Функции семьи, их значение для общества и личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 19:38, контрольная работа

Описание работы

В своей работе, в первой главе, я рассматриваю различные функции семьи: репродуктивную, хозяйственно-потребительскую, воспитательную, восстановительную и другие, а также их взаимосвязь. Во второй главе я рассматриваю исторические изменения в функциях семьи, а также последствия этих изменений.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Семья и её функции
1.1 Семья как объект социологии
1.2 Функции семьи и их взаимосвязь
Глава 2. Исторические изменения в функциях семьи и их последствия
2.1 Исторические изменения в функциях семьи
2.1 Последствия исторических изменений в функциях семьи
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Социология семьи.docx

— 40.80 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

 

 

 

Дисциплина: Социология семьи

Тема: Функции семьи, их значение для общества и личности

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва

2012год

Оглавление

 

Введение

Глава 1. Семья и её функции

1.1 Семья как объект  социологии

1.2 Функции семьи  и их взаимосвязь

Глава 2. Исторические изменения в функциях семьи и их последствия

2.1 Исторические изменения  в функциях семьи

2.1 Последствия исторических  изменений в функциях семьи

Заключение

Список литературы

 

 

Введение

 

Классическое  определение семьи гласит, что  семья - это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью.

Если  говорить языком социолога или демографа, то семьей называется небольшая группа людей, объединённых родственными и  супружескими связями, общим бюджетом и как правило – общим жильём. Но это только теоретическая схема. В реальной действительности каждая семья тесно связана с обществом, в котором она живёт, с его экономикой, политикой, культурой, ориентирами, настроением людей.

Семья выступает  как объект социологического исследования и занимается ею отдельная отрасль  социологии – социология семьи, изучающая  формирование, развитие и функционирование семьи, брачно-семейных отношений в  конкретных культурных и социально-экономических  условиях.

Благотворно влияет на человека, и, следовательно, на общество, лишь здоровая, благополучная семья, и выполнение всех её функций требует значительных усилий и определенных качеств личности.

В своей работе, в первой главе, я рассматриваю различные  функции семьи: репродуктивную, хозяйственно-потребительскую, воспитательную, восстановительную и другие, а также их взаимосвязь. Во второй главе я рассматриваю исторические изменения в функциях семьи, а также последствия этих изменений.

Задачи моей работы:

1. дать определение семье как объект социологии,

2. рассмотреть функции семьи и их взаимосвязь,

3. показать исторические изменения в функциях семьи,

4. выделить основные последствия в историческом изменении функций.

Я выбрала эту тему потому, что общество (а его тоже можно  назвать большой семьей) прямо  пропорционально зависит от здоровья семьи, так же как и здоровье семьи от общества, именно поэтому эта тема важна и актуальна.

 

 

Глава 1. Семья и её функции

 

1.1 Семья как объект  социологии

 

Семья - это социально санкционированное и относительно постоянное объединение людей, связанных родством, браком или усыновлением, живущих вместе и экономически зависящих друг о друга. Являясь необходимым компонентом социальной структуры любого общества и выполняя множественные социальные функции, семья играет важную роль в общественном развитии. «Общественные порядки, - подчеркивал Ф. Энгельс, - при которых живут люди определенной исторической эпохи и определенной страны, обусловливаются... ступенью развития, с одной стороны - труда, с другой – семьи». Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род.

В семье происходит первичная  социализация и воспитание детей, а  также в значительной части реализуется  обязанность заботиться о старых и нетрудоспособных членах общества. Семья является также ячейкой организации быта и важной потребительской единицей.

Основу семьи составляет брачный союз между мужчиной и  женщиной в тех или иных формах, санкционированных обществом. Она  не сводится, однако, к отношениям между  ними, даже юридически оформленным, а  предполагает отношения между мужем  и женой, родителями и детьми, что  придает ей характер важнейшего социального  института. Это определяется прежде всего, тем, что семья обязана своим возникновением, существованием и развитием прежде всего общественным потребностям, нормам и санкциям, предписывающим супругам заботиться о своих детях. Вместе с тем семья рассматривается как основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

Сущность семьи выражается через такие понятия, как функция  семьи, ее структура и ролевое  поведение ее членов. Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние.

Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

Для взрослого человека семья является источником удовлетворения ряда его потребностей и малым коллективом, предъявляющим к нему разнообразные и достаточно сложные требования. На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье.

1.2 Функции семьи и их взаимосвязь

 

Основное назначение семьи - удовлетворение общественных, групповых  и индивидуальных потребностей. Являясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе и в воспроизводстве населения. В то же время она удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также общесемейные (групповые) потребности. Из этого и вытекают основные функции социалистической семьи: репродуктивная, экономическая, воспитательная, коммуникативная, организации досуга и отдыха. Между ними существует тесная взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимодополняемость.

Репродуктивная функция  семьи состоит в воспроизводстве  жизни, то есть в рождении детей, продолжении человеческого рода. Эта функция включает в себя элементы всех других функций, так как семья участвует не только в количественном, но и в качественном воспроизводстве населения. Это, прежде всего, связано с приобщением нового поколения к научным и культурным достижениям человечества, с поддержанием его здоровья, а также с предотвращением воспроизведения в новых поколениях различного рода биологических аномалий.

Семья участвует в общественном производстве средств к жизни, восстанавливает истраченные на производстве силы своих взрослых членов, ведет свое хозяйство, имеет свой бюджет, организует потребительскую деятельность. Все это, вместе взятое, составляет экономическую функцию семьи.

С экономической функцией тесно связана проблема управления семьей, то есть вопрос главенства в  семье. Как отмечалось, советской  семье все меньше присущи черты  единовластия. Семьи, где мужу принадлежит  безраздельная власть, встречаются  редко, зато появились семьи, где  главой является жена. Здесь в руках  матери (в силу различных причин) сосредоточен семейный бюджет, она  основной воспитатель детей, организатор  досуга. Такое положение тоже нельзя считать нормальным: на плечи женщины  взваливается непомерная тяжесть, детям  она не может заменить отца, в  семье нарушается психологическое  равновесие.

В семье воспитываются  и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта.

Первый - формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми  членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом  социального опыта;

выработка у них научного мировоззрения, высоконравственного  отношения к труду; привитие им чувства коллективизма, потребности и умения быть гражданином и хозяином, соблюдать нормы социалистического общежития и поведения; обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры.

Второй аспект – систематическое  воспитательное воздействие семейного  коллектива на каждого своего члена  в течение всей его жизни.

Аспект третий - постоянное влияние детей на родителей (и  других взрослых членов семьи), побуждающее  их активно заниматься самовоспитанием.

Успех выполнения этой функции  зависит от воспитательного потенциала семьи. Он представляет собой комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи. Этот комплекс объединяет материальные и бытовые условия, численность  и структуру семьи, развитость семейного  коллектива и характер отношений  между его членами. Он включает идейно-нравственную, эмоционально- психологическую и трудовую атмосферу, жизненный опыт, образование и профессиональные качества родителей. Большое значение имеют личный пример отца и матери, традиции семьи. Следует учитывать характер общения в семье и ее общение с окружающими, уровень педагогической культуры взрослых (в первую очередь матери и отца), распределение между ними воспитательных обязанностей, взаимосвязь семьи со школой и общественностью. Особый и весьма важный компонент - специфика самого процесса семейного воспитания. Семья объединяет людей разного возраста, нередко пола, с разными профессиональными интересами. Это позволяет ребенку наиболее полно проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности.

Активнейшее воздействие  семья оказывает на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения. Являясь  для ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим  фактором в выработке системы  социальных установок и формирования жизненных планов. Общественные правила  впервые осознаются в семье, культурные ценности общества потребляются через  семью, познавание других людей начинается с семьи.

Диапазон воздействия  семьи на воспитание детей столь  же широк, как и диапазон общественного  воздействия. Все большее значение социологи придавали и придают  коммуникативной функции семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции: посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать), литературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия; организация внутрисемейного общения. Если семья уделяет выполнению этой функции достаточное внимание, то это заметно усиливает ее воспитательный потенциал.

Нередко с коммуникативной  функцией связывают деятельность по созданию психологического климата  семьи. Общество постоянно меняется, вместе с ним меняется и семья. Семья – это живая, постоянно  меняющаяся система. Она меняется не только под воздействием социально-экономических  условий, но и в силу внутренних процессов  развития.

На семью влияют также  такие явления, как миграция, урбанизация, индустриализация и др.

Вывод: исследователи единодушны, в том, что функции отражают исторический характер связи между семьёй и  обществом, динамику семейных изменений  на разных исторических этапах. Современная  семья утратила многие функции, цементировавшие  её в прошлом: производственную, охранительную, образовательную и др. Однако часть  функций являются устойчивыми к  изменениям, в этом смысле их можно  назвать традиционными. К ним  можно отнести следующие функции:

а) репродуктивная — в любой семье важнейшей является проблема деторождения. Цельность сексуальной потребности, обеспечивающей продолжение рода, и любви как высшего чувства делает невозможным отделение одного от другого. Супружеская любовь в значительной мере зависит от характера удовлетворения сексуальных потребностей, особенностей их регулирования и отношения супругов к проблеме деторождения, самим детям;

б) хозяйственно-экономическая — включает питание семьи, приобретение и содержание домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройство жилища, создание домашнего уюта, организацию жизни и быта семьи, формирование и расходование домашнего бюджета;

в) регенеративная — (лат. regeneratio — возрождение, возобновление). Означает наследование статуса, фамилии, имущества, социального положения. Сюда же можно отнести и передачу каких-то фамильных драгоценностей;1Вовсе необязательно буквально понимать под «драгоценностями» ювелирные украшения, их можно передать любому постороннему, а вот такую драгоценность, как альбом с фотографиями, чужому человеку не передашь — только своему, родному

г) образовательно-воспитательная — (социализация). Состоит в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях;2Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют друг друга и могут, в определённых границах, даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и ни при каких условиях не могут стать таковыми. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям;

Информация о работе Функции семьи, их значение для общества и личности