Формы и методы социальной работы с семьей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 12:58, реферат

Описание работы

Общеизвестны особая роль и место семьи в обществе. В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро, и зло, все, чем характерна его семья. Став взрослыми, дети повторяют в своей семье все то, что было в семье его родителей. В семье регулируются отношения ребенка к окружающему, в семье он получает опыт нравственности, моральных норм поведения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1. Социальная сущность семьи и ее типологии 4
2. Социальные проблемы современной семьи ……………………...………8
3. Формы и методы социальной работы с семьей……..……..........…..…...10
Заключение…………………………………………………………………….17
Список литературы……………………………………………………………18

Файлы: 1 файл

Реферат по соц.работе.docx

— 38.51 Кб (Скачать файл)

- организационно-коммуникативную (организация общения, инициирование совместной деятельности, совместного досуга, творчества);

- социально-психолого-педагогическую (психолoго - педагогическое просвещение членов семьи, оказание неотложной психологической помощи, профилактическая поддержка и патронаж);

- прогностическую (моделирование ситуаций и разработка определенных программ адресной помощи);

- координационную (установление и поддержание объединение усилий департаментов помощи семье и детству, социальной помощи населению, отделов семейного неблагополучия органов внутренних дел, социальных педагогов образовательных учреждений, реабилитационных центров и служб).

Социальная  работа с семьей - это особым образом  организованная деятельность, направленная на малые группы людей, нуждающихся  в социальной защите и поддержки  извне. Это одна из разновидностей социальной защиты населения, основным содержанием  которой является содействие, помощь, в восстановление и поддержании  нормального функционирования семьи. Социальная работа с семьей сегодня  представляет собой многофункциональную  деятельность по социальной защите и  поддержке, социальному обслуживанию семьи на государственном уровне.

Эта деятельность осуществляется специалистами по социальной работе с семьей различного профиля. Она реализуется в условиях конкретного  социума (федерального или территориального) и определяется его спецификой.

Важную  роль в социальной поддержки семей  в условиях развития рыночных отношений  играют Центры занятости всех уровней, которые решают следующие задачи: сбор и распространение информации по вопросам социальной поддержки семьи; предоставление консультационных услуг  по вопросам профессионального обучения и трудоустройства; содействие в  открытии предприятий семейного  типа; профессиональная ориентация детей  и подростков; выплата пособий по временной не занятости; консультирование по вопросам подбора и использования рабочей силы; оказание помощи в кадровом обеспечении; социально - психологическая работа с клиентами.

Социальная  помощь имеет цель оказания разнообразных  социальных услуг семье в условиях конкретных отношений, конкретной ситуации. Эти услуги способствуют формированию в семье нормальной жизнедеятельности  и могут носить информационный, консультативный  характер с целью оказания психологопедагогической, правовой, социальномедицинской, материальной поддержки семьи. Ставится задача помочь семье в целом и каждому из ее членов в отдельности справиться с повседневными жизненными трудностями и проблемами. Для этого каждый член семьи должен быть в состоянии самостоятельно продиагностировать возникшие проблемы и самостоятельно разрешать их, опираясь лишь на консультационную помощь социального педагога.

Социальный  педагог выступает как бы посредником  между семьей, государством, общественными  организациями и законодательными органами. Однако принцип самообеспечения семьи является скорее идеалом, чем реальной практикой. Без помощи социального педагога современная семья может обойтись далеко не всегда. Его социальные услуги ориентированы на создание лучших условий жизнедеятельности семьи, возможности саморазвития, защиту ее прав и интересов. Он предварительно разъясняет, какие льготы имеют молодые семьи, женщины, одинокие люди, несовершеннолетние матери и дети из неблагополучных семей и семей группы риска, участвует в формировании их правосознания, способствует восприятию родителями своих обязанностей, оказывает различные виды социальных услуг детям и семьям — жертвам экологических, технологических, политических катастроф, оказавшимся в экстремальной ситуации, а также молодежи, которая собирается вступать в брак. Молодым семьям, несовершеннолетним гарантируется оказание различного рода информационных консультаций.

В социальной помощи нуждаются также семьи, имеющие  проблемы в воспитании ребенка по каким-либо причинам, проблемы во внутрисемейных взаимоотношениях, в организации жизнедеятельности семьи, а также семьи социального риска и с неблагоприятными условиями существования. Такие семьи требуют различных видов помощи в вопросах планирования семьи, воспитании и досмотре за детьми, адаптации к изменяющимся внешним условиям, разработке индивидуальных семейных стратегий, подготовке молодежи к вступлению в брак, организации свободного времени молодой семьи, налаживании семейного быта и хозяйства, усовершенствовании взаимоотношений в семье.

Социальный  патронаж — одно из направлений  социальной работы, ориентированное  на постоянную поддержку семьям, нуждающимся  в ней.

Социальная  реабилитация ориентирована на оказание помощи молодой семье с целью  преодоления семейных конфликтов, кризисного состояния, дисгармонии во взаимоотношениях, временных или постоянных трудностей в жизнедеятельности семьи, которые  являются следствием тяжелых заболеваний, а также помощи тем, кто оказался в безвыходном положении. Кроме  того, социальная реабилитация предполагает оказание помощи семьям, члены которых  имеют устойчивую алкогольную или  наркотическую зависимость или  вернулись из мест лишения свободы. Работа по социальной реабилитации проводится как с каждым членом семьи, так  и со всей семьей и родственниками. Основная цель такой работы — выведение  членов семьи из стрессового состояния, оказание социально-медицинской, социально-правовой помощи, восстановление чести, достоинства, прав и свобод членов семьи.

Данные  виды услуг семье оказываются  обычно государственными центрами социальных служб для молодежи, деятельность которых осуществляется в соответствии со специально разработанной программой работы с молодой семьей. Данная программа — практическое разрешение вопросов стабилизации молодой семьи, подготовки молодежи к браку, профилактики семейной дисгармонии, семейного неблагополучия, подготовки молодых отцов к выполнению родительских обязанностей, оказание конкретной индивидуальной методической помощи различным типам молодых семей и тем людям, которые собираются ее создать, кто имеет проблемы во взаимоотношениях; молодым родителям, которые собираются завести или имеют новорожденного ребенка; родителям в воспитании детей различных возрастных групп.

Наряду  с центрами социальных служб для  разрешения внутрисемейных проблем  создаются консультационные пункты, кабинеты и службы, в том числе  и для работы с сельской семьей, клубы молодой семьи, цель которых  приобщать молодых людей к  своей работе благодаря демократичности  и доброжелательности взаимоотношений  с клиентами, развивать инициативу членов клуба, их творческий подход к  работе с различными категориями  семьи.

Эффективными  формами работы с молодой семьей являются конкурсные формы работы, пропаганда семейных традиций, обычаев, обрядов, поиск семейных талантов, развитие познавательных интересов членов семьи, творческой инициативы, обмен опытом в семейном воспитании, изменение взаимоотношений в семье, возрождение бытовой народной культуры. Массовые обсуждения и семейные праздники могут проводиться в форме недели планирования семьи, дней матери, календарных, православных, религиозных праздников и обрядов. Конкретные формы и методы работы с семьей определяются во время проведения областных конкурсов молодых семей, конкурсов семейных эрудитов, вечеров студенческой семьи, выставки детского творчества, семейных спортивных праздников, фестивалей семейных творческих коллективов, семейных игр и смотров семейного подворья.

Формы работы:

индивидуальная, групповая и фронтальная (примерами  этих работ могут быть консультирование, дискуссионный диалог, лекция, семинар, психотерапия, обучающий и формирующий  тренинг, психокоррекция).

Консультирование - это ориентация детей и подростков по воспитанию культуры семейных отношений, по возрастным и индивидуальным особенностям психического развития с целью психокоррекции и профилактики отклонений от нормы в семейного благополучия.

Работая с семьей, могут быть использованы наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждения, художественные аналогии, мини-тренинг  и пр. при этом консультационная беседа может быть наполнена различным  содержанием и выполнять различные  задачи - образовательные, психологические, психолого-педагогические.

Если  семья не является инициатором взаимодействия с социальным работникам, консультирование может проводиться в завуалированной форме. Конечная цель консультационной работы - с помощью специально-организованного процесса общения актуализировать внутренние ресурсы семьи, повысить ее реабилитационную культуру и активность, откорректировать отношение к ребенку.

Наряду  с индивидуальными консультативными беседами, могут применяться групповые  методы работы с семьей.

Обучающий и развивающий тренинг - это применение коррекционных и обучающих методов, направленное на развитие, формирование отдельных психических функций, умений, навыков и семейной компетенции  детей и подростков, ослабленных  в силу особенностей воспитания или  социальной среды, но необходимых для  успешной самореализации личности в  различных видах деятельности.

Групповые методы работы дают возможность родителям  обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение в группе. Кроме того, возможность принимать  на себя рол лидера при обмене информацией  развивает активность и уверенность  родителей.

Коррекция - это коррекция отклонений в психическом  развитии на основе создания оптимальных  возможностей и условий для развития личностного и интеллектуального  потенциала ребенка; профилактика нежелательных, негативных тенденций, личностного и интеллектуального развития.

Психотерапия - это система лечебного воздействия  на психику, на весь организм и поведение  ребенка и взрослого, комплексное  лечение психических, нервных и  психосоматических расстройств, решающее задачи по смягчению или ликвидации имеющейся симптоматики и изменению  отношений к социальному окружению  и собственной личности.

Решение проблемы социализации ребенка из неблагополучной  семьи возможно при условии осуществления  комплекса мероприятий, направленных на: раннее выявление и постановка на учет ребенка из неблагополучной  семьи; определение причин неблагополучия семьи; осуществление информационной помощи семье; организация профилактики нарушений воспитания в семьях «группы риска»; при координационно - организационной помощи со стороны социального работника.

Таким образом, проанализировав направления деятельности социальной работы в отношении семей, можно сделать вывод, что помощь семьям оказывается системно и в  большом объеме. Несмотря на все  усилия государственных и негосударственных  организаций в помощи семьям, проблемы внутрисемейных отношений и вообще сохранения ценности семьи остаются актуальными и по сей день.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Каждый  человек рождается в определенной семье и становясь ее членом, становится и частью общества. В семье осуществляется основное воспитание ребенка, процесс его постепенного включения в жизнь общества, восприятие нравственных норм, изучение определенных позиций и ролей. Влияние семьи имеет большое значение для воспитания духовных и общественных потребностей человека. Серьезное влияние оказывает семья на формирование отношения к окружающей среде, к людям, к труду, к обществу в целом. Кроме того, в семье особенно ярко проявляются черты солидарности и взаимной ответственности.

Семья является посредником между ребенком и  обществом. В случае невыполнения семьей ее функций, страдает как весь внутренний мир ребенка, так и нарушаются его связи с обществом.

Семья - это не просто малая социально - психологическая  группа, которая связана брачными и родственными отношениями, но и  создание новой жизни, - это дом  в котором воспитывается и  развивается личность, закладываются  нравственные основы, формируется мировоззрение.

Семейный  социальный педагог в процессе своей  деятельности решает многие проблемы семьи. Но, чтобы его деятельность была эффективной, нужна родительская поддержка, чтобы родители осознавали, что им хотят помочь, что все  то, что делает социальный педагог - для их блага.

Таким образом, деятельность семейного социального  педагога необходима по работе с семьей, т.к. современное общество нуждается  в специалистах, которые смогли бы разрешить социальные проблемы, тем  самым положительно повлиять на развитие и воспитание ребенка в семье, устраняя негативные факторы социализации, влияющие на подростковую личность.

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. Основы социальной работы: учебной пособие для студентов ВУЗов / Под ред. Н. Ф. Басова. - М.: Издательский центр «Академия», 2004г.
  2. Холостова Е. И. Социальная работа: учебное пособие. - М.: «Дашков и Ко», 2003г.
  3. http://revolution.allbest.ru/sociology/00017013_0.html
  4. М.В. Фирсов. Теория социальной работы - М., 2000г.
  5. http://socrab.com/index.

 


Информация о работе Формы и методы социальной работы с семьей