Функции и типология современной семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 18:56, реферат

Описание работы

Семья – один из наиболее древних социальных институтов: она возникла в недрах первобытного общества значительно раньше классов, наций и государств. Общественная ценность семьи обусловлена ее «производством и воспроизводством» непосредственной жизни, воспитанием детей, формированием их индивидуального сознания.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………..
3
1.СУЩНОСТЬ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ ......
5
1.1 определение семья……………………………………………………...
5
1.2 современная семья……………………………………………………...
6
1.3 семейное воспитание……………………………………………...........
9
2. ФУНКЦИИ И ТИПОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬ………….
10
2.1 роль семьи в нравственном воспитании……………………………....
10
2.2 функции семьи………………………………………………………….
13
2.2.1 социализирующие функции семьи…………………………………..
14
2.2.2 репродуктивная функция…………………………………………….
17
2.2.3 хозяйственно-потребительская функция…………………………....
18
2.2.4 восстановительная функция…………………………………………
18
3. ТИПЫ СЕМЕЙНОЙ ОРГАНИЗАЦИЙ И ЖИЗНЕНЫЙ ЦИКЛ СЕМЬИ……………………………………………………………………...
20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 164.00 Кб (Скачать файл)

Лучший пример-это пример родителей. В большинстве случаев дети являются отражением родителей. Конечно же, воспитательная функция на этом не исчерпывается. Можно говорить и о самовоспитании в семье.

2.2.4 Восстановительная функция.

Состоит в поддержании  здоровья, жизненного тонуса, организации досуга и отдыха, семья становится оздоровительной средой, где любой член семьи вправе надеяться на заботливое отношение родных и близких. Для этого требуется не только нравственно-психологическая подготовка, но и соблюдение режима труда и отдыха, режима питания и прочее.

Организация досуга играет большую роль в восстановлении. Досуг  служит средством восстановления физических и духовных сил человека. Часто  досуг происходит у каждого по-своему. Кто то смотрит ТВ, слушает музыку и т.д. это является пассивным отдыхом. Человек нуждается в активном отдыхе – путешествия, прогулки. Это приносит больше здоровья для семьи в целом и каждого её членов.

Эти функции в том  или ином виде и объеме имеют место  в семьях, в каждой семье их соотношение различно. Исторически некоторые функции отмирают, например производственная, другие функции усиливаются. Происходит постепенный переход от патриархальной семьи с бесспорным авторитетом и властью отца к семье, эгалитарной, в которой мужчина перестает быть единственным создателем материальной базы семьи. Роль кормильца выполняет и женщина и мужчина. Рекреационная функция семьи существовала и в 19 и в 20вв лишь в зачаточном состоянии, поскольку в рамках семьи осуществлялся не столько отдых, сколько совместное производство. Сейчас производительная деятельность выведена в основном за рамки семьи, а семья становиться главным местом отдыха. В целом изменение функций, утрата одних и возникновение других называется дисфункцией. Результатом дисфункции семьи становится возникновение новых типов семьи. Этот процесс существовал всегда, но во второй половине 20в изменение функций происходит столь быстро, что изменились почти все функции, и том числе репродуктивная функция.

С точки зрения функций  семьи в социологии рассматриваются проблемы — несоответствие функционирования семьи общественным потребностям: низкая рождаемость, высокое число разводов, низкий воспитательный потенциал и т.д.

В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций. Семья утрачивает свои позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других функциях. Традиционные роли, при которых женщина рожала и воспитывала детей, вела хозяйство, а муж был хозяином, собственником имущества, экономически обеспечивал семью, заменились ролевыми, при которых женщина стала играть равную или выше роль с мужчиной. Это изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой позитивные и негативные последствия. С одной стороны это способствовало утверждению равенства женщин и мужчин, с другой стороны усугубило конфликтные ситуации, снизило рождаемость.

 

3. ТИПЫ СЕМЕЙНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ СЕМЬИ.

Существуют следующие  общие принципы выделения типов  семейной организации и семей. В зависимости от формы брака различают моно и полигамию. Моногамная семья–такая, где на одного мужчину приходится одна жена, в отличии от полигамии, которая трактуется как многоженство. В зависимости от структуры родственных связей выделяют различные типы семей. Наиболее распространенным типом является простая (нуклеарная) семья, представляющая собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке.  Расширенную (сложную) структуру семья приобретает в случае когда кто то из детей вступает в брак. Она включает в себя 3 и более поколения или же 2 и более нуклеарных семей, живущих вместе и ведущих общее хозяйство.

Для типологии семей, в частности нуклеарных, важно  наличие обоих супругов, образующих ядро семьи. В зависимости от этого  выделяют полную семью с обоими супругами и неполную, с отсутствием одного из них.

В настоящее время  в нашей стране преобладают простые  семьи, имеющие детей или без  них. Сложные же семьи, состоящие  из 2 или более супружеских пар  составляют 4,3 % от всех семей в странах СНГ.

Средняя величина семьи колеблется от 3 среди городского населения Латвии и Эстонии до 6-7 среди сельского населения Туркменистана и Таджикистана.  В распределении семей по величине можно выделить три региона: с преобладанием малых семей–Прибалтийские страны, Украина и большая часть России; с преобладанием средних семей включает Белоруссию, Грузию, Молдавию; с преобладанием больших семей включает страны Средней Азии, Армению, Азербайджан.

Семья проходит ряд этапов из которых складывается жизненный  цикл семьи. Выделяется различное число фаз этого цикла. Это образование семьи–вступление в первый брак; начало деторождения–рождение первого ребенка; окончание деторождения–рождение последнего ребенка; «пустое гнездо»–вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка; прекращение существования семьи–смерть одного из супругов.

Жизненный цикл также  называют моделью развития семьи, которая  исследуется по шкале возраста супругов (или одного из них).

 

      По критерию  власти различают патриархальные семьи, где отец является главой семейного государства, и матриархальные семьи, где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать. Там, где нет четко выраженных семейных глав и где преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью, имеет смысл говорить об эгалитарных семьях (эгалитарность понимается как равное влияние супругов с взаимозаменяемыми ролями). 
       Выделяется еще так называемая партнерская семья с совместим обсуждением семейных решении, причем если муж имеет большее влияние, то это будет партнерская семья с доминированием мужа, если жена - то с доминированием жены. 
       Кроме того, выделяются семьи с принятием решений одним из супругов - автономные семьи.

Далее, по критерию социального положения  супругов (или родителей супругов), семьи могут быть гомогенными, где супруги примерно из одной социальной страты, и гетерогенными, где они происходят из разных социальных групп, каст, классов. Применяется также для более широкой характеристики семей и браков по социальным и демографическим признакам различение гомогамных семей, однородных по национальности, возрасту, профессии, образованию и т. д., и гетерогамных семей, где наблюдаются различия по социальным индикаторам.  
      По критерию пространственно-территориальной локализации семьи бывают патрилокальными, в которых молодожены переходят жить в дом отца мужа, и матрилокальными, где молодежь остается жить у родителей жены.  
      В социологии и демографии принято разделение семей по детности на три типа: малодетные семьи - это те, где мало детей с точки зрения социально-психологической. Для возникновения первичных групповых отношении среди двоих детей недостаточно, двое - лишь пара. Двухдетная семья - это семья, состоящая из двух пар - супругов и детей, парные отношения в них нельзя считать строго групповыми, т. к. первично-групповые отношения образуются, начиная с трех членов группы. С другой стороны, мало детей в семье может быть с точки зрения воспроизводства населения (демографической) - чтобы предшествующие поколения замещались последующими необходимо примерно 2,5 детей на семью или четверть двухдетных семей, а треть - трехдетных, 20% - четырехдетных и 7% пятидетных и более, или 14% бездетных и однодетных. 
      Реальная структура семей по детности в России, где уровень рождаемости упал ниже 16 рождений на 1000 жителей - границы простого воспроизводства населения - и достиг 11, 5 на 1000 в 1992 г., соответствует в среднем 1, 59 детей на семью. Это означает чрезмерное преобладание малодетных семей с 1-2 детьми до 16 лет - таковых в РФ примерно 90%. Многодетных семей с 5 и более детьми меньше 1%, среднедетных семей с 3-4 детьми около 9%. Таким образом, структура семей по детности резко искажена: многодетных семей в 15 с липшим раз меньше, чем следует, срёднедетных - в 5 раз, тогда как однодетных в 5 раз больше, поэтому рождаемость не компенсирует смертность.  
       Более того, в 1992 г. уровень смертности 12, 6 на 1000 жителей превысил рождаемость, обнажив процесс депопуляции, складывающийся из начавшегося в 60-е годы в России распространения малодетности и ускоренного роста смертности с середины 70-х годов.                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Итак, семья как ячейка общества является неотделимой составной  частью общества. И жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами как и жизнь семьи. Чем выше культура семьи, следовательно тем выше культура всего общества. Общество состоит из людей, которые являются отцами и матерями в своих семьях, а также их детей. В этой связи очень важны роли отца и матери в семье, а в частности воспитательная функция семьи. Ведь от того, как родители приучают своих детей к труду, уважению к старшим, любви к окружающей природе и людям, зависит то, каким будет общество, в котором будут жить наши дети. Будет ли это общество, построенное на принципах добра и справедливости или же наоборот? В этом случае очень важно общение в семье. Ведь общение является одним из основных факторов формирования личности ребёнка, члена общества. И поэтому в семейном общении очень важны нравственные принципы, главным из которых является - уважение другого.

Последствиями дурного  общения в семье могут быть конфликты и разводы, которые  наносят большой социальный вред обществу. Чем меньше разводов в  семьях, тем здоровее общество.

Таким образом, общество (а его тоже можно назвать большой семьей) прямо пропорционально зависит от здоровья семьи, так же как и здоровье семьи от общества.

  Таким образом, можно сделать некоторые выводы.

Семья, под каким бы углом зрения ее ни рассматривали, столь  многослойное социальное образование, что неудивительны упоминания о ней почти во всех разделах социологии. Существует множество дефиниций семьи, наделяющих в качестве семьеобразующих отношений различные стороны семейной жизнедеятельности, начиная от простейших и крайне расширительных и заканчивая обширными перечнями признаков семьи.

В общем виде семью  можно охарактеризовать как основанную на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами  супружества-родительства-родства, и  тем самым осуществляющую воспроизводство  населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей в поддержание существования членов семьи.

Специфические функции  семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная функция), содержание детей (экзистенциальная функция) и  воспитание детей (функция социализации), остаются при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьей и обществом может изменяться в ходе истории.

 

 

 

 

 

 

 

                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. БЕДНЫЙ М.С., «Семья–здоровье–общество», М., 1986

2. ДАВЛИЕВ И.А., «Я и  моя семья», Тат.книгоиздательство  1984

3. ОСИПОВ Г.В., КОВАЛЕНКО  Ю.П. «Социология», М., 1990

  1. Сборник статей «Культура семейных отношений» М., 1985

5.ХАРЧЕВ А.Г., МАЦКОВСКИЙ М.С. «Современная семья и её проблемы М.,1978

6.МАРКОВИЧ Д. «Общая социология», Р-на дону, 1993

7.Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. - М., 1996.

8.Маркович Д. «Общая социология», Р-на дону, 1993.

9.Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. – М., 2000.

10.Семья: 500 вопросов и ответов / Ред.-сост. Л.В. Прошина. – М., 1992.

11.Тощенко Ж.Т. Социология. – М., 2000.

 

 

 




Информация о работе Функции и типология современной семьи