Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 15:49, курсовая работа
Социальная работа - сложная, эмоционально нагруженная деятельность, предъявляющая к личности специалиста особые требования: умение рефлектировать и оптимально регулировать свою деятельность при столкновении с трудностями.
В современных условиях возникает необходимость формирования гибкой распределенной системы дополнительного пожизненного образования, с помощью которой человек может непрерывно в течение жизни повышать свои профессиональные навыки которые позволяют быть профессионально мобильным и творчески активным человеком.
Перед нашим обществом все острее стоит проблема подготовки и переподготовки специалистов по социальной работе. Кадры играют главную роль в менеджменте социальной работы от того, как подготовлены кадры, каким уровнем профессионализма они обладают, зависит эффективность всей последующей деятельности организации. Основным фактором конкурентоспособности организации, ее выживаемости и процветания становится качество персонала и его отношение к труду, то есть уровень профессионализма и творчество работников.
Поэтому чрезвычайно остро стоит проблема кадров. Вот только одна цифра: на 83 территориях России в социальной сфере трудится более 400 тыс. человек. Многие из них получили узкопрофильное профессиональное образование (медики, педагоги, психологи, социологи и т.д.), но не имеют подготовки социального работника.
Глубинным для системы обучения специалистов по социальной работе выступает противоречие между необходимостью их массовой подготовки и совершенно уникальными качествами, которыми должен обладать человек, занимающийся этой деятельностью. Эта проблема усугубляется еще и тем, что стремительно развивающаяся как профессия социальная работа испытывает острый недостаток в квалифицированных специалистах, несмотря на то, что на сегодняшний день переподготовка специалистов по социальной работе осуществляются на базе 100 государственных, а также большого числа негосударственных образовательных структур. В российских высших учебных заведениях ведутся исследования в области повышения эффективности подготовки и переподготовки социальных работников, где наряду с постоянным улучшением качества подготовки специалистов, можно выделить и ряд проблем. В частности, в содержании профессиональной подготовки не всегда учитывается общее и специфическое в социальной работе, компонент общечеловеческой культуры и регионально-этические особенности. В процессе обучения недостаточно внимания уделяется практическому обучению, недостаточно разработаны содержательные и методические основы практической подготовки специалиста.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что тема курсовой работы является актуальной для исследования. Проблемой является несовершенство системы подготовки специалистов по социальной работе в России.
Исходя из данной проблемы цель - рассмотреть формы подготовки социальных работников в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить набор требований подготовки специалистов по социальной работе и круг проблем, которые делают систему несовершенной.
2. Проанализировать опыт подготовки специалистов за рубежом и в России
3. Наметить рекомендации по усовершенствованию подготовки специалистов по социальной работе
Последовательная реализация данных задач позволит достичь цели курсовой работы
Введение 3
1. Состояние системы подготовки социальных работников
1.1. Общепринятые требования к подготовке социальных работников 5
1.2. Проблемы подготовки социальных работников 8
2. Анализ системы подготовки социальных работников
2.1. Зарубежный опыт подготовки социальных работников 14
2.2. Анализ системы подготовки социальных работников в России 19
Заключение 26
Список использованных источников 28
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ФГОУ
СПО Вышневолоцкий механико-
КУРСОВАЯ
РАБОТА
ТЕМА: Формы
подготовки социальных работников в
России
Научный руководитель:
Оганян
Араик Артурович
Вышний Волочек 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Социальная работа - сложная, эмоционально нагруженная деятельность, предъявляющая к личности специалиста особые требования: умение рефлектировать и оптимально регулировать свою деятельность при столкновении с трудностями.
Единого международного набора требований к обучению и аттестации социальных работников не существует. Каждая страна определяет свой набор требований по отношению подготовки специалистов по социальной работе./1/
Для
начала, остановимся на такой важной
проблеме, как отбор и поступление
молодежи в учебное заведение
для получения профессии
Таким образом, большинство стран, входящих в Международную ассоциацию школ социальной работы, предъявляют к претендентам на обучение социальной работе целую систему определенных требований, что в свою очередь влияет на более эффективную переподготовку и повышение квалификации специалистов.
Общими условиями для всех претендентов на приобретение профессии являются: наличие высоких оценок по учебным предметам в школе, прочные и глубокие знания по предметам выбранной профессии, физическая и эмоциональная стабильность, социальная зрелость, интеллектуальность, выявленная на основе тестов, данные тестов на слух, зрение и речь, заключение совета школы о моральных и личностных качествах поступающего, одобрение приемной комиссии и рекомендации студенческого советника.
В
России к претендентам на приобретение
профессии не предъявляется
Рассмотрим содержательную сторону переподготовки специалистов по социальной работе, например в Канаде и Соединенных Штатах Америки, действует шестиуровневая шкала профессиональной квалификации: два уровня допрофессиональной подготовки и четыре уровня – профессиональной переподготовки. Подготовка основывается на непрерывной системе обучения. На двух допрофессиональных уровнях готовят помощников в области социальной работы (диплом средней школы) и специалистов системы социального обслуживания (соответствует степени в области гуманитарных наук) или студентов, специализирующихся в социальных услугах по программе бакалавра. На профессиональном уровне переподготовки четыре класса: социальный работник со степенью бакалавра, социальный работник со степенью магистра, дипломированный социальный работник, закончивший академию (доктор социальной работы), действительный социальный работник (докторская степень плюс продвинутый уровень практики).
Несмотря на значительные различия в подходах к социальной работе и ее преподаванию, учебные планы обычно включают в себя общие элементы - практическую подготовку, социологические и психологические концепции человеческого поведения и социального окружения, информацию о социальной политике, социальном обеспечении в стране и методах социальной работы. В зависимости от уровня курса подготовки в программу иногда включается информация о методах оценки социальных программ и социальной практики.
Разногласия относительно учебных планов подготовки социальных работников и реализации этих планов характерны для многих стран. Некоторые практики критикуют систему подготовки социальных работников за ее чрезмерный академизм, что, по их мнению, увеличивает разрыв между практиками и специалистами, преподающими социальную работу в учебных заведениях.
Западная модель преподавания социальной работы, особенно североамериканская, оказывает существенное влияние на учебные программы многих стран. Однако не все преподаватели приветствуют такое влияние. Они сомневаются в целесообразности применения западной модели в тех странах, где культурные традиции, социальная структура и экономические условия кардинально отличаются от западных. В отдельных странах предпринимались попытки преподавать социальную работу, ориентируясь на собственную ситуацию. Кое-где попытались сориентировать программы на социальное развитие, а где-то приступили к изучению права и экономики. Тем не менее, споры о степени западного влияния и, в частности, влияния США на преподавание социальной работы в развивающихся странах, продолжаются до сих пор.
Выяснив, что единого набора требований к подготовке специалистов по социальной работе не существует, каждое государство само определяет этот набор, но как проблема существует влияние западной модели преподавания социальной работы, что не приветствуется многими преподавателями, поэтому дальнейший анализ можно начать с определения круга проблем подготовки специалистов по социальной работе.
Социальные работники имеют дело с людьми разного возраста - с детьми, молодежью, взрослыми, престарелыми. В своей практике они соприкасаются с различными сферами жизни человека и общества - сферой здоровья (как физического, так и психического); правосудием; системой образования; с планированием семьи; финансовыми программами; с проблемами трудоустройства населения. Они проводят индивидуальное и групповое консультирование, работают со случаями, организуют сети поддержки, а, кроме того, они планируют и координируют социальную работу, осуществляют административные функции в ее организации и, наконец, формируют ее оценку. Им приходится работать как с традиционным контингентом - с детьми и пожилыми людьми, так и с новым, нетрадиционным, и, прежде всего, с больными СПИДом и их семьями, с иммигрантами и беженцами, жертвами преступлений и бездомными. Во всех странах социальные работники рассматривают себя в качестве проводников социальных перемен и реформ. В развивающихся странах система социальной работы ориентируется на развитие общества в целом. В конфликтном обществе социальные работники способствуют примирению сторон. Как педагоги они работают в контакте с представителями других профессий, используя свои навыки в групповой работе, общении, планировании программ. Они организуют работу в общине, учитывая ее специфику. Почти во всех странах проводится работа с неимущим населением. /2/. Независимо от того, в какой организации трудятся социальные работники - в государственной, добровольческой или общественной, они разделяют одни и те же основополагающие ценности: человеческое достоинство, социальную справедливость, поддержку неимущих и наиболее социально уязвимых слоев населения, стремление к мирному сосуществованию, добрую волю. Большое количество клиентов, с различными проблемами обязывают социального работника быть человеком, образованным во всех сферах жизни общества. С этим и связаны различные проблемы подготовки специалистов по социальной работе. Социальный работник должен быть универсалом.
Информация о работе Формы подготовки социальных работников в России