Гендер

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2012 в 00:59, реферат

Описание работы

В современном обществе все больше людей начинают говорить о гендерном неравенстве, которое проявляется в сегредации.
Сегрегация (позднелат. segregatio — отделение) — разделение людей в обществе на категории

Файлы: 1 файл

Gender.docx

— 43.89 Кб (Скачать файл)

ОДЕССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ СВЯЗИ

Институт проблем информационного  общества

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ   РАБОТА

 

 

 

 

 

Студентки III курса

специальности социология

Зайцевой Е.В.

 

 

 

 

 

Одесса 2011

 

В современном обществе все больше людей начинают говорить о гендерном  неравенстве, которое проявляется в сегредации.

Сегрегация (позднелат. segregatio — отделение) — разделение людей в обществе на категории по признаку различия социальных статусов, требующее ограничения сферы жизнедеятельности, при котором контакты между группами воспрещены частично. Такое разделение закрепляется в социальных нормах, поведенческих стереотипах, общественных институтах, кодируется и подчеркивается символикой (знаками отличия, одеждой, табу, традициями, ритуалами). История общества открывает широкий спектр различных видов сегрегации. В основу сегрегации может быть различия между людьми, осмысленное особым образом: пол — половая сегрегация, возраст — возрастная сегрегация, антропологический тип — расовая сегрегация, этническая принадлежность — национальная сегрегация. На уровне межличностных отношений сегрегация существует в виде социальных установок и стереотипов восприятия людей другой категории и самих себя. Также выделяют профессиональную сегрегацию. [1]

Профессиональная сегрегация является одной из наиболее часто обсуждаемых проблем между мужчинами и женщинами.

Под гендерной профессиональной сегрегацией (или профессиональной сегрегацией по признаку пола) понимается устойчивая тенденция трудоустройства  мужчин и женщин по строго определенным профессиям, отраслям и должностным  позициям. Профессиональная сегрегация, с одной стороны, является одним из основных ресурсов создания гендера, с другой стороны, профессиональная сегрегация сама формируется под воздействием гендерной системы, существующей в обществе. Замечено, что отнесение тех или иных профессий к «женским» или «мужским» изменяется во времени и в пространстве. То есть профессии, которые считаются «женскими» в одном обществе, могут считаться «мужскими» в другом, а профессия, бывшая одно время «мужской», может под влиянием ряда факторов постепенно перейти в разряд «женских» и наоборот. [2]

Гендерная сегрегация проявляется через гендерные стереотипы.

Гендерные стереотипы - сформировавшиеся в культуре обобщенные представления (убеждения) о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины. Появление гендерных стереотипов обусловлено тем, что модель гендерных отношений исторически выстраивалась таким образом, что половые различия располагались над индивидуальными, качественными различиями личности мужчины и женщины. Основными стереотипами гендера характеризуется тем, что мужчина выступает как «кормилец», а в семье осуществляет общее руководство и несет ответственность; женщина должна выполнять семейно-бытовые обязанности и обеспечивая дома тепло и уют. Уже из этого перечня следует, что речь идет не о распределении функций между мужчинами и женщинами, но и об иерархии, подчинении женщины мужчине. Но не всегда эти стереотипы подтверждаются реальностью. [3]

Примером может стать  фильм «Служебный роман» (реж. Эльдар Рязанов, 1977).

Главные герои — Анатолий Ефремович Новосельцев и Людмила Прокофьевна Калугина. Анатолий Ефремович Новосельцев — разведённый мужчина, один воспитывающий двух сыновей, работающий старшим статистиком в большом статистическом учреждении, без перспектив карьерного роста, отчего застенчив и неуверен в себе, ему 40 лет. Людмила Прокофьевна Калугина — директор этого учреждения. У неё машина с личным шофёром, хорошая квартира, но она одинока и несчастлива в личной жизни, поэтому приходит на работу раньше всех и уходит со службы позже всех. Она— сугубо деловой человек, погружённостью в работу подавившая в себе женское начало. Все сотрудники за глаза называют её «нашей мымрой» и «старухой», хотя ей 36.

Главную героиню, Людмилу Прокофьевну Калугину, можно охарактеризовать как «старую деву» и «шеф в юбке».


 

- Она немолодая, некрасивая женщина. 
- Она - не женщина. Она - директор.


Как «старая дева» Людмила Прокофьевна обладает такими качествами: строгость, чопорность, консерватизм. Завышенный самоконтроль, эмоциональная сухость, сдержанность, педантичность. При этом ей характерна аккуратность, чистоплотность, холодность и твердость в решениях. Внешняя уверенность скрывает обидчивую и ранимую сущность. Узкий круг общения заменяет поэзия. 
Психологическая роль: сдержанность внешняя и внутренняя. 
Лицо: бесстрастное, без макияжа. 
Речь: сухая, монотонная, речевые штампы. 
Язык тела: скованность, зажатость. 
Она одевает не яркий, строгий костюм, юбка ниже колен, на все пуговицы застегнутая блузка и пиджак.[6]

Как «шеф в юбке» героиня  является решительной особой, привыкшая к послушанию и подчинению служащих. Следует правилу «доверяй, но проверяй». Держит всех и все под контролем. Она всегда полагается только на свое мнение, которое единственно правильное и подчиненные не должны и не имеют право его оспаривать.  
Язык тела: широкий, стремительный шаг, жестикуляция и мимика, как правило, выразительны.[4]

Главного героя, Анатолия Ефремовича Новосельцева, можно охарактеризовать как «домохозяйка».

В наших стереотипах заложена аксиома «женщина – хранительница очага». Следует, все домашние обязанности, от кулинарных до воспитательных, ложатся на хрупкие женские плечи, ведь мужчинам не положено «по статусу».[5]


— Как же она могла  оставить детей,

Леонтьева? Она же мать. 
— Ха! Мать!.. Мать у них был Новосельцев!


Здесь герой занимает место  служащего, который пытается строить карьеру и вынужден взять на себя домашние обязанности: готовка, уборка, и воспитание детей («У меня двое детей: мальчик и... мальчик»), так как жена сбежала. Он живет от получки до получки.

Как «домохозяйка» Анатолий Ефремович обладает такими качествами: мягкость, робкий, застенчивый, вскоре он стал более решительным. Ему характерна аккуратность, чистоплотность. Круг общения достаточно широкий.

В фильме «Служебный роман» Людмила Прокофьевна - женщина некрасивая и «в летах», волевая, деловая, погруженная в свою работу, что уже перестала напоминать женщину. За полное отсутствие женственности и равнодушие к своему внешнему виду подчиненные зовут её за глаза «наша мымра» («А это наш директор, Людмила Прокопьевна Калугина. Мы называем ее «наша мымра»»). Пойдя на поводу у друга, Новосельцев пробует ухаживать за Людмилой Прокофьевной. Через некоторое время главный герой замечает, что испытывает к ней чувства. Людмила Калугина также начинает испытывать к поклоннику привязанность, которая изменила её внутренний мир и преобразила внешне, превратив из «мымры» в современную, яркую и жизнерадостную женщину. Но эти в изменении во внешности и жестах, походке она обязана секретарю Вере.


Верочка говорила, что «в женщине должна быть загадка!», то есть  о таких женщинах говорят, что в них есть некая «изюминка», шарм. — В женщине должна быть загадка!

 

— Что отличает деловую  женщину от Женщины? Походка.

 

— Именно обувь делает женщину  Женщиной.

 


Есть  женщины, которых не назовёшь красавицами, но мужчины заинтересованы в них. Это может проявляться в походке, кокетстве, соблазнительных повадок, умение носить вещи, пользоваться косметикой и прочее. Но таким женщинам особо и не нужны все эти женские ухищрения и штучки. Они прекрасно обходятся и без всего этого набора дамских прелестей. Более того, известны примеры, когда уверенные в своей неотразимости дамы с «изюминкой» сознательно игнорируют внимание к своей внешности. Но эти женщины одним им известным способом внушают просто бешеную страсть многим мужчинам.

«Что отличает деловую женщину  от Женщины? Походка», - по походке человека можно определить разные его качества, не только его пол и возраст, но даже характер, настроение, социальную принадлежность. По-настоящему делает женщину Женщиной – красивая походка. Именно она завораживает и заставляет смотреть ее обладательнице вслед, а не  просто бросать мимолетные взгляды. По походке можно понять многое. Гибкость, пластичность и грациозность – вот что важно для привлекательной походки каждой женщине. 

« Именно обувь делает женщину  Женщиной». Известно, что именно обуви принадлежит ведущее место среди прочих дополнений к костюму. Она придает законченность ансамблю одежды, влияет на походку, осанку, настроение, позволяет чувствовать себя уверенно. 

Заключение

Стереотипы в обществе существовали и будут существовать. По крайней мере, пока существует разница между полами. Из гендерных стереотипов будут вытекать профессиональные гендерные стереотипы. Гендерные стереотипы - это сформировавшиеся в культуре обобщенные представления (убеждения) о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины. Термин следует отличать от понятия гендерная роль, означающего набор ожидаемых образцов поведения (норм) для мужчин и женщин.

Термин «гендерная сегрегация»  описывает явление, связанное с  раздельным существованием индивидов, принадлежащих разным гендерным  группам, в определенной сфере жизнедеятельности  человека. И хотя пол и гендер не являются тождественными понятиями, под гендерной сегрегацией понимается разделение мужчин и женщин под влиянием таких факторов, как пол, возраст, семейное положение, профессия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. http://www.onlineslovari.com/bolshaya_psihologicheskaya_entsiklopediya/page/segregatsiya.5558/
  2. ecsocman.hse.ru/data/519/134/1231/10_mezencewa_mcgi.doc
  3. www.psychology-online.net/articles/doc-1100.html
  4. http://top.rbc.ru/society/07/03/2012/640747.shtml
  5. http://top.rbc.ru/society/07/03/2012/640755.shtml
  6. http://www.kleo.ru/encyclopedia/fashion/stile_typ3.shtml

 

 

 


Информация о работе Гендер