великий князь Великого Княжества Литовского Витовт пригласил их на военную службу. Тогда же появляются и первые мечети. Татары в Беларуси придерживаются главным образом ислама суннитского направления. В 1591 г. в Речи Посполитой проживало около 100 тысяч татар, действовало около 400 мечетей. К началу XVIII в. количество татар-мусульман в результате процесса ассимиляции сократилось до 30 тысяч. Согласно переписи 1897 г. в Беларуси проживало около 9,6 тысяч мусульман. После 1917 г. и советско-польской войны большинство татар оказалось на территории Западной Беларуси. В 1925 г. в Вильне они образовали Муфтиат и объявили автокефалию. После Великой Отечественной войны советские власти начали закрывать мечети. Осталась действующей только одна мечеть - в Ивье. С конца 1980-х годов наблюдается оживление религиозной и общественно-культурной жизни татар-мусульман. В 1994 году создан самостоятельный Муфтиат Республики Беларусь.
Сегодня в республике зарегистрировано
27 мусульманских общин и одно
мусульманское религиозное
Иудаизм - национальная религия евреев, которые обосновались в Беларуси в XIV в. Первые сведения о поселении евреев - это акты о привилеях 1388-1389 гг. великого князя Витовта, данные 5 еврейским общинам: в Троках, Бресте, Гродно, Луцке, Владимиро-Волынском. Культ и обрядность белорусских евреев мало чем отличается от того культа, который присущ евреям других стран. Культовыми центрами иудеев являются синагоги и молитвенные дома. По законам Российской империи молитвенные дома разрешалось открывать на каждые 30 еврейских домов, синагоги - на 80 за счет верующих. С XVI в. в Беларуси известны религиозные еврейские учебные учреждения - иешиботы (древнейшее в Бресте). В XVIII в. на территорию Беларуси проникает мистическое религиозное течение - хасидизм, принявшее здесь самобытную форму - хабад. Примирение между хасидами и сторонниками ортодоксального раввинизма в XIX в. объясняется вмешательством властей и необходимостью объединения сил против нового течения - госкалах (движение еврейской образованной части населения за светскость образования, против традиционной, "архаичной" религии и языка). После 1917 года роль иудаизма в жизни белорусских евреев значительно уменьшилась. Иешиботы и хедеры (начальные религиозные школы) прекратили свою деятельность, синагоги и молитвенные дома закрывались. Возрождение религиозной жизни началось с конца 1980-х годов.
В настоящее время в Беларуси действуют 24 иудейские общины и 2 религиозных объединения.
Заключение
Подведя итоги, можно сказать, что задачи государства касательно этнического развития следующие:
первая задача государства в отношении составляющих его этнических групп и общностей - это интеграция всех их в единое гражданское сообщество, формирование общегражданских ценностей и идеалов. Стратегии формирования такого сообщества могут быть различны, но в последнее время среди обществоведов утвердилась точка зрения, что оптимальной является стратегия мультикультурализма, т.е. интеграция локальных сообществ в единое целое при одновременном сохранении культурного плюрализма внутри данного социального организма;
вторая задача государственных институтов и государственной национальной политики состоит в поддержании баланса интересов между доминантным большинством и этническими меньшинствами, исключение через специальные институты и политические процедуры этнократических тенденций в политике большинства и чрезмерной политизации этничности со стороны меньшинства.
Что касается межконфессионального развития, то на современных этапах мирового общества уровень социального изучения религии возрос, вследствие того, что многие деятели государств мира осознали роль религии в формирования поведения человека в обществе. Немаловажную роль имеет активизация религиозной пропаганды, а также стремление новых государственных структур повысить свою легитимность за счет публичной поддержки ведущих религиозных конфессий. Религия-это одна из основных ценностей, ориентир, с помощью которого можно регулировать поведение и сознание личности.