Государственное прогнозирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 19:47, контрольная работа

Описание работы

Предсказание будущего - одна из форм проявления познавательной активности человека, проявляющаяся посредством его специфической практической деятельности в области предвидения, т.е. получения информации о будущем. Говоря о предвидении, следует помнить о двух его разновидностях - научном и ненаучном, в рамках последнего обычно называют: интуитивное, обыденное, религиозное. Согласно же терминологическому справочнику по проблемам прогнозирования ”научное предвидение” представляет собой опережающее отображение действительности, основанное на познании законов природы, общества и мышления.

Содержание работы

Введение 3
1. Государственное прогнозирование 4
Заключение 12
Список использованной литературы 13

Файлы: 1 файл

К.Р.Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе.docx

— 31.63 Кб (Скачать файл)

План   

      Введение                                                                                                        3

  1. Государственное прогнозирование                                                         4

Заключение                                                                                                     12

      Список использованной литературы                                                           13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

            Предсказание будущего - одна из форм проявления познавательной активности человека, проявляющаяся посредством его специфической практической деятельности в области предвидения, т.е. получения информации о будущем. Говоря о предвидении, следует помнить о двух его разновидностях - научном и ненаучном, в рамках последнего обычно называют: интуитивное, обыденное, религиозное. Согласно же терминологическому справочнику по проблемам прогнозирования ”научное предвидение” представляет собой опережающее отображение действительности, основанное на познании законов природы, общества и мышления. Научное предвидение исходит из признания возможности 1) априорного анализа и оценки информации об объекте предвидения, 2) обоснования и построения на этой основе теории, модели развития изучаемого объекта, а так же 3) устойчивости воспроизводства результатов предвидения в рамках используемой теории развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Государственное прогнозирование    

               Чрезвычайно важным является вопрос о возможности выявления общих закономерностей, методологии, процедур и методов обоснования прогнозной деятельности. Совокупность теоретических знаний и методических наработок по данной проблематике и составляет предмет изучения прогностики - научной дисциплины о закономерностях разработки прогнозов. Она изучает и обосновывает общие принципы, методологический и методический аппарат прогнозирования развития объектов любой природы. При этом адекватность методологии прогнозирования определяется целым спектром специальных факторов, носящих как объективный так субъективный характер, С одной стороны, это конечно специфика исследуемой предметной области, особенности выявленных проблем развития, соответствующие постановки решаемых задач. С другой - профессиональные, когнитивные, моральные и поведенческие особенности специалистов-исследователей.

              Говоря о социально-экономическом прогнозировании, мы тем самым несколько сужаем круг изучаемых объектов и явлений, а также конкретизируем его предметную направленность. Рассматривая область социально-экономических исследований вообще, мы имеем в виду изучение лишь общественных отношений в связи с экономическим и научно-техническим развитием общества, что само по себе носит не только сугубо теоретический характер, но и бесспорную практическую нацеленность и ценность.

                   Как любая практическая общественная деятельность социально-экономическое прогнозирование (СЭП) в этой связи предполагает наличие неких организационных форм реализации своих функций. Таким образом, говоря о прогнозировании социально-экономических систем, мы имеем в виду научно-практическую деятельность, включающую в себя всю совокупность работ методологического, методического, информационного, технического, организационного и кадрового обеспечения процессов разработки прогнозов.

                    В Российской Федерации комплекс  обеспечения государственной деятельности  по научному прогнозированию  в стране регламентируется Федеральным  законом "О государственном  прогнозировании и программах  социально-экономического развития  Российской Федерации" от 20 июля 2004 г. за N 115-ФЗ . Этот общегосударственный  документ определяет ведущие  цели и содержание системы  государственных прогнозов социально-экономического  развития Российской Федерации  и программ социально-экономического  развития страны, а также общий  порядок разработки и утверждения  указанных прогнозов и программ.

             Задачи СЭП следуют из его определения: вынесение научнообоснованных суждений о перспективе явления или процесса, а также альтернативных путях и сроках их осуществления.

В связи со стоящими задачами основные функции СЭП сводятся к следующему:

- системное и систематическое  изучение социально-экономических  объектов (в т.ч. исследование  динамики, структуры состояний; типологии  социально-экономических объектов);

- выявление и анализ общих  и частных закономерностей и  тенденций развития социально-экономических  объектов (в т.ч. построение теории  функционирования и развития; построение  интегральных индикаторов качества  или эффективности функционирования  социально-экономической системы;  выявление явных и латентных  факторов развития и т.д.);

- оценка действия выявленных  тенденций в будущем (исследование  и моделирование генезиса явлений);

- предвидение новых социально-экономических  ситуаций, проблем, требующих решения;

- выявление возможных альтернатив  развития в будущем, а также  соответствующая экономическая  оценка временных, материальных  и финансовых ресурсов по их  достижению;

- разработка систем мониторинга  результативности функционирования  систем социально-экономического  прогнозирования;

- накопление информации о достоверности  разрабатываемых прогнозов, с  целью их оптимизации.

            Субъектами, осуществляющими функции  прогнозирования, являются специальные  подразделения органов управления  соответствующих объектов социально-экономической  среды макро и микроуровня  экономики. Для уяснения места,  роли и сути содержания прогноза  в контексте общей иерархии  управленческих решений можно  предложить обобщенную схему  соответствия типов упреждающих  прогнозов соответствующим классам  целей, решений и функций управляющей  системы социально-экономических  объектов. Для этого предлагается  обратиться к таблице 1.

            При этом по формам обоснования управленческих решений выделяют.

1. Целевой прогноз (целеполагание), т.е. построение оценочной функции  распределения предпочтительности  возможных ожидаемых будущих  состояний объекта социально-экономического  прогнозирования.

2. Программный прогноз возможных  путей, мер, условий достижения  поставленных целей. Он позволяет  сформулировать гипотезы о составе  и возможных взаимовлияниях различных  факторов развития, наметить конкретные  задачи развития системы, указать  гипотетические сроки и очередность  достижения промежуточных целей.  Программный прогноз выполняется  в рамках заданной проблемы  в условиях поставленной цели.

3. Проектный прогноз непосредственно  работает над созданием модели  будущего, содействует отбору оптимальных  вариантов перспективного проектирования.

        Понимание характера законов, управляющих поведением социально-экономических объектов, позволяет внести ясность в часто возникший вопрос о соотношении прогноза и плана . Определим второе из этих понятий.

                 План - это утвержденное решение относительно системы мероприятий по достижению некоторой цели, предусматривающей порядок, ресурсы, последовательность и сроки их выполнения. Заметим, что область планирования в этом смысле - то, что полностью (или почти полностью) подконтрольно субъекту, осуществляющему планирование. Очень часто толкование соотношения план-прогноз таково: мероприятия планируются, а их результат прогнозируется.

Таблица 1

Схема соответствия типов прогнозов  целям, решениям и 

функциям управляющей системы.

Цели управления

Характер принимаемого управленческого решения

Примеры

типовых управленческих функций  и решений

Тип

упреждающего прогноза

Определение стратегических целей развития предприятия

Стратегический  менеджмент

Планирование: доли рынка, динамики и структуры рынка, кадрового обеспечения, перспективных  нововведений и т.д.

Долгосрочный  прогноз. Такт -месяц, квартал, год.

Управление обеспечением стратегических ресурсов

Текущий менеджмент

Управление: маркетингом, финансами, продажами, технологиями, персоналом, логистикой и т.д.

Среднесрочный прогноз. Такт - месяц, неделя.

Оптимизация распределением ресурсов в соответствии целям управления

Операционный  менеджмент и контроль

Управление и  контроль: производством и распределением продукции, МТС, производительностью  труда и т.д.

Прогноз от средне - до краткосрочного. Такт - месяц, неделя.

Обеспечение бесперебойной  повседневной деятельности

Диспетчирование в режиме online

Контроль: производства, закупок, заказов, платежеспособности, счетов к оплате, перевозок, качества и т.д.

Краткосрочный прогноз - немедленное реагирование. Такт - день.


 

              Часто в литературе можно найти утверждение, что прогнозы отличаются от планов в силу директивности и адресности последних. Очевидно, что подобное утверждение - отчасти отголосок уже отживших в нашей стране отношений, когда под словом «план» подразумевалось обязательное для исполнения задание, например, предприятию со стороны какой-либо вышестоящей организации. Следует помнить, что взаимоотношения различных экономических субъектов в рамках рыночной формы хозяйствования строятся на принципах экономической взаимовыгодности и добровольности. В этом смысле в систему социально-экономических взаимодействий привносится больший элемент стохастики.

              Итак, свои действия можно планировать,  а результат - прогнозировать. Действия  и их результативность со стороны  другого объекта - область прогноза. Прогноз состояния и развития  различных элементов экономики  дает информацию для составления  плана работы данного объекта  (например, прогноз спроса на продукцию  предприятия - информация для  планирования ее производства). Кроме  того, прогнозы должны содержать  оценку возможных и вероятных последствий реализации или невыполнения принятых планов.

                Еще одним распространенным заблуждением является утверждение, часто встречаемое в экономической литературе о том что «план и прогноз представляют собой взаимодополняющие друг друга стадии планирования при определяющей роли плана как ведущего звена управления». Хотя, безусловно, технологически данные функции управления связаны, однако прогнозирование носит абсолютно самостоятельный, завершенный характер, в то время как планирование подчинено результату, принимаемому на окончательных стадиях процесса прогнозирования, с одной стороны. А с другой, в настоящее время все более распространенной является вырождение планирования в оперативное или ситуационное управление, ввиду экономической не целесообразности выстраивания громоздкой системы планов. В этой системе очевидно лидирующую и определяющую роль имеет система адаптивного прогнозирования.

                   Возможным источником смешения  понятий и приоритетов сущности  терминов «план» и «прогноз»  часто является неосознанное  отождествление плана с т.н.  активным прогнозом.

                    В методологическом плане, с учетом общих законов развития систем, в частности вторым законом термодинамики, весьма важным является признание того, что прогноз в развитии систем должен быть ориентирован не на безусловное осуществление (предсказание), а на всемерное и постоянное содействие оптимизации принимаемых решений, росту степени их эффективности. Это позволило классифицировать прогнозы по технике их осуществления:

- генетический (поисковый) прогноз;

- телеологический (нормативный)  прогноз.

                   В общем случае генетический прогноз определяется как условное продолжение в будущее тенденций, наблюдаемых в прошлом и настоящем. Понятно, что данный подход не столько ставит перед собой задачу адекватного предвосхищения реального будущего объекта прогнозирования, сколько позволяет выявить проблематику развития, связанную с существующим механизмом развития при условии не вмешательства в сложившийся механизм управления. Этот прогноз отвечает на вопрос: «Какое вероятное будущее заложено в настоящем исследуемого объекта?». Понятно, что в силу активности социально-экономических систем такие прогнозы имеют специальное и ограниченное применение, в отличие от прогнозирования поведения объектов неживой природы. К наиболее распространенным техникам поискового прогнозирования можно отнести:

- экстраполяцию тенденций в  будущее;

- определение экстрем развития (верхняя экстрема отсекает область  абсолютно нереальных значений, нижняя - абсолютной невозможности  функционирования, т.е. область катастроф);

Информация о работе Государственное прогнозирование