Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 18:25, реферат
Данное понятие связано с категориями «статус» и «дифференциация». Во всех известных обществах существует неравенство (дифференциация) людей по отношению к богатству и власти. Поэтому социализация в конечном итоге становится процессом приобретения того или иного общественного статуса (скажем, студента, домохозяйки, рабочего). Статусы могут меняться в течение жизни, но их набор в жизни отдельного человека обычно ограничен. Наиболее легко при этом изменяется статус, связанный с возрастом (очевидно, что невозможно бесконечно поддерживать статус студента или «мамы малыша»), сложнее меняются статусы, связанные с обладанием богатством и знатностью, хотя и они при определенных условиях (продвижение по службе, женитьба, боевые заслуги, неожиданное наследство и т.д.) могут эволюционировать.
Введение………………………………………………………………………......2
Понятие «гендер»……………………………………………………….....3
Специфика гендерных различий (теория Шона Берна)…………………6
Способы дифференциации гендерных различий в процессе социализации……………………………………………………………….8
Заключение……………………………………………………………………...11
Список использованной литературы………………………………………….13
На протяжении жизненного пути материалом для построения гендера служит вся система того, что в данной культуре связывается с мужественностью и женственностью. Учителя, другие дети, родители других детей, родственники игрушки и телевидение – из всех этих источников ребенок узнает о поведении, которое расценивается обществом как соответствующее тому или иному гендеру.
Эксперименты показывают, что чтение книг, в содержании которых прослеживается половая стереотипизация, приводит к увеличению доли поло-типичного поведения в детских играх. Хотя недавние исследования показали, что описания гендера в книгах изданных после 1980г. в достаточной степени изменились, но библиотеки все еще полны книгами, изданными до этого периода. А в них обычно преобладают персонажи мужского пола и женщины изображаются исключительно в роли хранительниц домашнего очага, тогда как мужчинам предоставлены все возможности.
Немаловажную роль в гендерно ролевой социализации играют средства массовой информации, ведь они постоянно демонстрируют нам стереотипные женские и мужские образы.
В процессе дифференциальной социализации очень велика роль детских игрушек. Игрушки и игры помогают девочкам практиковаться в тех видах деятельности, которые касаются подготовки к материнству и ведению домашнего хозяйства, развивают умение общаться и навыки сотрудничества. У мальчиков же игрушки побуждают к изобретательству, преобразованию окружающего мира, помогают развить навыки которые позже лягут в основу пространственных и математических способностей, поощряют независимое, соревновательное и лидерское поведение. Зайдя в магазин, вы сразу же увидите что большинство игрушек конкретно предназначены либо для мальчиков, либо для девочек. Гендерную принадлежность игрушки часто содержит в себе ее название или упаковка. По статистике взрослые покупают маленьким детям больше игрушек, типичных для пола ребенка. Естественно будет предположить, что это является следствием того, что мальчики и девочки предпочитают разные игрушки и поэтому просят купить им именно их. Но является ли это предпочтение «естественным» или создается социальным окружением? По этому поводу существует несколько гипотез одна из них предполагает, что мальчики и девочки изначально обладают различной врожденной предрасположенностью, благодаря чему и начинают со временем отдавать предпочтения различным игрушкам. Но к сожалению, мы не можем исключить возможности, что к тому моменту, когда ребенок начинает отдавать предпочтения игрушкам типичным для его пола, дифференциальная социализация в какой то мере уже произошла.
Таким образом, существует огромное количество факторов, которые влияют на гендерно ролевую социализацию человека начиная уже с самого рождения и на протяжении всей жизни.
Заключение
На сколько же велика разница между мужчинами и женщинами. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что гендерные различия не тук уж велики как принято считать. Мы никак не можем со стопроцентной уверенностью сказать, что гендерные различия можно обосновать биологическими. На нашу гендерную роль влияет огромное количество внешних факторов с самого рождения. Мы наблюдаем за поведением наших родителей и других взрослых, стараясь подражать людям своего гендера, играем в определенные игры. Средства массовой информации создают в нашем обществе стереотипы женственности и мужественности, которые мы не можем оставлять без внимания. Мы вырастаем, стараясь в большинстве своем соответствовать своей роли, быть настоящим мужчиной или настоящей женщиной, далеко не всегда соглашаясь с тем что, предписывает нам общество.
Как уже было сказано ранее существует множество ограничений накладываемых женской или мужской ролью. Женские проблемы включают в себя: низкую зарплату, низкий статус и небольшие властные возможности, а так же загруженность домашними обязанностями. К мужским можно отнести: лишение содержательности отношений, недостаточная социальная поддержка, физические проблемы, вызванные переутомлением на работе и рискованным поведением. Эти ограничения указывают на то, что роли должны изменится. Конечно, не стоит стремиться к абсолютному гендерному равенству. В определенных ситуациях все-таки стоит оставить привилегию мужчинам быть сильными и мужественными, а женщинам быть нежными, слабыми, женственными. Просто необходимо уменьшить негативные последствия, которые накладывает на нас наша гендерная роль, а это возможно лишь при склонении в какой-то степени к гендерному равенству.
Конечно,
со временем все меняется. Все большее
число женщин занимаются управленческой
деятельностью и выполняют
Список использованной литературы
[1] Кон И. С. Введение в сексологию. М., 1991. С. 42—61.
[2] Кон И. С. Введение в сексологию... С. 59-60.
[3] Здравомыслова Е., Темкина А. Социальное конструирование гендера как фе министская теория // Женщина. Гендер. Культура. М., 1999. С. 54.
[4] Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.
[5] Кон И. С. Лунный свет на заре. М., 1997. С. 93.
[6] Кон И. С. Ребенок и общество. М, 1988. С. 172.
[7] Цить. по: Смелзер Н. Социология. М., 1984. С. 328-340.
[8] Giddens A. Sociology. N.Y., 1995. P. 157-160.
[9] См.: Клецина И. С. Гендерная социализация. СПб., 1998. С. 10.
[10] Клецина И. С. Указ. соч. С. 18.
[11] Клецина И. С. Указ. соч. С. 19.
[12] Попова Л. В. Гендерный анализ концепций психологии творчества // Мате риалы первой российской летней школы по женским и гендерным исследованиям. М., 1997. С. 138-139.
[13] Клецина И. С. Указ. соч. С. 22.
[14] Семенова В. Бабушки: семейные и социальные функции прародительского поколения // Судьбы людей: Россия XX век. СПб., 1996. С. 326-355.
[15] Попова Л. В. Гендерные аспекты самореализации личности. М.,1996.
[16] Попова Л., Орешкина И. Как школа может способствовать реализации спо собностей одаренных девочек // Педагогическое обозрение. 1995. № 3.