ФОРМЫ РАБОТЫ С ТРУДНЫМИ ПОДРОСТКАМИ
Трудного подростка мы так
называем потому, что с ним трудно работать.
Здесь нет простых решений. Нельзя просто
наказать, отругать или провести воспитательную
беседу с таким ребёнком. В его отношении
всё будет гораздо сложнее, ещё и потому,
что в основе его трудности целый комплекс проблем.
Это могут быть:
- Проблемы в семье: неполная семья; алкоголизм
родителей; эмоциональная отчужденность;
низкая культура родителей; чрезмерная
занятость родителей работой или своими
проблемами; установившееся отношения
конкуренции между близкими (эдипов комплекс
сына к отцу, дочери к матери; соперничество
между братьями и сёстрами за внимание
родителей) и т.д. и т.п..
- Проблемы со здоровьем ребёнка: хронические
заболевания снижающие или влияющие на
умственную работоспособность; хронические
заболевания затрудняющие социальные
контакты (энурез; болезни пищеварительной
системы; простудные заболевания) инвалидность
и т.п..
- Взросление в социальной среде с низкой
культурой и неблагоприятной криминогенной
ситуацией: жильё ребёнка находится в
«плохом» районе; социальное окружение
ребёнка- сверстники ничем полезным не
интересуются не занимаются и сами зачастую
являются «трудными».
Работа с трудными подростками
часто воспринимается нами как нечто непосильное,
неблагодарное, обязательное, но обречённое
на неуспех. И часто получается так, что
она развивается по следующим сценариям:
- Педагог берётся за задачу «исправить
прогульщика» с пониманием того, что за
прогулами стоит нечто большее. Изначально
формируется не мотив, а установка: «…я
обязана это сделать, но если занятия в
школе ему- прогульщику не нужны и его
семье тоже, то у меня ничего не получится…».
Очень часто, кстати, такая или подобная
ей установка формируется у большинства
людей, когда они собираются сделать что-либо.
То есть, они предвосхищают неудачу, программируют
себя на провал справедливо полагая, что
задача непростая.
- На следующем этапе педагог обходит,
обзванивает, обращается, приглашает,
беседует, назидает и в конце концов убеждаясь
в том, что всё же продолжаются «машет
рукой».
Резюмируя сказанное, можно
перечислить распространённые ошибки
в работе с трудными подростками и дать
соответствующие советы:
Ошибки |
Почему неэффективно воспитательное
воздействие |
Советы |
- Педагог надеется
решить
проблему одним разом (беседой, посещением
семьи, приглашением родителей и т.п.)
- Педагог обращает внимание исключительно
на негатив в облике, поведении, учёбе
подростка- резонируя и усиливая его
- Педагог излишне надеется на
стандартные «проверенные» схемы в работе
с подростком
- Решая проблемы
возникшие с трудными подростками, их
выделяют из коллектива
|
- Часто разговор
взрослого с ребёнком происходит на «разных
языках» из-за: разницы в возрасте; развитии;
статусе
- Трудный подросток находится в состоянии
постоянного
конфликта с окружающими, обиды на свою
судьбу
- Ребёнок находится в необычной ситуации,
в униженном, скованном с его точки зрения,
состоянии- т.е. здесь можно говорить о
барьерах восприятия
- Негативное поведение подкрепляется
постоянным вниманием со стороны
окружающих
|
- Не затевать беседу,
если нет уверенности, что сможешь перейти
на язык собеседника- говорить понятно,
на одном уровне с собеседником
- Учитывать особенности возраста и психического
развития подопечного. Предвидеть его
реакции в разговоре на неприятные
для него темы
- Замотивировать, заинтересовать беседой
подростка. Нарисовать перспективы в случае
успешного исхода беседы, т.е. сформировать ресурсное состояние
школа изначально неинтересна почти для
любого ребёнка, она испытание, в ней надо
работать, подчиняться дисциплине, она
забирает физические силы. И поэтому не
заинтересовывая детей в трудного можно
превратить практически любого
- Относиться терпимо к ребёнку, к его внешнему
виду и интеллектуальным возможностям
- В разговоре с ребёнком нельзя подчёркивать
своё превосходство, превосходящее положение,
свою роль наставника, чтобы избежать
различных форм отказных реакций, протестов
- Необходимо замечать любые положительные
действия подростка, превращая их в ресурсные
состояния (любые достижения)
- Нельзя изолировать
трудного подростка, выделять его из социального
окружения превращая таким образом в изгоя
|
Таким образом, основываясь
на собственном опыте работы с такими
детьми могу сказать, что, следуя данным
советам, можно очень эффективно применять
следующие формы работы с трудными подростками,
сочетая их с проведением классных часов
или игровых практикумов:
Дискуссионный клуб,
где обсуждаются реальные, часто происходящие
в школе, негативные события. Всё происходит,
конечно, отстранённо, т.е. реальные персонажи
заменяются вымышленными, место и время
действия слегка изменяются.
Задачи преподавателя сводятся
к :
- Организации обсуждения ситуации. Необходимо
вызвать интерес к обсуждаемой теме, ситуации,
проблеме.
- Дирежированию процессом обсуждения,
направляя его ход вопросами.
- Закончить процесс обсуждения и перейти
к другой теме в кульминационной- горячей
точке дискуссии, когда мнений очень много,
они активно высказываются, прозвучали
самые разные мнения- это делается для
того, чтобы по окончании занятия продолжалась
мыслительная деятельность- осмысление,
закреплялся бы опыт полученный в ходе
работы группы.
Требования и правила ведения
дискуссии:
- Ведущий как бы находится в стороне от
происходящего, в позиции наблюдателя
и аналитика, лишь изредка вмешиваясь
для оживления дискуссии новым вопросом-
раскрывающим новую сторону ситуации
(это право ведущего оговаривается в начале,
иначе просто не услашат…). Аналогом такого
поведения является подбрасывание дров
в костёр.
- Вопросы ведущего не должны носить провокационный
и оценочный характеры типа: «а мне кажется
Вова правильно сказал?» или «А кто прав
в этой ситуации?». Всегда ошибочно выяснять
в конфликте правую сторону.
- Категорически нельзя оценивать работу
участников дискуссии их активность или
правоту, даже если они допускают полное
внешнее безучастие или наоборот (вмешательство
уместно в случи назревания потасовки)
позволяют себе ошибочные (с точки зрения
ведущего) высказывания.
- Категорически нельзя подводить итоги
обсуждению, резюмировать его. Заканчивать
беседу можно только поблагодарив за участие,
работу или началом новой беседы, на новую
тему.
Такая форма занятий подходит
для классного часа. С участием в дискуссионном
клубе справятся учащиеся, начиная с 7
класса. Помимо проблем, для обсуждения
могут подниматься и абсолютно любые другие
темы интересующие подростков, ведь часто
отсутствие информированности и попытки
самостоятельно найти недостающие знания
могут привести к неприятному опыту.
Беседа- игра «Незавершённое
предложение», «Что было бы, если бы…?»,
«Потому- что….»- аналог дискуссионного
клуба для младших школьников. Здесь, учащимся
можно предложить беседу в форме игры
в «Незавершённые предложения», где по
сути, одноимённая психологическая методика
превращается в увлекательную игру и ненавязчивый
диагностический инструмент для классного
руководителя, который по ответам учащихся
может понять степень внутренней агрессии
детей и её причины, наиболее интересующие
их темы и т.д..
Предложения может заготовить
сам классный руководитель, или с помощью
школьного психолога. Список предложений
должен отвечать следующим требованиям:
- Первая группа: предложения фантастические
(в зависимости от общей тематики настраивающие
на весёлую или деловую нотку) Например:
«С первого апреля в школах разрешили….»
(весёлая нотка) или «с первого сентября
во всех школах России….» (деловая); «Учёные
вывели новую породу кошек и собак, которые….»
(весёлая) или «Ученики нашего лицея изобрели….»
(деловая)
- Вторая группа: предложения реальные,
проблемные, частично описывающие типичные
ситуации: «Рома очень торопился, но всё
равно…» или «Петя побежал по лестнице
вниз и ….» или «Аня проснулась с плохим
настроением и решила….» или «Света
не подготовила домашнее задание и ….»
или «Федя повернулся к соседу по парте
и ….»
Правила проведения игры- беседы
сродни правилам дискуссионного клуба,
но отстранённость здесь выходит на первый
план, т.е. предложения продолжаются не
от первого лица («я проснулся в плохом
настроении….» или «я не хочу идти в школу….»),
а обязательно все манипуляции совершаются
с вымышленными персонажами. Желательно,
чтобы имена, встречающиеся в предложениях,
не совпадали с именами учащихся.
Принципы организации игр- бесед «Что
было бы, если бы…?» и «Потому- что» совпадают
с описанными выше. Для ведущего подобных
мероприятий предъявляются те же требования:
- Не оценивать высказывания учащихся
- Не провоцировать и не подсказывать ответы
- Не резюмировать высказываний, услышанного
в ходе игры
В заключении можно сказать,
что главным в работе с трудными подросткам,
на мой взгляд, является наличие соответствующей
заинтересованности. Необходимо запрограммировать
себя на успех. Мотивами могут быть: желание
получить новый опыт в разрешении проблемных
ситуаций, так как в подобных случаях повторений
не бывает; желание профессионально вырасти,
находя новые формы работы с детьми этой
категории; желание понять и помочь маленькому
человеку, которого большинство окружающих
воспринимает не иначе как пугало, и этот
мотив должен стоять на первом месте.