Формирование толерантности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2015 в 21:26, реферат

Описание работы

Толерантность – это миролюбие, терпимость к этническим, религиозным, политическим, конфессиональным, межличностным разногласиям, признание возможности равноправного существования «другого»
Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………...3
Формирование толерантности…………………………………………………………4
Агенты формирования толерантности………………………………………………..6
Основные предметы исследования……………………………………………………8
Социологические аспекты толерантности…………………………………………..10
Заключение…………………………………………………………………………….13
Список используемой литературы…………………………………………………...15

Файлы: 1 файл

реферат социология.docx

— 34.46 Кб (Скачать файл)

Для понимания сущности толерантности крайне важны попытки философского осмысления данного термина. Приведем для примера определение П.Николсона, который рассматривает толерантность как добродетель воздержания от употребления силы для вмешательства во мнение или действие другого, даже если они и отклоняются в чем–то важном от мнения или действия субъекта толерантности и если последний не одобряет их (Nicholson, 1985). По его мнению, для понимания толерантности важно осознать следующие моменты, связывающие субъекта толерантности и предмет толерантности.

1. К предмету относятся  толерантно, отклоняясь от того, о чем субъект толерантности  думает как о должном, либо  от того, что он делает как  должное.

2. Предмет отклонения  не тривиален.

3. Толерантный субъект  морально не согласен с отклонением.

4. Субъект толерантности  обладает силой, необходимой для  попытки подавить или, по крайней  мере, воспротивиться либо помешать  субъекту интолерантности.

5. Тем не менее, толерантный  субъект не употребляет своей  силы, позволяя тем самым существовать  отклонению.

6. Толерантность верна, а  толерантный субъект благ.

Легко видеть, что приведенное выше толкование толерантности является весьма глубоким и по сути не вызывает возражений. В то же время требуются серьезные усилия для того, чтобы операционализировать предложенное рассмотрение толерантности и использовать его в исследовательских процедурах, которые позволили бы ответить на важные в теоретическом и практическом плане вопросы. Среди них:

• в какой степени ценности толерантности разделяются и декларируются официальными организациями и институтами (СМИ, институты образования, религии, армии и т.д.),

• в какой степени различные слои населения, социальные группы разделяют ценности толерантности,

• каким образом ценности толерантности проявляются в различных сферах жизнедеятельности людей,

• почему социальные институты, группы, индивиды интолерантны к тем или иным объектам, и как они сами оправдывают свою интолерантность,

• можно ли сформировать толерантные установки и готовность к соответствующему поведению и если это возможно, то каким образом.

Анализ этих и подобных вопросов возможен в рамках социологической парадигмы, которая рассматривает толерантность как систему ценностей, норм и образцов поведения, объединенных вокруг "готовности принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия" (Дробижева, 1998).

 

 

 

 

 

Заключение

Без всякого сомнения, можно утверждать, что сегодня толерантность в обществе - необходимая составляющая дальнейшего успешного развития. Толерантность, то есть равное признание возможности всех людей реализоваться в обществе, независимо от религиозных, национальных, расовых различий, - залог экономической и политической стабильности в обществе. Толерантность дает людям возможность реализовать себя, сотрудничать между собой.

Формирование культуры толерантности приобретает особую актуальность в свете происходящей ныне глобализации. Под её воздействием мир становится всё более целостным.

Различные культуры, религии, цивилизации взаимодействовали и прежде. При этом нередко возникали и острая вражда, и нетерпимость. Однако их основные очаги были разделены территориально, будучи как бы отгороженными друг от друга. Ныне глобальные коммуникационные, финансовые, миграционные потоки пробили огромные бреши в существовавших барьерах, спрессовывая разные культуры и образы жизни в едином пространстве мирового социума. Складывается плотная, всепроникающая сеть общественных взаимоотношений. Нетерпимость в этих условиях генерирует высокие напряжения, способные блокировать жизнедеятельность общественных систем как на национальном, так и на мировом уровнях.

Вместе с тем глобализация наглядно демонстрирует неисчерпаемое многообразие социокультурных традиций и форм общественного устройства, норм взаимоотношений и ценностных ориентаций, присущих разным сообществам. С каждым десятилетием это многообразие не только не уменьшается, но растёт, иногда в геометрической прогрессии, бросая вызов самой способности человеческого рода регулировать возникающие на этой почве противоречия, не допускать их перерастания в острые конфликты и столкновения.

Общество заинтересовано в том, чтобы у его членов, особенно у молодёжи, сформировалось мышление открытого типа, пробудился интерес к диалогу последователей разных мировоззрений и политических предпочтений к устранению предубеждённости друг против друга на основе терпимости и конструктивного сотрудничества во имя всеобщего блага. Вместе с тем общество выступает за жесткое пресечение любых экстремистских действий, за неотвратимость наказания их вдохновителей и участников.

Повсеместное и полное утверждение атмосферы толерантности и одновременно активного неприятия проявлений экстремизма – долгий процесс. Здесь многое зависит не только от государственных органов и общественных, в том числе молодёжных, организаций, но и от системы образования и воспитания, от средств массовой информации, деятелей культуры, от преодоления ими своего индифферентного отношения к бытующим – далёким от толерантности – позициям и нравам, к рецидивам экстремизма. Значительное воздействие способны оказать также здравомыслие и культура политических деятелей, лидеров общественных, особенно молодёжных, движений современной России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

Асмолов А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа // Толерантность в общественном сознании России. – М. - 1998. – 349 с. 
Бодрилин А.П. Проблема толерантности в свете учения о ценностях // Вестник РУДН, Философия. – 1999. - N 1. – с. 31-38.

Бондырева С.К., Колесов Д.В.  Толерантность (введение в проблему). – М.: Издательство Московского Психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «Модэк», 2003. – 240с.

Гершунский Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования // Педагогика, 2002. – С. 3 – 13.

О смыслах понятия «толерантность» // Век толерантности. - 2001. - с. 5-7.

Хомяков М.Б. Толерантность: парадоксальная ценность. - М. - 2000.

 


Информация о работе Формирование толерантности