Гендерная социализация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 11:20, контрольная работа

Описание работы

«Социализация» является одним из центральных понятий таких дисциплин, как социология, психология, политология

Файлы: 1 файл

ГЕНДЕРНАЯ СОЦИОЛИЗАЦИЯ.doc

— 71.50 Кб (Скачать файл)

ИЗ КНИГИ  – ВВЕДЕНИЯ В ГЕНДЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

(Изд-во Аспект-Пресс,  М., 2005)

 

Ю.В. Градскова

 

ГЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ

 

«Социализация» является одним из центральных понятий  таких дисциплин, как социология, психология, политология. Хотя каждая из них вкладывает в это понятие особый смысл, в целом можно сказать, что под социализацией понимается совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает социальный опыт и в результате общения и деятельности приобретает определенные нормы и ценности, позволяющие ему функционировать в качестве члена общества.

Данное понятие связано  с категориями «статус» и «дифференциация». Во всех известных обществах существует неравенство (дифференциация) людей  по отношению к богатству и  власти. Поэтому социализация в конечном итоге становится процессом приобретения того или иного общественного статуса (скажем, студента, домохозяйки, рабочего). Статусы могут меняться в течение жизни, но их набор в жизни отдельного человека обычно ограничен. Наиболее легко при этом изменяется статус, связанный с возрастом (очевидно, что невозможно бесконечно поддерживать статус студента или «мамы малыша»), сложнее меняются статусы, связанные с обладанием богатством и знатностью, хотя и они при определенных условиях (продвижение по службе, женитьба, боевые заслуги, неожиданное наследство и т.д.) могут эволюционировать. Однако та «часть» статуса человека, которая определяется его принадлежностью к тому или иному полу, чаще всего бывает неизменной на протяжении всей жизни. Распределение в обществе статусов, связанных с полом человека, и их иерархия в социальном пространстве и получили название гендерной стратификации.

Данная глава учебного пособия посвящена конкретному  аспекту социализации — усвоению и изменению различий в представлениях о статусах, нормах, ролях и ценностях, соответствующих биологическому полу индивида. Иными словами, нужно ответить на один из главных вопросов курса: как люди становятся «мужчинами» и «женщинами» и что это означает в разных культурах?

 

 

  1. Биологический пол и гендерная идентичность

 

На первый взгляд, в  основе иерархии статусов мужчин и  женщин лежат их физиологические  и психологические различия. Однако насколько существующая гендерная  стратификация соответствует «природным»  различиям мужчин и женщин, а насколько она является результатом воспитания и общественного регулирования? Начнем рассмотрение этого вопроса с понятия «биологический пол».

Исторически биологический  пол индивида определялся по наружной форме гениталий и в соответствии с этим назначался гражданский пол, согласно с которым воспитывался ребенок. Между тем определение биологического пола не столь тривиальная процедура. В настоящее время учитываются не только внешние половые признаки, но и хромосомное и гормональное строение организма. В частности, отсутствие второй Х-хромосомы и ее замена Y-хромосомой ставит мужчину в биологически невыгодную позицию — у мужчин чаще встречаются заболевания, связанные с гормональным развитием, а некоторые из них (например, гемофилия или дальтонизм) свойственны только мужчинам.

В процессе развития зародыша происходит и дифференциация головного  мозга, в связи с чем в период полового созревания мужской и женский  организмы начинают вырабатывать соответствующие  гормоны, под влиянием которых у  подростков появляются вторичные половые признаки. Однако ни один из этих процессов не является односторонним. Например, гипоталамус, отдел промежуточного мозга, отвечающего за деятельность желез внутренней секреции и связь нервной и эндокринной систем, не только дифференцируется под влиянием мужских гормонов — андрогенов, но и сам может воздействовать на эндокринную систему1.

С другой стороны, несмотря на биологические  различия на всех трех уровнях, женский  и мужской организмы с данной точки зрения идентичны по меньшей  мере на 85%. Можно сказать, что сходства между мужским и женским организмами намного больше, чем различий.

В процессе развития человеческого  организма каждая последующая дифференциация основывается на предыдущей. Поэтому  половая принадлежность индивида даже в чисто биологическом смысле — сложная, многоуровневая система, складывающаяся в процессе индивидуального развития. Гендерный статус человека связан не только с биологическим полом, но и с его представлениями о своем поле, о том, что для него самого означает «быть женщиной» или «быть мужчиной». Эти представления и называются гендерной идентичностью.

Особенно показательными примерами  сложной взаимозависимости между  биологическим полом и гендерной  идентичностью являются описания исследований гермафродитов.

Эксперименты американского исследователя Дж. Мани (60-е годы) показали, что в случаях нарушения соответствия между гормональными, хромосомными и внешними морфологическими особенностями организма развитие индивидов может происходить как по принципу преобладания воспитания, так и по принципу решающего воздействия половых гормонов. В первом случае, и 7 индивидов с женским хромосомным и гормональным полом мужскими гениталиями, четверо (после операции) воспитывались как девочки и сформировали женскую идентичность, а трое других воспитывались как мальчики и смогли развить в себе мужскую идентичность и сексуально функционировать как мужчины. В другом случае, однако, из 18 генетических мужчин, появившихся на свет с гениталиями, похожими на женские, и воспитанных как девочки, 16 осознали себя мужчинами и приняли мужскую идентичность2.

Таким образом, совокупность биологических  признаков пола можно рассматривать  лишь как предпосылку отнесения  индивида к тому или иному сообществу. Еще более показательным примером является описанный американским антропологом Гарольдом Гарфинкелем случай Агнес.

Агнес до 18-летнего возраста воспитывалась  мальчиком — с рождения у нее  были мужские гениталии. В 18-летнем возрасте она решила сменить пол, так как ощущала себя женщиной и мужчины были более привлекательны для нее как сексуальные партнеры. Однако после изменения биологического пола (хирургической операции) перед ней встала новая задача — стать женщиной, не имея «сертификатов женственности», т.е. не пройдя школу женского опыта. Она постоянно боялась, что ее «разоблачат»3. Этот пример показывает, что наличия биологических признаков и идентификации себя с «женщиной» оказалось недостаточно для подтверждения женского гендерного статуса. В настоящее время все большее количество исследователей приходят к выводу скорее о культурной, нежели биологической детерминации гендерной стратификации. Вследствие этого именно социализация — постижение в процессе взаимодействия с окружающим как прямых (выраженных в законах, нормах), так и косвенных (неявных, бессознательно усваиваемых из сказок, песен, жестов и т.д.) требований культуры по отношению к людям в связи с их биологическими признаками пола — дает ключ к решению проблемы гендера.

 

 

2. Теории и механизмы социализации

 

В современной социологии отсутствует  однозначное мнение о формах и механизмах социализации. Все теории, однако, сходятся на том, что к важнейшим механизмам относятся идентификация и типизация. Первая из них предполагает имитацию ребенком поведения взрослых представителей своего пола, а вторая — активное участие взрослых в процессе воспитания, т.е. применение принципа поощрения и наказания. При этом мальчики поощряются за те поступки, которые в данном обществе принято считать мужскими, и осуждаются за женские («Ну что ты плачешь, ты же мальчик, а не девчонка!»). В свою очередь, девочки получают поощрение за то поведение, которое считается женским: к таковому относится аккуратность, внимание. Воспитанная в девочках с раннего детства привычка заботиться о других становится впоследствии отличительной чертой большинства женщин и потому представляется как бы врожденной. Известная феминистка К. Гиллиган в книге «Этика заботы» пишет, что женщины в Америке чаще жертвуют на благотворительность, покупают большую часть подарков и поздравительных открыток, и даже чаще улыбаются4.

Социализация начинается раньше, чем  мы привыкли считать. Чтобы доказать это, американский социолог Энтони Гидденс  провел следующий опыт. Группе женщин был показан маленький ребенок, одетый в розовый чепчик и завернутый в розовое одеяло. Комментарии женщин записывались на пленку. Чаще всего среди них звучали такие: «какая миленькая!», «какой нежный голосок!», «просто красавица!». Затем этой группе женщин был показан ребенок, одетый в голубой чепчик и голубое одеяло. Среди записанных комментариев преобладали: «Сразу видно, будет сильный мужчина!», «Плачет смотрите как, басом! Добьется своего!». Удивлению женщин не было предела, когда после окончания эксперимента им объявили, что оба раза им был показан один и тот же ребенок5.

Идентификация по принципу пола — одна из первых и наиболее устойчивых из всех, которые делает человек. Это происходит с 18 месяцев до трех лет. В 3-4 года ребенок определяет пол окружающих его людей по телесным признакам и поведенческим свойствам, но верит в его обратимость. В 6—7 лет происходит окончательное осознание своей половой принадлежности.

Существует множество теорий социализации. Одни не уделяют большого внимания различию в социализации мальчиков  и девочек, в то время как другие ставят различия в приобретении мужской  и женской идентичности в центр своего внимания.

Одна из наиболее известных теорий мужской и женской социализации — теория австрийского психолога  Зигмунда Фрейда, подчеркивающая большое  значение биологического фактора. По его  мнению, на ранних этапах развития ребенка можно выделить три наиболее важные стадии, которые будут определять его психическое развитие и социальную адаптированность: оральную (до 1 года), анальную (1—3 года) и генитальную (4—6 лет). Основным психологическим механизмом усвоения гендерной роли является идентификация ребенка с родителями, а центральное место в формировании гендерной идентичности играют события генитальной стадии, когда мальчик начинает ассоциировать себя с отцом (на основании внешнего строения половых органов — наличия пениса). Мальчик в этом возрасте испытывает бессознательное половое влечение к матери и стремится устранить родителя одного с ним пола («Эдипов комплекс»). Девочка в это время осознает отсутствие пениса, с чем связывается ее ощущение ущербности (комплекс кастрации). Девочка понимает, что никогда не сможет уже стать такой, как отец, и должна поэтому смириться с ролью будущей матери. Мальчик, в свою очередь, тоже переживает комплекс кастрации — ощущение некой опасности, могущей лишить его существенного преимущества перед женщиной. Переживания генитальной стадии вызывают и у мальчиков и у девочек чувство вины и приводят к бессознательному конфликту. Разрешение этого конфликта ведет к формированию «правильной» гендерной идентичности.

Теория Фрейда подверглась  обстоятельной критике как со стороны представителей других направлений в психологии, так и со стороны так называемого феминистского психоанализа. Так, например, было показано, что следование традиционным моделям поведения не является гарантией психологического благополучия ни для мужчин, ни для женщин: по данным Е. Маккоби и К. Джеклин, высокая феминность у женщин часто коррелирует с повышенной тревожностью и пониженным самоуважением. Дети, поведение которых строже всего соответствует требованиям их половой роли, часто отличаются более низким интеллектом и меньшими творческими способностями6.

Другие подходы к  проблеме приобретения гендерной идентичности были сформулированы в рамках теории социального научения французского психолога Жана Пиаже. Особое значение она придает механизму типизации  — формированию «правильных» представлений о своем поле в результате активного воздействия родителей: выбор имени, различия в одежде и игрушках, поощрения и наказания. Однако и эта концепция оставляет в стороне множество моментов, представляя ребенка лишь как объект влияния родителей, не имеющий своего внутреннего мира и полностью изолированный от социального окружения (друзья, СМИ, другие взрослые и т.д.).

В последнее время  разработаны новые теории гендерной  социализации, стремящиеся преодолеть недостатки более ранних теорий. Американский психолог Нанси Чадороу, например, создала на базе психоанализа свою теорию с акцентом на том, что на генитальной стадии развития наибольшие сложности и страдания испытывают мальчики, а не девочки. Это связано с тем, что первоначально все дети идентифицируют себя со своей матерью, лишь в возрасте 4—6 лет мальчики оказываются вынужденными, сменить идентификацию, что приводит к таким проблемам, как их гиперактивность, неусидчивость, большая подверженность заболеваниям. В то же время развитие девочек, которые постепенно лишь укрепляются в первоначально выбранной идентификации, оказывается более спокойным и стабильным.

Сандра Бем предположила, что усвоение гендерной идентичности происходит успешно не только в том  случае, если приобретается идентичность, соответствующая «своему» (биологическому) полу, но и когда в результате социализации индивиды, как женщины, так и мужчины, приобретают смешанные, андрогинные черты (успешное сочетание как традиционно мужских, так и традиционно женских качеств). В 1974 г. она предложила тест измерения максимального психологического благополучия, исходя из) соответствия личности маскулинному, феминному или андрогинному типу. В результате проведенных экспериментов было выяснено, что наиболее благополучными являются индивиды обоего пола с высокой степенью маскулинности, меньшее подтверждение получила андрогинная модель7.

Несмотря на невозможность  в настоящее время сделать  однозначные выводы о содержании этапов приобретения женской или  мужской идентификации, очевидно, что  процесс этот сложен и многообразен. На сроки и формы его протекания влияет неповторимое в каждом отдельном случае сочетание внешних по отношению к индивиду факторов — институтов социализации.

 

3. Институты социализации

 

Группы или отдельные  личности, которые оказывают преобладающее влияние на формирование норм и ценностей подрастающего человека, называются институтами социализации. К ним относятся семья, школа, внешкольные детские общественные и религиозные организации, сверстники, средства массовой информации.

Информация о работе Гендерная социализация