Государственная служба как социальный институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 11:41, реферат

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть государственную службу как социальный институт.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. дать понятие, содержание и особенности государственной службы;
2. рассмотреть основные принципы государственной службы;
3. выявить особенности государственной службы как социального института.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….3 стр.
1. Содержание государственной службы…………………………….. 4 стр.
1.1. Понятие, содержание и особенности государственной службы…………………………………………………………….4 стр.
1.2. Государственный служащий и государственная служба… …..8 стр.
2. Основные принципы и социальные функции государственной службы……………………………………………………………..…11 стр.
2.1. Принципы государственной службы…………………………...11 стр.
2.2. Социальные функции государственной службы………………14 стр.
3. Особенности государственной службы как социального института……………………………………………………………..16 стр.
Заключение………………………………………………………………19 стр.
Библиография...………………………………………………………….20 стр.

Файлы: 1 файл

реферат по социологии управления.doc

— 109.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования 

 

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

 

Факультет очного обучения

Кафедра социологии и психологии

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ  «Социология управления»

 «Государственная служба как социальный институт

 

 

 

Специальность: государственное             и муниципальное управление

                                                                          Выполнила: студентка гр. Гб-341

                                   Белова О.В

                                                             Научный руководитель:

                                                        Старший преподаватель

                                                              Доценко Ирина Сергеевна

 

Нижний Новгород

2013

 

Содержание

     Введение………………………………………………………………….3 стр.

  1. Содержание государственной службы…………………………….. 4 стр.
    1. Понятие, содержание и особенности государственной службы…………………………………………………………….4 стр.
    2. Государственный служащий и государственная служба…  …..8 стр.
  2. Основные принципы и социальные функции государственной службы……………………………………………………………..…11 стр.
    1. Принципы государственной службы…………………………...11 стр.
    2. Социальные функции государственной службы………………14 стр.
  3. Особенности государственной службы как социального института……………………………………………………………..16 стр.

Заключение………………………………………………………………19 стр.

Библиография...………………………………………………………….20 стр. 
Введение

Социальный институт или общественный институт — это  постоянно повторяющиеся и воспроизводящиеся  отношения людей (например: институт брака, институт семьи, институты государственного администрирования), это устойчивая совокупность людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение конкретных общественных функций; строится эта деятельность на основе определенных норм, правил (например, семья, государство, учреждения образования, здравоохранения).

Государственный служащий занимает государственную должность и в установленном порядке использует соответствующие права, реализует должностные полномочия, выполняет государственные функции.

Содержанием государственной службы является обеспечение исполнения полномочий государственных органов, оборона страны, охрана правопорядка. Государственные служащие выполняют государственные функции. Необходимо отметить, что государственную службу закон связывает с исполнением полномочий, а значит, с осуществлением исполнительной власти.

Цель данной работы – рассмотреть государственную службу как социальный институт.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: 
1. дать понятие, содержание и особенности государственной службы;

 2. рассмотреть основные принципы государственной службы;

 3. выявить особенности государственной службы как социального института.

 

1. Содержание государственной службы

1.1 Понятие, содержание  и особенности государственной  службы

       Федеральная государственная гражданская служба представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.1 
         В п. 1 ст. 2 Федерального закона от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации » (далее ФЗ-119) давалось краткое и строгое определение понятия «государственная служба». В нем государственная служба определяется как профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

В определении понятия  «государственная служба» в качестве ведущего признака выделяется прилагательное «государственная». Это означает, что  сущность и назначение государственной службы определяются сущностью и назначением государства. Государственная служба не только отражает задачи, функции и основные черты государства, но призвана обеспечивать их практическое осуществление. Поэтому государственный служащий в рамках полномочий по замещаемой должности всегда выступает от имени и по поручению государства.

 Следующий существенный признак понятия государственной службы - профессиональная деятельность. Под профессиональной деятельностью имеется в виду деятельность, осуществляемая на основе специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретаемых в результате подготовки.

        Государственная служба — это профессия для государственных служащих, которая требует специальной подготовки, получения специального образования. Поэтому они принимаются «на постоянную работу», им присваиваются квалификационные разряды, звания, ранги.  
        Лицо, состоящее на государственной службе, служит государству, выполняет по его поручению и за плату от него работу по реализации задач и функций государства, подпадая под специальный правовой режим. Поэтому, хотя профессионалы-служащие и занимают государственные должности в конкретных государственных органах и реализуют полномочия (компетенцию) именно тех государственных органов, в которых они в данный момент состоят на службе, тем не менее, государственную службу нельзя понимать как службу конкретным «государственным органам» или «должностным лицам».2  
          Каждый государственный орган уполномочен Российским государством осуществлять строго определенные задачи и функции. В этих целях государство наделяет свои органы властными полномочиями. Сущность этих полномочий состоит в том, что государственные органы имеют право принимать общеобязательные решения. Властные полномочия государственных органов находят свое воплощение в компетенции, закрепленной в соответствующем нормативно-правовом акте и производной непосредственно от государства.  
            Оценивая государственную службу, следует иметь в виду ее двойственную природу, назначение, содержание.

С одной стороны, с  точки зрения ее функций, государственная  служба — это определенная совокупность органов, структур, звеньев и подразделений, выполняющих задачи и функции  государственно-служебного характера  в системе, представляющие единое целое, некую сложную и комплексную государственную институцию.  
С другой точки зрения, — ее направленности и содержания, — государственная служба — служение обществу, государству в осуществлении его многообразных и сложных задач и функций.  
         Правовой основой государственной службы и служебного права выступает значительная совокупность федеральных законов, иных нормативно-правовых актов, касающихся этой проблематики. О Конституции РФ в этом качестве уже говорилось выше.         Государственная служба включает в себя:

  1. федеральную государственную службу, находящуюся в ведении Российской Федерации;
  2. государственную службу субъектов РФ, находящуюся в их ведении. Как федеральная государственная служба, так и государственная служба субъектов РФ характеризуются особенностями, которые накладывают отпечаток на каждый вид государственной службы.  
                 

           Характеризуя федеральную государственную службу, следует иметь в виду, что федеральная государственная служба, согласно ст. 71 Конституции РФ, относится к исключительному ведению Российской Федерации, т. е. ее правовое положение, а также положение федеральных государственных служащих может быть определено только федеральным законодательством.  
           Государственная служба субъектов Российской Федерации — это второй основной вид государственной службы. Статус государственной службы субъектов РФ устанавливается законодательством каждого субъекта Федерации (республики в составе Федерации, края, области, городов федерального значениями и др.) и имеет сходные черты и особенности.  
 
          Как представляется, в связи с возрастанием роли и публичного характера государственной службы и расширением в связи с этим взаимосвязей с административным законодательством можно признать обоснованным отнесение правового регулирования государственной службы субъектов к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Федерации.3

Государственная служба имеет социальную обусловленность, так как преследует общественные цели и задачи, состоящие в служение общенародным интересам. Решая многие общественные и государственные задачи, государственная служба выполняет функции обеспечения, исполнения и реализации государственной власти, которая должна служить обществу. Социальная природа государственной службы предопределены характером общественно-политического строя, социально-классовой структуры общества, типом государства.

 

 

1.2 Государственный служащий  и государственная служба

В ст. 3 Закона «Об основах  государственной службы» содержится определение: «Государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации».4

Под государственной  службой в законе понимается профессиональная деятельность лиц (замещающих государственные  должности категорий "Б" и "В") по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Будучи разновидностью службы вообще ч обладая всеми ее признаками, государственная служба имеет ряд специфических признаков, определяющих ее качественное своеобразие.

Во-первых, это деятельность лиц, замещающих патерналистские и  административные (категории "Б" и "В") государственные должности. Новый закон четко определяет субъектов государственной службы, а при этом значительно сужает их круг.

Деятельность служащих государственных предприятий, учреждений, даже таких, как начальник железной дороги, ректор вуза, главный врач больницы, руководитель отделения пенсионного фонда, не говоря уже о библиотекарях, деканах, врачах и т.п., теперь официально не считается государственной службой. Более того, не считает закон государственной службой и деятельность Президента РФ, министров, губернаторов, судей и иных лиц, замещающих политико-судебные государственные должности (категории "А").

По правовому положению  служащих государственная служба подразделяется на гражданскую и милитаризованную. О последней в Законе "Об основах государственной службы" ничего не сказано. Но вряд ли стоит сомневаться в том, что, например, офицер милиции, таможенный инспектор, командир воинской части находятся на государственной службе. Фактически названный Закон является Законом об основах гражданской государственной службы и, конечно, жаль, что об этом прямо в Законе на сказано. Но очевидно и то, что отсутствие в законе четкого положения о том, что он регламентирует гражданскую службу и не распространяется на милитаризованную. не прекратило существования последней.

Во-вторых, содержанием  государственной службы является обеспечение  исполнения полномочий государственных  органов, осуществление государственных  функций. Важно отметить, что государственную  службу закон связывает с исполнением полномочий, а, следовательно, с осуществлением исполнительной власти.

«В любой системе  социального управления, непосредственно  или в конечном счете, люди управляют  людьми. Это относится и к государственному механизму. Без персонала он представлял бы собой безжизненные структуры, правовые статусы и схемы взаимосвязей. В большинстве современных государств этот персонал включает в себя депутатский корпус и служащих представительных органов, органов исполнительной власти, судов, прокуратуры и других органов государства. На службе у государства находятся также солдаты, офицеры и генералы армии и других вооруженных формирований»5.

В-третьих, государственная  служба содержится за счет бюджетного финансирования.

Задачи, стоящие перед  государством, соответственно полномочия государственных органов выполняют государственные служащие. В своей работе они используют технические средства, но в основном их достижения, эффективность деятельности всего аппарата зависят от организации труда, умения, добросовестности, активности служащих. Поэтому понятно, какое существенное значение для страны имеет государственная служба, а, следовательно, правильное определение целей и направлений труда служащих, подбор кадров, распределение полномочий, стимулирование добросовестной работы и т.д. Некоторые ученые за рубежом утверждают, что хорошая администрация для общества важнее, чем хорошая конституция. И хотя такое мнение спорно, опыт многих стран свидетельствует о том, что там, где надлежащим образом не организован труд служащих, государство испытывает серьезные трудности.6

Информация о работе Государственная служба как социальный институт