Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 08:05, лекция
В целом можно констатировать, что в результате экономического роста и принимаемых мер благосостояние семей с детьми в течение последних лет несколько улучшилось, хотя пока семьи с детьми по-прежнему остаются наиболее многочисленной группой в числе бедного населения. Росту уровня благосостояния семей с детьми способствовали повышение заработной платы и погашение долгов по зарплате, сокращение безработицы, распространенности административных отпусков, обусловившие увеличение доходов от трудовой деятельности, полное погашение задолженности по выплате пособий по безработице, повышение размеров пенсий, что важно для семей, утративших кормильца, и другие меры. В результате обеспечивается рост реальных доходов семей с детьми.
1.Действующая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в совокупности с другими социальными гарантиями, в том числе выплатами социального характера, различного рода льготами семьям с детьми, налоговыми вычетами в связи с наличием детей, социальным обслуживанием семьи и детей формирует систему социальной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства и обеспечивает прямую материальную поддержку семьи в связи с рождением и воспитанием детей.
В целом можно констатировать, что в результате экономического роста и принимаемых мер благосостояние семей с детьми в течение последних лет несколько улучшилось, хотя пока семьи с детьми по-прежнему остаются наиболее многочисленной группой в числе бедного населения. Росту уровня благосостояния семей с детьми способствовали повышение заработной платы и погашение долгов по зарплате, сокращение безработицы, распространенности административных отпусков, обусловившие увеличение доходов от трудовой деятельности, полное погашение задолженности по выплате пособий по безработице, повышение размеров пенсий, что важно для семей, утративших кормильца, и другие меры. В результате обеспечивается рост реальных доходов семей с детьми.
Важное значение для положительной динамики благосостояния имели решения по введению с 2001 года увеличенных налоговых льгот для семей с детьми на основе принятия и введения в силу части второй нового Налогового кодекса, погашение задолженности по пособиям и нормализация финансирования текущей выплаты пособий, увеличение их размеров, выделение в увеличенном размере средств на проведение оздоровительной кампании детей, полное финансирование федеральных программ, посвященных положению детей, охране здоровья и образованию детей. Важно, что на федеральном уровне политика в отношении детей стала неотъемлемой частью социальной политики и приобрела плановый характер, когда те или иные меры заранее планируются, а потом неукоснительно выполняются.
Так, разделы утвержденной Правительством Российской Федерации Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы) также содержат меры, в том числе в сфере пособий гражданам, имеющим детей: выдвигается задача разработки механизмов материальной поддержки семьи при рождении детей, в том числе увеличения размеров единовременного пособия при рождении ребенка в зависимости от очередности рождений, пособия на период отпуска по уходу за ребенком до 1,5 года, меры по своевременной и в полном объеме выплате пособий на ребенка. Планируется совершенствование жилищной политики с тем, чтобы обеспечить доступность жилья для семей с детьми, в том числе для молодых и многодетных семей. Важнейшими элементами повышения уровня жизни семей с детьми будет последовательное повышение заработной платы, а также оказание адресной социальной помощи нуждающимся семьям.
В связи с окончанием срока действия Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации на период до 2000 года (Национального плана действий в интересах детей) распоряжением Правительства от 21 августа 2000 года № 1090-р утвержден План действий по улучшению положения детей в Российской Федерации на 2001 - 2002 годы, который содержит комплекс первоочередных мер в сфере помощи семье в содержании и воспитании детей, охраны здоровья детей, помощи детям, нуждающимся в заботе государства, правового обеспечения защиты детства, а также международного сотрудничества в целях усиления защиты интересов детей. В ближайшее время планируется утверждение нового стратегического документа, разработка которого уже завершается, — Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации на период до 2010 года.
Пособия на детей являются одним из основных видов социального обеспечения, определенных мировыми стандартами (так называемые семейные пособия), в том числе Конвенцией МОТ № 102 о минимальных нормах социального обеспечения, Европейским социальным кодексом и Европейской социальной хартией. В связи с тем, что Российская Федерация в 2000 году подписала Европейскую социальную хартию и сейчас ведется работа по подготовке ее ратификации, что подразумевает и ратификацию (или соответствующее выполнение без ратификации) Европейского социального кодекса, работа по обеспечению граждан пособиями на детей наряду с большим внутриполитическим значением приобретает и международный аспект.
Обеспечение граждан пособиями на детей
справедливо расценивается как одна из
мер демографической политики, в частности
обеспечивающей наряду с другими мерами
повышение рождаемости, поддержку семьи
в воспитании детей, что крайне актуально
в условиях происходящего в России демографического
кризиса, низкого уровня жизни населения,
прежде всего семей с детьми.
Для целей государственной семейной
политики типы семей выделяются по иному
основанию — объективному риску социальной
уязвимости, а значит, нуждаемости в материальной
поддержке государства, особых льготах
и услугах. Поскольку в семье один кормилец,
в трудных материальных условиях находится
большинство семей одиноких матерей. Их
насчитывалось около 1,5 млн. Аналогичные
трудности испытывают семьи военнослужащих
срочной службы с детьми (около 40 тыс. семей),
а также семьи, в которых один из родителей
уклоняется от уплаты алиментов (800 тыс.
семей). Еще одна категория семей, получающих
поддержку государства, — это семьи с
детьми-инвалидами. Следует назвать также
семьи с родителями-инвалидами. Нуждаются
в поддержке, кроме того, и семьи, взявшие
детей под опеку (попечительство). Следующая
многочисленная категория семей с объективно
ограниченными материальными возможностями
— это многодетные семьи. Их численность
постоянно сокращается и составляет в
настоящее время около 2 млн. Как правило,
в трудных материальных условиях находятся
семьи с малолетними детьми (в возрасте
до трех лет). Таких семей около 6 млн. В
особом положении находятся студенческие
семьи с детьми. Фактически они являются
иждивенцами родителей (в большинстве
случаев). Помимо этого к семьям, нуждающимся
в особой поддержке государства, должны
быть отнесены семьи беженцев и вынужденных
переселенцев. Проведение контртеррористической
операции в Чечне в 1999—2000 гг. значительно
увеличило количество таких семей. Еще
одна категория семей, нуждающихся в поддержке,
— это семьи безработных, имеющие несовершеннолетних
детей. Особый разряд семей составляют
девиантные семьи. Это семьи алкоголиков,
наркоманов, правонарушителей и др. От
2 до 4 млн беспризорных детей заняты попрошайничеством
и нищенствованием.
Определяющее значение в обеспечении
жизнедеятельности семей имеет государственная
экономическая и социальная политика,
от которой зависят занятость населения
в сферах общественного труда, благосостояние
и доходы семей.
К настоящему времени сложились четыре
основные формы государственной помощи
семьям, имеющим детей:
Основными задачами социальной защиты являются:
Большое значение в социальной
защите семьи имеет совершенствование
соответствующей нормативно-правовой
базы. Разработаны и приняты следующие
законы: «О государственных пособиях гражданам,
имеющим детей», «О порядке назначения
и выплаты ежемесячных компенсаций женщинам,
имеющим детей в возрасте до трех лет,
уволенным в связи с ликвидацией предприятий,
учреждений, организаций», «О совершенствовании
системы государственных социальных пособий
и компенсационных выплат семьям, имеющим
детей, и повышении их размеров», «О компенсационных
выплатах семьям с детьми, обучающимся
и другим категориям лиц», «О государственной
системе профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних,
защите их прав» и др.
Для решения конкретных задач социальной
защиты семьи шире стал применяться программно-целевой
метод.
Вместе с тем жизнь показала, что необходимо
как можно быстрее ввести в действие новые
государственные стандарты социального
обслуживания семьи и детей, потому что
многие федеральные программы не выполняются.
В работе с семьями разного типа наиболее
полно раскрываются профессиональные
качества социального работника как социального
педагога и психолога, экономиста, юриста
и просто человека. Реальная помощь семье
может быть оказана только при сочетании
социальной и психологической работы.
Социальный работник должен уметь психологически
грамотно вести прием, беседу, переговоры,
тактично оказывать помощь и ориентировать
клиента (семью) на самопомощь, а также
осуществлять первичную психологическую
поддержку клиента. Для этого ему необходимы
знания психологических особенностей
социальной работы с различными категориями
семей и психологических возможностей
по устранению возникающих у них проблем,
умение оценить уровень благополучия
конкретной семьи, ее психологического
здоровья. Социальный работник должен
не только помогать семье преодолевать
трудности, привлекая средства благотворителей
или наблюдая за справедливым распределением
государственной и гуманитарной помощи,
но и учить членов семьи самопомощи и взаимопомощи,
которые помогут им обеспечить себе достойную
жизнь.
Женщина при планировании ребенка вынуждена выбирать: либо родить, но лишиться работы, либо отказаться от рождения ребенка. Это очень тяжелый выбор. Стимулирование рождаемости должно включать целый комплекс мер административной, финансовой, социальной поддержки молодой семьи. Подчеркну: из перечисленных мною мер все важно, но без материального обеспечения ничего не сработает.
Что мы можем и должны сделать уже сегодня? Считаю необходимым кардинальным образом увеличить размер пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет.
Мы с вами в прошлом году увеличили такое пособие с 500 до 700 рублей. Я знаю, что многие депутаты были активными сторонниками этого решения. Я предлагаю на первого ребенка с 700 рублей поднять до 1,5 тыс. рублей. А на второго ребенка – до 3 тыс. рублей ежемесячно.
Женщины, которые имели работу, но ушли в отпуск по беременности и родам, а впоследствии – по уходу за ребенком до полутора лет, должны получать за счет государства не менее 40 процентов от прежнего заработка. Мы с вами понимаем, что нужно будет обозначить верхнюю планку, с которой считается эта сумма. Надеюсь, что правительство совместно с депутатами определит эту планку. Но сумма пособия в любом случае не должна быть меньше той, которую будет получать ранее не работавшая женщина, то есть 1,5 и 3 тыс. рублей соответственно.
Другая проблема – это своевременное возращение женщины к нормальной трудовой деятельности. Для этого предлагаю ввести компенсацию затрат на детское дошкольное воспитание. Для первого ребенка – на сумму, равную 20 процентам, для второго – 50 процентам, для третьего – 70 процентам от среднего размера оплаты, взимаемой с родителей за посещение ребенком дошкольного учреждения.
Я обращаю внимание ваше на то, что было сказано, – от суммы взимаемой, не стоимости в детском учреждении, а взимаемой сегодня с родителей. Руководители регионов понимают, что я имею в виду. При этом региональные и местные власти должны обеспечить потребности в детских садах и ясельных группах.
Помимо этого надо совместно с субъектами Федерации разработать программу по материальному стимулированию устройства на воспитание в семьях сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Таких детей, находящихся сегодня в детдомах, у нас около 200 тысяч. На самом деле сирот гораздо больше, но в детдомах находится около 200 тысяч. Иностранцы у нас, по-моему, уже больше усыновляют наших детей, чем у нас в собственной стране. Предлагаю практически в два раза увеличить выплаты на содержание ребёнка в семье опекуна и приемной семье, до уровня не менее 4 тыс. рублей ежемесячно. При этом предлагаю существенно увеличить и заработную плату приёмному родителю: с 1 – 1,5 тыс. рублей до 2,5 тыс. рублей ежемесячно. А также установить единовременное пособие при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью, в размере 8 тыс. рублей, то есть установить здесь сумму, равную пособию при рождении ребёнка.
1. Законодательство
Российской Федерации о дополнительных
мерах государственной поддержки семей,
имеющих детей, основывается на Конституции
Российской Федерации, общепризнанных
принципах и нормах международного права,
международных договорах Российской Федерации
и состоит из настоящего Федерального
закона, других федеральных законов, а
также из издаваемых в соответствии с
ними иных нормативных правовых актов
Российской Федерации. В целях единообразного
применения настоящего Федерального закона
при необходимости могут издаваться соответствующие
разъяснения в порядке, определяемом Правительством
Российской Федерации.
2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) дополнительные
меры государственной
2) материнский (семейный)
капитал - средства федерального
бюджета, передаваемые в бюджет
Пенсионного фонда Российской
Федерации на реализацию
3) государственный сертификат на материнский (семейный) капитал - именной документ, подтверждающий право на дополнительные меры государственной поддержки.
Статья 3. Право на дополнительные меры государственной поддержки
1. Право на дополнительные
меры государственной
1) женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года;
2) женщин, родивших
(усыновивших) третьего ребенка или
последующих детей начиная с 1
января 2007 года, если ранее они
не воспользовались правом на
дополнительные меры
3) мужчин, являющихся
единственными усыновителями
Информация о работе Государственной помощи семье имеющей детей: