Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2015 в 19:40, реферат
Цель работы – выяснить каковы жизненные ценности молодых граждан, существует ли проблема формирования жизненных ценностей среди молодежи, под влиянием каких факторов это самое формирование происходит.
Задачи:
Рассмотрение понятия;
Проведение социологического исследования;
Рассмотрение жизненных ценностей современного молодого человека;
Выявление ключевых для молодежи ценностей;
Введение ……………………………..……………….…………………………....3
Раздел 1 Жизненные ценности…………………………………………………...5
1.1 Понятие «Жизненные ценности».…………………………………………….5
1.2 Формирование системы ценностей современной молодежи ………………………...……………………………………………………….........8
Раздел 2 Проведение социологического исследования на тему: «Формирование жизненных ценностей современной молодежи»……………………………....16
2.1 Программа исследования……………….…………………………………...16
2.2 Анализ полученных результатов…………………………………………...17
Заключение……………………………………………...………………………..28
Приложение – Анкета……...…………………………………..……………….30
Список используемой литературы………………………………..…………….34
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Новосибирский государственный педагогический университет»
Институт молодёжной политики и социальной работы
Кафедра социальной работы
Социологическое исследование
тема:
Формирование жизненных ценностей современной молодежи
Выполнила студентка группы: СР – 22
Мамедова Екатерина Фархадовна
Специальность 040101.65 Социальная работа
Специализация Социальная работа с молодёжью
Форма обучения: очная
Руководитель: к.с.н., доцент Козина Е.С.
Новосибирск 2012
Содержание
Введение ……………………………..……………….…………………………
Раздел 1 Жизненные ценности…………………………………………………...
1.1 Понятие «Жизненные ценности».…………………………………………….5
1.2 Формирование системы ценностей современной
молодежи ………………………...………………………………………………
Раздел 2 Проведение социологического исследования на тему: «Формирование жизненных ценностей современной молодежи»……………………………....16
2.1 Программа исследования……………….…
2.2 Анализ полученных результатов…
Заключение……………………………………………...
Приложение – Анкета……...…………………………………..…………
Список используемой литературы………………………………..…………….
Введение
Жизненные ценности очень важны, потому что они формируют наши отношения, поведение, решения и нас самих. Поэтому, не определив своих жизненных ценностей, невозможно сделать жизнь такой, как мы хотим, потому что для нее просто не будет фундамента. Многие не могут понять, почему они не достигают целей, о которых так мечтают. Другие же достигают успеха, но все же чувствуют пустоту и неудовлетворенность.
Почему так происходит? Потому что такие люди ставят цели согласно внешним проявлениям, тому, чего от них хотят окружающие, или тому, что они думают они хотят для себя. Получается, что цель не соответствует истинным желаниям человека.
Обычно все внимание уделяется постановке целей и их достижению, но мало кто задумывается о жизненных ценностях. Однако, цели, поставленные и достигнутые без согласования с ценностями человека, окажутся пустыми и бесполезными. Человек будет чувствовать разочарование и пустоту, потому что цели и достижения не согласуются с тем, кем он на самом деле является.
Следовательно, необходимо сначала определить ваши жизненные ценности, чтобы понять, что действительно для вас важно в жизни. Иногда вопрос ценностей упускают, потому что кажется, что на него очень трудно ответить. И даже самый решительный человек может не сразу определить, что для него важно, а что второстепенно. Кстати, далеко не все люди хорошо понимают, что такое «ценность», и путают это понятие с понятием «цель».
Попробуйте определить свои жизненные ценности, потратьте на это какое-то время — это значительно облегчит вам задачу постановки цели.
Объект исследования - молодежь г. Новосибирска(в основном учащиеся Новосибирских ВУЗов).
Предмет исследования – жизненные ценности молодежи г. Новосибирска.
Цель работы – выяснить каковы жизненные ценности молодых граждан, существует ли проблема формирования жизненных ценностей среди молодежи, под влиянием каких факторов это самое формирование происходит.
Задачи:
Методы исследования:
- анализ научной литературы;
- опрос путем анкетирования;
Инструментарий: анкета.
Гипотеза – предположим,что:
1.Ценностная структура
молодежи г.Новосибирска ,как социальной
группы не является
2. Ее формирование происходит под влиянием внешних факторов
3.Эти факторы пагубно
отражающихся на результате
Экспериментальной базой служит молодежь г. Новосибирска.
В исследовании приняли участия 30 человек.
Понятие жизненных ценностей
Прежде чем мы поговорим о понятии жизненных ценностей непременно нужно выяснить что же такое ценность вообще.
Ценность — важность, значимость, польза, полезность чего-либо. Внешне ценность выступает как свойство предмета или явления. Однако значимость и полезность присущи им не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а являются субъективными оценками конкретных свойств, которые вовлечены в сферу общественного бытия человека, человек в них заинтересован или испытывает потребность. Система ценностей выполняет роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности человека, обозначений его различных практических отношений к окружающим предметам и явлениям. Например, стакан, будучи инструментом для питья, проявляет это своё полезное свойство как потребительная стоимость, материальное благо. Являясь продуктом труда и предметом товарного обмена, стакан выступает как экономическая ценность, стоимость. Если стакан представляет собой предмет искусства, он наделяется ещё и эстетической ценностью, красотой.
Употребляется в нескольких смыслах:
Ценность — как характеристика предмета, обозначающая признание его значимости. Разделяют «Материальные ценности» и «Духовные ценности». Известно понятие «Вечные ценности».
Ценность — в философии — указание на личностную, социально-культурную значимость определённых объектов и явлений.
Ценность — в экономике — используется как синоним понятию «потребительная стоимость», т.е. значимость, полезность предмета для потребителя.
Психологическое понятие Система ценностей подразумевает под ценностями то, что индивидуум ценит в окружающем его социуме. Тесно связано с понятием мотивация. Сейчас как и в прошлом, существуют и признаются такие вечные ценности, как любовь к людям, вера, семья, трудолюбие, ответственность, стремление к добру и справедливости, уважение к старшим. Но эти ценности в последнее время начали уступать стремлению человека к абсолютному комфорту, материальному богатству, эгоизму, стремлению к власти. Большинство современных благ и услуг направлены на удовлетворение сегодняшних потребностей и это уже стало прижившейся в обществе нормой. Молодой человек, достигнувший сознательного возраста, сталкивается с проблемами выбора собственных жизненных принципов и приоритетов. Часто формируется новое, индивидуальное представление и отношение к истинным ценностям. И это представление коренным образом может отличаться от представлений о них наших предков.
В данном исследовании рассматриваются ценностные ориентации современной российской молодежи, задействовав в исследовании разные группы возрастов. Ведь каждому возрасту присуща своя специфика, а, следовательно, своя группа ценностей.
______________
1Лисовский В. Т. Ценности жизни и культуры современной молодежи. Социологическое исследование. 2000
Формирование ценностей
Существует несколько глобальных методов формирования ценностей, в основном связанных с образованием, или же с внутринациональной или международной пропагандой определенных понятий ценности. Как правило, экономически сформированные ценности широко распространяются на ценности социума.
Общечеловеческие ценности — теоретически существующие моральные ценности, система аксиологических максим, содержание которых не связано непосредственно с конкретным историческим периодом развития общества или конкретной этнической традицией, но, наполняясь в каждой социокультурной традиции собственным конкретным смыслом воспроизводится, тем не менее, в любом типе культуры в качестве ценности.
Отношение к понятию варьируется от полного отрицания существования такой вещи, как «общечеловеческие ценности», до постулирования их конкретного списка. Одной из промежуточных позиций является, например, формулируемая Френсисом Фукуямой идея о том, что в условиях современного мира, где никакое сообщество людей не существует изолированно от других, для мирного сосуществования культур некоторая общая система ценностей просто необходима.
___________________
2 В.Лутовинов, Внутренняя политика /Духовное наследие. - 2007.-№ 9.-С.22-28
Формирование системы ценностей молодежи
В условиях социально-экономических и политических изменений, происходящих в обществе, особенно трудно приходится молодежи с ее еще не устоявшимся мировоззрением, подвижной системой ценностей. Бездуховность и ее результат – потребительское – эгоистическое отношение к жизни порождают у многих молодых апатию, безразличие к себе и другим, что грозит потерей нравственного и духовного здоровья нации.
Ценности – это суть и свойства предмета, явления. Это также определенные идеи, воззрения, посредством которых люди удовлетворяют свои потребности и интересы. Ценности – это интересы, обособившиеся в ходе развития самой истории, благодаря разделению труда в сфере духовного производства. Но объектом этих обособившихся интересов, предметами стремления человека в данном случае выступает некое духовное содержание, состоящее в особой концепции чувств и мыслей, воплотившееся в образцах прекрасного, истинного, доброго, благородного.
Таким образом, в понимании сущности ценности важным видится ее субъектно-объектное происхождение, определенная значимость для субъекта и детерминационная роль в его жизни и деятельности. Данные характеристики позволяют анализировать объективную реальность с одной стороны, как среду формирования системы ценностей личности, а с другой - как сферу приложения и проявления имеющихся ценностей. При этом можно отметить, что система ценностей личности формируется в результате ценностного отношения реализуемого в акте оценки, в результате добровольного и свободного выбора. Это сфера самотворчества и самоопределения личности.
__________________
3 Свертков И.А. Политическая социализация молодежи в условиях трансформации России (конец XX- начало XXI века) Воронеж – 2010
Непротиворечивость ценностных ориентаций личности – показатель ее устойчивости: зрелости, целостности и т.д. Хотя устойчивость ценностных ориентаций достаточно важна для любого социального субъекта, противоречивость ценностных ориентаций – одно из свидетельств необходимости пристального внимания к личности, активного включения воздействующего механизмов, способных стабилизировать систему ценностных ориентаций. Доминирование противоречивых систем ценностных ориентаций может привести не только к негативным последствиям для личности, но и оказать аналогичное воздействие на социальное окружение индивида.
Одной из важных сторон, характеризующих молодежь как специфическую социальную группу, является ее отношение к труду, к общественно полезной деятельности. Этот компонент, который может быть представлен в виде профессионально-трудовых ценностей, складывается под воздействием целого ряда неблагоприятных факторов. Среди них, в частности, можно выделить чрезмерное преувеличение роли вещизма в современной жизни, стремление к личному, главным образом, материальному благополучию, возможность обогащения противоправными способами при минимальной затрате средств, ценой легких усилий, отсутствие общей культуры, падение нравственных ограничений, ослабление воспитательной работы с подрастающим поколением и другие. Вследствие этого у многих молодых людей "...не формируется активная жизненная позиция, отсутствуют желание полноценного труда, учебы, стремление внести свой вклад в дело дальнейшего развития общества".
__________________
4 Свертков И.А. Политическая социализация молодежи в условиях трансформации России (конец XX- начало XXI века) Воронеж – 2010
Как показывают данные социологических исследований, уже в конце 80-х годов для многих молодых людей труд утратил общественную значимость и виделся преимущественно как средство удовлетворения личных потребностей.
Рассмотрение труда как одной из важнейших ценностей нашей жизни, признание его первостепенного значения для развития общества и личности утратило для большей части молодежи всякий смысл. В начале 90-х годов каждый пятый молодой человек считал, что если бы он был достаточно хорошо материально обеспечен, то никогда бы не стал работать; всего лишь около 20% молодых людей находили необходимым трудиться независимо от зарплаты и того уровня жизни, который она обеспечивала.
Для большинства молодежи труд потерял смысл как средство самоутверждения, самореализации. В своем стремлении к хорошему заработку и к высоким доходам многие молодые люди утрачивают нравственные ориентиры и нередко вступают в противоречие с правовыми нормами. По данным социологических исследований, каждый седьмой из опрошенных готов к тому, чтобы улучшить свои дела самыми различными способами, в том числе (если потребуется) и путем противозаконных действий. Около половины из числа респондентов считают, что главное - получить как можно больше денег, независимо от затрат труда. Семь из десяти опрошенных одобряют действия тех, кто "делает" деньги любыми способами. В Москве и Санкт-Петербурге такое мнение разделяют почти 80% респондентов.
Информация о работе Формирование жизненных ценностей современной молодежи