Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 12:08, реферат
К задачам гендерной политики в Казахстане относятся:
• достижение сбалансированного участия женщин и мужчин во властных структурах;
• обеспечение равных возможностей для экономической независимости, развития своего бизнеса и продвижения по службе;
• создание условий для равного осуществления прав и обязанностей в семье;
• свобода от насилия по признаку пола.
Гендерная политика в Казахстане
Ге́ндер (англ. gender, от лат. genus «род») — социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это то полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями, случайными прохожими и т. д.
В психологии понятие «гендер» употребляется в более широком смысле, подразумевая любые психические или поведенческие свойства, отличающие мужчин от женщин (раньше их называли половыми свойствами или различиями)
Понятие гендерная роль заимствовал из грамматики и ввел в науки о поведении психолог Джон Мани, которому в 1955 при изучении интерсексуальности и транссексуальности потребовалось разграничить, так сказать, общеполовые свойства. Затем оно стало широко использоваться социологами и юристами.
Рассматривая современную общественно-политическую ситуацию в мире, можно с уверенностью сказать, что международное сообщество в течение ХХ века (и сегодня) пытается разработать новую глобальную шкалу ценностей, направленную на развитие ценностей гуманистического и культурного плюрализма.
Речь идет не только о высоком уровне терпимости к этнокультурным различиям, но и о формировании новых ценностных установок в области равных прав и возможностей мужчин и женщин. ХХ век характеризуется переходом на новый уровень социальных отношений мужчин и женщин. Этот феномен специалисты называют «женской революцией».
Корни женской активности уходят в древнюю историю. Уже в Древнем Риме жизнь римлянок не ограничивалась только семейными обязанностями. Так во II веке н.э. был образован так называемый «малый сенат», в состав которого входили только женщины, активность которых была направлена на решение проблем общества. Женщины, пусть и не совсем легитимно, но вышли на политическую арену.
Эпоха буржуазных революций во Франции, Англии и США положила начало тому, что, отношение в обществе к женскому вопросу, приобретает статус конкретных документов государственного уровня. Так, в 1792 году в Европе был опубликован Манифест «Защиты прав женщин», в 1793 году во французском Конвенте «Декларации прав человека» были опубликованы 17 статей «Прав женщин». Однако после принятия Конгрессом США 19-ой поправки к Конституции (конец 20-х годов XIX века) волна женского движения угасает.
Роль женщин и их положение
в обществе постоянно меняются со
временем, сегодня равенство прав
и возможностей мужчин и женщин признаются
практически всем цивилизованным сообществом,
однако, в обществе все еще остаются
и мешают ему полноценно жить и
развиваться различные
Первая всемирная конференция по положению женщин была созвана в Мехико в 1975 году. Этот год был объявлен Международным годом женщины с целью напомнить мировому сообществу о том, что дискриминация в отношении женщин продолжала оставаться нерешенной проблемой во многих странах мира. Вторая Всемирной конференция по положению женщин, созвана в Копенгагене в 1980 году. Движение за гендерное равенство получило подлинное мировое признание на Третьей всемирной конференции по положению женщин под названием «Всемирная конференция для обзора и оценки достижений Десятилетия женщины ООН: равенство, развитие и мир», состоявшейся в Найроби в 1985 году.
А четвертая Всемирная конференция ООН по положению женщин прошла в 1995 году в Пекине. Значение пекинской конференции трудно переоценить. Для XX века именно она имеет колоссальное значение по уровню теоретического осмысления роли и положения женщин в обществе и намеченной стратегии практических шагов по реализации плана по улучшению положения женщин.
Декларация и Платформа
действий, принятые в Пекине в 1995 году
на четвертой Всемирной
Пекинская декларация состоит из 12 важнейших проблемных областей по обеспечению равноправия между мужчинами и женщинами. Она была подписана правительствами 189 стран мира.
Следующим значимым событием была специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН по теме «Женщины в 2000 году: равноправие между мужчинами и женщинами, развитие и мир в XXI веке», которая состоялась в июне 2000 года в Нью-Йорке. В повестку дня сессии были вынесены два вопроса:
1. Обзор и оценка прогресса, достигнутого в осуществлении 12 важнейших областей Пекинской платформы действий.
2. Дальнейшие действия и инициативы по преодолению препятствий в осуществлении Пекинской платформы действий.
К числу особых проблем современности, имеющих непосредственное отношение к положению женщин, была отнесена проблема глобализации. Была высказана точка зрения, что глобализация может оказать на положение женщин негативное воздействие: она может лишить их прав человека, включая право на развитие.
Главным, является то, что в итоговых документах сессии указано требование особого внимания и действия со стороны международного сообщества к ликвидации экономического неравенства между мужчинами и женщинами, а также к расширению возможностей женщин оказывать влияние и принимать решения в области экономики в качестве оплачиваемых работников, избранных чиновников, руководителей хозяйств и потребителей и др.
Правительствам стран – членов ООН было предложено рассматривать свои национальные программы по улучшению положения женщин в комплексном взаимодействии со всеми социальными программами. Проблемы труда и быта женщин должны входить в каждую программу социального развития.
Гендерная политика это государственная, общественная деятельность, направленная на установление равенства мужчин и женщин во всех сферах жизнедеятельности.
Концепция гендерной политики одобрена постановлением Правительства Республики Казахстан от 27 ноября 2003 года №1190. Основные принципы гендерной политики в Республике Казахстан устанавливают гарантированные Конституцией РК равные права и свободы для женщин и мужчин. К задачам гендерной политики в Казахстане относятся:
29 ноября 2005 года издан Указ №1677 Президента Республики Казахстан «Об утверждении Стратегии гендерного равенства в Республике Казахстан на 2006-2016 годы»
Одной из ключевых характеристик демократического развития Казахстана в XXI веке является обретение женщинами реального права на участие в политической, экономической и культурной жизни страны.
Международная организация Social Watch представляет очередной рейтинг стран мира по «индексу равноправия полов».
Он составляется ежегодно и измеряет уровень гендерного разрыва в тех или иных странах между женщинами и мужчинами в таких областях, как
По сравнению с прошлым годом в нынешнем рейтинге Казахстан поднялся на восемь ступеней: сейчас республика занимает 33-е место среди 154 стран мира с показателем.
Успех Казахстана стал возможным благодаря
эффективной государственной
В последнем документе особое внимание
уделено вопросам совершенствования
гендерных индикаторов и
Тенденция усиления роли женщин в государственном управлении становится символом времени. И это не случайно. Все развитые государства переходят к новым, современным функциям в связи с ростом требований населения к качеству жизни, выходом на новую ступень развития - построение информационного общества, основанного на «экономике знаний». Это предъявляет существенно более высокие требования к воспроизводству и развитию человеческого капитала, что, в свою очередь, перераспределяет привычные функции государства с традиционных в сторону современных. Эти функции связаны прежде всего с политикой государств в сфере образования, здравоохранения, социального обеспечения.
В формировании конституциональных основ национальной гендерной политики широко используются успешные международные практики, программные документы ООН в области прав человека, семьи и гендерного равенства. Это, в частности,
Всеобщая декларация прав человека,
Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и Факультативный протокол к ней,
Пекинская декларация,
Конвенция о политических правах женщин,
Конвенция о гражданстве замужней женщины,
Конвенция по борьбе с торговлей людьми и другие международные договоры, участником которых является Казахстан.
Реализация конституционного принципа
по обеспечению равных прав, свобод
и возможностей мужчин и женщин нашла
отражение в широком включении
гендерных компонентов в
Конституцией РК,
законом «О профилактике бытового насилия»,
законом «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей мужчин и женщин».
Успешная реализация гендерной политики в неменьшей мере зависит от способности общества осознать и понять необходимость решения вопросов гендерной проблематики в глубинном ее осмыслении. Это касается трансформации психологии, кардинального изменения гендерного мировоззрения в части искоренения предрассудков, предубеждений, укоренившихся в обществе. Изжившие стереотипы и стандарты должны уступать место новым образцам партнерского равноправного сотрудничества мужчин и женщин. В переформатировании сознания, культурных кодов и гендерных метафор, конечно, важная роль принадлежит информационной и просветительской работе по повышению уровня гендерной культуры общества и социальной ответственности средств массовой информации.
Другими словами, государство должно строить продуманную гендерную политику, направленную на обеспечение стабильности страны, улучшение качества жизни и социального здоровья населения, при этом сохраняя исторический дух народа, его социокультурные традиции. Включение же «женского» потенциала в решение задач как на страновом, так и на глобальном уровнях позволит достичь целей устойчивого развития и гендерной политики как в среднесрочной, так долгосрочной перспективе.