Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 13:25, статья
Определяя общество XXI века как информационное и постиндустриальное, будет справедливо назвать его «обществом риска». Современный этап мирового общественно-политического развития отличается повышенным содержанием политических, экономических рисков, которые могут стать препятствием на пути к устойчивому развитию для Российской Федерации.
Современный этап модернизационного рывка России характеризуют усилением внутренних (низкая эффективность существующей системы управления, отрыв политической элиты от основной массы населения, коррупция, угроза сепаратизма и территориального распада и др.) и внешних вызовов (экономические последствия глобального кризиса), и как следствие требуется поиск механизмов стабильного и безопасного развития.
ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫЕ РИСКИ УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.
Островерхова М.В. студент-бакалавр
Волгоградский Государственный Университет
Определяя общество XXI века как информационное и постиндустриальное, будет справедливо назвать его «обществом риска». Современный этап мирового общественно-политического развития отличается повышенным содержанием политических, экономических рисков, которые могут стать препятствием на пути к устойчивому развитию для Российской Федерации.
Современный этап модернизационного рывка России характеризуют усилением внутренних (низкая эффективность существующей системы управления, отрыв политической элиты от основной массы населения, коррупция, угроза сепаратизма и территориального распада и др.) и внешних вызовов (экономические последствия глобального кризиса), и как следствие требуется поиск механизмов стабильного и безопасного развития. Политическая же стабильность и безопасность есть необходимое условие устойчивого развития России, проведения эффективной всесторонней модернизации и укрепления позиций на международной арене. Отсутствие угроз есть идеальное недостижимое состояние, поэтому применительно к государству, как институциональной структуре, безопасность есть недопущение повреждений государственной системе РФ или политической дестабилизации в целях ее ликвидации. Безопасность политической системы не является статичной, устойчивость России как суверенного государства связана с его способностью сохранять динамическое равновесия, адаптироваться к изменчивым условиям глобализационных изменений.
Необходимо отметить непосредственное влияние глобальных импульсов на процессы модернизации в России, глобализация это не только преимущества, связанные с использованием международного разделения труда, производственной кооперации, передачи технологий, управленческого и организационного опыта, более эффективной мобилизации ресурсов. Глобализация приводит к нарастанию взаимозависимости, к расширению и увеличению интенсивности экономических, культурных, финансовых связей во всем мире. Однако процессы эти происходят неравномерно, не всегда во благо отдельных государств или регионов. К негативным последствиям глобализации относят ее неравномерность, усиление дифференциации в уровне развития между богатыми и бедными странами, отдельными регионами. Фактически, происходит расслоение на тех, кто может пользоваться плодами глобализации и тех, кому они недоступны. Возникают центры, где сосредотачиваются интеллектуальные силы и куда притягивается финансовый капитал - и, как противоположность им, складываются криминализованные области с низким уровнем образования и жизни. Прозрачность границ, экономическая взаимозависимость приводят к тому, что государственным структурам становится сложнее контролировать политические, экономические, социальные процессы внутри стран. Государствам все труднее противостоять возможным финансовым кризисам и информационному терроризму. Трансформация организованной преступности из национальной в международную, появление проблем наркотрафика, нелегальной миграции и «торговли людьми». Возрастание угрозы со стороны международного терроризма. Глобализация, объединяя мир в торгово-финансовых отношениях и коммуникациях, разобщает его путем обострения противоречий, отсюда появление военных угроз.
Наиболее оптимальным вариантом для России будет политическая система способная уравновеситься с как можно большим числом негативных дезорганизующих воздействий, систематизировать это в виде опыта и положить его в основу своей безопасности. Таким образом, говоря о политической безопасности, необходимо, прежде всего, под этим подразумевать защищенность политической системы России от деструктивных и дестабилизирующих внутренних и внешних воздействий, что в свою очередь должно способствовать проведению политики, отвечающей интересам стабильного и устойчивого развития государства, общества и граждан».
При рассмотрении вопросов безопасности, устойчивого развития и эффективной модернизации Российской Федерации важную роль играет определение угроз и опасностей проявляющихся под воздействием глобализации. В частности, к ним можно отнести политический риск связанный с усилением социальной напряженности напряженностью и как следствием резкой поляризацией власти, причем одновременно в таких ситуациях и проявляется неэффективность международных организаций (в частности ситуация Греции); дестабилизацией или сменой власти насильственным путем (наиболее яркие примеры последние события в Египте, Тунисе и Ливии); действия международных террористических группировок; демографический фактор, который ведет к взрыву и неконтролируемому потоку миграции, и как следствие этническим и конфессиональным конфликтам; мировой экономический кризис, непосредственно ухудшающий социально-политическую ситуацию; проблемы информационной безопасности.Глобализационные процессы обострили противоречия между государствами, выраженные неравномерностью их развития, углублением разрыва между уровнями благосостояния стран, неравномерностью обеспечения экономическими ресурсами. Они формируют новые угрозы и риски для развития личности, общества и государства. Риски сегодня, согласно концепции «общества риска» У. Бека, преодолевают границы государств и получают глобальное значение. Поэтому для обеспечения устойчивого развития и положительной модернизационной динамики России необходимо разработать стратегию мониторинга возможных рисков и угроз, политического, социального, экономического и экологического характера. Это позволит произвести их классификацию, воспользовавшись которой возможно выявить способы противодействия глобализационным угрозам и механизмы управления рисками, что поспособствует возможности быстрого и адекватного ответа России на внутренние и внешние вызовы, с учетом их динамики и структурных особенностей.
Информация о работе Глобализационные риски устойчивому развитию современной России