Глобальные проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 01:09, реферат

Описание работы

В ходе развития цивилизации перед человечеством постоянно возникают сложные проблемы, даже и планетарного характера. В полной мере все эти проблемы проявились уже во второй половине и, особенно сильно, в последней четверти XX века, то есть на рубеже двух веков и, даже, тысячелетий. Они были вызваны к жизни целым комплексом причин, которые отчетливо проявились именно в этот период.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...3
1 Глобальные проблемы человечества на современном этапе………...4
1.1 Интерсоциальные проблемы…………………………………………..7
1.2 Экологические проблемы……………………………………………....9
1.3 Проблемы системы «человек-общество»…………………………….11
1.4 Причины возникновения глобальных проблем……………………...13
2 Основные пути и возможности решения глобальных проблем ……..15
человечества
Заключение…………………………………………………………………18
Список использованной литературы…………………………………….19

Файлы: 1 файл

глобальные проблемы.docx

— 34.69 Кб (Скачать файл)

Стратегия оптимизации предполагает нахождение оптимального уровня взаимодействия общества и природы. Такой уровень  не должен превышать критического порога загрязнения. Он должен быть таким, чтобы  был возможен обмен веществ между  обществом и природой, не отражающийся отрицательно на состоянии окружающей среды.

Стратегия замкнутых циклов предполагает создание производств построенных  по циклическому принципу, за счет чего достигается изоляция производства от воздействия на окружающую среду. Замкнутые циклы возможны при  использовании биотехнологии, позволяющей  перерабатывать неорганические отходы производства в органические вещества. Последние могут быть вновь использованы для создания полезных человеку продуктов. Названные стратегии не являются альтернативными: в зависимости  от конкретных обстоятельств может  быть применена та или другая стратегия.

 

 

 

 

10

1.3 Проблемы системы «человек-общество»

 

Третью группу глобальных проблем  составляют те, которые связаны с  системой человек-общество. Они непосредственно  касаются отдельного человека и зависят  от способности общества предоставить реальные возможности для развития личности.

В эту группу входят проблемы, непосредственно  связанные с человеком, его индивидуальным бытием. Это проблема «человеческих  качеств» - развития нравственных, интеллектуальных и иных задатков человека, обеспечения  здорового образа жизни, нормального  психического развития. Особое внимание к этим проблемам стало характерной  чертой глобалистики, начиная со второй половины 70-х годов. Поворот к  человеку, к духовным основам бытия  был не случаен. По сути он выражает новое понимание глобальной проблематики. Это понимание можно назвать  философско-антропологическим. Новый  подход противостоит тому взгляду, который  рассматривал глобальные проблемы как  результат социального устройства, особенностей экономики и техники, а человека как пассивную жертву хода мирового развития. Теперь стало  ясно, что судьбы мира в конечном итоге зависят от вопросов духовного  порядка. Существует целый ряд духовных процессов, связанных с ситуацией  глобального кризиса человечества: опустошение жизненного пространства, не только разрушающее внешнюю природную  среду, но и убивающее в самом  человеке всякое благоговение перед  красотой и величием природы; бег  человечества наперегонки с самим  собой, подстегивающий гибельное для  нас все ускоряющееся развитие техники, делающий людей слепыми ко всем подлинно человеческим ценностям и не оставляющий  времени для подлинно человеческого  дела - мышления; генетическая деградация; разрыв с традицией; унификация взглядов и потеря индивидуальности. Решение  этих проблем в итоге сводится к человеческим качествам и путям  их усовершенствования.

11

Ибо лишь через развитие человеческих качеств и человеческих способностей можно добиться изменения свей ориентированной  на материальные ценности цивилизации  и использовать ее огромный потенциал  для благих целей. Принципы «нового  гуманизма» и новой картины мира подробно рассмотрены учеными Римского клуба. В их изложении основные черты  новой духовной позиции таковы: малое  против большого, базис против центра, самоопределение против определения  извне, естественное против искусственного, ограничение потребления против потребления, экономия против расточительности, мягкость против жесткости и т.д. Новая картина мира поставила  в центр истории человека, а  не безликие силы. Культурное развитие человека отстало от энергетических и технических возможностей общества. Выход видится в развитии культуры и формировании новых качеств  человека. В эти новые качества входит глобальность мышления, любовь к справедливости, отвращение к насилию.

В связи с необходимостью формирования новых человеческих качеств на передний план выходят проблемы образования. Именно в системе образования  закладывается тот ресурс, который  реализуется в последующей жизни  человека. Следовательно от качества образования зависит, как люди будут  представлять свое место в мире, на какие ценности будут ориентироваться. От образования же зависит формирование либо перспективного взгляда на ход  мирового развития, либо ориентация на сиюминутность. Между тем значение и роль образования недооцениваются. Об этом свидетельствуют множество  фактов: неграмотность; незначительные расходы бюджетных средств на образование; качество образования; неполная реализация творческого потенциала человека в процессе обучения; ориентация не на перспективу, а на текущие запросы  и т.д. Без соответствующих человеческих качеств невозможно ни применение экологически чистых технологий, ни установление справедливого  экономического порядка, ни разумная формулировка задач человечества.

 

12

1.4 Причины возникновения глобальных проблем

 

Несомненно, процесс становления  мировой истории обусловлен все  более тесным взаимодействием разных народов и стран друг с другом, равно как общими ситуациями - проблемами, с которыми все они сталкиваются в реализации своих собственных целей.

Одни ученые возникновение этих общих ситуаций-проблем современной  мировой истории видят в научно-техническом  прогрессе, его издержках. Они считают, что во всех бедствиях человечества виновата техническая цивилизация, которую создали сами люди Именно техническая цивилизация, полагают они, формирует расточительный образ  жизни человека, способствует его  уверенности в безраздельном  могуществе разума, позволяющего любую  сказку сделать былью

Другие ученые причину возникновения  современных глобальных проблем  связывают с разрушительными  свойствами самого человека, в частности  с его природной агрессивностью, стремлением к безграничному  потреблению, отсутствием общих  целей развития.

Марксистские ученые в качестве основной причины появления глобальных проблем обычно называют частнособственнические общественные отношения, которые, по их мнению, приводят к социально-экономической, политической, идеологической поляризации  общества, в результате чего и складывается противоречивое отношение людей  к природе и друг другу.

 

 

 

 

 

 

 

13

Есть и такая точка зрения, которая связывает причину появления  глобальных проблем в современной  человеческой истории с эгоизмом и леностью людей. Люди не стремятся  думать и делать что-либо для других поколении, поскольку во многом не являются компетентными в отношении будущего. Многие из них живут только настоящим  и для себя. По мнению сторонников  этой точки зрения, постановка любой  великой цели (решение глобальных проблем -- одна из. таких целей), может  стать условием постоянно осуществляемой перманентной борьбы с указанными пороками современного человечества.

Все названные здесь причины, объясняющие  появление глобальных проблем, конечно, могут быть признаны состоятельными, если они, как и сами эти проблемы, тоже будут рассмотрены во взаимосвязи и взаимообусловленности. Человечество, каждая его часть, прокладывает себе путь, стремясь успеть в следовании все ускоряющемуся ходу технологического прогресса в мире. Люди рассчитывают только на некий сиюминутный, определяемый своими возможностями результат, и мало заботятся о согласованных сегодняшних действиях в отношении будущего.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

2 Основные пути и возможности решения глобальных проблем человечества.

 

Материальный рост в обществе не может продолжаться до бесконечности, а поэтому необходим сбалансированный или, точнее говоря, ограниченный рост путем постепенного перехода от общества потребления к обществу сохранения. Ограниченный (но отнюдь не нулевой) рост промышленного развития стран, особенно тех, которые значительно опередили  в этом движении остальные, необходим  и возможен. Главное, при этом, уменьшить  разрыв между наиболее высоким доходом  богатых стран и самым низким для беднейших. Для этого следует  направить все усилия на то, чтобы  изменить человека и, тем самым, поменять цивилизацию. Необходим новый гуманизм, основанный и направленный на существенное улучшение человеческих качеств  всех жителей планеты .

Решая вопрос о гармонизации отношения  общества с природой, люди должны осознать, что человек, как и все живое  на Земле, неотделим от ее биосферы. Биосфера - необходимые естественные провесы существования человека, его жизни и здоровья. Поэтому настоятельной потребностью становится не только производство и воспроизводство непосредственной жизни людей, но и производство и воспроизводство самой природной среды, сознательное управление естественными процессами и природными комплексами. Речь, естественно, не идет о замене биосферы техносферой, а о том, что эволюция общества должна быть совмещена с эволюцией биосферы. Такое совмещение, или экоразвитие должно увязывать решение вопросов общественного развития с экологической ситуацией региона. В результате чего должны быть максимально исключены любые нарушения основных процессов в экосистеме.

 

 

 

15

С этой целью уже сейчас предлагается создавать замкнутые производственные циклы на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях с тем, чтобы можно  было использовать отходы человеческих агломераций в качестве вторичного сырья производства материальных жизненных  средств. Такие производственные комплексы  позволят контролировать и регулировать процесс воссоздания условий  существования и развития живой  природы, обеспечивать наиболее рациональные формы обмена веществ общества с  окружающей природой во всех сферах жизнедеятельности.

Свидетельством того, что происходит широкое осознание насущных экологических  задач, является развернувшееся экологическое  движение (партий зеленых), ставшее  по существу мощным потоком социального  протеста против всех несообразностей  в проведении государственной природоохранной  политики. Характерно, что движение зеленых сейчас строит свою деятельность в соответствии с тремя важнейшими принципами: - от концепции неисчерпаемости  следует перейти к концепции  конечности природных ресурсов;

- темпы развития природы в  общества должны быть сопоставимы;

- люди должны ориентироваться  не на искусственные, а на  естественные условия своего существования.

Предлагаются конкретные пути и  в решении такой глобальной интерсоциальной  проблемы как предотвращение угрозы термоядерной войны, военных конфликтов, вооруженного насилия.

Накопление и усовершенствование вооружения повышает риск его применения, ведет к нарастанию напряженности  в мире. Заключение различных международных  соглашений по уничтожению бактериологического  и химического оружия, по ограничению  ядерных арсеналов в последнее  время породили в массовом сознании надежду, что человечество входит в  такую фазу своего развития, когда  вооруженное насилие сводится до минимума.

16

Однако это лишь заблуждение, ибо  опровергается действительностью, убеждающей, что войны и военные  конфликты все еще являются спутниками человечества. Для решения этих сложных  проблем необходим комплексный  анализ практических мер по сохранению мира.

Наиболее сложно решаются в современном  мире глобальные проблемы системы "человек-общество" Одной из таких труднорешаемых проблем  является одиночество, которое часто  называют социальным бедствием, поскольку  оно становится всепроникающим явлением в обществе.

Наивно думать, что одиночеству  подвержены лишь люди, склонные к философствованию. Ни богатство, ни должность, ни внешне благополучное существование личности не в силах отвратить от нее  рано или поздно наступающее одиночество. Недуг одиночества всепроникающ и многолик. Многие люди испытывают это мучительное состояние не в физической изолированности, а  как раз в группе, в кругу  семьи, и даже в обществе близких  друзей. Состояние одиночества довольно часто воспринимается человеком  негативно и порождает страдание.

Ученые видят причины одиночества  в дефиците социальных связей личности, а также в субъективном состоянии  человека, которое не всегда совпадает  с объективной социальной изолированностью Однако следует подчеркнуть, что  и дефицит связей (общения) человека и состояние его личностного  самосознания обусловлены отчуждением  людей в обществе, утратой веры и надежды.

 

 

 

 

 

 

 

 

17

Заключение

 

Из всего выше сказанного можно  сделать вывод: никакие технологические  инновации, никакие экономические  реформы сами по себе не обеспечат  устойчивого человеческого развития, если не произойдёт переоценка ценностей. На первое место должно выйти духовное преображение личности. Ценностные ориентиры  устойчивого развития можно охарактеризовать следующим образом: гармония человека с природой, для чего человечество должно остановить свою экспансию в  природу; гармония человека с обществом, для чего индивид должен уравновешивать свои эгоистические притязания с  интересами коллектива, социума, государства; гармония человека с самим собой, что предполагает обретение смысла жизни и счастья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18

Список использованных источников

 

1. Загладин В.В., Глобальные проблемы современности: научный и социальный аспекты / В.В. Загладин, И.Т. Фролов - М.: Международные отношения, 1981г.

Информация о работе Глобальные проблемы