Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2015 в 12:34, реферат
В условиях стремительных изменений и экономических преобразований, происходящих в социальном пространстве России, проблема становления и развития гражданского общества является одной из наиболее актуальных в системе общественных наук. Интерес к этому предмету исследования обусловлен тем, что именно с развитием института гражданского общества связаны надежды на упрочение демократических основ нашей жизнедеятельности, установление принципиально новых отношений между обществом и государством, иного уровня взаимоотношений между различными стратами российского социума.
Введение………………………………………………………………………..3
1. Гражданское общество и его основные характеристики………………..4
2. Структура и функции гражданского общества……………………...…...5
3. Проблемы становления гражданского общества в России…………...…8
3.1 Особенности становления гражданского общества в России……….....8
4. Современное состояние гражданского общества в России……………...16
Заключение…………………………………………………………………......17
Список используемых источников……………………………………....……
По мнению Дженса Сигерта, в развитии российского гражданского общества можно выделить начальную фазу, последующие четыре фазы становления и интерим. Рассматривая при этом неправительственные организации (НПО), которые по мнению автора наглядно демонстрируют стадии развития гражданского общества в целом .
Все теории о гражданском обществе исходят из того, что истинная, действенная демократия нуждается в полноценном гражданском обществе. Это одновременно и нормативная гипотеза, и эмпирическое наблюдение. Формально негосударственные организации существовали и в Советском Союзе, но они не были независимы от государства. Имело место лишь внешнее сходство, подобные организации не выполняли и не могли выполнять выше указанные функции. Гражданская, или скорее социальная активность строго контролировалась советским государством. В середине 1960-х годов прошлого века появились диссиденты - предшественники нынешних гражданских активистов. Сперва медленно, потом всё стремительнее советское общество при Горбачёве как бы взрывалось. Появилось огромное количество не контролируемых и не созданных государством объединений. Уже осенью 1990 г. газета «Правда» насчитывала более 11 000 независимых от государства организаций.
Еще до распада СССР многие гражданские активисты выполняли посреднические функции между государством и обществом. Многие активисты на выборах 1989 г. даже были избраны депутатами Верховного Совета или получили должности в правительстве. Многочисленная группа первых неполитических организаций поддержала Бориса Ельцина, «поставив», таким образом, на демократически ориентированную часть советской номенклатуры. Но этот союз оказался очень непрочным. Практически ему положили конец три события: конституционное противостояние осенью 1993 г., первая чеченская война и президентские выборы 1996 г. (выборы на короткое время сплотили указанные силы, но впоследствии разобщили их окончательно). По сравнению с политикой в деятельности НПО зазор между нравственным императивом и противостоящими ему компромиссами в духе реальной политики значительно меньше. Влияние НПО основывается не на должностях, за которыми стоит государственная власть, а преимущественно на доброй репутации в широких кругах общественности, на доверии, которым они пользуются, то есть на том, что очень трудно приобрести и так легко потерять. До самого конца президентства Ельцина отношения между государством и НПО были отмечены взаимным игнорированием.
До вступления Владимира Путина в должность президента российским НПО по большей части удалось избавиться от государственного давления. Пожалуй, их влияние на государство было даже больше, нежели наоборот. Путин немедленно попытался систематически подчинить Кремлю сегменты российской политической общественности, которые прежде функционировали хоть и не вполне автономно, но контролировались различными силовыми центрами. В стороне от этого процесса не остались и акторы гражданского общества. Сразу же после вступления Путина в должность была предпринята первая попытка включить НПО в силовую схему. Речь идет о проведении в Москве осенью 2001 г. Гражданского форума. Многочисленные НПО, преимущественно из Москвы и Санкт-Петербурга, в ответ на это создали региональные и надрегиональные коалиции НПО. Несмотря на многие свои недостатки, несмотря на то, что российское гражданское общество не пустило глубоких корней в населении и в общественном сознании, оно проявило немалую способность к сопротивлению. На то есть четыре причины:
1. Усиливающийся контроль за происходящим в политике и подчинение СМИ привели к тому, что в Кремле возникла нехватка информации о положении в стране. Коалиции НПО стали довольно эффективным информационным каналом, не составив политическую альтернативу власти и тем самым не превратившись в угрозу.
2. Модернизация страны как основание чаемого «возрождения» российского государства в качестве великой державы должна происходить не в виртуальном, а исключительно в реальном пространстве. НПО обладали и обладают компетентностью в тех областях, из которых вышло старое, советское государство и до которых не добралось, или пока не добралось новое, российское. Таким образом, и с этой точки зрения сотрудничество государства с НПО обещало быть успешным и относительно безопасным.
Серьёзные проблемы современного российского социума, возникающие на путях становления гражданского общества, подчёркивают практически все отечественные учёные, в частности О.А. Митрошенков.
Во-первых, разделение российского социума и населения по различным линиям: бедные и богатые; центр и регионы; столица и провинция; элиты и народ; чиновники и все остальные.
Во-вторых, отсутствие объединяющих ценностей, таких как: доверие, солидарность, согласие по базовым основаниям общества, уважение к жизни, личности и достоинству человека.
В-третьих, практическая бессубъектность российского социума, когда под субъектом общества понимается социальная единица, способная постоянно принимать и реализовывать значимые в масштабах общества, самостоятельные и ответственные решения и действия. У нас есть акторы, действующие лица, статисты, даже личности, но субъектов, кроме Президента и его администрации, нет: все остальные лишь реализуют его волю и ничего не решают. Бессубъектность общества противоречит и демократии, и рыночной экономике, и гражданскому обществу.
В-четвёртых, отсутствие многочисленного среднего класса. В разрозненном обществе государство претерпевает опасные трансформации, становясь корпоративистским, оно преследует собственные цели и интересы, отличные от целей и интересов общества.
В-пятых, ведущим субъектом корпоративистского государства становится бюрократия и сопутствующие ей теневые отношения, клиентилизм, коррупция, взаимные обязательства.
В-шестых, низкий уровень доверия населения к политикам, вынужденность приспособления к действиям властей, скепсис в отношении возможности влиять на их решения.
Можно и необходимо добавить следующие проблемы:
наличие устойчивых стереотипов массового политического сознания, системы ценностей, сформированных тоталитарным режимом. Такие ценности, как частная собственность, неравенство, конкуренция, всё ещё порождают психологический дискомфорт у части населения;
противоречие между необходимостью формирования гражданского общества и стабильным функционированием государства как правового;
отсутствие полноценной социальной и экономической базы гражданского общества - правового оформления института частной собственности и введения политического плюрализма недостаточно;
радикальная трансформация прежней социальной структуры;
криминализация экономики и, частично, органов государственной власти;
отсутствие сосредоточенности российского бизнеса, по образу и подобию западного предпринимательства, на производстве не только прибыльной продукции и услуг, но и социально значимой, причём последнее должно органично сочетаться с его социальной ответственностью;
противоречивый характер процесса российской модернизации;
отсутствие у населения адекватного понимания социально-экономических и политических процессов, низкий уровень процессов рефлексии в обществе;
распространение среди части населения неконструктивных форм активности и самовыражения;
терроризм;
гражданская апатия населения;
отсутствие политической культуры гражданственности у значительной части общества.
Согласно «Докладу о состоянии гражданского общества в Российской Федерации», подготовленному общественной палатой в 2009 г. общая численность некоммерческих организаций (кроме бюджетных НКО, учрежденных органами государственной и муниципальной власти) в Российской Федерации на 1 января 2009 г. составляла 669,9 тыс. Примерно половина от общего числа зарегистрированных организаций третьего сектора приходится на учреждения, общественные и религиозные организации (объединения) - 36% и 22% соответственно от общей численности НКО.
Рис. 1. Распределение некоммерческих организаций
По данным Росстата общая численность некоммерческих организаций (кроме бюджетных НКО) в Российской Федерации за период с 1 января 2008 года по 1 января 2009 года увеличилась с 655,4 тыс. до 669,9 тыс., или на 2 %. Рост общей численности был достигнут за счет активного увеличения числа НКО некоторых организационно-правовых форм, в то время как число НКО, имеющих другие организационно-правовые формы, продолжало сокращаться.
Проблемы становления и развития гражданского общества в России относятся к числу актуальных. Не смотря на скептицизм некоторых ученых и политиков, утверждающих, что гражданского общества в России нет и быть не может, имеются определенные перспективы и положительная динамика его формирования. Становление гражданского общества - сложный социальный процесс, в котором одновременно цивилизуются и гражданин, и гражданские отношения между членами общества, и само общество, и государство, и отношения между ними, индивидом и обществом. Условием такого развития является равновесие всех составляющих гражданское общество - человека, общества, бизнеса и государства.
Существует ряд проблем и возможных способов их решения, которые были рассмотрены в реферате. Круг проблем довольно широк - развитие частной собственности, рыночных отношений на уровне макроэкономики, правового государства, плюрализма идеологий, толерантности людей с разными культурными и политическими установками, их умение договариваться. Самое важное, это заниматься активно проблемами гражданского общества и рассматривать процесс создания основ гражданского общества в современной России в контексте формирования гражданской политической культуры, становления гражданского самосознания и укрепления в массовом сознании гражданских ценностей общественной солидарности.
1. Абакумов С.А. Авторская серия «На пути к гражданскому обществу». Гражданского общество в России (от древней Руси до наших дней) - М.: «Имидж-Пресс», 2004.
2.Арато А. Концепция гражданского общества. Восхождение, упадок, воссоздание // Полис, 1995, № 3.
3. Вайнштейн Г. Формирование гражданского общества в России // МЭиМО, 1998, № 5.
4. Володин Л.Г. Гражданское общество и модернизация в России // Полис, 2000, № 3.
5. Гражданское общество: теория, история, современность. М., 1999.
6.Грунт З.А. и др. Российская повседневность и политическая культура: проблемы обновления // Полис, 1996, № 4.
8. Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации. - М.: Общественная палата Российской Федерации, 2008.
7. Кравченко В.И. Основы политологии: учебное пособие. СПБГУАП, 2001.
8. Левин И.Б. Гражданское общество на Западе и в России // Полис, 1996, № 5.
9. Мамут Л.С. Гражданское общество и государство: проблема соотношения // Общественные науки и современность, 2002, № 5
10. Мотрошилова Н.В. О современном понятии гражданского общества // Вопросы философии, 2009, № 5
11. Хорос В. Гражданское общество: общие подходы // МЭиМО, 1996, № 1.
12. Чуланов Ю.Г. Политология: Учебник. - СПб.: Изд. дом «Бизнес-пресса», 2001.
Информация о работе Гражданское общество – социальная основа политической власти