Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 20:46, доклад
Для выявления особенностей регионального восприятия рекламы и формирования ценностных ориентаций у молодежи г. Пензы нами было проведено исследование, объектом которого стала молодежь г. Пензы в возрасте от 14 до 29 лет: всего 520 чел., из которых учатся 41,9 %, работают — 35,2 %, работают и учатся — 22,5 %. При планировании выборочной совокупности использовался квотированный тип выборки, в качестве критериев ее формирования выступили возраст и пол респондентов. Цель исследования заключалась в анализе влияния рекламы на формирование ценностных ориентаций современной российской молодежи, а также в выявлении потенциала рекламы в воспитании патриотизма, формировании толерантности, популяризации семейных ценностей и здорового образа жизни.
Е. Е. Уралева. Функциональная роль рекламы в процессе формирования ценностных ориентаций молодежи: социологический аспект
Для выявления особенностей регионального восприятия рекламы и формирования ценностных ориентаций у молодежи г. Пензы нами было проведено исследование, объектом которого стала молодежь г. Пензы в возрасте от 14 до 29 лет: всего 520 чел., из которых учатся 41,9 %, работают — 35,2 %, работают и учатся — 22,5 %. При планировании выборочной совокупности использовался квотированный тип выборки, в качестве критериев ее формирования выступили возраст и пол респондентов.
Цель исследования заключалась в анализе влияния рекламы на формирование ценностных ориентаций современной российской молодежи, а также в выявлении потенциала рекламы в воспитании патриотизма, формировании толерантности, популяризации семейных ценностей и здорового образа жизни. Кроме того, нами были поставлены задачи определить основные ценности современной молодежи г. Пензы; выявить наиболее предпочтительные каналы распространения информации с точки зрения молодежи г. Пензы; выяснить мнения молодежи г. Пензы по поводу уровня нравственности современной рекламы; определить степень осознания молодежью влияния рекламы на формирование моральных ценностей; выявить патриотические настроения среди респондентов; определить возможности рекламы в воспитании патриотизма, формировании толерантности, популяризации семейных ценностей и здорового образа жизни; выявить примеры рекламы, содержащей национальные образы, традиции, а также мнения молодежи по поводу уместности пропаганды религиозных ценностей в рекламе.
Для современной молодежи наиболее значимыми ценностями являются здоровье (75 %) и семья (74,4 %). Среди наименее значимых оказались справедливость (15,2 %), законность (10,8 %), эстетический идеал, красота (9,6 %), религия, вера (8,2 %), добродетель (4,4 %), патриотизм (3,8 %).
Наиболее предпочтительными формами проведения досуга для современной молодежи являются встреча с друзьями (16,9 %), компьютер (15,9 %), просмотр телепрограмм (13,4 %), чтение книг (9,8 %).
Среди источников информации
большим доверием у молодежи пользуются
советы родителей, СМИ, советы преподавателей
и учителей. Кроме того, в качестве
источника информации большинство
респондентов выделяет свое мнение. Реклама
в качестве источника информации,
которому респонденты доверяют и
руководствуются в жизни, не пользуется
особой популярностью, что подтверждает
мнение о ее второстепенном значении
в ряду различных агентов
В целом следует отметить, что в оценке своего отношения к рекламе современная молодежь не солидарна, она вызывает у нее противоречивые чувства: почти одинаковое число опрошенных относится к ней с интересом (35,2 %) и безразличием (30,7 %). При этом большинство респондентов считает, что реклама участвует в формировании новых ценностей общества (42,9 %), и даже иногда замечает в поведении своего окружения подражание рекламным героям.
Кроме того, в вопросе о том, формирует ли реклама потребности, призывает ли людей покупать вещи, символизирующие социальный статус, большинство респондентов независимо от возраста дало положительный ответ (53,5 %); 27,5 % ответили отрицательно и 19,0 % затруднились ответить.
На вопрос «Учитываются ли в сегодняшней отечественной рекламе национальные традиции?» большинство респондентов ответило «нет, реклама все больше навязывает западные ценности» (40,4 %). Следует отметить, что при этом 149 чел. (28,6 %) вообще затруднились ответить на этот вопрос, что в очередной раз подтверждает: как мало в обществе задумываются над тем, что несет в себе реклама, помимо предложения купить товар, а также насколько неосознаваемым является ее косвенное, «фоновое» влияние.
Патриотические
настроения среди молодежи в возрасте
18—21 года выражены наиболее ярко. Наименее
патриотичны респонденты в
Интересно то, что наиболее патриотичная возрастная категория респондентов не видит в рекламе потенциала для воспитания патриотизма. Более лояльными к рекламе в данном отношении оказалась молодежь, чьи ценности находятся в наиболее активной стадии формирования (14—17 лет), и те, у кого эта стадия завершается (26—29 лет). В целом, что касается вопроса нашего исследования — вопроса о наличии потенциала в рекламе для воспитания патриотизма у молодежи, мы получили неоднозначные ответы: «да» — 36,0 %, «нет» — 41,0 %, «затрудняюсь ответить» — 20,2 %, 2,8 % оставили этот вопрос без ответа. В качестве способов воспитания патриотизма посредством рекламы наиболее часто выделяют использование русских названий товаров и фирм (24,6 %); соблюдение языковых норм, культуры общения, принятой в стране (21,3 %); упоминание в рекламе о российских достижениях в науке, искусстве, спорте и т. д. (20,8 %); использование в рекламе традиционных российских символов, исторических персоналий (19,4 %).
Похожая ситуация сложилась
и с ответами на вопрос о возможности
формирования уважительного отношения
к другим народам и культурам
посредством использования
В вопросе об уместности
популяризации религиозных
Результаты обработки открытых вопросов выявили, что из существующих сегодня рекламных продуктов в качестве использующих национальные образы, поддерживающих национальные традиции, вызывающих чувство гордости за страну, респонденты выделяют рекламные ролики компании «Газпром» (23 чел.), шоколадной фабрики «Россия» (14 чел.) и Олимпиады в г. Сочи в 2014 г. (13 чел.). В качестве рекламы, пропагандирующей семейные ценности, выделяют ролики соков «Моя Семья» (39 чел.) и «Фруктовый сад» (5 чел.), сыра «Хохланд» (5 чел.), зубной пасты «Colgate» (5 чел.) и др. Кроме того, респонденты отметили ролики компании «Nike» (20 чел.), «Актимель» (6 чел.), сока «Тонус» (5 чел.), социальную рекламу против наркотиков («Встреча с наркотиками — прощание с близкими») (5 чел.), «Билайн» — тариф «Детский» (3 чел.) и другие в качестве рекламы, пропагандирующей здоровый образ жизни.
На наш взгляд,
целесообразно проводить
Таким образом, влияние рекламы на формирование ценностных ориентаций молодежи г. Пензы достаточно велико: это подтвердили 42,9 % опрошенных. Исследование подтвердило также особую важность рекламы в процессе социализации и воспитания молодежи. С учетом этого можно сделать вывод, что современным рекламопроизводителям необходимо обратить повышенное внимание на зарождение и развитие патриотического начала в рекламе путем использования русских названий товаров и фирм, упоминания о российских достижениях науки, искусства, спорта и т. д., использования традиционных российских символов, исторических персоналий; формирование у молодежи уважительного отношения к другим народам и культурам посредством использования национальных образов и символов в рекламе; пропаганду здорового образа жизни и семейных ценностей посредством рекламы. Безусловно, главная цель, ради которой возникла, существует и будет развиваться реклама, — склонить потребителя к выбору рекламируемой продукции.
Не исключая изначальной направленности рекламы на убеждение потребителя в необходимости покупки того или иного товара, мы не предлагаем конкретной программы, направленной на патриотическое воспитание молодежи посредством рекламы, а настаиваем на ценности косвенного влияния ее социокультурного фона, неосознаваемого большинством людей. Именно, наполнив рекламное пространство общероссийскими символами, образами, традициями, а не настойчивыми патриотическими лозунгами, можно способствовать воспитанию гражданина, который сможет гордиться своей страной, уважать ценности и традиции других культур в условиях многонационального государства.
ПРИМЕЧАНИЯ