Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2012 в 13:51, контрольная работа
Девиантное поведение (в широком смысле) - это система преднамеренных непосредственных или опосредованных действий, противоречащих принятым в обществе правовым, нравственным нормам и нормам психического здоровья. Синонимами девиантного поведения являются отклоняющееся, нарушенное, социально-нежелательное, ненормативное поведение.
15) Характеристика девиантного (отклоняющегося) поведения.
Девиантное поведение (в широком смысле) - это система преднамеренных непосредственных или опосредованных действий, противоречащих принятым в обществе правовым, нравственным нормам и нормам психического здоровья. Синонимами девиантного поведения являются отклоняющееся, нарушенное, социально-нежелательное, ненормативное поведение.
В мировой научной литературе существуют несколько подходов к определению феномена «девиантное поведение». Общим в них является то, что для совершения поступка, отклоняющегося от нормы, необходимы следующие компоненты:
- сам человек, которому
свойственно совершение
- норма , которая нарушается,
и это нарушение придает
- конкретный другой человек, группа или организация, чьи ожидания были нарушены, и это вызвало реакцию на поведение нарушителя принятой нормы;
Девиантом, прежде всего, считается тот, чье поведение отличается от норм, принятых в его микросоциуме, а также тот, кто проявляет поведенческую ригидность, не способен адаптироваться к новым этнокультурным условиям.
Оценка любого поведения всегда предполагает его сравнение с какой-то нормой.
«Норма» - предписание, образец поведения или действия, мера заключения о чем-либо и мера оценки.
В.Д. Менделевич отмечает, что
девиация - это граница между нормой
и патологией, крайний вариант
нормы. Потому для определения
девиантности необходимо
Многочисленные
попытки исследователей систематизировать
поведенческие отклонения пока еще
не привели к созданию единой классификации.
Трудности можно объяснить
Среди других причин, объясняющих существование проблемы, можно назвать чрезвычайное многообразие форм человеческого поведения и неопределенность самого понятия «норма». Все это существенно затрудняет как выделение общих критериев, так и создание единой классификации различных видов отклоняющегося поведения.
Согласно классификации Е.В.
- антисоциальное ( или делинквентное ) поведение;
- асоциальное ( или аморальное ) поведение;
- аутодеструктивное ( или саморазрушающее ) поведение;
Делинквентное поведение – это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию общества. Включает в себя любые действия или бездействия, запрещенные законом.
Делинквентное поведение возникает:
- как следствие недостаточного надзора;
- в целях развлечения;
- как реакция
протеста на чрезмерные
- как реакция на недостаточное внимание со стороны близких;
- как реакция
тревоги и страха на наказания;
- вследствие фантазерства и мечтательности;
- чтобы избавиться
от опеки родителей или
- как следствие
жестокого обращения со
- как немотивированная тяга к перемене обстановки, которой предшествует скука, тоска;
Аморальное поведение – это поведение, противоречащее выполнению морально-нравственных норм и угрожающее благополучию межличностныж отношений. Проявляется в основном в форме агрессивного поведения, злословия, лживости, а также, в стремлении принадлежать к определенной субкультурной организации.
Причинами аморального поведения могут быть неблагоприятные семейные, социальные условия, массовая культура с ее насилием и жестокостью, и, наконец, пробелы школьного воспитания.
Факторами аморального поведения могут служить: стремление самоутвердиться за счет более слабых сверстников или даже взрослых людей путем их устрашения или с помощью насилия.
Аутодеструктивное
поведение – это поведение, отклоняющееся
от медицинских и психологических
норм и угрожающее целостности личности.
Проявляется в различных
Аутодеструктивное поведение в виде самоповреждений характерно для людей, стремящихся преодолеть состояние дискомфорта, возбужденности, взволнованности, возникающих вследствие различных социальных и психологических причин.
В развитии
аутодеструктивного поведения большую
роль играют личностные особенности: с
одной стороны, они являются психологическим
фоном, на котором развиваются данные
формы поведения, а с другой - происходит
их значительное изменение при
Саморазрушающее поведение часто встречается в возрастных группах, характеризующихся максимальной активностью в трудовом, творческом, социальном и биологическом аспектах, т.е. среди подростков и молодежи. Такое поведение часто ведет к снижению трудоспособности, повышению уровня инвалидности и смертности, к ущербу здоровья общества, его экономике и общественному правопорядку.
В социологии
девиантного поведения
Девиантное поведение – это поведение человека, отклоняющееся от социальной нормы. Отклоняющимся от нормы поведение можно назвать если поведение не соответствует принятым на определенной территории в определенный отрезок времени нормам. Девиантное поведение тесно связано с психологическими особенностями личности, с ее внутренними конфликтами и переживаниями. Чаще всего такое поведение возникает вследствие отклоняющегося процесса социализации. В процессе социализации у человека должно происходить осознание своей ответственности за преодоление социальных и моральных норм. При нарушенном процессе социализации нормы, правила и предписания воспинимаютмя неверно или неточно и, следовательно, не выполняются.
Отклоняющееся поведение
тесно связано с понятием «норма».
Так как понятие нормы
42) Сущность,
функции и структура
Политика
не существует вне человеческой деятельности,
различных способов взаимодействия
ее носителей, вне коммуникационных
процессов, связывающих, направляющих
и инновациирующих общественно-
Политическая коммуникация представляет собой совокупность процессов информационного обмена, передачи политической информации, структурирующих политическую деятельность и придающих ей новое значение.
Контроль и распространение
сведений политического характера
- важный элемент в определении
типа политических режимов: при авторитаризме
информационные процессы берутся под
строгий контроль, тогда как демократический
режим предполагает, что политическая
информация широко распространяется между
различными членами общества. В основе
идеальной, подлинно демократической
модели политической коммуникации лежит
диалог между “управляющими” и
“управляемыми”, предполагающий равноправный
обмен точными, полными, завершенными
и проверяемыми сведениями о политических
явлениях и процессах, сопрягаемыми
с основными цивилизационно-
Основные функции политической коммуникации:
- распространение знаний о ценностях политики и образцах политической культуры;
- политическое информирование общества;
- интеграция общества и регулирование политических отношений;
- формирование общественного мнения о политически процессах.
1) Коммуникация формирует определенные связи и отношения субъектов политики.
2) Институты-коммуникаторы производят информацию, кодируют и передают ее потребителям, изучают общественное мнение о воздействии и качестве информации.
3) Средства коммуникации - это СМИ, технико-информационные системы (центры, банки данных, сети и технологии передачи информации), информационные агентства, пресс-центры.
4) Типы, методы и формы политической коммуникации - рациональная и спонтанная коммуникация, неформальные контакты, общение граждан с представителями политических институтов, журналистами, коммуникация в ходе выборов, референдумов, демонстраций и других политических акций.
5) Содержание коммуникации оказывает воздействие на мотивацию поведения субъектов политики, формирование общественного мнения; его социально-политические последствия могут быть позитивными и негативными. Сущность политической коммуникации заключается в целенаправленных контактах между людьми посредством обмена информацией и духовного общения в политическом процессе.
55) Какое значение имеет политология для Вас как гражданина Республики Беларусь?
Осмыслите предложенные варианты ответов и аргументируйте свой ответ:
1) позволяет глубже осознать личные интересы;
2) помогает определить гражданскую позицию в условиях политического плюрализма;
3) способствует уяснению политических прав и обязанностей;
4) вооружает знаниями о политике и технологиях политической деятельности;
5) формирует демократическое мировоззрение;
6) стимулирует свободное самоопределение в политической среде;
7) обогащает новыми знаниями о человеке и обществе;
8) учит правильно оценивать политическую ситуацию в стране, сознательно участвовать в управлении государством и обществом;
9) все ответы верны.
Политология имеет огромное значение в современном динамичном социуме её изучение необходимо всем гражданам демократического государства. Чтобы узнать его основные политические механизмы и уметь влиять на них в
своих интересах. Политология поможет обрести более устойчивые политические ориентиры. Массовая политическая неграмотность в таких условиях может привести к экстремизму в политических суждениях и политическом поведении, а от него – к дестабилизации политической обстановки и торможению демократических процессов.
Особенно актуально политическое образование студентов, кото-
рые в скором времени будут сталкиваться с политикой не только в
качестве граждан своей страны, но и специалистов в областях эконо-
мики, юриспруденции производственного и коммерческого бизнеса,
бюджетной сферы; многим из них придется принимать ответственные
решения в
сложных и динамично
ациях. Конечно, изучение политологии автоматически не обеспечит
доступ к вершинам власти, но знание предмета поможет, формирова-
нию политического мышления, политического поведения, высокой по-
литической культуры, социализации личности, неизмеримо расширит
политический кругозор, приобщит к великому кладезю мировой по-
литической мысли.
Являясь наукой о политике, политология изучает властные отно-
шения в обществе, деятельность политических институтов государства,
принципы и нормы, обеспечивающие функционирование общества, а
также взаимоотношения
между обществом и
ством и гражданином.
11.03.2012.
1. Ланцова Л.А. Социологическая теория девиантного поведения. / Л.А. Ланцова, М.Ф. Шурупова – М.: Социально-полит. Журнал, №3, 1993.
2. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения / В.Д. Менделевич – М.: Речь, 2005.
3. Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения как социологическая теория / Я.И. Гилинский – М.: Социс, 1991.
4. Коэн А. Исследование проблем социальной дезорганизации и отклоняющегося поведения / А. Коэн – М.: Социология сегодня, 1965.
5.Змановская Е.В. Девиантология / Е.В. Змановская – М.: Академия, 2003.
6. Политология: Учебник / В. А. Бобков, И.Н. Браим, А. Н. Егоров и др.; Под ред. В. А. Бобкова и И. Н. Браима. – Мн.: Интерпрессервис, Экоперспектива, 2003. – 352 с.
7. Современная политическая экономия: Учеб. пособие / Т.И. Адамович, С. А. Бородич, П. С. Лемещенко и др.; Под общ. ред. П. С. Лемещенко. Мн.: Книжный Дом; Мисанта, 2005. – 472 с.
8. Бондарь П. И. Политология. Учеб. – метод. комплекс / П. И. Бондарь, Ю. П. Бондарь. – Мн.: «Аверсэв», 2003. – 463 с.
11.03.2012.
Информация о работе Характеристика девиантного (отклоняющегося) поведения