Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 11:30, реферат
Льюис Альфред Козер – американский социолог. Родился 27 ноября 1913 в Берлине.
Представитель позитивного функционализма. Опираясь на идеи Зиммеля, которого он переводил и пропагандировал в США, внёс значительный вклад в разработку теории социального конфликта. Козер показал в конфликте начало, способствующее укреплению консенсуса.
1. Биография Льюиса Альфреда Козера
2. Функциональная теория конфликта Л. Козера
Заключение
Список использованных источников
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российская таможенная академия»
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал
Российской таможенной академии
______________________________
Кафедра гуманитарных дисциплин
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Политология и социология»
Выполнил:
студентка 2-го курса
очной формы обучения
экономического факультета,
группа 2541
Н. В. Новикова
Научный
руководитель:
Т.В.Мусиенко,
доцент кафедры, д.п.н.
Санкт-Петербург
2011
Содержание:
Заключение
Список использованных источников
1. Биография Льюиса Альфреда Козера
Льюис Альфред Козер – американский социолог. Родился 27 ноября 1913 в Берлине.
Представитель позитивного функционализма. Опираясь на идеи Зиммеля, которого он переводил и пропагандировал в США, внёс значительный вклад в разработку теории социального конфликта. Козер показал в конфликте начало, способствующее укреплению консенсуса.
Детство юноши было безоблачным, пока в 1933 к власти в Германии не пришли нацисты. Как раз незадолго до этого юноша окончил школу и начал принимать активное участие в левом движении. Хорошо видя, к чему идет дело и, будучи уже сформировавшейся личностью, он в 20 лет решил покинуть родину и уехал в Париж.
Первые годы на новом месте проходили у Козера в бедности и в постоянных поисках заработка. Перебиваясь разовыми заработками, он сменил несколько профессий, испробовав свои силы как в физическом труде (продавец-разносчик), так и на поприще умственного труда (личный секретарь одного швейцарского писателя). Его мытарства закончились в 1936 — он получил право на постоянную работу и устроился на одну из должностей во французском представительстве американской брокерской фирмы.
Параллельно с работой начал посещать занятия в Сорбонне. Не имея никаких особых научных пристрастий, решил заниматься сравнительным литературоведением — только потому, что кроме немецкого знал еще французский и английский языки. После нескольких семестров начал работать над диссертацией по сравнению английских, французских и немецких новелл одного временного периода. Изюминкой этой работы должно было стать изучение влияния социальной структуры общества на формирование специфики той или иной национальной литературы. После того как куратор Козера заявил, что вопросы социальной структуры не входят в компетенцию литературоведения, а являются прерогативой социологии, студент сменил специализацию и стал посещать лекции по социологии. Так, почти случайно, определилось научное поприще будущего великого социолога.
В 1941 он был арестован по приказу французского правительства как уроженец Германии и помещен в трудовой лагерь на юге Франции. Это послужило серьезным доводом в пользу эмиграции в США. По совету эмиграционной службы Козер сменил немецкое имя Людвиг на более нейтральное Льюис. Оформляя миграционные документы, он познакомился с сотрудницей Международной ассоциации помощи беженцам Розой Лауб, которая стала его женой. Первое время после прибытия Козера в США прошло в работе в разных правительственных комиссиях, в том числе в отделе военных новостей и в министерстве обороны. Какое-то время он был одним из издателей журнала «Модерн Ревью», пропагандировавшего левые идеи, а также зарабатывал статьями для газет.
В 1948, получив американское гражданство, решил продолжить социологическое образование и поступил в Колумбийский университет. Вскоре получил предложение стать преподавателем в колледже Чикагского университета на факультете социальных наук и социологии. Период работы в Чикагском колледже дал Козеру возможность не только углубить свои познания в области социологии, но и ознакомиться с самыми разными подходами и точками зрения.
После двух лет работы в Чикаго он снова возвратился в Нью-Йорк, чтобы продолжить образование в Колумбийском университете. После его завершения он преподавал в Бостоне, в Университете Брендис, где основал факультет социологии. В 1954 закончил свою докторскую диссертацию и защитил ее в Колумбийском университете под руководством Роберта Мертона. На основе этой диссертации в 1956 была опубликована первая книга Козера Функции социального конфликта.
1960—1970 стали временем
наиболее плодотворным
Он возглавлял Восточное социологическое общество в 1964—1965, а также Американскую социологическую ассоциацию в 1975—1976.
После выхода в отставку в 1987 Козер вместе с семьей переехал жить в Кембридж (штат Массачусетс), где умер в 2003, не дожив до своего 90-летия всего нескольких месяцев.
2. Функциональная теория конфликта Л. Козера
Теория конфликта Козера является наиболее обширной, рассматривающей комплекс вопросов, а именно: причины конфликтам, остроту конфликтам, длительность конфликтам, функции конфликта.
Козер определяет конфликт как процесса, который при определенных условиях может "функционировать", чтобы сохранить "социальный организм".
Основные подходы к конфликту Козера:
в любой социальной системе обнаруживаются отсутствие равновесия, напряженность, конфликтные отношения;
многие процессы, которые, как обычно считается, разрушают систему (например, насилием разногласия, конфликт) при определенных условиях укрепляют интеграцию системы, а также ее "приспособляемость " к окружающим условиям.
На основе сформированных подходов к конфликту Козер развил целое теоретическое направление о функциях конфликта. Козер подверг критике Дарендорфа за то, что тот не придавал должного значения позитивным функциям конфликта. Согласно Козеру, конфликт выполняет интегративные и адаптивные функции в социальной системе. Также как и Зиммель, Козер считаете, что конфликт содействует сохранению устойчивости и жизненности организации. Конфликт может содействовать более четкому разграничению между группами, способствовать централизации принятия решениям укреплять единство группы, усиливать социальный контроль.
Козер выделяет "причинные цепи", описывающие каким образом конфликт сохраняет или восстанавливает интеграцию системы и ее приспособляемость. Этот ряд причинных зависимостей выглядит следующим образом:
1) нарушение интеграции составных частей социальной системы 2) приводит к вспышкам конфликтов между составными частями что в свою очередью 3) вызывает временную дезинтеграцию системы это 4) делает социальную структуру более гибкой, что в свою очередь 5) усиливает способность системы избавляться при помощи конфликта от грозящих ей в будущем нарушений равновесия а это приводит к тому что 6) система обнаруживает высокий уровень приспособляемости к изменяющимся условиям.
Подробно описав функции конфликтам Козер подобно своим предшественникам излагал односторонний подхода, а именно не обращал внимание на разрушительные последствия насильственного неконструктивного конфликта.
Главные причины конфликтов Козер видел в дефиците каких-либо ресурсов власти, престижа, ценностей. Так же, рассматривая причины конфликтов, Козер приходит к выводу, что они коренятся в таких условиях, когда существующей системе распределения дефицитных ресурсов начинают отказывать в законности. Это проявляется через снижение возможности открыто выражать недовольством уровня минимальной взаимной лояльности необходимой для сохранения целостности системы уровня допускаемой в системе мобильности а также через увеличение обнищания и ограничений неимущих и слабоимущих слоев.
1. Чем больше неимущие группы сомневаются в законности существующего распределения дефицитных ресурсов, тем вероятнее, что они должны будут разжечь конфликт.
а) Чем меньше каналов, по которым группы могут излить свое недовольство по поводу распределения ресурсов тем более вероятное, что они должны усомниться в законности
б) Чем больше члены неимущих групп пытаются перейти в привилегированные группы, чем меньше допускаемая при этом мобильностью, тем вероятнее, что они не станут придерживаться законности
2. Чем больше
обнищание групп из
а) чем в меньшей
степени социализациям
б) чем меньше внешних принуждений испытывают члены неимущих групп, тем больше вероятность того, что они испытывают относительное обнищание.
Острота конфликта Козером определяется такими переменными как эмоции, вызванные у участников конфликта, уровень реализма этих участников, связь конфликта с основополагающими ценностями и проблемами.
1. Чем больше
осуществляется условий,
2. Чем больше эмоций вызывает конфликт, тем он острее
а) Чем больше участников конфликта связывают первичные (тесные) отношения, тем больше эмоций он у них вызывает
- чем меньше первичные группы, в которых происходит конфликт, тем сильнее его эмоциональный накал
- чем больше
связи между участниками
б) Чем больше вторичных (менее тесных) связей между участниками конфликта, тем фрагментарнее их участие в нем, тем меньше они вовлечены в него эмоционально
- чем больше
вторичных отношений, тем
- чем крупнее вторичные группы, тем конфликты чаще, а их эмоциональный накал слабее
3. Чем больше группы, вовлеченные в конфликт, преследуют свои реалистические (объективное) интересы, тем мягче конфликт
а) чем больше группы, принимающие участие в конфликте, преследуют свои реалистические интересы, тем выше вероятность того, что они попытаются найти компромиссные способы реализовать свои интересы
- чем больше
различия в распределении
- чем более жесткой (негибкой) является система, в которой происходит конфликт, тем меньше в ней альтернативных средств
4. Чем в большей
мере группы конфликтуют из-за
нереалистичных спорных
а) чем в большей мере конфликт происходит из-за нереалистических проблем, тем сильнее эмоции его участников, тем острее конфликт
б) чем острее были предыдущие конфликты между данными группами, тем сильнее их эмоции по поводу последующих конфликтов
в) чем более жесткой является системам в которой происходит конфликта тем выше вероятность того, что конфликт окажется нереалистичным
г) чем дольше длится реалистический конфликта тем больше возникает нереалистических спорных проблем
д) чем в большей мере возникновение конфликтных групп было обусловлено целями конфликтам тем нереалистичнее последующие конфликты
5. Чем в большей мере конфликты объективируются за пределами индивидуальных интересов и на более высоком уровнен тем острее конфликт
а) чем в большей мере группа едина в идеологическом отношении, тем дальше выходят конфликты за пределы личных интересов
- чем выше идеологическое единство группы, тем большее распространение получают в ней ее общие цели, тем больше они выходят за пределы личных интерсов
- чем выше идеологическое единство группы, тем лучше осознаются конфликты, тем дальше они выходят за пределы личных интересов
6. Чем больше конфликт в группе связан с наиболее существенными ценностями и проблемами, тем он острее
а) чем более жесткой является структурам в которой происходит конфликта тем более вероятное что возникновение конфликта связано с самыми основными ценностями и проблемами
б) чем больше эмоций вызывает конфликта тем выше вероятность того, что его возникновение связано с самыми существенными ценностями и проблемами
Что же касается длительности конфликта, то она зависит от ясности целей конфликтных групп степени их согласия по поводу смысла победы или поражениям способности лидеров к трезвым оценкам своих действий и возможных результатов. Переменные, влияющие на длительность конфликта, были введены Козером впервые.
Заключение.
Обществу присуще неизбежное социальное неравенство - постоянная психологическая неудовлетворенность его членов - напряженность в отношениях между индивидами и группами (эмоциональное, психическое расстройство) = социальный конфликт;
Информация о работе Функциональная теория конфликта Л.Козера