Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 16:48, контрольная работа
Целью данной контрольной работы является: раскрытие содержания и сущности технологий социальной работы, определение их мест в системе социальных технологий, описание специфики, объекта и предмета воздействия, основных элементов и составных частей технологий социальной работы; классификация технологии социальной работы по степени общности и масштабам воздействия на социальные объекты различной степени сложности, раскрытие внутренней структуры каждого из выделенных классов.
Для достижения этой цели в работе поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятия социальные технологии.
2. Определить типологию социальных технологий.
ВВЕДЕНИЕ
3
1.
Технология как социальный феномен
4
1.1.
Социальные технологии: понятие и сущность
4
1.2.
Классификации социальных технологий
5
2.
Типы социальных технологий
7
2.1.
Универсальные социальные технологии
7
2.2.
Частные социальные технологии
11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
19
Российский государственный университет
Филиал в г. Чебоксары
Факультет социальной работы
Контрольная работа
Технология социальной работы
«Характеристика основных типов социальных технологий»
Тимофеева В.Т.
Чебоксары,2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ |
3 | |
1. |
Технология как социальный феномен |
4 |
1.1. |
Социальные технологии: понятие и сущность |
4 |
1.2. |
Классификации социальных технологий |
5 |
2. |
Типы социальных технологий |
7 |
2.1. |
Универсальные социальные технологии |
7 |
2.2. |
Частные социальные технологии |
11 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
18 | |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ |
19 |
ВВЕДЕНИЕ
В условиях современного
российского общества одной из актуальных
и значимых проблем является проблема
эффективной социальной защиты и
поддержки различных групп
Актуальность
обращения к данной теме обусловлена
тем, что на современном этапе
развития общества для более эффективной
социальной защиты и поддержки различных
групп населения возникает
Целью данной контрольной работы является: раскрытие содержания и сущности технологий социальной работы, определение их мест в системе социальных технологий, описание специфики, объекта и предмета воздействия, основных элементов и составных частей технологий социальной работы; классификация технологии социальной работы по степени общности и масштабам воздействия на социальные объекты различной степени сложности, раскрытие внутренней структуры каждого из выделенных классов.
Для достижения этой цели в работе поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятия социальные технологии.
2. Определить типологию социальных технологий.
1. Технология как
социальный феномен
Понятие "социальная технология" стало использоваться в науке только в 40-х гг. XX в. Основу данного понятия составляет термин "технология", но технология не в традиционном смысле, затрагивающие только материальное производство, а в более широком - затрагивающем и социальную сферу.
До сих пор в теории социологии не выработано единое понятие социальной технологии. Так, Курбатов В.И. и Курбатова О.В. определяют ее как упорядоченную во времени и пространстве последовательность процессов социальной деятельности, совокупность навыков, методов, приемов, направленных на достижение определенной цели, реализацию социального заказа; а также как разработку методов и методик результативного и рационального целенаправленного социального воздействия. В то же время Иванов В.Н. и Патрушев В.И. дают даже три определения понятию "социальная технология".
1. Специально организованная область знания о способах и процедурах оптимизации жизнедеятельности человека в условиях нарастающей взаимозависимости, динамики и обновления общественных процессов.
2. Способ осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией и выбор оптимальных средств, методов их выполнения.
3. Метод управления социальными процессами, обеспечивающий систему их воспроизводства в определенных параметрах - качество, свойство, объемы, целостности деятельности и т.п.
Можно утверждать, что для современного научного знания сущность технологии определяется через два основных понятия: операция и процедура, где операция - это конкретные действия, направленные на решение определённой задачи, а процедура - это набор определённых необходимых действий. Исходя из этого, можно предложить следующее определение понятия "технология" - это способ реализации людьми конкретного сложного процесса путём расчленения его на систему последовательных, взаимосвязанных процедур и операций, которые выполняются более или менее однозначно и имеют целью эффективное достижение поставленной цели.
Н.С. Данакин конкретизирует понимание социальных технологий как способа осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией и выбора оптимальных средств, методов их выполнения. Достоинством данного определения является, в частности, то, что оно может быть отнесено ко всем видам человеческой деятельности, в том числе, конечно же, к социальной работе как интегрированному, универсальному виду деятельности, направленной на удовлетворение социально-гарантированных и личностных интересов и потребностей людей, и прежде всего социально уязвимых групп.
Таким образом, понятие "социальная технология" в научной литературе используется в следующих основных значениях:
1. Совокупность способов, методов, средств, приемов организации человеческой деятельности с целью воздействия на социальные процессы и социальные системы.
2. Описание способов, методов, средств, приемов организации человеческой деятельности в методиках, которые включают в себя следующие разделы:
• цели, задачи и возможности метода;
• планируемое итоговое состояние социального субъекта;
• применяемые метод и приемы;
• способы, условия и последовательность их применения;
• необходимое время для осуществления данной технологии;
• квалификация работников;
• способы обучения приемам технологии.
3. Область знания, рассматривающая вопросы создания, использования, распространения соответствующих методов и процедур преобразовательной деятельности, т.е. являющаяся научной дисциплиной. Например, общественные науки связаны прежде всего с решением практических задач, обусловленных функционированием и совершенствованием социальных объектов, под которыми в данном случае понимаются не только группы, слои людей, отдельных индивидов, но и социальные явления и процессы.
4. Сама деятельность по целенаправленному преобразованию социальных субъектов. Оптимизация развития и функционирования объектов, субъектов, явлений, социальных процессов настоятельно требует использования технологического подхода к управлению социальной деятельностью, так как масштаб происходящих изменений, вовлечение людских, материальных, информационных и других ресурсов настолько велики, что спонтанность, стихийность такого движения, чрезмерное количество ошибок привели бы к неоправданной растрате сил и средств.
Поэтому формирование политики, определяемой современным обществом и проводимой современным государством, возможно только на основе технологизации, предусматривающей максимально эффективное и целесообразное использование ресурсов и средств.
1.2 Классификации
социальных технологий
Социальные
технологии весьма разнообразны, что
обусловлено многообразием
Классификация социальных технологий может быть осуществлена по различным основаниям: видам, уровням, сферам применения и т.д.
К числу наиболее значимых оснований относятся:
1. По масштабам решаемых социальных проблем:
· универсальные социальные технологии;
· частные социальные технологии.
К универсальным
технологиям можно отнести
2. По уровню социальной деятельности:
· глобальные социальные технологии, используемые в масштабах всего человечества;
· региональные социальные технологии, дающие эффект при решении
· проблем в условиях конкретного региона;
· национальные социальные технологии, основанные на особенностях национальных традиций, психологии менталитета и т.п.;
· государственные, позволяющие решать социальную проблему в пределах
· конкретного государства;
· муниципальные и пр.
3. По характеру решаемых задач:
· функциональные социальные технологии, предназначенные для обеспечения оптимального и результативного функционирования существующих социальных систем в различных сферах общественной жизни;
· инновационные социальные технологии, направленные на обеспечение оптимального перехода различных социальных систем в иное качество; - технологии разрешения социальных противоречий и конфликтов, позволяющие найти и реализовать наиболее оптимальные пути и методы решения подобных проблем.
4. По характеру воздействия на социальные процессы:
· формирующие социальные технологии, позволяющие создать новый социальный объект;
· стимулирующие социальные технологии, предметом воздействия которых являются отдельные стороны процесса функционирования данного объекта;
· сдерживающие социальные технологии, определённым образом регулирующие процесс функционирования социального объекта;
· разрушающие социальные технологии, результатом действия которых становится исчезновение социального объекта в целом или какой-либо его части.
5. По характеру и содержанию используемых средств:
· организационно-
· социально-правовые технологии;
· медико-социальные технологии;
· психологические технологии;
· педагогические технологии и т.п.
Интересным представляется выделение определённых типов социальных технологий по такому основанию как цели функционирования. В этом случае можно говорить о таких типах социальных технологий:
· социальные технологии, ориентированные на созидание;
· социальные технологии, ориентированные на изменение или исправление условий протекания процесса или квазитехнологии;
· социальные технологии, ориентированные на уничтожение, разрушение, исчезновение или антитехнологии.
Таким образом, социальные технологии - это неоднозначное и многообразное явление. Решение любой социальной проблемы подразумевает использование ряда технологий в их взаимосвязи и взаимозависимости.
2. Типы социальных
технологий
2.1 Универсальные социальные технологии
Социальная диагностика
Для успешного решения социальных проблем необходимо, чтобы своевременно и в полном объёме были замечены, осмыслены и осознаны как сами проблемы (их корни, содержание, перспективы и возможные последствия), так и возможные пути и способы их решения. Это возможно в том случае, если специалист (социальный работник) владеет навыками деятельности, которую можно определить как социальная диагностика.
Социальная диагностика - это выявление, обозначение и изучение причинно-следственных связей и взаимоотношений, порождающих комплекс социальных проблем различного уровня организации.
Успех деятельности социального работника во многом зависит от того, насколько точно и своевременно будут вскрыты им социальные проблемы клиента. Последовательная реализация основных стадий социальной диагностики основывается на строго определённых принципах, соблюдение которых гарантирует получение достоверных результатов и формирование реалистичной программы дальнейшей деятельности, как клиента, так и социального работника.
Информация о работе Характеристика основных типов социальных технологий