Гендерные стереотипы (Н. Смэлзер)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 22:19, доклад

Описание работы

Под стереотипом в психологии понимают упрощенное, схематизированное, зачастую искаженное или даже ложное, характерное для сферы обыденного сознания, представление о каком-либо социальном объекте (человеке, группе людей, социальной общности и т. п.). Иногда под стереотипами понимают устойчивые, регулярно повторяющиеся формы поведения.

Файлы: 1 файл

стереотипы.docx

— 13.76 Кб (Скачать файл)

Гендерные стереотипы (Н. Смэлзер)

Под стереотипом  в психологии понимают упрощенное, схематизированное, зачастую искаженное или даже ложное, характерное для  сферы обыденного сознания, представление  о каком-либо социальном объекте (человеке, группе людей, социальной общности и  т. п.). Иногда под стереотипами понимают устойчивые, регулярно повторяющиеся  формы поведения. 

Существует огромное множество самых разных стереотипов, в том числе и гендерные стереотипы - культурно и социально обусловленные представления о качествах и нормах поведения мужчин и женщин.  

Американские психологи  Кэй До и Тима Эмсвейлер провели эксперимент. Студентов и студенток познакомили с весьма успешными результатами, которых добился их коллега (мужчина или женщина) при выполнении сложного задания. После этого испытуемых просили высказать собственное мнение о том, что, с их точки зрения, послужило причиной успеха. Оказалось, что и студенты, и студентки приписывали достижения мужчины почти исключительно его способностям, в то время как на успехи женщины, по оценкам обеих групп, больше повлияла удача. 

Можно назвать и  множество других стереотипов такого рода. Так, например, стереотипное представление  о мужчине как лидере в равной степени характерно и для мужчин, и для женщин. 

Ниже представлено стереотипное описание характерных  мужских и женских черт, полученное в исследовании американских студентов, проведенном в конце 70-х годов. 

Характерные черты  мужчины: сильный, склонен к занятиям спортом; меньше беспокоится о своей  внешности и почти не боится старости; выполняет роль кормильца семьи; имеет опыт сексуальной жизни; неэмоционален, стоек; логичен, рационален, объективен, обладает развитым интеллектом; стремится  к власти и лидерству; независим, свободен; активен; стремится к успеху, честолюбив. 

Характерные черты  женщины: слабая, не склонна к занятиям спортом; беспокоится о своей  внешности и боится старости; проявляет  привязанность к семье; добродетельна; эмоциональна, нежна; легкомысленна, непоследовательна, обладает тонкой интуицией; уступчива, услужлива; зависима, в большой мере нуждается в защите; пассивна; робкая, застенчивая. 

В настоящее время  отмечается тенденция к ослаблению подобных стереотипов. И психологические  исследования показали, что не существует «чисто» мужской или женской  личности; и все больше проникает и в научное, и в обыденное сознание идея о том, что стереотипы не являются чем-то природным, а создаются обществом. 

Существует значительная согласованность гендерных стереотипов во многих культурах. Мужчины воспринимаются как агрессивные, автократичные, дерзкие, доминирующие, изобретательные, сильные, независимые, грубые, умные; женщины - как эмоциональные, мечтательные, чувствительные, покорные и суеверные.  

Гендерные стереотипы могут изменяться в зависимости от социальных, экономических или политических изменений, но этот процесс происходит достаточно медленно. Стереотипы усваиваются очень рано, и используются детьми задолго до возникновения собственных мнений о тех группах, к которым они относятся. Как правило, человек не осознает или не хочет осознавать, что он предубежден, и рассматривает свое отношение к объекту предубеждения как следствие объективной и самостоятельной оценки каких-то фактов. Предрассудки складываются на основе искаженной или неполной информации. 

Приведем пример, иллюстрирующий предрассудок в гендерной сфере. Девушек-студенток просили познакомиться с научными статьями и оценить их с точки зрения профессионализма, компетентности, стиля и т. п. Некоторые студентки получили статьи, подписанные авторами-женщинами, другие - те же статьи, но подписанные авторами-мужчинами. Оказалось, что студентки значительно выше оценивают статьи, подписанные мужчинами, чем женщинами. Т. е. предрассудки в отношении представителей собственной гендерной группы привели к низкой интеллектуальной оценке труда других женщин. 

В настоящее время, с одной стороны, многие предрассудки относительно женщин ослабевают, с  другой - появляются новые. Говоря об источниках предрассудков, прежде всего, называют неравный статус: предрассудки помогают оправдывать экономическое и  социальное превосходство тех, у  кого в руках богатство и власть. Предрассудки и дискриминация находятся  в отношениях взаимной поддержки: дискриминация  поддерживает предрассудок, а предрассудок узаконивает дискриминацию. 

Таким образом, гендерные стереотипы очень сильны и принимаются даже теми группами, относительно которых они созданы. Существующие стереотипные представления о женственности и мужественности достаточно близки в разных культурах. Стереотипы имеют тенденцию рано усваиваться и изменяются они с большим трудом.

Информация о работе Гендерные стереотипы (Н. Смэлзер)