Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 22:01, реферат
Формирование личности – процесс длительный и сложный. Общество предъявляет к индивидам определенные (и достаточно жесткие) требования. Через систему образования и воспитания оно стремится сформировать тип личности, наилучшим образом отвечающий предъявляемым им требованиям. В связи с этим и выделяют отдельные типы личности в социологии.
В силу разных объективных и субъективных особенностей в обществе формируются различные типы личностей. На это оказывают влияние различные аспекты количественного характера (социальная активность людей) и качественного (направленность активности может сознательной или стихийной, созидательной или разрушительной).
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ТЮМЕНСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-
Кафедра гуманитарных и социальных наук
.
ВАРИАНТ № 5
Тюмень 2012 г.
Введение
Формирование личности – процесс длительный и сложный. Общество предъявляет к индивидам определенные (и достаточно жесткие) требования. Через систему образования и воспитания оно стремится сформировать тип личности, наилучшим образом отвечающий предъявляемым им требованиям. В связи с этим и выделяют отдельные типы личности в социологии.
В силу разных объективных и субъективных
особенностей в обществе формируются
различные типы личностей. На это
оказывают влияние различные
аспекты количественного
Каждое общество заинтересовано в
определенном, наилучшим образом
соответствующем ему типе личности
и потому предъявляет свои требования
к формированию социального характера.
Это находит свое воплощение в
системе образования и
1. Типы личности
Социальное поведение можно
оценивать количественно -- по уровню
социальной активности людей -- и качественно
-- по характеру и направленности
этой активности, которая может быть
созидательной и
Социальный тип личности -- продукт
сложного переплетения историко-культурных
и социально-экономических
Для Э. Фромма (1900--1980) социальный тип личности как господствующий тип характера -- это форма связи индивида и социума, «ядро структуры характера, которое присуще большинству членов одной и той же культуры, в отличие от индивидуального характера, который различен у людей той же самой культуры»1. Значение социального характера, считает Фромм, состоит в том, что он позволяет наиболее эффективно приспособиться к требованиям общества и обрести чувство безопасности и защищенности. Анализируя историю человечества, Э. Фромм выделяет несколько типов социального характера: рецептивный (пассивный), эксплуататорский, накопительский и рыночный.
В современной социологии получило
широкое распространение
Традиционалисты ориентированы в основном на ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания, а выраженность таких качеств, как креативность, стремление к самореализации, самостоятельность, у этого типа личности весьма низкая.
У идеалистов, наоборот, сильно выражены
критическое отношение к
Для фрустрированного типа личности характерны низкая самооценка, угнетенное, подавленное самочувствие, ощущение себя как бы выброшенным из потока жизни.
Реалисты сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм с самодисциплиной и самоконтролем.
Гедонистические материалисты ориентированы в первую очередь на получение удовольствий «здесь и сейчас», и эта погоня за «наслаждениями жизни» приобретает прежде всего форму удовлетворения потребительских желаний.
В социологии принято выделять также
модальный, идеальный и базисный
типы личности. Модальный тип личности
-- тот, который реально преобладает
в данном обществе. Идеальный тип
личности не привязан к конкретным
условиям. Это тип личности как
пожелание на будущее, например всесторонне
и гармонично развитая личность у
К. Маркса или новый Человек Э.
Фромма. Базисный тип личности -- тот,
который наилучшим образом
2. Общественные отношения и личностные качества
Исследования западных социологов показали, что специфика отношений в различных сферах общественной жизни стимулирует проявление определенных личностных качеств и типов поведения. Так, рыночные отношения способствуют развитию прагматизма, хитрости, расчетливости, отношения в сфере производства формируют эгоизм, карьеризм и вынужденную кооперацию (ее называют «тем не менее кооперация»), а сфера семейной и личной жизни -- эмоциональность, сердечность, привязанность, поиск гармонии любой ценой.
В то же время хорошо известен в социологии и обратный механизм -- влияние личностных качеств на возникновение и развитие общественных (в том числе экономических) отношений определенного типа. М. Вебер в свое время убедительно показал, что именно изменения в сфере сознания, перестройка ценностных ориентации и отношения к труду дали толчок к возникновению капитализма. Следовательно, комплекс определенных личностных качеств может ускорять общественное развитие в том или ином направлении, а может, наоборот, препятствовать ему или делать его вообще невозможным.
Социологи и психологи выделяют ряд довольно устойчивых поведенческих стереотипов, личностных комплексов, сформированных социалистической системой. Это эффект «выученной беспомощности», «пролонгированный инфантилизм», двоемыслие и широкая практика двойных стандартов, «паразитическая новация»
Психологическое ощущение собственного
бессилия и беспомощности -- закономерный
результат такого устройства общественной
системы, в которой отдельному человеку
отведена роль пресловутого винтика. Социальные
психологи установили, что в условиях
тоталитарных или близких к ним
режимов, в строго контролируемом и
регламентируемом распорядке жизни
рано или поздно вырабатывается эффект
выученной беспомощности. Суть этого
эффекта состоит в том, что
человек, неоднократно убеждавшийся в
не подконтрольности ситуации, в невозможности
изменить своими действиями размеренный
ход событий, вообще отказывается от
поиска. Неотъемлемыми чертами
Опыт психотерапевтической работы
у нас в стране показал, что
часто ощущение бессилия характеризует
на самом деле не столько личную
и социальную ситуацию человека, сколько
его восприятие этой ситуации. Большинство
людей недооценивают те, пусть
и небольшие, возможности изменения
собственной жизни или ситуации
вокруг них, которые у них реально
имеются. Человек уже сам стремится
избежать жизненных перемен, так
как перемены связаны с неизвестностью,
вынуждают брать
3. Личность и общество в переходный период
С эффектом выученной беспомощности связан и так называемый пролонгированный инфантилизм (т.е. затянувшееся детство), который проявляется прежде всего в боязни ответственности и в бегстве от нее, в стремлении переложить ее на другого, передать как эстафетную палочку. Неизбежным следствием таких жизненных установок являются громкие требования социальной защиты и надежды не на собственные силы, а на помощь со стороны государства.
Оборотной стороной двух этих комплексов:
выученной беспомощности и
Самая общая характеристика современного
российского общества -- это ценностная
и практическая переориентация: в
области экономики -- от планового
хозяйства с единой государственной
формой собственности к рыночным
отношениям, в области политики --
от авторитаризма к демократии, в
духовной области -- от приоритета классовых
ценностей к ценностям
Постоянное нарушение баланса
интересов создает у индивида
ощущение, что его социальная защищенность
уменьшается, и на первый план выходят
три реакции человека на такое
нарушение. Первая -- усиление ориентации
на индивидуальную вертикальную мобильность,
на индивидуальное выживание («каждый
сам за себя, один Бог за всех»). Вторая
-- усиление так называемого группового
эгоизма, т.е. попыток защищать индивидуальные
интересы через интересы групповые,
причем любыми средствами: от неформальных
до насильственных, криминальных. Третья
-- усиление стихийного процесса социального
сравнения, в результате чего возникают
особенно агрессивные типы поведения.
В их основе лежит не столько абсолютное
ухудшение собственного положения,
сколько оцениваемое как
Стремительно изменившаяся ситуация
в нашей стране ставит перед человеком
задачи, к решению которых его
не готовили ни сложившаяся система
воспитания, ни весь опыт прежней жизни.
Он может успешно функционировать
в ней, лишь обладая определенными
личностными чертами и
Социальный тип личности можно определить как продукт взаимодействия историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности. Классификация различных типов – это научная проблема, находящаяся в стадии разработки.
Выделяются типы личности в зависимости от их ценностных ориентаций:
· традиционалистский (личность ориентирована на ценности долга, дисциплины, законопослушания, с низким уровнем самостоятельности, способности к самореализации);
· идеалистический (личность критически относится к традиционным нормам, с установкой на саморазвитие);
· фрустрированный (личность с низкой самооценкой, угнетенным самочувствием);
· реалистический (личность сочетает стремление к самореализации с развитым чувством долга, скептицизм с самоконтролем);
· потребительский (личность ориентирована на удовлетворение потребительских желаний).
Типологизация личности в социологии все больше ориентируется на ее социальный статус и исполняемые роли в системе социальных отношений. Так, выделение личностей юриста, менеджера, студента, преподавателя и т. д. дает достаточное представление об их определенных социальных качествах.
Интересными в научном плане
представляются типологизации личности,
выдвинутые Э. Фроммом, Д. Рисменом, исходящими
из концепции «социального характера».
Так, Рисмен считал, что развитие той
или иной формы общения приводит
к формированию социального характера,
т. е. стабильной и четко выраженной
системы ориентаций. Исследуя условия
формирования социального характера
в процессе перехода от доиндустриальных
обществ к капиталистическим
и в период становления современного
развитого индустриального