Характеристика девиантного (отклоняющегося) поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2012 в 13:51, контрольная работа

Описание работы

Девиантное поведение (в широком смысле) - это система преднамеренных непосредственных или опосредованных действий, противоречащих принятым в обществе правовым, нравственным нормам и нормам психического здоровья. Синонимами девиантного поведения являются отклоняющееся, нарушенное, социально-нежелательное, ненормативное поведение.

Файлы: 1 файл

ДКР Основы социологии и политологии.docx

— 31.23 Кб (Скачать файл)

      15)  Характеристика девиантного  (отклоняющегося) поведения. 

 

         Девиантное поведение (в широком смысле) - это система преднамеренных непосредственных или опосредованных действий, противоречащих принятым в обществе правовым, нравственным нормам и нормам психического здоровья. Синонимами девиантного поведения являются отклоняющееся, нарушенное, социально-нежелательное, ненормативное поведение.

В мировой научной литературе существуют несколько подходов к  определению феномена «девиантное  поведение». Общим в них является то, что для совершения поступка, отклоняющегося от нормы, необходимы следующие  компоненты:

- сам человек, которому  свойственно совершение девиантного  поступка;

- норма , которая нарушается, и это нарушение придает поведению  индивида характер девиантного;

- конкретный другой человек,  группа или организация, чьи  ожидания были нарушены, и это  вызвало реакцию на поведение  нарушителя принятой нормы;

Девиантом, прежде всего, считается  тот, чье поведение отличается от норм, принятых в его микросоциуме, а также тот, кто проявляет  поведенческую ригидность, не способен адаптироваться к новым этнокультурным условиям.

Оценка любого поведения  всегда предполагает его сравнение  с какой-то нормой.

«Норма» - предписание, образец  поведения или действия, мера заключения о чем-либо и мера оценки.

             В.Д. Менделевич отмечает, что  девиация - это граница между нормой  и патологией, крайний вариант  нормы. Потому для определения  девиантности необходимо опираться  на знание нормы. В психологии  норма рассматривается в качестве  эталона поведения. Следование  личности принятым в конкретное  время в данном сообществе  нравственным требованиям можно рассматривать как эталон, нарушение которого и сигнализирует о девиантности поведения человека.

Многочисленные  попытки исследователей систематизировать  поведенческие отклонения пока еще  не привели к созданию единой классификации. Трудности можно объяснить несколькими  обстоятельствами. Основная причина  заключается в междисциплинарном  характере проблемы поведенческих  девиаций. Поскольку термин «девиантное (отклоняющееся) поведение» используется в разных науках в различных значениях, постольку существуют и многообразные  классификации поведенческих отклонений.

Среди других причин, объясняющих существование  проблемы, можно назвать чрезвычайное многообразие форм человеческого поведения  и неопределенность самого понятия  «норма». Все это существенно  затрудняет как выделение общих  критериев, так и создание единой классификации различных видов  отклоняющегося поведения.

            Согласно классификации Е.В. Змановской, существуют 3 типа отклоняющегося  поведения:

- антисоциальное ( или делинквентное  ) поведение;

- асоциальное ( или аморальное ) поведение;

- аутодеструктивное ( или  саморазрушающее ) поведение; 

 

Делинквентное поведение  – это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному  порядку и благополучию общества. Включает в себя любые действия или  бездействия, запрещенные законом.

           Делинквентное поведение возникает:

- как следствие  недостаточного надзора; 

- в целях  развлечения; 

- как реакция  протеста на чрезмерные требования  в семье; 

- как реакция  на недостаточное внимание со  стороны близких; 

- как реакция  тревоги и страха на наказания; 

- вследствие  фантазерства и мечтательности;

- чтобы избавиться  от опеки родителей или воспитателей;

- как следствие  жестокого обращения со стороны  товарищей; 

- как немотивированная  тяга к перемене обстановки, которой  предшествует скука, тоска;

 

Аморальное  поведение – это поведение, противоречащее выполнению морально-нравственных норм и угрожающее благополучию межличностныж  отношений. Проявляется в основном в форме агрессивного поведения, злословия, лживости, а также, в стремлении принадлежать к определенной субкультурной  организации.

Причинами аморального  поведения могут быть неблагоприятные  семейные, социальные условия, массовая культура с ее насилием и жестокостью, и, наконец, пробелы школьного воспитания.

Факторами аморального  поведения могут служить: стремление самоутвердиться за счет более слабых сверстников или даже взрослых людей  путем их устрашения или с помощью  насилия.

 

Аутодеструктивное поведение – это поведение, отклоняющееся  от медицинских и психологических  норм и угрожающее целостности личности. Проявляется в различных формах: аддиктивное, суицидальное, виктимное, аутическое, а также, экстремальное  поведение.

Аутодеструктивное поведение в виде самоповреждений  характерно для людей, стремящихся  преодолеть состояние дискомфорта, возбужденности, взволнованности, возникающих  вследствие различных социальных и  психологических причин.

В развитии аутодеструктивного поведения большую  роль играют личностные особенности: с  одной стороны, они являются психологическим  фоном, на котором развиваются данные формы поведения, а с другой - происходит их значительное изменение при аутодеструктивном  поведении.

Саморазрушающее поведение часто встречается  в возрастных группах, характеризующихся  максимальной активностью в трудовом, творческом, социальном и биологическом  аспектах, т.е. среди подростков и  молодежи. Такое поведение часто  ведет к снижению трудоспособности, повышению уровня инвалидности и  смертности, к ущербу здоровья общества, его экономике и общественному  правопорядку.

 

В социологии девиантного поведения выделяются несколько направлений, объясняющих  причины возникновения отклонений в поведении. Так, согласно одному из направлений, причиной отклоняющегося поведения является несогласованность  между целями, выдвигаемыми обществом, и средствами, которые оно предлагает для их достижения. В данном направлении  ученые объясняют причины девиантного  поведения с помощью понятия  аномии (состояние конфронтации индивида с обществом). Они считают, что  люди начинают приспосабливаться к  состоянию аномии разными индивидуальными  способами: либо конформизмом, либо различными видами отклоняющегося поведения, в  которых отвергаются или цели, или средства или то и другое вместе

Девиантное поведение  – это поведение человека, отклоняющееся  от социальной нормы. Отклоняющимся  от нормы поведение можно назвать  если поведение не соответствует  принятым на определенной территории в определенный отрезок времени  нормам. Девиантное поведение тесно  связано с психологическими особенностями  личности, с ее внутренними конфликтами и переживаниями. Чаще всего такое поведение возникает вследствие отклоняющегося процесса социализации. В процессе социализации у человека должно происходить осознание своей ответственности за преодоление социальных и моральных норм. При нарушенном процессе социализации нормы, правила и предписания воспинимаютмя неверно или неточно и, следовательно, не выполняются.

Отклоняющееся поведение  тесно связано с понятием «норма». Так как понятие нормы трактуется в разных отраслях психологии по-разному, то и понятие девиантного поведение  тоже носит характер относительности. Оно зависит от национальности, временной  эпохи, нравов и обычаев общества, в котором человек находится.

 

 

 

 

     42) Сущность, функции и структура политической  коммуникации.

 

Политика  не существует вне человеческой деятельности, различных способов взаимодействия ее носителей, вне коммуникационных процессов, связывающих, направляющих и инновациирующих общественно-политическую жизнь. Политическая коммуникация выступает  своеобразным социально-информационным полем политики. Ее роль в политической жизни общества сопоставима, по образному  сравнению французского политолога Ж.-М. Коттрэ, со значением кровообращения для организма человека.

Политическая коммуникация представляет собой совокупность процессов информационного  обмена, передачи политической информации, структурирующих политическую деятельность и придающих ей новое значение.

Контроль и распространение  сведений политического характера - важный элемент в определении  типа политических режимов: при авторитаризме  информационные процессы берутся под  строгий контроль, тогда как демократический  режим предполагает, что политическая информация широко распространяется между  различными членами общества. В основе идеальной, подлинно демократической  модели политической коммуникации лежит  диалог между “управляющими” и  “управляемыми”, предполагающий равноправный обмен точными, полными, завершенными и проверяемыми сведениями о политических явлениях и процессах, сопрягаемыми с основными цивилизационно-культурными  ценностями данного общества, фундаментальными правами и свободами личности. Особое значение при этом имеют свобода  политических, религиозных и иных убеждений, свобода совести, свобода  слова и печати, митингов и собраний, свобода объединений, а также  право беспрепятственно придерживаться и свободно выражать свое мнение, свободно искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи независимо от государственных границ, если они  не противоречат гуманистическим принципам. Интеллектуальная свобода, наличие  просвещенного общественного мнения, демократическая политическая культура, свобода средств массовой информации от властных структур - важные предпосылки  оптимального развития политической коммуникации, устойчивого социального процесса. В этом смысле теория политической коммуникации должна все в большей  степени выступать, как наука  и искусство достижения гармонии, координации интересов общества, его групп и индивидов посредством  взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности, уважении коренных интересов человека. Ценностные качества политической коммуникации сегодня, конечно же, ранжируются и политически переосмысливаются правящими элитами и бюрократией в собственных интересах, однако они во многом определяются состоянием и уровнем развития общей и политической культуры данного общества. Политическая коммуникация, выступая способом, средством существования и передачи политической культуры, в свою очередь, сама опосредуется культурными нормами и ценностями.

               Основные функции политической коммуникации:

- распространение знаний о ценностях политики и образцах политической культуры;

- политическое информирование общества;

- интеграция общества и регулирование политических отношений;

- формирование общественного мнения о политически процессах.

 

1) Коммуникация формирует определенные связи и отношения субъектов политики.

2) Институты-коммуникаторы производят информацию, кодируют и передают ее потребителям, изучают общественное мнение о воздействии и качестве информации.

3) Средства коммуникации - это СМИ, технико-информационные системы (центры, банки данных, сети и технологии передачи информации), информационные агентства, пресс-центры.

4) Типы, методы и формы политической коммуникации - рациональная и спонтанная коммуникация, неформальные контакты, общение граждан с представителями политических институтов, журналистами, коммуникация в ходе выборов, референдумов, демонстраций и других политических акций.

5) Содержание коммуникации оказывает воздействие на мотивацию поведения субъектов политики, формирование общественного мнения; его социально-политические последствия могут быть позитивными и негативными. Сущность политической коммуникации заключается в целенаправленных контактах между людьми посредством обмена информацией и духовного общения в политическом процессе.

 

 

    55) Какое значение имеет политология для Вас как гражданина Республики Беларусь?

Осмыслите предложенные варианты ответов и аргументируйте свой ответ:

1) позволяет глубже осознать личные интересы;

2) помогает определить гражданскую позицию в условиях политического плюрализма;

3) способствует уяснению политических прав и обязанностей;

4) вооружает знаниями о политике и технологиях политической деятельности;

5) формирует демократическое мировоззрение;

6) стимулирует свободное самоопределение в политической среде;

7) обогащает новыми знаниями о человеке и обществе;

8) учит правильно оценивать политическую ситуацию в стране, сознательно участвовать в управлении государством и обществом;

9) все ответы верны.

 

Политология имеет огромное значение в современном динамичном социуме её изучение необходимо всем гражданам демократического государства. Чтобы узнать его основные политические механизмы и уметь влиять на них в

своих интересах. Политология поможет обрести более устойчивые политические ориентиры. Массовая политическая неграмотность в таких условиях может привести к экстремизму в политических суждениях и политическом поведении, а от него – к дестабилизации политической обстановки и торможению демократических процессов.

Особенно  актуально политическое образование  студентов, кото-

рые в скором времени будут сталкиваться с  политикой не только в

качестве  граждан своей страны, но и специалистов в областях эконо-

мики, юриспруденции производственного и коммерческого бизнеса,

бюджетной сферы; многим из них придется принимать ответственные

решения в  сложных и динамично развивающихся  политических ситу-

ациях. Конечно, изучение политологии автоматически не обеспечит

доступ к  вершинам власти, но знание предмета поможет, формирова-

нию политического  мышления, политического поведения, высокой по-

литической  культуры, социализации личности, неизмеримо расширит

политический  кругозор, приобщит к великому кладезю мировой по-

литической  мысли.

Являясь наукой о политике, политология изучает властные отно-

шения в обществе, деятельность политических институтов государства,

принципы  и нормы, обеспечивающие функционирование общества, а

также взаимоотношения  между обществом и государством, государ-

ством и гражданином.

 

 

 

11.03.2012.                                                       ______________/ Абросов. Ю. В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                             

                                  Список используемой литературы:

 

1. Ланцова Л.А. Социологическая теория девиантного поведения. / Л.А.     Ланцова, М.Ф. Шурупова – М.: Социально-полит. Журнал, №3, 1993.

2. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения / В.Д. Менделевич – М.: Речь, 2005.

3. Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения как социологическая теория / Я.И. Гилинский – М.: Социс, 1991.

4. Коэн А. Исследование проблем социальной дезорганизации и отклоняющегося поведения / А. Коэн – М.: Социология сегодня, 1965.

5.Змановская  Е.В. Девиантология / Е.В. Змановская  – М.: Академия, 2003.

6. Политология: Учебник / В. А. Бобков, И.Н. Браим, А. Н. Егоров и др.; Под ред. В. А. Бобкова и И. Н. Браима. – Мн.: Интерпрессервис, Экоперспектива, 2003. – 352 с.

7. Современная политическая экономия: Учеб. пособие / Т.И. Адамович, С. А. Бородич, П. С. Лемещенко и др.; Под общ. ред. П. С. Лемещенко. Мн.: Книжный Дом; Мисанта, 2005. – 472 с.

8. Бондарь П. И. Политология. Учеб. – метод. комплекс / П. И. Бондарь, Ю. П. Бондарь. – Мн.: «Аверсэв», 2003. – 463 с.

 

 

 

 

 

 

 

11.03.2012.                                                       ______________/ Абросов. Ю. В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Характеристика девиантного (отклоняющегося) поведения