Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 21:27, реферат
Как происходит становление личности, как она развивается, как из "неличности" или "еше неличности" рождается личность. Младенец, очевидно, личностью быть не может. Взрослый, бесспорно, личность. Как и где произошел этот переход, трансформация, скачок к новому качеству? Этот процесс имеет постепенный характер; шаг за шагом мы продвигаемся вперед к тому, чтобы стать личностью. Есть ли в этом движении какая-либо закономерность или все это носит чисто случайный характер?
Введение
1.Биологическое и социальное в человеке. Социологическое понятие личности.
2.Теории развития личности.
3.Основные факторы формирования личности, ее социализации.
Заключение
Список использованной литературы
Казанский Государственный университет культуры и искусств
Реферат по Социологии на тему
« Формирование личности »
Выполнила: студентка II курса,
Специальности «Народная художественная культура»
Казань 2015
Содержание
Введение
1.Биологическое и социальное в человеке. Социологическое понятие личности.
2.Теории развития личности.
3.Основные факторы формирования личности, ее социализации.
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Как происходит становление личности,
как она развивается, как из "неличности"
или "еше неличности" рождается личность.
Младенец, очевидно, личностью
быть не может. Взрослый, бесспорно, личность.
Как и где произошел этот переход, трансформация,
скачок к новому качеству? Этот процесс
имеет постепенный характер; шаг за шагом
мы продвигаемся вперед к тому, чтобы стать
личностью. Есть ли в этом движении какая-либо
закономерность или все это носит чисто
случайный характер? Вот где приходится
выйти на исходные рубежи давней дискуссии
о том, как развивается человек, становясь
личностью.
Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связаны характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии. Так, например, развитие мыслительных способностей и памяти наиболее интенсивно происходит в детские и юношеские годы. Если же возможности этого периода в развитии мышления и памяти не будут в должной мере использованы, то в более поздние годы уже трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное. В то же время не могут дать эффекта попытки забегать вперед, осуществляя физическое, умственное и нравственное развитие ребенка без учета его возрастных возможностей.
Биологическое и социальное в человеке. Социологическое понятие личности.
Проблема личности находится в поле зрения многих наук, являясь предметом междисциплинарных исследований. В научной литературе прежде всего проводится разграничение таких близких понятий, как «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность»
Согласно философским понятиям человек - это субъект исторического процесса развития материальной и духовной культуры на Земле, биосоциальное существо генетически связанное с другими формами жизни, выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью, мышлением и сознанием.
Личность - это динамичная, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. Личность представляет собой диалектическое единство общего (социально-типического), особенного (классового, национального и т. д.), и отдельного (индивидуального).
Индивид - единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек безотносительно к его реальных социальным и антропологическим особенностям.
Индивидуальность - неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, индивидуальная форма общественной жизни человека.
Мы разделяем окружающий мир на три фактора: биологический, социальный и психический. Биологический фактор включает в себя такие вещи, как еда, сон, дыхание и т.п. Психический фактор в человеке включает в себя эмоции любви или ненависти, или восприятие чего-либо в том или ином ключе. Социальный же фактор рассматривает в человеке все связанное с отношениями между собой и обществом в целом. Несмотря на очевидные различия в подходах, один и тот же факт может рассматриваться с точки зрения этих факторов по-разному.
Биологическое в человеке - это, прежде всего то, что осталось нам от наших предков, обезьян. Как писал австрийский ученый З. Фрейд, 90 % деятельности человеческого мозга отражает животные инстинкты и страхи, и о результатах работы этих процентов мы не подозреваем вообще. И лишь 10 % работы мозга содержат в себе все то, что человек накапливает знаниями о природе, правилами поведения в сообществе себе подобных и т.п. приобретенными знаниями. Действительно, большую часть времени человек проводит как существо биологическое. Собственно и цель жизни, его - это воспроизведение себе подобных. Черты биологического наследия дополняются врожденными потребностями человеческого существа, которые включают потребности в пище, воздухе, воде, активности, сне, безопасности и отсутствии боли.
Социальное в человеке, подобно инстинкту самосохранения, возникло в человеке вместе с родовым строем. Затем, с изменением социального строя и появлением классов, старый род распался, и прежние родственные узы исчезли. Но в целях сохранения жизни, обеспечения покорности, преследуя, конечно, свои, корыстные цели, священники многих религий стали поощрять и всячески восхвалять поступки людей, которые, например, жертвовали собой ради народа, короля и церкви, поощряются такие качества как чувство стадности. Социальное поведение человека становится более сложным. Нужно ладить не только с сородичами, но и с людьми другого племени, народа и другого цвета кожи. Если социальный опыт объясняет сходные, общие черты, которыми обладает человек, то биологическая наследственность объясняет индивидуальность личности, ее отличие от других членов сообщества. Вместе с тем, если в общих чертах многих народов мира можно увидеть отражение биологического, то различия между ними, в том числе религиозные, уже нельзя объяснить биологической наследственностью. После рождения ребенок почти сразу вступает в процесс социализации.
Люди в любом обществе контролируются с помощью социализации таким образом, что они выполняют свои роли бессознательно, в силу обычаев, привычек и предпочтений. Как заставить человека со свободной волей подчиняться законам и нормам, ограничивающим его свободу, и зачастую тяжелым для него? Только культивируя у него те чувства, желания и стремления, которые приведут его к желанию упорядочить свою жизнь и подчиниться законам общества, чтобы чувствовать растерянность и раздражение, если эти законы будут нарушаться. Человек начинает набираться опыта, социальных установок, соответствующих его социальной роли. Под влиянием родителей, учителей, сверстников, начальников у нас формируются интеллектуальные, социальные и физические навыки, необходимые для выполнения социальных ролей. Индивиды постоянно ищут компромисс с обществом. [4]
Теории развития личности
Сложность и многогранность процесса формирования и развития личности обусловили появление различных теорий развития личности.
1. Социологический подход (Э. Уилсон, Д. Фридман)
В рамках междисциплинарных исследований сложился социобиологический подход, сторонники которого (Э. Уилсон, Д . Фридман и др.) в объяснении процессов формирования и развития личности делают акцент на биологических факторах. По их мнению, некоторые типы поведения человека обусловлены генетически, т.е. наличием врожденных механизмов, являющихся результатом длительной эволюции. Эта теория подвергается критике со стороны многих ученых, отмечающих, что социобиологи не принимают во внимание способность людей мыслить, использовать символы и тем самым игнорируют роль культуры и социальной среды в становлении и развитии личности.
2. Ролевая теория личности (Дж. Г. Мид, Р. Линтон, Р. Мертон, Т. Парсонс, Т. Шибутани)
Ряд концепций личности основывается на функциональном подходе, согласно которому единицей социального анализа является не столько сам действующий индивид, сколько выполняемая им в обществе функция. Наибольшую распространенность в социологии получила ролевая теория личности, разные варианты которой разработали Дж. Г. Мид, Р. Линтон, Р. Мертон, Т. Парсонс, Т. Шибутани и другие известные социологи и социальные психологи. С точки зрения всех этих концепций, личность представляет собой совокупность социальных ролей, вы-полняемых ею в обществе. Но если в трактовке Дж. Г. Мида и других социальных психологов роль выступает как результат межличностного взаимодействия, то в интерпретации Р. Линтона, Р. Мертона, Т. Парсона и их последователей - как комплекс требований, предъявляемых обществом к индивиду, занимающему определенную позицию в социальной системе. Иными словами, представители структурного функционализма рассматривают личность как функцию от того множества социальных ролей, которые присущи индивиду в обществе.
Ролевая теория личности имеет ряд несомненных достоинств. Во-первых, она позволяет раскрыть механизм взаимодействия человека и общества. Во-вторых, парные понятия роль-статус являются удобным аналитическим инструментом Для описания ценностно-нормативной структуры общества и места в ней личности. В-третьих, понятие социальной роли можно зафиксировать эмпирическими методами, используя такие смежные категории, как ролевые предписания, ролевые ожидания и т.д. Однако ролевую теорию нельзя принять в качестве единственной, поскольку она оставляет в тени активное, творческое начало личности.
3. Марксистский подход (К. Маркс)
При марксистском подходе к изучению личности упор делается на социальную обусловленность ее природы и деятельности. Исходным моментом здесь является теоретическое положение К. Маркса о том, что сущность человека есть совокупность всех общественных отношений. Сущность же особой личности составляет не ее физическая природа, а ее социальное качество, т.е. общественно значимое качество, присущее многим людям. Таким образом, личность, с точки зрения марксистского подхода, рассматривается как реализованная в индивиде интеграция социально значимых черт и общественных отношений данного общества. Это, с одной стороны, продукт исторического развития, а с другой - результат включения индивида в социальную систему, его предметной деятельности, способной из менять общественные отношения. [5]
4. Психоаналитический подход.
Щвейцарский психолог Карл Густав Юнг (1875 - 1961) с 1906 по 1913 год сотрудничал с Зигмундом Фрейдом, но в последствии создал свой вариант психоаналитического учения - аналитическую психологию.
Структура личности, по мнению Карла Юнга, состоит из трех частей: индивидуального бессознательного, коллективного бессознательного и сознания.
Индивидуальное бессознательное - это хранилище подавленных, вытесненных из сознания мыслей, чувств, воспоминаний.
Коллективное бессознательное - обусловлено генетически, является своего рода памятью поколений. В коллективном бессознательном сосредоточен исторический опыт человечества, представленный в психике родившегося ребенка в виде архетипов, которые наследуются от предков.
Большой заслугой К. Юнга является разработка типологии личности по двум ориентациям: экстраверсия - интроверсия, а так же выделение четырех психических процессов: мышление, чувствование, интуиция, ощущение.
Интроверты обращают внимание на внутреннее состояние своей души, строят свое поведение исходя из собственных идей, норм, убеждений. Интровертам свойственна повышенная, порой не имеющая оснований тревожность по поводу даже малейших житейских проблем, своего здоровья. Им присуща высокая чувствительность и повышенная чуткость к опасности.
Экстраверты ориентированы на внешнюю сторону душевных устремлений, они прекрасно ориентируются во внешнем мире, в своей деятельности исходят из его норм и правил поведения. Экстравертам свойственны общительность, инициативность, гибкость поведения, умение найти свое место в обществе и приспособиться к его требованиям. Предметы и явления, объекты внешнего мира интересуют их больше, чем собственный внутренний мир.
Психические качества экстравертов и интровертов, по мнению Юнга, сосуществуют в каждом человеке, в его душе. Превалирование одних из них определяет конкретный психологический тип личности - экстраверт или интроверт.
По мнению Юнга, архетип «самость» связан не только с типологией личности (экстраверт - интроверт), но и с четырьмя основными психическими процессами - мышлением, чувствованием, интуицией и ощущением. У каждого человека доминирует тот или иной процесс, который в сочетании с интроверсией или экстраверсией индивидуализирует путь развития человека.
Основные факторы формирования личности, ее социализации
Развитие личности того или иного человека есть социогенез, в котором реализуется определенная социальная программа ее становления и дальнейшего развития, заложенная:
-
в самой социальной
- в языке, различных знаковых системах, воплощающих в себе духовный опыт человечества;
-
в существующих системах
-
в таких формах общественной
жизнедеятельности, как труд в
области материального