Государственные пособия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 16:55, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. В настоящее время в Российской Федерации сложилась острая демографическая ситуация. В числе главных причин такого положения дел - материальная необеспеченность семей с детьми как следствие проводимых в стране социально-экономических реформ. Одним из способов ее решения является кардинальное улучшение материального положения семей, имеющих детей, большинство из которых находится на уровне бедности или за ее чертой. В таких условиях дети и семьи с детьми должны рассматриваться как особая категория членов социума, нуждающаяся в особой заботе со стороны государства.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Понятие и виды государственных пособий гражданам, имеющим детей………………………………………………………………………………..5

1.1 Общая характеристика государственных пособий, предоставляемых гражданам, имеющим детей…………………………………………………….5

1.2 Виды и порядок предоставления государственных пособий гражданам, имеющим детей…………………………………………………………………...7

Глава 2. Законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей…………………………………............14

Заключение……………………………………………………………………….21

Список использованных источников…………………………………………23

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 34.34 Кб (Скачать файл)

 
 
Введение…………………………………………………………………………...3 
 
Глава 1. Понятие и виды государственных пособий гражданам, имеющим детей………………………………………………………………………………..5 
 
1.1 Общая характеристика государственных пособий, предоставляемых гражданам, имеющим детей…………………………………………………….5 
 
1.2 Виды и порядок предоставления государственных пособий гражданам, имеющим детей…………………………………………………………………...7 
 
Глава 2. Законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей…………………………………............14 
 
Заключение……………………………………………………………………….21 
 
Список использованных источников…………………………………………23 
 
 
Введение 
 
 
Актуальность темы исследования. В настоящее время в Российской Федерации сложилась острая демографическая ситуация. В числе главных причин такого положения дел - материальная необеспеченность семей с детьми как следствие проводимых в стране социально-экономических реформ. Одним из способов ее решения является кардинальное улучшение материального положения семей, имеющих детей, большинство из которых находится на уровне бедности или за ее чертой. В таких условиях дети и семьи с детьми должны рассматриваться как особая категория членов социума, нуждающаяся в особой заботе со стороны государства. 
 
В современной социально-демографической ситуации в Российской Федерации институт материнства и детства приобретает повышенную публичную значимость, что обусловливает необходимость создания федеральным законодателем адекватной системы социальной защиты. В Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2015 года и в Послании Президента РФ Федеральному Собранию 2006 г. в числе приоритетов в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи предлагается совершенствовать систему выплат пособий гражданам, имеющим детей; повысить и дифференцировать их размеры с учетом материальных и социальных условий семьи, сделав их адресными. 
 
Пособия, предоставляемые семьям с детьми, в социальном и правовом государстве играют важную роль, так как наряду с другими мерами социальной защиты населения способствуют укреплению Российского государства и стабилизации общества. 
 
Система социальных пособий, являясь институтом права социального обеспечения, призвана не только гарантировать семье с детьми надлежащий уровень материального обеспечения, но и способствовать созданию предпосылок для становления семей с детьми реальными субъектами экономической деятельности в условиях формирующегося рынка труда. 
 
Цель курсовой работы – изучение системы денежных выплат гражданам, имеющим детей. 
 
В соответствии с указанной целью необходимо решить следующие задачи: 
 
1. Рассмотреть понятие и виды государственных пособий гражданам, имеющим детей. 
 
2. Раскрыть законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей. 
 
Нормативной базой исследования стали тексты Конституции РФ, Федерального закона о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, нормативно – правовых актов, принятых во исполнение этого закона. 
 
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, а также списка использованных источников. 
 
 
Глава 1. Понятие и виды государственных пособий гражданам, имеющим детей 
 
1.1 Общая характеристика государственных пособий, предоставляемых гражданам, имеющим детей 
 
 
Под государственными пособиями гражданам, имеющим детей, понимаются выплаты, производимые родителям (или заменяющим их лицам) в связи с рождением и воспитанием детей, установленные законом в целях материальной поддержки материнства, отцовства и детства.  
 
Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" с изменениями и дополнениями (далее - Федеральный закон N 81-ФЗ) устанавливается единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, обеспечивающая гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства1
 
В соответствии с Федеральным законом от 25.10.2007 N 233-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" перечень пособий был дополнен единовременным пособием беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву и ежемесячным пособием на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву. 
 
Основная цель Федерального закона № 81-ФЗ – установить для проживающих в России граждан России, иностранцев, лиц без гражданства, иных лиц, имеющих детей, единую систему государственных пособий и обеспечить при помощи этой системы гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства. Тем самым, государство обязуется выплачивать пособия на детей без всяких изъятий, что согласуется с целями социального правового государства, провозглашенными в ст. ст. 1, 2 и 7 Конституции РФ, а также с конституционными положениями о том, что каждый гражданин России обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ (часть 2 статьи 6). 
 
В преамбуле Федерального закона N 81-ФЗ подчеркнуто, что он устанавливает единую систему пособий. Задача разработки единой системы государственных пособий семьям с детьми с учетом типа семьи, ее дохода и индекса стоимости жизни ставилась еще на союзном уровне в Постановлении Верховного Совета СССР от 10 апреля 1990 г. N 1420-1 "О неотложных мерах по улучшению положения женщин, охране материнства и детства, укреплению семьи"1. К моменту принятия комментируемого Закона детские пособия, выплачиваемые в рамках государственного социального страхования, устанавливались статьями 165, 167, 168, 238, 240 и 240.1 КЗоТ РФ (в ред. Закона РФ от 25 сентября 1992 г. N 3543-1), Законом РФ от 4 апреля 1992 г. N 2660-1 "О дополнительных мерах по охране материнства и детства". Порядок их назначения и выплаты регулировался Основными условиями обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утв. Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 23 февраля 1984 г. N 191 "О пособиях по государственному социальному страхованию", и Положением о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утв. Постановлением Президиума ВЦСПС от 12 ноября 1984 г. N 13-6. Комментируемый Закон охватил предметом своего регулирования и выплату детских пособий за рамками системы обязательного соцстрахования. До его принятия выплата таких пособий регламентировалась целым рядом нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ (Правительства РСФСР, Правительства СССР). 
 
 
1.2 Виды порядок предоставления государственных пособий гражданам, имеющим детей 
 
 
В соответствии со статьей 3 Федерального закона №81-ФЗ установлены следующие виды государственных пособий гражданам, которые имеют детей: 

  1.  
    пособие по беременности и родам;
  2.  
    единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
  3.  
    единовременное пособие при рождении ребенка;
  4.  
    единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;
  5.  
    ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
  6.  
    ежемесячное пособие на ребенка;
  7.  
    единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;
  8.  
    ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

 
1. Пособие по беременности и  родам. В соответствие со ст. 6 Федерального закона № 81-ФЗ  право на пособие по беременности  и родам имеют: 

  1.  
    женщины, которые подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе женщины из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;
  2.  
    женщины, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования;
  3.  
    женщины, которые проходят военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в таможенных органах;
  4.  
    женщины, при усыновлении ими ребенка (детей).
  5.  
    Данное пособие выплачивается за период отпуска по беременности и родам продолжительностью семьдесят (в случае многоплодной беременности - восемьдесят четыре) календарных дней до родов и семьдесят (при осложненных родах - восемьдесят шесть, а при рождении двух или более детей - сто десять) календарных дней после родов1.

 
Отпуск по беременности и родам  исчисляется суммарно и предоставляется  женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных до родов. 
 
Максимальный размер пособия по беременности и родам в 2013 году равен 259110 рублям (при рождении двух и более детей). 
 
Женщине, имеющей страховой стаж менее шести месяцев, пособие по беременности и родам выплачивается в размере минимального размера оплаты труда за каждый месяц отпуска. В 2013 году 1 МРОТ равен 5205 рублям. В страховой стаж включаются все периоды, в течение которых гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. 
 
2) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности. Согласно ст. 9 Федерального закона N 81-ФЗ право на единовременное пособие дополнительно к пособию по беременности и родам имеют женщины, вставшие на учет в медицинских учреждениях в сроки беременности до двенадцати недель. 
 
Размер единовременного пособия женщин, вставших на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности, с 1 января 2013 года составляет 490 рублей. 
 
Согласно ст. 11 Федерального закона N 81-ФЗ Право на единовременное пособие при рождении ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее1
 
При рождении двух и более детей указанное пособие выплачивается на каждого ребенка. 
 
3) Единовременное пособие при рождении ребенка. Также при рождении ребенка одному из родителей выплачивается единовременное пособие, размер которого в 2013 году составляет 13087 рублей. Выплата производится на каждого родившегося ребенка. 
 
Если оба родителя работают, пособие может получить любой из них по месту своей работы. Если один родитель работает, а второй нет, то пособие получает, работающий. Если оба родителя не работают, то один из родителей может обратиться за пособием в УСЗН (управление социальной защиты населения - "собес") по месту жительства.  
 
4) Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью (усыновлении, установлении опеки (попечительства), передаче на воспитание в приемную семью детей, оставшихся без попечения родителей), получает один из усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей. 
 
В случае передачи на воспитание в семью двух и более детей пособие выплачивается на каждого ребенка. 
 
Размер пособия составляет 13087 руб. 61 коп. (с учетом индексации на 2013 г.)  
 
Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью выплачивается за счет средств федерального бюджета, предоставляемых в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из Федерального фонда компенсаций. 
 
5) Значительные изменения произошли в области начисления ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет в 2013 году. 
 
В 2013 году при расчете отпуска по беременности и родам, пособия по уходу за ребенком до 1.5 лет, других детских пособий, начисляемых ежемесячно, учитывается число фактически отработанных дней за два года (а не 730 дней, как было в 2012 году), исключением будут являться некоторые периоды.  
 
С 1 января 2013 года действует минимальная сумма пособия по уходу за ребенком до 1.5 лет на одного ребенка – 2 465 руб., на каждого последующего – 4 930 руб., наибольшая сумма пособия на одного ребенка составляет – 15 503,32 руб. Коэффициент, применяемый при расчете минимального назначаемого пособия на малыша, рассчитывается персонально в каждом отдельном регионе РФ, при этом учитываются районные коэффициенты1.  
 
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком, могут получать: 
 
матери или отцы, а также другие родственники, опекуны, которые фактически осуществляют уход за ребенком, подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе матери или отцы, другие родственники, опекуны, которые осуществляют уход за ребенком, из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком; 
 
матери, которые проходят военную службу по контракту, матери или отцы, проходящие службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком; 
 
матери или отцы, другие родственники, опекуны, которые фактически осуществляют уход за ребенком, уволенные в период отпуска по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию; 
 
матери, уволенные в период беременности, отпуска по беременности и родам в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию; 
 
матери или отцы, опекуны, которые фактически осуществляют уход за ребенком и не подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; 
 
другие родственники, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в случае, если мать и (или) отец умерли, лишены родительских прав и т.д. 
 
6) Ежемесячное пособие на ребенка. 
 
В соответствии со ст.16 Федерального закона N 81-ФЗ размер, порядок назначения, индексации и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации1
 
7) единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву. 
 
В случае, если срок беременности женщины более 180 дней, а муж находится на срочной военной службе в армии - женщина имеет право на единовременное пособие беременной жене военнослужащего. Данное пособие не выплачивается женам курсантов военных образовательных учреждений и женам контрактников. 
 
С 1 января 2013 года сумма пособия беременной жене военнослужащего, проходящего службу по призыву, составляет 20 725 р. Выплачивается это пособие независимо от всех других пособий гражданам, имеющим детей. 
 
8) Ежемесячное пособие на детей военнослужащих, проходящих службу по призыву выплачивается маме ребенка или другому лицу, которые осуществляют уход за ребенком (бабушка, тетя) до достижения ребенком трех лет или до момента окончания службы призывника. Причем, чтобы получить пособие состоять в официальном браке с отцом маме необязательно.  
 
С 1 января 2013 года сумма ежемесячного пособия составляет 8882 р. Также ежемесячное пособие на ребенка жене (опекуну) военнослужащего выплачивается независимо от других пособий. 
 
Таким образом, система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в совокупности с другими социальными гарантиями, в том числе выплатами социального характера, различного рода льготами семьям с детьми, налоговыми вычетами в связи с наличием детей, социальным обслуживанием семьи и детей формирует систему социальной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства и обеспечивает прямую материальную поддержку семьи в связи с рождением и воспитанием детей. 
 
 
2. Законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей 
 
 
Законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми. 
 
Размер и порядок выплаты пособия при рождении ребенка определяется Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и Положением о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1995 г. N 8831
 
Основной акт, в вопросе о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, Федеральный закон о государственных пособиях гражданам, имеющим детей распространен на: 

  1.  
    граждан Российской Федерации, проживающих на территории Российской Федерации;
  2.  
    граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и т.д.;
  3.  
    постоянно проживающих на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, а также беженцев;
  4.  
    временно проживающих на территории Российской Федерации и подлежащих обязательному социальному страхованию иностранных граждан и лиц без гражданства.

 
Действие Федерального закона не распространяется на: 

  1.  
    граждан Российской Федерации (иностранных граждан и лиц без гражданства), дети которых находятся на полном государственном обеспечении; 
  2.  
    граждан Российской Федерации (иностранных граждан и лиц без гражданства), лишенных родительских прав; граждан Российской Федерации, выехавших на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации1.

 
Выплата государственных пособий  гражданам, имеющим детей, производится за счет: 

  1.  
    средств Фонда социального страхования Российской Федерации в виде пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка (за исключением пособий, предусмотренных абзацами третьим и четвертым настоящей части), ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию и т.д.;
  2.  
    средств федерального бюджета, выделяемых в установленном порядке федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, служба в качестве лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и т.д.;
  3.  
    средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых образовательным учреждениям начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования на выплату стипендий в виде пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, - женщинам, обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования;
  4.  
    средств бюджетов субъектов Российской Федерации в виде ежемесячного пособия на ребенка;
  5.  
    средств федерального бюджета, выделяемых в установленном порядке Фонду социального страхования Российской Федерации на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию (за исключением ежемесячного пособия по уходу за ребенком, предусмотренного абзацами вторым и третьим настоящей части). Порядок финансирования указанных расходов устанавливается Правительством Российской Федерации;
  6.  
    субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации из Федерального фонда компенсаций, образованного в составе федерального бюджета, через федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере образования, на выплату единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью1.

 
Установлено, что в районах и  местностях, в которых в установленном  порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и максимальный размер пособия по беременности и родам определяются с учетом этих районных коэффициентов2
 
Расходы, связанные с доставкой и пересылкой государственных пособий гражданам, имеющим детей, осуществляются из тех же источников, из которых производится выплата пособий. Финансирование расходов на оплату услуг организаций федеральной почтовой связи по доставке и пересылке государственных пособий гражданам, имеющим детей, производится в размерах, установленных законодательством Российской Федерации, определяющим финансирование расходов на оплату услуг организаций федеральной почтовой связи по доставке и пересылке государственных пенсий. Плата за банковские услуги по операциям со средствами, предусмотренными на выплату государственных пособий гражданам, имеющим детей, не взимается. 
 
Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочие по назначению и выплате единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью. 
 
Средства на реализацию передаваемого полномочия по назначению и выплате указанного пособия предусматриваются в Федеральном фонде компенсаций, образованном в составе федерального бюджета, в виде субвенций. 
 
Объем средств, предусматриваемых в Федеральном фонде компенсаций, образованном в составе федерального бюджета, определяется исходя из численности лиц, имеющих право на указанное пособие, а также из размера пособия, установленного настоящим Федеральным законом. 
 
Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. 
 
Порядок распределения, расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации. 
 
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации ежеквартально представляют в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере финансовой, кредитной, денежной политики, отчет о расходовании предоставленных субвенций с указанием численности лиц, имеющих право на указанное пособие, а в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, списки лиц, которым выплачено единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью, с указанием категорий получателей и оснований получения указанного пособия. При необходимости дополнительные отчетные данные представляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. 
 
Средства на реализацию полномочия по назначению и выплате единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. 
 
В случае использования данных средств не по целевому назначению федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, вправе осуществить взыскание указанных средств в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 
 
Контроль за расходованием указанных средств осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, и уполномоченными им органами, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования и науки. 
 
Федеральный закон N 81-ФЗ определяет цели, на достижение которых направлен данный Закон, - установление для проживающих в России граждан России, иностранцев, лиц без гражданства, иных лиц, имеющих детей, единой системы государственных пособий и обеспечение при помощи этой системы гарантированной государством материальной поддержки материнства, отцовства и детства. Как отметил Конституционный Суд России в Определении от 8 июня 2000 г. N 134-О, таким образом, государство приняло на себя обязанность выплачивать пособия на детей без всяких изъятий, что согласуется с целями социального правового государства, провозглашенными в ст. ст. 1, 2 и 7 Конституции РФ, а также с конституционными положениями о том, что каждый гражданин России обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ (часть 2 статьи 6); все равны перед законом и судом (часть 1 статьи 19); материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1 статья 38); каждому гарантируется социальное обеспечение, в т.ч. для воспитания детей, на условиях, установленных законом (части 1 и 2 статья 39). 
 
Как указал Конституционный Суд России в данном Определении, признавая необходимость государственной поддержки материнства и детства, Конституция РФ тем самым предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь и выполнение ими социальных функций, связанных, в частности, с материнством и детством. Вместе с тем закрепление в Конституции РФ обязанности государства по защите материнства и детства, семьи не подразумевает право этих граждан на получение определенных денежных сумм. Вопрос о конкретных размерах пособий и других выплат, вытекающих из конституционного права на социальное обеспечение, решается, как следует из ст. ст. 39 (ч. 2), 71 (п. п. "в", "е"), 72 (пункты "б", "ж" ч. 1) и 76 (ч.ч. 1 и 2), законодателем. Исполнительная же власть в лице Правительства РФ обеспечивает проведение в России единой государственной политики в области социально-экономического обеспечения (п. "в" ч. 1 ст. 114 Конституции РФ)1. При этом осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты материнства и детства должно согласовываться, в силу правовой позиции Конституционного Суда России, в т.ч. с имеющимися у него на данном этапе социально-экономического развития финансовыми и иными средствами и возможностями. 
 
Единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, установленная Федеральным законом о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства, испытав влияние старой советской системы, во многом реформирована, приняты новые законодательные акты, во исполнение Конституции РФ 1993 года, созданы новые институты, но во многом, созданная система неэффективна, должна дополняться другими средствами поощрения и стимулирования стабилизации демографической ситуации в Российской Федерации. 
 
 
Заключение 
 
 
Действующая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в совокупности с другими социальными гарантиями, в том числе выплатами социального характера, различного рода льготами семьям с детьми, налоговыми вычетами в связи с наличием детей, социальным обслуживанием семьи и детей формирует систему социальной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства и обеспечивает прямую материальную поддержку семьи в связи с рождением и воспитанием детей. По результатам проведенного анализа государственных пособий для граждан, имеющим детей мы пришли к следующим выводам. 
 
Статья 25 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. провозгласила положение о том, что "материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь". Право семьи, материнства и детства на защиту со стороны государства гарантируется Конституцией РФ (ст. 38). Данное конституционное право реализуется, в частности, через российскую систему государственных пособий семьям с детьми. 
 
Основным нормативным правовым актом, регулирующим отношения по предоставлению пособий семьям с детьми в связи с их рождением и воспитанием, является Федеральный закон от 19 мая 1995 г. "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". В 2006 - 2008 гг. в законодательство о пособиях были внесены значительные изменения в связи с принятием новых федеральных законов и подзаконных актов. 
 
Значительные изменения произошли в области начисления ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет в 2013 году. 
 
В 2013 году при расчете отпуска по беременности и родам, пособия по уходу за ребенком до 1.5 лет, других детских пособий, начисляемых ежемесячно, учитывается число фактически отработанных дней за два года, а не 730 дней, как было в 2012 году.  
 
Однако, несмотря на это, законодательство о государственных пособиях на детей в настоящее время остается в значительной степени пробельным и противоречивым. Сложившаяся система социальных пособий на детей не способна адекватно реагировать на складывающуюся экономическую ситуацию в стране вследствие наличия следующих наиболее бросающихся в глаза недостатков. 
 
Отсутствие в законодательстве определения понятия "семья с детьми", а также его узкое толкование (кровная семья, семья усыновителей) приводят к ограничению прав некоторых категорий граждан, фактически осуществляющих воспитание и содержание ребенка (в частности, опекунов, попечителей, приемных родителей, патронатных и фактических воспитателей), на получение тех или иных видов социальных пособий. 
 
Список использованных источников 
 

Информация о работе Государственные пособия