Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 12:58, реферат
Общеизвестны особая роль и место семьи в обществе. В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро, и зло, все, чем характерна его семья. Став взрослыми, дети повторяют в своей семье все то, что было в семье его родителей. В семье регулируются отношения ребенка к окружающему, в семье он получает опыт нравственности, моральных норм поведения.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Социальная сущность семьи и ее типологии 4
2. Социальные проблемы современной семьи ……………………...………8
3. Формы и методы социальной работы с семьей……..……..........…..…...10
Заключение…………………………………………………………………….17
Список литературы……………………………………………………………18
- организационно-коммуникативную (организация общения, инициирование совместной деятельности, совместного досуга, творчества);
- социально-психолого-
- прогностическую (моделирование ситуаций и разработка определенных программ адресной помощи);
- координационную (установление и поддержание объединение усилий департаментов помощи семье и детству, социальной помощи населению, отделов семейного неблагополучия органов внутренних дел, социальных педагогов образовательных учреждений, реабилитационных центров и служб).
Социальная работа с семьей - это особым образом организованная деятельность, направленная на малые группы людей, нуждающихся в социальной защите и поддержки извне. Это одна из разновидностей социальной защиты населения, основным содержанием которой является содействие, помощь, в восстановление и поддержании нормального функционирования семьи. Социальная работа с семьей сегодня представляет собой многофункциональную деятельность по социальной защите и поддержке, социальному обслуживанию семьи на государственном уровне.
Эта деятельность осуществляется специалистами по социальной работе с семьей различного профиля. Она реализуется в условиях конкретного социума (федерального или территориального) и определяется его спецификой.
Важную роль в социальной поддержки семей в условиях развития рыночных отношений играют Центры занятости всех уровней, которые решают следующие задачи: сбор и распространение информации по вопросам социальной поддержки семьи; предоставление консультационных услуг по вопросам профессионального обучения и трудоустройства; содействие в открытии предприятий семейного типа; профессиональная ориентация детей и подростков; выплата пособий по временной не занятости; консультирование по вопросам подбора и использования рабочей силы; оказание помощи в кадровом обеспечении; социально - психологическая работа с клиентами.
Социальная помощь имеет цель оказания разнообразных социальных услуг семье в условиях конкретных отношений, конкретной ситуации. Эти услуги способствуют формированию в семье нормальной жизнедеятельности и могут носить информационный, консультативный характер с целью оказания психологопедагогической, правовой, социальномедицинской, материальной поддержки семьи. Ставится задача помочь семье в целом и каждому из ее членов в отдельности справиться с повседневными жизненными трудностями и проблемами. Для этого каждый член семьи должен быть в состоянии самостоятельно продиагностировать возникшие проблемы и самостоятельно разрешать их, опираясь лишь на консультационную помощь социального педагога.
Социальный
педагог выступает как бы посредником
между семьей, государством, общественными
организациями и
В социальной помощи нуждаются также семьи, имеющие проблемы в воспитании ребенка по каким-либо причинам, проблемы во внутрисемейных взаимоотношениях, в организации жизнедеятельности семьи, а также семьи социального риска и с неблагоприятными условиями существования. Такие семьи требуют различных видов помощи в вопросах планирования семьи, воспитании и досмотре за детьми, адаптации к изменяющимся внешним условиям, разработке индивидуальных семейных стратегий, подготовке молодежи к вступлению в брак, организации свободного времени молодой семьи, налаживании семейного быта и хозяйства, усовершенствовании взаимоотношений в семье.
Социальный патронаж — одно из направлений социальной работы, ориентированное на постоянную поддержку семьям, нуждающимся в ней.
Социальная реабилитация ориентирована на оказание помощи молодой семье с целью преодоления семейных конфликтов, кризисного состояния, дисгармонии во взаимоотношениях, временных или постоянных трудностей в жизнедеятельности семьи, которые являются следствием тяжелых заболеваний, а также помощи тем, кто оказался в безвыходном положении. Кроме того, социальная реабилитация предполагает оказание помощи семьям, члены которых имеют устойчивую алкогольную или наркотическую зависимость или вернулись из мест лишения свободы. Работа по социальной реабилитации проводится как с каждым членом семьи, так и со всей семьей и родственниками. Основная цель такой работы — выведение членов семьи из стрессового состояния, оказание социально-медицинской, социально-правовой помощи, восстановление чести, достоинства, прав и свобод членов семьи.
Данные виды услуг семье оказываются обычно государственными центрами социальных служб для молодежи, деятельность которых осуществляется в соответствии со специально разработанной программой работы с молодой семьей. Данная программа — практическое разрешение вопросов стабилизации молодой семьи, подготовки молодежи к браку, профилактики семейной дисгармонии, семейного неблагополучия, подготовки молодых отцов к выполнению родительских обязанностей, оказание конкретной индивидуальной методической помощи различным типам молодых семей и тем людям, которые собираются ее создать, кто имеет проблемы во взаимоотношениях; молодым родителям, которые собираются завести или имеют новорожденного ребенка; родителям в воспитании детей различных возрастных групп.
Наряду с центрами социальных служб для разрешения внутрисемейных проблем создаются консультационные пункты, кабинеты и службы, в том числе и для работы с сельской семьей, клубы молодой семьи, цель которых приобщать молодых людей к своей работе благодаря демократичности и доброжелательности взаимоотношений с клиентами, развивать инициативу членов клуба, их творческий подход к работе с различными категориями семьи.
Эффективными формами работы с молодой семьей являются конкурсные формы работы, пропаганда семейных традиций, обычаев, обрядов, поиск семейных талантов, развитие познавательных интересов членов семьи, творческой инициативы, обмен опытом в семейном воспитании, изменение взаимоотношений в семье, возрождение бытовой народной культуры. Массовые обсуждения и семейные праздники могут проводиться в форме недели планирования семьи, дней матери, календарных, православных, религиозных праздников и обрядов. Конкретные формы и методы работы с семьей определяются во время проведения областных конкурсов молодых семей, конкурсов семейных эрудитов, вечеров студенческой семьи, выставки детского творчества, семейных спортивных праздников, фестивалей семейных творческих коллективов, семейных игр и смотров семейного подворья.
Формы работы:
индивидуальная, групповая и фронтальная (примерами этих работ могут быть консультирование, дискуссионный диалог, лекция, семинар, психотерапия, обучающий и формирующий тренинг, психокоррекция).
Консультирование - это ориентация детей и подростков по воспитанию культуры семейных отношений, по возрастным и индивидуальным особенностям психического развития с целью психокоррекции и профилактики отклонений от нормы в семейного благополучия.
Работая
с семьей, могут быть использованы
наиболее распространенные приемы консультирования:
эмоциональное заражение, внушение,
убеждения, художественные аналогии, мини-тренинг
и пр. при этом консультационная
беседа может быть наполнена различным
содержанием и выполнять
Если семья не является инициатором взаимодействия с социальным работникам, консультирование может проводиться в завуалированной форме. Конечная цель консультационной работы - с помощью специально-организованного процесса общения актуализировать внутренние ресурсы семьи, повысить ее реабилитационную культуру и активность, откорректировать отношение к ребенку.
Наряду
с индивидуальными
Обучающий
и развивающий тренинг - это применение
коррекционных и обучающих
Групповые
методы работы дают возможность родителям
обмениваться друг с другом опытом,
задавать вопросы и стремиться получить
поддержку и одобрение в
Коррекция
- это коррекция отклонений в психическом
развитии на основе создания оптимальных
возможностей и условий для развития
личностного и
Психотерапия
- это система лечебного
Решение проблемы социализации ребенка из неблагополучной семьи возможно при условии осуществления комплекса мероприятий, направленных на: раннее выявление и постановка на учет ребенка из неблагополучной семьи; определение причин неблагополучия семьи; осуществление информационной помощи семье; организация профилактики нарушений воспитания в семьях «группы риска»; при координационно - организационной помощи со стороны социального работника.
Таким образом,
проанализировав направления
Заключение
Каждый
человек рождается в
Семья является посредником между ребенком и обществом. В случае невыполнения семьей ее функций, страдает как весь внутренний мир ребенка, так и нарушаются его связи с обществом.
Семья - это не просто малая социально - психологическая группа, которая связана брачными и родственными отношениями, но и создание новой жизни, - это дом в котором воспитывается и развивается личность, закладываются нравственные основы, формируется мировоззрение.
Семейный социальный педагог в процессе своей деятельности решает многие проблемы семьи. Но, чтобы его деятельность была эффективной, нужна родительская поддержка, чтобы родители осознавали, что им хотят помочь, что все то, что делает социальный педагог - для их блага.
Таким образом, деятельность семейного социального педагога необходима по работе с семьей, т.к. современное общество нуждается в специалистах, которые смогли бы разрешить социальные проблемы, тем самым положительно повлиять на развитие и воспитание ребенка в семье, устраняя негативные факторы социализации, влияющие на подростковую личность.
Список использованной литературы:
Информация о работе Формы и методы социальной работы с семьей