Формы подготовки социальных работников: история и современность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 22:13, контрольная работа

Описание работы

Социальная работа как профессия зародилась на рубеже XIX-XX веков. В это время появились первые школы социальной работы в Германии, Великобритании, США, Франции, Швеции и в других странах. Социальная работа первоначально возникла как средство помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, например, потерявшим работу, жилье, перенесшим физическую или психическую травму и т.д.
На сегодняшний день профессия социального работника стала неотъемлемой частью общественной жизни в странах, которые мы называем "цивилизованные". Без деятельности социальных работников не обходятся ни реализация программ социального развития, ни обеспечение социальной политики государства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В РОССИИ
Периоды становления социальной работы
Становление системы подготовки социальных работников

ГЛАВА 2. ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
2.1. Типы теорий и модели социальной работы
2.2. Современная политика в социальной работе
2.3. Зарубежный опыт организации сферы социальной работы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Formy_podgotovki_sots_rab.doc

— 184.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

 

«Санкт-Петербургский  государственный 

университет технологии и дизайна»

Кафедра философии и социальных наук

 

 

Курсовая  работа

по дисциплине «Теория социальной работы»

 

 

на тему «Формы подготовки социальных работников: история и современность»

 

Выполнил студент 3 курса, группа ЕЗ - 1, № зачет. Книжки 1234045

 

Подпись____________________

 

Проверил преподаватель___________________________________

 

Оценка:________________ Дата:__________________

 

Подпись____________________

 

                                   

 

 

 

Санкт-Петербург

2013

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

 

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ  СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В РОССИИ

    1. Периоды становления социальной работы
    2. Становление системы подготовки социальных работников

 

ГЛАВА 2. ИННОВАЦИОННЫЕ  ФОРМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

2.1. Типы теорий  и модели социальной работы

2.2. Современная  политика в социальной работе

2.3. Зарубежный  опыт организации сферы социальной работы

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

3

 

5

5

10

 

 

14

14

19

23

 

28

30


 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Социальная  работа как профессия зародилась на рубеже XIX-XX веков. В это время появились первые школы социальной работы в Германии, Великобритании, США, Франции, Швеции и в других странах. Социальная работа первоначально возникла как средство помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, например, потерявшим работу, жилье, перенесшим физическую или психическую травму и т.д.

На сегодняшний день профессия социального работника стала неотъемлемой частью общественной жизни в странах, которые мы называем "цивилизованные". Без деятельности социальных работников не обходятся ни реализация программ социального развития, ни обеспечение социальной политики государства.

Специалисты в области  социальной работы широко используются в качестве экспертов при подготовке законодательства, при принятии решений  органами местного самоуправления и  обоснования деятельности общественных организаций.

В нашей стране социальный работник ассоциируется пока только с соцзащитой - одной из основных сфер приложения сил таких специалистов, и надо сказать, очень нуждающейся в профессионально подготовленных кадрах. Но потребность в социальных работниках существует и в школах, службах трудоустройства и занятости, армии, учреждениях здравоохранения, на предприятиях, в различных структурах вплоть до самого высокого - государственного - уровня.

Профессия социальной работы находит всё большее распространение  в российском обществе. За последние  годы задачи и цели профессии становятся более ёмкими и понятными, что обусловлено созданием системы социальных служб, призванных оказывать помощь и поддержку различным категориям людей. Потребность в профессиональных кадрах и становление профессии социальной работы привели к необходимости введения института профессиональной подготовки социальных работников в России. Немноголетний опыт подготовки социальных работников в российских вузах диктует необходимость изучения мировой практики в сфере профессионального образования. Данная курсовая работа становится особенно актуальной в связи с принятием Болонской конвенции, согласно которой Россия вступает в единое мировое образовательное пространство.

В соответствии с обоснованной выше актуальностью, автор ставит целью своей работы разработку инновационных подходов к формированию у студентов специальности «социальная работа» ясного представления о направлениях совершенствования их практических навыков.

Основными задачами являются:

  1. Проведение анализа практики становления социальной работы в России.
  2. Рассмотрение теорий и моделей, лежащих в основе формирования культуры социального работника.
  3. Разобрать влияние государственной политики на сферу работы социального служащего.
  4. Проанализировать направления развития социальной работы в зарубежных странах.

 

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В РОССИИ

История социальной работы в России - новая тема в  российском историческом познании. Актуальность исторического познания социальной работы как составной части социальной политики связана с прагматическими задачами. Споры о самостоятельном пути развития России как особой цивилизации заставляют более пристально изучать ее прошлое, в нем искать ответы на современные вопросы. Историческое прошлое социальной работы — не только многовековая коллективная память законодательных и политических доктрин, но и формы, методы, принципы работы с общностями и индивидами в социокультурной среде с учетом российской ментальности. Социальная работа в России как вид деятельности имеет многовековую историю.

    1. Периоды становления социальной работы

Обычно выделяют следующие периоды:

  1. Архаический период (до X века).

Этот период характеризуется наличием родовых  и общинных форм помощи у славян. В древнеславянских общинах можно выделить следующие формы помощи и взаимопомощи:

  1. Культовые формы поддержки. Архаическая парадигма помощи тесно связана с языческим миросозерцанием, мироощущением. Это нашло и отражение в сложившихся способах помощи:
    1. Институт волхвов — регулятор общественных отношений. Устраивали погребальные игры рода, принимали важные решения в кризисных ситуациях. Например, вдовы обмывали и обряжали умерших, за что получали в качестве «отдара» вещи покойного.
    2. Коллективные формы помощи связаны с такими понятиями, как редистрибуция (перераспределение) и реципрокация (взаимообмен, см. Потлач). В частности, это нашло выражение в братчине (помощь в уборке урожая), в разделении труда.
    3. Институт праздников. Тесно связаны с механизмами распределения и перераспределения.
  2. Общинно-родовые формы помощи. Эти формы поддержки тесно связаны с вервью (круговой порукой), через которую и осуществлялась забота о слабых и немощных:
    1. Родовые обряды почитания предков — тризны, погребальные состязания, игрища, трапезы. В эти дни жертвовалась определённая милостыня («справа»).
    2. Институт старцев — различные формы поддержки стариков (в том числе кормление по домам).
    3. Институт детского сиротства. Институт приймачества — приём в семью сироты людьми пожилого возраста, когда им уже было трудно справляться с хозяйством или они не имели наследников. Фетимизация — назначение сироте, не имеющему хозяйства, «общественных» родителей (кормление по домам). Если у сироты было хозяйство, он назывался «выхованцем», «годованцем», и усыновления не происходило.
    4. Институт вдов — помощь вдовам. Появляется незадолго до принятия христианства.
    5. Хождение за «навалным» — своеобразный ритуал по оказанию помощи нуждающейся женщине, как правило, осенью после уборки урожая.
  3. Хозяйственные формы помощи. Ранние формы помощи носили ритуальный характер, многие сохранили форму народных праздников.
    1. «Помочи». Внесезонные «помочи» связаны с кризисными ситуациями (пожары, наводнения, массовый падёж скота). При этом оказывалась помощь по хозяйству, отдавали часть продуктов, одежды, скота (например, «наряды миром», сиротские и вдовьи «помочи»). Сезонные «помочи» связаны с сельскохозяйственными работами. При этом происходил сбор продуктов на общественные нужды (поэтому такие праздники назывались ссыпками, мирщиной, ссыпщиной), это была и форма «общественной милостыни».
    2. Толоки — вид помощи, включавший совместную обработку земли, перевозку сена, земли, навоза.
    3. Складчина — совместное кормление, совместная заготовка корма для скота.
    4. Супряга — совместное использование рабочего скота.
    5. Культ героя. Наиболее яркое выражение — княжеские пиры, где принимали участие все желающие (в том числе нищие, больные).
    6. Выкуп пленных.
  4. Период княжеской и церковно-монастырской благотворительности (X—XIII века).

Изменение парадигмы  помощи связано с изменением социально-экономической  и социокультурной ситуаций, в  первую очередь с крещением Руси в 988 году. Христианизация оказала решающее влияние на все сферы жизни общества. Наибольшее значение имели идеи о спасении души, человеколюбии, духовности, милосердии, стыде и совести.

Изменение содержания милосердия в данный период характеризуется следующим образом:

Таблица 1

Содержание  идеи «милосердия»

Содержание  понятия «милосердие»

XI век

XII век

XIII век

Милостыня

Милосердие, сострадание, сочувствие, подаяние

Благотворение, добрые дела

-

Милость

Милосердие, сострадание, сочувствие; благосклонность, особое расположение, любовь

Милостыня, подаяние; плата, жалованье

Прощение, снисхождение

Милование

Сострадание, сочувствие, милосердие, прощение, снисхождение

Готовность  помочь, оказание милости

Благосклонность, любовь

Миловати

Поддерживать, помогать

-

-

Миление

-

Сострадание

-


 

  1. Период церковно-государственной помощи (XIV — вторая половина XVII века).
  2. Период государственного призрения (вторая половина XVII века — вторая половина XIX века).

Система государственного призрения сложилась в России при Екатерине 2,издавшей указ, в 1763 году, об открытии Московского воспитательного  дома, в который принимались даже сироты до 3 лет. В 1770 году такой дом  был открыт в Петербурге. В 1764 году — указ об основании воспитательного общества благородных девиц — Смольный институт. Через год при этом институте было открыто училище, в которое принимались девушки нищенского происхождения. Вступив на Российский престол, после смерти Екатерины 2,в 1796 году, ее сын Павел 1,поставил во главе воспитательного общества свою жену, более известную, как Мария Федоровна. Через год она встала во главе императорских воспитательных домов и коммерческого училища для мальчиков. Еще в 1776 году во всех губерниях России были созданы приказы общественного презрения, которые занимались вопросами помощи нуждающимся. Этими вопросами, позже, в 19 веке, активно занимались ведомство учреждений императрицы Марии. В связи с реформой местного самоуправления, начатое в России, в 60 годах 19 века, функции приказов общественного презрения к земству. К концу прошлого столетия в России был накоплен большой опыт в деле помощи нуждающимся, которых, однако казалось, в значительной мере не востребованным вплоть до наших дней.

  1. Период общественного и частного призрения (конец XIX — начало XX веков).
  2. Период государственного обеспечения (1917—1991 годы).

В первые послереволюционные годы деятельность Советского правительства  была направлена на повышение благосостояния трудящихся. С декабря 1917 г. было введено «Положение о страховании на случай безработицы». Тогда же вышел Декрет ВЦИК и СНК «О страховании на случай болезни». В апреле 1918 г. Наркомат Государственного призрения был преобразован в Наркомат социального обеспечения (НКСО). Это означало, что вопросы социального обеспечения трудящегося населения становились стержнем государственной политики в области социальной помощи. Начала формироваться общедоступная и бесплатная система медицинского обслуживания населения. Осенью 1918 г. был образован Всероссийский фонд социального обеспечения, порядок создания которого определялся «Положением о социальном обеспечении трудящихся» от 31.10.1918 г. 20-30-е гг. — борьба с детской беспризорностью; 1923 г. — стали создаваться кооперативные организации инвалидов; 1923 г. — Всероссийское общество слепых; 1926 г. — Всероссийское общество глухонемых; 1928 г. — пенсии по старости рабочим текстильной промышленности; 1929 г. — введены пенсии по старости для рабочих тяжелой промышленности и транспорта, 26 июня 1941 г. был принят Указ Президиума ВС СССР «О порядке назначения и выплаты пособий семьям военнослужащих рядового и младшего начальствующего состава в военное время». В июле 1944 г. увеличены льготы для матерей и беременных. После смерти Сталина внесены изменения в социальную политику. Успешная социальная политика позволила снизить смертность, рост промышленности, улучшение жилищного строительства, увеличение заработной платы. К середине 80-х гг. с 10 до 20 % был увеличен размер надбавки к пенсии по возрасту за непрерывный стаж рабочим и служащим, проработавшим на одном предприятии не менее 25 лет. Была введена скидка 50 % на лекарства пенсионерам. Для женщин вводился частично оплачиваемый отпуск. Но в начале 80-х гг. уровень жизни стал снижаться. В стране назревала необходимость проведения реформы социальной системы и ее важной части — социального обеспечения. Попытки реформирования были предприняты в период перестройки, а также в 90-е гг. в условиях самостоятельного развития РФ.

 

 

    1. Становление системы подготовки социальных работников

(1991 –  по настоящее время)

В России 1995 год  оказался в деле подготовки социальных работников юбилейным годом. Впервые  десять российских вузов осуществили  выпуск 300 профессиональных социальных работников, которым были вручены  дипломы «Специалист социальной работы». 
Как известно, ныне специалисты по социальной работе трудятся практически во всех странах мира. В ряде западных стран их начали готовить еще в начале нашего века, но особенно масштабный характер эта работа приняла в середине и второй половине XX в.

Информация о работе Формы подготовки социальных работников: история и современность