Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 09:37, реферат
Зигмунд Фрейд родился в 1856 году. Он является известным австрийским психиатром и психоаналитиком. В своем мировоззренческом развитии Фрейд прошел очень сложный и противоречивый путь. Делая свои первые шаги в области психиатрии, он руководствовался постулатами естественнонаучного материализма ХХ века, но как творец психоанализа ученый отошел от них в сторону "философии жизни", под влиянием которой сложилось представление об основополагающем значении для человеческого поведения "психической энергии", присущей инстинктивно-физиологическим влечениям индивидов.
Домашнее задание
по дисциплине: социология
"НЕУДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ КУЛЬТУРОЙ" Зигмунд Фрейд
Огай Марина
ДС-102
Введение
Зигмунд Фрейд родился
в 1856 году. Он является известным австрийским
психиатром и психоаналитиком. В
своем мировоззренческом
Вопрос о смысле человеческой
жизни ставился бесчисленное количество
раз; на этот вопрос никогда не было
дано удовлетворительного ответа. "Если
бы оказалось, что жизнь не имеет
никакого смысла, то она потеряла бы
для нас и всякую ценность".
Чего люди требуют от жизни и него
стремятся в ней достичь? Трудно
ошибиться, отвечая на этот вопрос:
люди стремятся к счастью, они
хотят стать и пребывать
"НЕУДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ
КУЛЬТУРОЙ" – книга Зигмунда
Фрейда, посвященная теме извечного
противостояния людей и
Фрейд исходил из гипотезы о том, что в человеческой психике всегда присутствуют в видоизмененной форме следы прошлого опыта как индивидуального, так и родового. Так, в религиозном чувстве, по мысли Фрейда, присутствуют, с одной стороны, элементы детской беспомощности и потребности в защите, с другой - "океаническое чувство" причастности к вечности и бесконечности, которое Фрейд связывает с отсутствием в психике грудного ребенка различения своего "Я" и внешнего мира.
Развитие человека, по Фрейду,
движется от главенства "принципа удовольствия"
к признанию "принципа реальности",
устанавливающего пределы удовлетворения
инстинктивных влечений. То, что
понимается под счастьем в строгом
смысле этого слова, проистекает
скорее из внезапного удовлетворения
потребности, достигшей высокой
напряженности, и по своей природе
возможно лишь как эпизодическое
явление. Продолжительность ситуации,
к созданию которой так страстно
стремится принцип наслаждения,
дает лишь чувство прохладного
Такая программа неосуществима, ей противодействует вся структура вселенной; можно было бы даже сказать, что в плане “творения” отсутствует намерение сделать человека “счастливым”. Человек постоянно подвержен угрозе страданий, источниками которых являются: собственный организм, который неизбежно стареет, разрушается, причиняет боль и беспокойство; внешний мир, содержащий превосходящие индивида и неподконтрольные ему силы; недостатки институций, регулирующих отношения в семье, государстве и обществе. Не приходится поэтому удивляться, что, под давлением этих угрожающих людям страданий, их требования счастья становятся более умеренными; так же как и сам принцип наслаждения трансформируется под влиянием внешнего мира в более скромный принцип реальности, так и человек считает себя уже счастливым, когда ему удается избежать несчастья, превозмочь страдания, когда вообще задача уклонения от страдания оттесняет на второй план задачу получения наслаждения. Имеются способы крайние и умеренные, односторонние и такие, которые действуют сразу в нескольких направлениях. Сознательный уход от людей, одиночество — самый обычный способ защиты от страданий, возникающих от общения с людьми. Разумеется, счастье, обретаемое таким путем, это счастье покоя. Если задача ставится в индивидуальном плане, от опасностей внешнего мира можно защищаться лишь тем или иным способом ухода из него. Конечно, имеется иной и лучший путь — в качестве члена человеческого общества перейти в наступление на природу и подчинить ее человеческой воле при помощи науки и создаваемой ею техники. Тогда человек действует вместе со всеми ради счастья всех. Наиболее интересными методами предотвращения страданий являются, однако, те, которыми человек пытается воздействовать на собственный организм. Ведь в конечном счете всякое страдание есть лишь ощущение и существует лишь постольку, поскольку мы его испытываем, а мы его испытываем только в силу определенного устройства нашего организма.
Методики защиты против страданий по Фрейду.
Удовлетворение наших первичных позывов дает нам счастье, но они же являются источником мучительных страданий, когда внешний мир отказывается дать им удовлетворение и обрекает нас на лишения. При помощи воздействия на влечения первичных позывов можно, рассчитывать на освобождение от какой-то части страданий. Радикальный способ заключается в умерщвлении первичных позывов, как этому учит восточная мудрость и проводит в жизнь практика йогов. Если это удается, то мы отказываемся от всех иных форм деятельности (приносим в жертву жизнь) и лишь другим путем достигаем того же счастья покоя. Ощущения счастья при удовлетворении диких, не обузданных нашим “Я” влечений несравненно более интенсивно, чем насыщение укрощенного первичного позыва.
Другая методика защиты против
страданий пользуется доступными нашему
душевному аппарату смещениями либидо,
благодаря чему его функция приобретает
столь большую гибкость. Удовлетворения
такого рода, как радость художника
от процесса творчества при воплощении
образов его фантазии, как радость
исследователя при решении
Никакая другая техника поведения в жизни не связывает человека с реальностью так, как это делает увлечение работой, вводящей его прочно по крайней мере в одну часть реальности — в реальность человеческого общества. Профессиональная деятельность дает особенное удовлетворение, когда она свободно выбрана, когда она позволяет использовать путем сублимации существующие наклонности, сохранившие свою силу или усиленные влечения. И тем не менее люди мало ценят труд как путь к счастью. Люди не так охотно прибегают к нему, как к другим формам удовлетворения. Большинство людей работает только по необходимости.
Цивилизация, по Фрейду, синонимична
культуре и представляет собой всю
сумму достижений и правил, которые
"отличают наши жизни от существования
животных предков и... служат двум целям,
а именно: защитить людей от природы
и урегулировать их взаимные отношения".
Цивилизация включает все средства,
используемые людьми для защиты от
угроз, возникающих из источников страданий.
Она характеризуется овладением
природой, признанием ценности "чистоты"
и порядка, уважением и одобрением
интеллектуальных, научных и творческих
достижений, заменой индивидуальной
власти властью сообщества. В то
же время цивилизация накладывает
всеобщие ограничения на удовлетворение
индивидуальных желаний, укорененных
в эгоистической природе
Однако, по Фрейду, в процессе
развития цивилизации между
Наслаждение прекрасным носит особый, слегка дурманящий эмоциональный характер. Польза прекрасного отнюдь не ясна, его культурная необходимость тоже не очевидна, и все же культура не может без него обойтись. “Прекрасное” и “возбуждающее” — первоначально это свойства сексуального объекта. Счастье, в том умеренном значении, в котором оно рассматривается как возможное, есть проблема индивидуальной экономии либидо. И тут нельзя дать пригодного для всех совета — каждый сам должен пытаться стать счастливым на свой собственный лад. Самые различные факторы будут оказывать влияние на направление его выбора. Дело зависит от того, насколько велико реальное удовлетворение, которого человек ждет от внешнего мира, и в какой мере он намерен стать от него зависимым; наконец, на какие собственные силы он рассчитывает, чтобы изменить этот мир согласно своим желаниям. И уже поэтому, помимо внешних обстоятельств, решающую роль будет играть психическая структура личности. Человек преимущественно эротический поставит на первое место эмоциональные взаимоотношения с другими людьми; человек скорее самоудовлетворенного, нарцисстического характера будет искать удовлетворение в основном в своих внутренних душевных процессах; человек действия не оставит внешний мир, на арене которого он может испытывать свои силы. Для человека, принадлежащего к среднему из этих типов, область, на которую он должен будет обратить свои интересы, определится характером его дарований и мерой возможного для него сублимирования первичных позывов. Каждое крайнее решение будет наказано тем, что избравший его человек подвергнет себя риску, связанному с недостатками той или иной исключительно избранной житейской методики.
Тысячелетний опыт нас убедил, что если и не все, то хотя бы некоторые страдания мы можем устранить, а другие смягчить. Однако если мы обратим внимание на то, как плохо нам удалось создать себе защиту от этих страданий, то возникнет подозрение, а не скрывается ли здесь какая-то часть непобедимых сил природы. Большую долю вины за наши несчастья несет так называемая культура: мы были бы гораздо счастливее, если бы от нее отказались и восстановили первобытные условия. Я нахожу это утверждение поразительным, так как, что бы мы ни подразумевали под понятием культуры, несомненно одно: все то, чем мы пытаемся защищаться от источников страдания, принадлежит именно этой культуре.
Было обнаружено, что человек
становится невротиком, потому что
он не может вынести суммы
Инстинкт Жизни и инстинкт Смерти.
В течение жизни последних
поколений люди достигли необычайного
прогресса в области
Рассматривая вселенские силы инстинкта жизни (Эроса) и инстинкта смерти (Танатоса) как фундаментальные влечения человеческой природы, Фрейд полагает, что подавление стремления человека к агрессии и разрушению - проявлению инстинкта смерти - становится необходимым условием существования цивилизации. В противном случае цивилизованное общество оказывается подвержено постоянно существующей угрозе дезинтеграции. Фрейд оценивает цивилизацию как инструмент инстинкта жизни, реализующий его цель - объединить изолированных индивидов, затем семьи, затем расы, народы и нации в единое человечество. Эволюция цивилизации рассматривается им как борьба между Эросом и Танатосом за жизнь человеческого рода. Сдерживание агрессивных импульсов осуществляется через побуждение людей к идентификации с общностью и "подавляемым" отношениям любви (т. е. дружеским отношениям), через страх перед властью (перед наказанием и перед потерей любви) и через формирование внутриличностной инстанции контроля над агрессивностью - Супер-Эго.
Установление Супер-Эго, согласно Фрейду, является наиболее мощным средством контроля над нежелательными импульсами. Его результатом становится утрата счастья, связанная с усиливающимся чувством вины. Помимо подавления инстинктов, утрата в рамках цивилизации личного счастья связывается Фрейдом с необходимостью распределения энергии инстинкта жизни при объединении с другими людьми. По мысли Фрейда, судьба человеческого рода зависит от того, "удастся ли развитию культуры, и в какой мере, обуздать человеческий первичный позыв к агрессии и самоуничтожению, нарушающий сосуществование людей".
Заключение.
Мы всегда будем склонны
рассматривать несчастье