Государство: понятие и формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 17:15, реферат

Описание работы

Целью данной работы стало более углубленное изучение данного явления.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1.Рассмотреть понятие формы государства;
2.Изложить понятия форм правления, а так же соотнести монархическую и республиканскую формы правления;
3. Рассмотреть формы государственного устройства;
4. Охарактеризовать государственные режимы.

Содержание работы

Введение
1.Понятие формы государства
2.Форма правления: понятие и виды. Соотношение монархии и республики
3.Форма государственного устройства: понятие и виды
4.Государственный (политический) режим: общая характеристика
Заключение
Список использованой литературы

Файлы: 1 файл

реферат на тему Государство понятие и формы.doc

— 112.00 Кб (Скачать файл)

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ


ВЛАДИМИРСКИЙ  ИНСТИТУТ БИЗНЕСА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правоведение

 Реферат

Государство: понятие и формы

 

 

 

 

Выполнил:

Ф. И. О.

Гатаулина Татьяна Владимировна

Форма обучения

заочная

Направление

экономика

Профиль

Бухгалтерскийучет, анализ и аудит

Группа

ЗЭСи-13

Номер зачетной книжки

 

Вариант

2

   
 

Проверил:

Ф. И. О.

_________________

Степень, звание

_________________

Результат проверки

_________________

Дата проверки

_________________


 

 

ВЛАДИМИР 2013

 

 

Содержание

 

  

Введение

1.Понятие  формы государства 

2.Форма правления: понятие и  виды. Соотношение монархии и республики

3.Форма государственного устройства: понятие и виды

4.Государственный (политический) режим:  общая характеристика

Заключение

Список использованой литературы

 

                                             ВВЕДЕНИЕ

Государство - это организация суверенной политической власти, действующей в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующая право и специальный аппарат принуждения.

 Категория формы государства  показывает особенности внутренней  организации государства, порядок  образования и структуру органов  государственной власти, специфику  их территориальной обособленности, характер взаимоотношения друг  с другом и населением, а так же те методы, которые используются для ими для осуществления организующей и управленческой деятельности.

Исследование различных аспектов формы государственности имеет  важное теоретическое и практическое значение. Малейшие ошибки и просчеты в разрешении этих жизненных вопросов чреваты острыми политическими конфликтами, тяжелыми моральными и материальными потерями, а иногда даже человеческими жертвами.

Для изучения формы государства, раскрытие  ее роли в политических процессах  чрезвычайно важное значение приобретает подход  к форме как к организации содержания. Понятие “организация” предполагает выяснение своеобразия внутренних аспектов формы с точки зрения принципов объединения взаимодействующих элементов целого в системе, а также внешнего выражения этих принципов в деятельности, как элементов системы, так и всей системы в целом (по отношению к другим системам), поэтому целью данной работы стало более углубленное изучение данного явления.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1.Рассмотреть понятие формы государства;

2.Изложить понятия форм правления,  а так же  соотнести монархическую  и республиканскую формы правления;

3. Рассмотреть формы государственного  устройства;

4. Охарактеризовать государственные  режимы.

Исходя из цели и поставленных задач, структура работы состоит из введения, четырех вопросов, заключения и списка использованных источников литературы.

 

 

 

1.ПОНЯТИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА.

 

Для рассмотрения формы государства  следует обратить внимание на следующие  аспекты.

Во - первых, форма в связи с сущностью государства как общественного явления. В данном аспекте под формой государства понимается специфический способ выражения сущности, система органов, “машина”,  посредством которой осуществляется классовое господство в противоположность неклассовым, неполитическим, негосударственным способам. Существование государственной власти находит свое отражение в ее органах, армии, администрации, судьях и других учреждениях, которые составляют специфическую и постоянную  форму бытия государства.

Во-вторых, форма в ее непосредственной связи явлением (как обнаружение  сущности  проявление ее вовне). В  соотношении “форма-явление”  выступает  внешняя форма государства, т.е. проявление вовне определенной  его организации (устройства). Различают организацию верховных органов власти (монархию, республику), взаимоотношение органов классовой власти с населением, территориальную структуру  государственной власти.

В третьих, форма в соотношении  форма - содержание выступает внутренняя форма государства как форма вполне определенного, данного классового содержания. “Форма-содержание” государства зиждется на соответствующих принципах организации властвования, в которых выражается специфика классового господства определенного типа на определенных этапах его развития.  Эти принципы неповторимы, они коренятся в социально-экономической системе. Вместе с ликвидацией экономического и политического господства исторически определенных классов ликвидируются и соответствующие принципы организации государственной власти. В аспекте “форма-содержание” выражается также и политический режим как внутренняя форма государства, охватывающая главным образом две стороны: механизм государства (внутренняя структура власти, связь элементов власти в данной государственной системе) и функции государства (методы и формы осуществления функций данной государственной власти).

“Форма - содержание” индивидуализирует  каждое конкретное государство, которое  существует в пространстве и времени  в единстве содержания  и формы. Внутренняя форма всегда содержательна, она сама есть момент содержания государства и как таковая непосредственно и органически связана с сущностью государства в данном историческом этапе его развития. Внутренняя форма по отношению к внешней форме государства выступает как определяющая специфику ее содержания, т.е. играет  роль взаимосвязи сущности, содержания и формы государства.

“Форма-содержание” имеет общее  с чисто внешней формой-явлением”: она изменчива, текуча, соответствует  изменяющемуся непрерывно содержанию государства. Поэтому в рамках исторических типов государства возможны вариации внутренней формы сообразно объективным условиям господства исторически определенных классов. Кроме того, политический режим, как внутренняя форма государства, имеет внешнюю оболочку, которая может рассматриваться в качестве внешней формы.

Серьезное влияние на форму государства  оказывает культурный уровень народа, его исторические традиции, характер религиозных мировоззрений, национальные особенности, природные условия  проживания и другие факторы. Специфику формы государства определяет также характер взаимоотношений государства и его органов с негосударственными организациями партиями, профсоюзами, общественными движениями, церковью и другими организациями.

В юридической науке форма государства  анализируется по преимуществу  как внешняя форма сущности, содержания и явления государства. Под формой государства понимается обычно его организация, выступающая в единстве формы правления, формы государственного устройства и политического режима, т.е. соответственно основным, узловым моментам этой организации.

Таким образом, можно дать следующее  краткое определение формы государства:

Форма государства - сложное общественное явление, которое включает в себя три взаимосвязанных элемента: форму  правления, форму государственного устройства и форму государственного режима.

В различных странах государственные  формы имеют свои особенности, характерные  признаки, которые по мере общественного  развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем форма существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение  каждому элементу формы государства1.          

 

2.ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ: ПОНЯТИЕ  И ВИДЫ. СООТНОШЕНИЕ МОНАРХИИ  И РЕСПУБЛИКИ.

 

Форма правления - организация государственной власти, системы высших органов, порядок их образования, взаимоотношение между собой и гражданами.

Форма государственного правления  дает возможность уяснить:

* как создаются высшие органы  государства, и каково их строение;

*как строятся взаимоотношения  между высшими и другими государственными  органами 

*  как строятся взаимоотношения  между верховной государственной  властью и населением страны;

* в какой мере организация  высших органов государства позволяет  обеспечивать права и свободы гражданина.

По указанным признакам формы  государственного правления подразделяются:

А) монархические (единоличные, наследственные)

В) республиканские (коллегиальные, выборные)

Монархия  

  Монархия - персональное единовластие. Имеет формы: абсолютную, ограниченную и конституционную.

      Основными признаками классической монархической формы управления являются:

- существование единоличного  главы государства;

- обладание монархом  всей полнотой власти;

- наследственный порядок  передачи власти;

- бессрочное правление  монарха;

- юридическая безответственность  монарха.

 

Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала  основной формой государственного правления. В буржуазном же обществе сохранились  лишь традиционные, в основном формальные черты монархического управления.

В свою очередь монархия делится:

а) абсолютную

в) ограниченную (парламентскую)

с) дуалистическую

d) теократическую                                                                                                                                               

парламентскую

Абсолютная монархия - такая форма  правления, при которой верховная  государственная власть по закону всецело  принадлежит одному лицу.

К наиболее существенным чертам абсолютной монархии относятся ликвидация или полный упадок представительных сословных учреждений, юридически неограниченная власть монарха, наличие в его непосредственном подчинении и распоряжении постоянной армии, полиции и развитого бюрократического аппарата.

Конституционная монархия - представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не в праве изменить конституцию.

Как форма правления, конституционная  монархия возникает в период становления  буржуазного общества. Формально  она не  утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии и  до настоящего времени (Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция и др.).

Конституционная монархия характеризуется следующими основными признаками:

* правительство формируется из  представителей определенной партии (или партий), получивших большинство  голосов на выборах в парламент;

* лидер партии, обладающий наибольшим  числом депутатских мест, становится главой государства;

* в законодательной, исполнительной  и судебной системах власть  монарха фактически отсутствует,  она является символической;

* законодательные акты принимаются  парламентом и формально подписываются  монархом;

* правительство согласно конституции несет ответственность не  перед монархом, а перед парламентом.

Примерами такой монархии можно  считать - Великобританию, Бельгию, Данию  и др.

При дуалистической монархии  государственная  власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом. Правительство в дуалистических монархиях формируется независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним. Монарх при этом выражает преимущественно интересы феодалов, а парламент представляет буржуазию и другие слои населения. Подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии (1871 - 1918 гг.), сейчас в Марокко.

В некоторых государствах монарх возглавляет  не только светское, но и религиозное управление страной. Такие монархи носят название теократические (Саудовская Аравия).

Такова  краткая характеристика основных разновидностей монархической формы государственного правления.

Республика

Республика - это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

Насчитывается несколько основных разновидностей республиканского правления. В свою очередь они делятся по форме  государственного устройства:

а) парламентарные

в) президентские 

Парламентская республика - разновидность современной  формы государственного правления, при которой верховная власть в организации государственной  жизни принадлежит парламенту.

В такой республике правительство  формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективу ответственность перед парламентом в своей деятельности. Оно остается до тех пор у власти, пока в парламенте они обладают большинством. В случае утраты доверия большинство членов парламента, правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов.

Как правило, глава государства в подобных республиках избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Назначение парламентом главы государства является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью. Процедура избрания главы государства в современных парламентарных республиках  неодинакова. Глава государства в парламентарной республике обладает полномочиями: обнародует законы, издает декреты, назначает главу правительства, является верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д.

Информация о работе Государство: понятие и формы