Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 18:29, доклад
Наиболее агрессивные представители фанатской среды, избравшие в качестве главного хобби своеобразный «бойцовский клуб» с себе подобными из лагеря команды-врага. Это самая малочисленная и самая закрытая каста болельщиков. Попасть в нее крайне непросто, но если уж попадаешь, то, как правило, это всерьёз и надолго. Весьма точно на эту тему высказались в одном из своих произведений популярные английские авторы книг об околофутбольном насилии братья Бримсоны: «Футбольное насилие — как курение. Если вы попробовали и вам не понравилось, вы никогда не будете делать этого во второй раз. Но если понравилось, то оно войдет в вашу жизнь надолго».
Футбольные хулиганы
Наиболее агрессивные
представители фанатской среды, избравшие
в качестве главного хобби своеобразный
«бойцовский клуб» с себе подобными из
лагеря команды-врага. Это самая малочисленная
и самая закрытая каста болельщиков. Попасть
в нее крайне непросто, но если уж попадаешь,
то, как правило, это всерьёз и надолго.
Весьма точно на эту тему высказались
в одном из своих произведений популярные
английские авторы книг об околофутбольном
насилии братья Бримсоны: «Футбольное
насилие — как курение. Если вы попробовали
и вам не понравилось, вы никогда не будете
делать этого во второй раз. Но если понравилось,
то оно войдет в вашу жизнь надолго».
Почему люди этим занимаются? Если не вдаваться
в детали и наиболее лаконично объяснить
выбор такого странного хобби, то придется
обратиться к классике романа и вспомнить
Дюма, один из героев которого, мушкетёр
Портос, однажды выдал свою нетленную
фразу: «Я дерусь, потому что дерусь». Как
это не покажется кому-то странным, но
некоторым людям действительно просто
нравится заниматься околофутбольным
насилием. И не стоит все списывать на
дурное воспитание, отсутствие образования
и иные социальные теории о трудном детстве.
Давно уже стало общеизвестным фактом,
что футбольное хулиганство объединяет
в своих рядах представителей самых разных
социальных групп, независимо от их благосостояния,
общественного положения и других аналогичных
факторов. И бедные студенты, и богатые
топ-менеджеры, да кто угодно может оказаться
вовлечённым в это занятие. Деньги, работа,
карьера не играют здесь своей привычной
для современной жизни роли. И, быть может,
в этом-то как раз и заключается одна из
наиболее привлекательных его черт —
возможность в мире цифровых технологий
и генной инженерии испытать давно уже
утраченные ощущения настоящего мужского
братства. Понятное дело, что на фоне прочих,
даже самых экстремальных увлечений, околофутбольное
насилие резко выделяется своей повышенной
социальной опасностью. Как-никак, но соответствующие
статьи (причинение вреда здоровью, хулиганство,
массовые беспорядки) содержатся в уголовном
кодексе, и совершение предусмотренных
ими деяний влечет за собой применение
уголовной ответственности. Однако, перед
тем как отправлять вовлеченных в сие
действо молодых людей на временное проживание
за колючей проволокой, следует ознакомиться
с рядом замечаний относительно сущности
и характера этого явления, чтобы, узнав
его несколько ближе, можно было сформировать
максимально адекватное к нему отношение.
Основная претензия к хулиганам на первый взгляд вполне понятна — своими драками они создают угрозу причинения вреда здоровью и имуществу граждан. Но на поверку это общественное недовольство, оказывается, теряет весь свой практический смысл, вступая в противоречие с одним из основных негласных законов этого закрытого сообщества — футбольные хулиганы не нападают на мирных граждан, они дерутся только с себе подобными. «Фирмы» (так сами хулиганы называют свои группировки) воюют исключительно с «фирмами». В этом, собственно говоря, и заключается цель их создания, и именно в этом — в победе над такими же хулиганами — они находят своеобразный удовольствие. Футбольное насилие давно уже трансформировалось в закрытое и в чем-то даже элитное хобби. Если сейчас, например, опубликовать перечень самых грандиозных и значимых драк, произошедших в стране за последние пару лет, то большинство из них будет для широкой публики настоящим открытием. Ну а те, что всё же известны, стали таковыми лишь потому, что сами их участники по причине своего честолюбия и желания похвастаться очередной победой решили вот так вот немного «попиариться». Пересечения враждующих группировок проходят вдали от стадионов и в большинстве случаев заранее оговариваются в Интернете или же по телефону. Фанаты стали мобильнее и бдительнее. Проводимые акции планируются неделями и просчитываются до каждой детали, ведутся информационные войны, проводятся отвлекающие манёвры.
Распространение фанатизма по всему миру привело к формированию нескольких видов фан-культуры. Каждый из них имеет свои характерные особенности и различия:
Обычно фанатские войны возникают
в трех случаях.
Во-первых, между фанатами команд, расположенных
в одном городе. Например, известны напряженные
отношения между фанатами миланских "Интера"
и "Милана", римских "Ромы" и
"Лацио", московских "Спартака"
и "ЦСКА" и т.д. Этот факт довольно
легко объяснить, во-первых, борьбой за
различные ресурсы, а во-вторых, тем, что
фанаты этих команд слишком часто сталкиваются
между собой.
Во-вторых, между традиционными
городами-соперниками. Почти в каждой
стране существуют города или регионы,
отношения которых либо исторически
сложны, либо эти города являются конкурентами
в какой-либо области общественных
отношений. Из наиболее известных примеров
можно привести отношения Мадрида
и Барселоны. В России это, разумеется,
Москва и Петербург.
В-третьих, когда отношения футбольных
команд принимают принципиальный характер.
Часто случается, например, что одни и
те же команды часто встречаются между
собой в различных турнирах и если их встречи
проходят в напряженной борьбе, то это
может способствовать ухудшению отношений
между фанатами.
Поэтому все разговоры о фанатах, которые своими драками отпугивают истинных ценителей футбола и подвергают риску невинные жизни, всё это не более чем плод работы журналистской фантазии и воспалённого воображения тех людей, кто, как правило, на стадионы не ходит. Потому что те, кто на стадионы ходят, прекрасно знают, что в наши дни никакой опасности в этом нет, даже если вы идете на такой матч как «Спартак» — ЦСКА. Насилие давно уже покинуло трибуны и ушло в глухое подполье, где его не замечает поверхностный взгляд обывателя. Бывает, конечно, и так, что и случайный прохожий становится вдруг свидетелем очередной драки враждующих кланов, но случаи, когда в подобных столкновениях страдали действительно посторонние лица, можно пересчитать по пальцам одной руки. Сам факт драки футбольных хулиганов для тех, кто в этом не замешан, как правило, ничего опасного в себе не несет, и тем нелепей выглядит попытка на пустом месте выдумать целую социальную угрозу. В наши дни околофутбольное насилие — не более чем закрытый «бойцовский клуб», куда вступают на абсолютно добровольных началах и исключительно с целью подраться с себе подобными. Да и сами эти драки, несмотря на свою массовость и хорошую организованность, в последние годы стали максимально безопасными даже для их участников, в связи с повсеместным внедрением своеобразных принципов «fair play» — уважения к оппоненту, полного отказа от использования каких-либо подручных средств и пр.
Фан-группа обычно состоит из 20-30 человек, объединенных по принципу территориальной близости. Однако это отнюдь не исключает того, что в данной фан-группе может оказаться человек, живущий, например, на другом краю города. Для того чтобы попасть в фан-группу, необходимо получить рекомендацию от одного или двух (в разных группировках по-разному) членов группировки или фанатов, пользующихся авторитетом в фан-движении.
Большинство фан-групп имеют свой устав, частично регламентирующий действия фаната.
7 основных правил ультрас:
Как правило, за каждым фанатом в
группировке закрепляется своя социальная
роль, так чтобы осуществлялись все
необходимые для существования
и развития группировки функции:
организаторская, информационная, управление
финансами группировки, паблик релейшенз
(речь идет о взаимоотношении группировки
с другими группировками) и т.д. Иногда
это принимает комические формы, когда
выдумываются совершенно нелепые функции
только для того, чтобы каждому участнику
было чем заняться.
Периодически устраиваются собрания членов
группировки для обсуждения каких-либо
актуальных вопросов.
За рубежом Организация, как правило, существует за счет членских взносов своих участников. В среднем по Европе сумма членского взноса составляет 10 евро в месяц. Наиболее мощные европейские организации имеют прямой контакт с высшим руководством своих футбольных клубов и, как уже не раз случалось, оказывали сильнейшее влияние на политику клуба. Случалось даже, что ультрас ( Высокоорганизованные фанаты определённого клуба) решали вопросы в пользу или против некоторых игроков и других решений клуба.
В Италии практически все крупные клубы советуются с лидерами своих ультрас по всем вопросам, способным вызвать некий резонанс на трибунах. Помимо этого, практически, все европейские группировки ультрас имеют некие коммерческие отношения с клубом. Клуб даёт возможность ультрас заработать на атрибутике, билетах.
Крупнейшие группировки ультрас активно участвуют в коммерческой деятельности поддерживаемых команд, содержат свои собственные магазины, бары и пивные залы.
Сленг футбольных фанатов, с одной
стороны, до сих пор окончательно не сформировался
и находится в процессе создания. С другой
стороны, он уже сформирован настолько,
что непосвященный человек не сможет адекватно участвовать
в разговоре 2 фанатов, потому что, во-первых,
словарный запас достаточно велик, во-вторых,
многие слова и словосочетания несут дополнительную
смысловую нагрузку, а в-третьих, необходимо
знать не только сленг, но и быть в курсе
происходящих в фан-движении событий.
Основная цель появления фанатского сленга
с одной стороны очевидна – выделить и
обособить фан-движение от остального
мира, установить критерий деления на
"своих" и "чужих". С другой стороны
появление слишком развитого фанатского
сленга стратегически невыгодно, так как
это затруднит мобилизацию новых членов.
Фанатская субкультура принципиально
оппозиционна по отношению к общей культуре
общества, так как нацелена на создание
собственного стиля жизни, но не конфликтна.
Субкультура футбольных фанатов оказалась
вполне приемлемой для представителей
целого ряда других субкультур: скинов,
панков и т.д. Как правило, это "агрессивные"
субкультуры, предстаители которых предпочитают
конфликтное существование с представителями
других субкультур, с органами правопорядка
и т.д. Такое объединение вполне логично,
так как субкультура футбольных фанатов
также агрессивна, поэтому представители
других субкультур чувствуют себя в ней
также или почти также комфортно, как и
в собственной субкультуре.
Особая тема – футбольные фанаты и национализм.
В истории довольно много примеров тому,
что фанаты многих команд близки к крайнему
национализму или даже фашизму. Не исключение
и российские фанаты, многие из которых
поддерживают националистические идеи.
И вообще футбольные хулиганы — далеко не единственная категория болельщиков, готовая к использованию своих кулаков и являющаяся носителем агрессивной энергии. Вся наша жизнь — это, по сути, и есть насилие, борьба, и футбола это касается в первую очередь. Все специалисты, изучавшие данную проблему, пытались в том числе ответить на один вопрос: почему именно футбол, почему именно здесь родилось это явление? Внятного ответа никто пока дать так и не смог. Видимо, что-то такое есть в самой игре, что вызывает у ее поклонников слишком большой эмоциональный всплеск, вполне достаточный, чтобы из спокойного гражданина зритель превратился в социально опасного персонажа.
Фанаты уже оказывают определенное внимание, например, на политические выборы. Многие политики уже сейчас обращают внимание на футбольных фанатов, включают в свои политические программы специфические лозунги. Т.Е. важно то,что фан-движение уже представляет собой значимое социальное явление, с которым вынуждены считаться, и которое может оказать значительное влияние на социальную жизнь общества.