Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 22:13, контрольная работа
Социальная работа как профессия зародилась на рубеже XIX-XX веков. В это время появились первые школы социальной работы в Германии, Великобритании, США, Франции, Швеции и в других странах. Социальная работа первоначально возникла как средство помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, например, потерявшим работу, жилье, перенесшим физическую или психическую травму и т.д.
На сегодняшний день профессия социального работника стала неотъемлемой частью общественной жизни в странах, которые мы называем "цивилизованные". Без деятельности социальных работников не обходятся ни реализация программ социального развития, ни обеспечение социальной политики государства.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В РОССИИ
Периоды становления социальной работы
Становление системы подготовки социальных работников
ГЛАВА 2. ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
2.1. Типы теорий и модели социальной работы
2.2. Современная политика в социальной работе
2.3. Зарубежный опыт организации сферы социальной работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный
университет технологии и дизайна»
Курсовая работа
по дисциплине «Теория социальной работы»
на тему «Формы подготовки социальных работников: история и современность»
Выполнил студент 3 курса, группа ЕЗ - 1, № зачет. Книжки 1234045
Подпись____________________
Проверил преподаватель________
Оценка:________________ Дата:__________________
Подпись____________________
Санкт-Петербург
2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В РОССИИ
ГЛАВА 2. ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 2.1. Типы теорий и модели социальной работы 2.2. Современная политика в социальной работе 2.3. Зарубежный
опыт организации сферы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ |
3
5 5 10
14 14 19 23
28 30 |
ВВЕДЕНИЕ
Социальная работа как профессия зародилась на рубеже XIX-XX веков. В это время появились первые школы социальной работы в Германии, Великобритании, США, Франции, Швеции и в других странах. Социальная работа первоначально возникла как средство помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, например, потерявшим работу, жилье, перенесшим физическую или психическую травму и т.д.
На сегодняшний день профессия социального работника стала неотъемлемой частью общественной жизни в странах, которые мы называем "цивилизованные". Без деятельности социальных работников не обходятся ни реализация программ социального развития, ни обеспечение социальной политики государства.
Специалисты в области социальной работы широко используются в качестве экспертов при подготовке законодательства, при принятии решений органами местного самоуправления и обоснования деятельности общественных организаций.
В нашей стране социальный работник ассоциируется пока только с соцзащитой - одной из основных сфер приложения сил таких специалистов, и надо сказать, очень нуждающейся в профессионально подготовленных кадрах. Но потребность в социальных работниках существует и в школах, службах трудоустройства и занятости, армии, учреждениях здравоохранения, на предприятиях, в различных структурах вплоть до самого высокого - государственного - уровня.
Профессия социальной работы
находит всё большее
В соответствии с обоснованной выше актуальностью, автор ставит целью своей работы разработку инновационных подходов к формированию у студентов специальности «социальная работа» ясного представления о направлениях совершенствования их практических навыков.
Основными задачами являются:
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В РОССИИ
История социальной работы в России - новая тема в российском историческом познании. Актуальность исторического познания социальной работы как составной части социальной политики связана с прагматическими задачами. Споры о самостоятельном пути развития России как особой цивилизации заставляют более пристально изучать ее прошлое, в нем искать ответы на современные вопросы. Историческое прошлое социальной работы — не только многовековая коллективная память законодательных и политических доктрин, но и формы, методы, принципы работы с общностями и индивидами в социокультурной среде с учетом российской ментальности. Социальная работа в России как вид деятельности имеет многовековую историю.
Обычно выделяют следующие периоды:
Этот период характеризуется наличием родовых и общинных форм помощи у славян. В древнеславянских общинах можно выделить следующие формы помощи и взаимопомощи:
Изменение парадигмы помощи связано с изменением социально-экономической и социокультурной ситуаций, в первую очередь с крещением Руси в 988 году. Христианизация оказала решающее влияние на все сферы жизни общества. Наибольшее значение имели идеи о спасении души, человеколюбии, духовности, милосердии, стыде и совести.
Изменение содержания милосердия в данный период характеризуется следующим образом:
Таблица 1
Содержание идеи «милосердия»
Содержание понятия «милосердие» |
XI век |
XII век |
XIII век |
Милостыня |
Милосердие, сострадание, сочувствие, подаяние |
Благотворение, добрые дела |
- |
Милость |
Милосердие, сострадание, сочувствие; благосклонность, особое расположение, любовь |
Милостыня, подаяние; плата, жалованье |
Прощение, снисхождение |
Милование |
Сострадание, сочувствие, милосердие, прощение, снисхождение |
Готовность помочь, оказание милости |
Благосклонность, любовь |
Миловати |
Поддерживать, помогать |
- |
- |
Миление |
- |
Сострадание |
- |
Система государственного призрения сложилась в России при Екатерине 2,издавшей указ, в 1763 году, об открытии Московского воспитательного дома, в который принимались даже сироты до 3 лет. В 1770 году такой дом был открыт в Петербурге. В 1764 году — указ об основании воспитательного общества благородных девиц — Смольный институт. Через год при этом институте было открыто училище, в которое принимались девушки нищенского происхождения. Вступив на Российский престол, после смерти Екатерины 2,в 1796 году, ее сын Павел 1,поставил во главе воспитательного общества свою жену, более известную, как Мария Федоровна. Через год она встала во главе императорских воспитательных домов и коммерческого училища для мальчиков. Еще в 1776 году во всех губерниях России были созданы приказы общественного презрения, которые занимались вопросами помощи нуждающимся. Этими вопросами, позже, в 19 веке, активно занимались ведомство учреждений императрицы Марии. В связи с реформой местного самоуправления, начатое в России, в 60 годах 19 века, функции приказов общественного презрения к земству. К концу прошлого столетия в России был накоплен большой опыт в деле помощи нуждающимся, которых, однако казалось, в значительной мере не востребованным вплоть до наших дней.
В первые послереволюционные годы деятельность Советского правительства была направлена на повышение благосостояния трудящихся. С декабря 1917 г. было введено «Положение о страховании на случай безработицы». Тогда же вышел Декрет ВЦИК и СНК «О страховании на случай болезни». В апреле 1918 г. Наркомат Государственного призрения был преобразован в Наркомат социального обеспечения (НКСО). Это означало, что вопросы социального обеспечения трудящегося населения становились стержнем государственной политики в области социальной помощи. Начала формироваться общедоступная и бесплатная система медицинского обслуживания населения. Осенью 1918 г. был образован Всероссийский фонд социального обеспечения, порядок создания которого определялся «Положением о социальном обеспечении трудящихся» от 31.10.1918 г. 20-30-е гг. — борьба с детской беспризорностью; 1923 г. — стали создаваться кооперативные организации инвалидов; 1923 г. — Всероссийское общество слепых; 1926 г. — Всероссийское общество глухонемых; 1928 г. — пенсии по старости рабочим текстильной промышленности; 1929 г. — введены пенсии по старости для рабочих тяжелой промышленности и транспорта, 26 июня 1941 г. был принят Указ Президиума ВС СССР «О порядке назначения и выплаты пособий семьям военнослужащих рядового и младшего начальствующего состава в военное время». В июле 1944 г. увеличены льготы для матерей и беременных. После смерти Сталина внесены изменения в социальную политику. Успешная социальная политика позволила снизить смертность, рост промышленности, улучшение жилищного строительства, увеличение заработной платы. К середине 80-х гг. с 10 до 20 % был увеличен размер надбавки к пенсии по возрасту за непрерывный стаж рабочим и служащим, проработавшим на одном предприятии не менее 25 лет. Была введена скидка 50 % на лекарства пенсионерам. Для женщин вводился частично оплачиваемый отпуск. Но в начале 80-х гг. уровень жизни стал снижаться. В стране назревала необходимость проведения реформы социальной системы и ее важной части — социального обеспечения. Попытки реформирования были предприняты в период перестройки, а также в 90-е гг. в условиях самостоятельного развития РФ.
(1991 – по настоящее время)
В России 1995 год
оказался в деле подготовки социальных
работников юбилейным годом. Впервые
десять российских вузов осуществили
выпуск 300 профессиональных социальных
работников, которым были вручены
дипломы «Специалист социальной работы».
Как известно, ныне специалисты по социальной
работе трудятся практически во всех странах
мира. В ряде западных стран их начали
готовить еще в начале нашего века, но
особенно масштабный характер эта работа
приняла в середине и второй половине
XX в.
Информация о работе Формы подготовки социальных работников: история и современность