Хомский. Вклад в социолингвистику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 18:30, доклад

Описание работы

1950-е годы ознаменовались в США, как и в России, ростом интереса лингвистов к формальным задачам. С выходом в свет книги Н. Хомского «Синтаксические структуры» в 1957 году началась так называемая хомскианская революция в лингвистике, в основе которой лежал принцип формализации описания. Однако поскольку объект изучения лингвистики чрезвычайно сложен, для создания формальных правил описания языка лингвистам пришлось пойти на жертвы: реальный язык был «очищен» от конкретных коммуникантов, рассматривались лишь идеальные говорящий и слушающий; не учитывались никакие функции языка, кроме коммуникативной; лингвисты ограничились анализом языковых единиц не больше предложения; наконец, были введены понятия competence и performance.

Файлы: 1 файл

Khomsky.docx

— 33.53 Кб (Скачать файл)

Н. Хомский, вклад в лингвистику (Вахтин Н.Б., Головко Е.В. Социолингвистика и социологич языка: Учебное пособие. – СПб.: ИЦ «Гуманитарная академия»; Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2004. – С.25-26.):

1950-е годы ознаменовались  в США, как и в России, ростом  интереса лингвистов к формальным  задачам. С выходом в свет  книги Н. Хомского «Синтаксические структуры» в 1957 году началась так называемая хомскианская революция в лингвистике, в основе которой лежал принцип формализации описания. Однако поскольку объект изучения лингвистики чрезвычайно сложен, для создания формальных правил описания языка лингвистам пришлось пойти на жертвы: реальный язык был «очищен» от конкретных коммуникантов, рассматривались лишь идеальные говорящий и слушающий; не учитывались никакие функции языка, кроме коммуникативной; лингвисты ограничились анализом языковых единиц не больше предложения; наконец, были введены понятия competence и performance.

Основоположник современной  американской формальной лингвистики Н. Хомский отделил изучение системы языковых правил (competence) от изучения индивидуальных и социальных правил, определяющих контекстное использование языковых структур (performance) (1965). Competence относится к идеальному говорящему, идеальному единому языку, абстрагированному от контекстных ограничений; performance — к человеку во власти контекстных ограничений, т. е. всего того, что определяет конкретную форму его речи. Competence, по Хомскому, лежит в биологической сущности человека; в этом отношении люди не различаются. Performance, напротив, специфично для конкретной культуры, контролируется общественный и культурными ограничениями.

Существует несколько  вариантов перевода терминов competence и performance на русский язык: performance – исполнение; либо речевая деятельность; либо языкоупотребление; competence – вообще не переводят, пользуясь словом компетенция (хотя это не совсем точно).

Этот подход, т. е. господствующее в тот период понимание природы языкового competence, получил название, с легкой руки Хомского (1966), «картезианская лингвистика» (по имени Рене Декарта, 1596-1650) как индикатор того, что данная теория якобы опирается на Декарта — с его акцентом важности для сознания врожденных идей, с его аналитической, универсалистской, «механической» методологией.

 

Википедия, подзаголовок «Вклад в лингвистику»:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%BE%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%9D%D0%BE%D0%B0%D0%BC

Наиболее известная работа Хомского «Синтаксические структуры» (1957) оказала огромное влияние на развитие науки о языке во всём мире; многие говорят о «хомскианской революции» в лингвистике (смене научной парадигмы в терминах Куна). Восприятие тех или иных идей созданной Хомским теории порождающей грамматики (генеративизма) ощущается даже в тех направлениях лингвистики, которые не принимают её основных положений и выступают с резкой критикой данной теории.

Со временем теория Хомского эволюционировала (так что о его теориях можно  говорить и во множественном числе), но фундаментальное положение её, из которого, по мнению создателя, выводятся  все прочие — о врождённом характере способности говорить на языке — оставалось незыблемым. Оно впервые высказано в ранней работе Хомского «Логическая структура лингвистической теории» 1955 года (переиздана в 1975), в которой он ввёл понятие трансформационной грамматики. Теория рассматривает выражения (последовательности слов), соответствующие абстрактным «поверхностным структурам», которые, в свою очередь, соответствуют ещё более абстрактным «глубинным структурам». (В современных версиях теории различия между поверхностными и глубинными структурами во многом стёрлись.) Трансформационные правила вместе со структурными правилами и принципами описывают как создание, так и интерпретацию выражений. С помощью конечного набора грамматических правил и понятий люди могут создать неограниченное количество предложений, в том числе создавать предложения, никем ранее не высказанные. Способность таким образом структурировать наши выражения является врождённой частью генетической программы людей. Мы практически не осознаём эти структурные принципы, как не осознаём большинства других своих биологических икогнитивных особенностей.

Недавние версии теории Хомского (такие, как «Минималистская программа») содержат сильные утверждения об универсальной грамматике. Согласно его воззрениям, грамматические принципы, лежащие в основе языков, являются врождёнными и неизменными, а различия между языками мира могут быть объяснены в терминах параметрических установок мозга, которые можно сравнить с переключателями. Исходя из этой точки зрения, ребёнку для изучения языка необходимо только выучить лексические единицы (то есть слова) и морфемы, а также определить необходимые значения параметров, что делается на основе нескольких ключевых примеров.

Такой подход, по мысли Хомского, объясняет  удивительную скорость, с которой  дети изучают языки, схожие этапы  изучения языка ребёнком вне зависимости  от конкретного языка, а также  типы характерных ошибок, которые  делают дети, усваивающие родной язык, в то время как другие, казалось бы, логичные ошибки, не случаются. По мнению Хомского, невозникновение или возникновение таких ошибок свидетельствует об используемом методе: общем (врождённом) или зависящем от конкретного языка.

Идеи Хомского имели большое  влияние на учёных, исследующих процесс  усвоения языка детьми, хотя некоторые  из них с этими идеями и не согласны, следуяэмерджионистским или коннективистским теориям, которые основываются на попытках объяснения общих процессов обработки информации мозгом. Впрочем, практически все теории, объясняющие процесс усвоения языка, пока являются спорными, и проверка теорий Хомского (как и других теорий) продолжается.

 

Энциклопедия  Кругосвет. Ноам Хомский:

http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika/HOMSKI_NOAM.html?page=0,0

ХОМСКИЙ, НОАМ (Chomsky, Noam Avram), или Ноэм Чомски, американский лингвист и общественный деятель. Родился в Филадельфии 7 декабря 1928. Его отец, Уильям Хомский, эмигрировал из России в 1913 и к моменту рождения сына был уже авторитетным ученым-гебраистом; впоследствии автор ряда известных монографий по изучению, преподаванию и истории иврита. С 1945 Хомский изучал в Пенсильванском университете лингвистику, математику и философию, находясь при этом под сильным влиянием (не только научным, но и политическим) своего учителя Зелига Хэрриса; как и Хэррис, Хомский считал и считает свои политические взгляды близкими к анархизму.

Первая крупная  научная работа Хомского, магистерская диссертацияМорфонология современного иврита (1951), осталась неопубликованной. Докторскую степень Хомский получил в Пенсильванском университете в 1955, однако большая часть исследований, положенных в основу диссертации (полностью опубликованной только в 1975 под названиемЛогическая структура лингвистической теории) и его первой монографииСинтаксические структуры (Syntactic Structures, 1957, рус. пер. 1962), была выполнена в Гарвардском университете в 1951–1955. В том же 1955 ученый перешел в Массачусетский технологический институт, профессором которого он стал в 1962. Неоднократно читал лекции в крупнейших университетах США и других стран. Член Национальной академии наук США, Академии гуманитарных и точных наук, других научных ассоциаций, почетный доктор Чикагского, Пенсильванского и ряда других университетов, лауреат многих престижных научных премий.

Хомский – создатель  системы грамматического описания, известной как генеративная (порождающая) грамматика; соответствующее течение  лингвистической мысли часто  называется генеративизмом. Основы его были сформулированы Хомским в середине 1950-х годов; в настоящее время генеративизм прошел уже более чем сорокалетний путь развития, успев приобрести всемирную популярность, в значительной мере утратить эту популярность на рубеже 1960-х и 1970-х годов под влиянием критики со стороны представителей «порождающей семантики» и восстановить свои позиции в 1980-х и 1990-х годах (см. ЛАКОФФ, ДЖОРДЖ).

За время своего существования генеративизм прошел несколько этапов. Наиболее крупные из них следующие.

1. Стандартная теория, подэтапами развития которой являются:

Модель «Синтактических структур», называемая так по имени первой монографии Хомского, в которой было реализовано представление о языке как механизме порождения бесконечного множества предложений с помощью конечного набора грамматических средств, для чего он предложил понятия глубинной (скрытой от непосредственного восприятия и порождаемой системой рекурсивных, т.е. могущих применяться многократно, правил) и поверхностной (непосредственно воспринимаемой) грамматических структур, а также трансформаций, описывающих переход от глубинных структур к поверхностным. Считается, что одной глубинной структуре могут соответствовать более одной поверхностных структур (например, пассивная конструкция Указ подписывается президентомвыводится с помощью трансформации пассивизации из той же глубинной структуры, что и активная конструкция Президент подписывает указ) и наоборот (так, неоднозначность Посещение родственников может быть утомительным описывается как результат совпадения поверхностных структур, восходящих к двум различным глубинным, в одной из которых родственники являются тем, кто посещает кого-то, а в другой – теми, кого кто-то посещает).

Модель «Аспектов», или стандартная теория, изложенная в книге Хомского Аспекты теории синтаксиса (Aspects of the Theory of Syntax, 1965, рус. пер. 1972) и представляющая собой прежде всего попытку введения в формальную модель семантического компонента – так называемых правил семантической интерпретации, приписывающих значение глубинным структурам. В «Аспектах» было введено противопоставление языковой компетенции (системы процессов порождения языковых высказываний) и употребления языка (performance), принята так называемая гипотеза Катца – Постала о сохранении смысла при трансформации, в связи с чем исключено понятие факультативной трансформации, а также введен аппарат синтаксических признаков, описывающих лексическую сочетаемость.

Расширенная стандартная  теория, или «лексикализм», в которую был введен лексический компонент и многочисленные правила семантической интерпретации. Основные положения теории были изложены Хомским в статье Заметки о номинализации (Remarks on Nominalization, 1970).

Минималистская  программа, основные положения которой  были изложены Хомским в нескольких статьях, собранных впоследствии в  одноименной книге (The Minimalist Program, 1995). Эта программа (не модель и не теория) предполагает минимизацию языковых представлений и описание их взаимодействия с другими когнитивными системами, постулируя в языковом аппарате человека две главных подсистемы: лексикон и вычислительную систему, а также два интерфейса – фонетический и логический.

Аппарат и многие теоретические постулаты генеративизма за четыре десятилетия изменились почти до неузнаваемости; достаточно указать на то, что теория, в 1960-е годы называвшаяся чаще всего трансформационной и формулировавшаяся как система правил, в настоящее время ни понятия трансформации, ни даже понятия правила не использует. Из новейшей версии генеративизма были исключены и понятия глубинной и поверхностной структур, когда-то занимавшие центральное место в порождающей теории. Принято считать, что неизменными в генеративизме остались лишь постулаты о врожденности языковой способности человека, о единстве базовых принципов устройства различных языков, различающихся лишь установкой некоторых частных параметров, и об автономности грамматики. Это верно, но, во-первых, эти постулаты, в особенности первые два, отнюдь не являются отличительными чертами генеративизма; они, порой неявно, принимались во многих лингвистических теориях и раньше, а главное – есть основания полагать, что эти постулаты могут быть выведены из некоторых более общих соображений.

Реальным инвариантным ядром генеративизма Хомского является прежде всего так называемый методологический монизм, т.е. требование, в соответствии с которым объяснение во всех науках должно быть построено одинаково – по образцу естественных наук и прежде всего физики как их эталона. В качестве же законов природы выступают грамматические правила и принципы – автономный и невыводимый синтаксис (в широком понимании), задающий формальные структуры, которые, также по некоторым правилам, переводятся в звуковую форму и которым по определенным правилам приписывается значение.

Из методологического  монизма вытекают и автономность синтаксиса (его ничем не надо объяснять), и постулат о врожденной языковой способности (она дана человеку в  готовом виде так же, как ему  даны законы природы), а из тезиса о  врожденности естественным образом  выводится тезис о глубинном  единстве всех языков.

Генеративная теория Хомского, несомненно, представляет собой  выдающееся интеллектуальное достижение. На первом (до своего кризиса рубежа 1960–1970-х годов) этапе она оказала  огромное влияние на развитие формальных грамматик и вычислительной лингвистики, предоставив исследователям экономный  и более мощный по сравнению с  грамматиками непосредственных составляющих аппарат описания формальных языковых структур. Синтаксические структуры Хомского считается одним из трудов, заложивших основы современной когнитивной науки. В теоретическом плане генеративная теория ознаменовала собой радикальный разрыв с бихевиоризмом (Хомского, после его знаменитой полемики начала 1960-х годов с психологом-бихевиористом Б.Скиннером, признали «могильщиком бихевиоризма»). Хомский, говоря в эти годы об интеллектуальных корнях своих идей, всячески дистанцировался от дескриптивистского этапа в развитии лингвистики и апеллировал к далеким предшественникам – В. фон Гумбольдту, французским грамматистам Пор-Рояля и особенно Р.Декарту.

Хомский уже около  двух десятилетий является самым  знаменитым лингвистом мира; ему и  его теории посвящено множество  статей, ряд монографий и даже полнометражный документальный фильм, а развитие науки  о языке в последней трети 20 в. многими авторами описывается как «хомскианская революция».

Следует заметить, что Хомский  одним из первых объявил лингвистику  частью когнитивной психологии –  однако на практике как раз максимально  автономизировал изучение языка, введя для этого представление о модульности человеческих когнитивных способностей и относительной независимости «модулей». Попытка соотнести языковую способность с другими когнитивными способностями человека появилась лишь в минималистской программе, а также в работах Р.Джэкендоффа (р. 1945), небезуспешно пытающегося на практике выстроить «мост» между генеративизмом и когнитивной лингвистикой.

 

Энциклопедия  Кругосвет. Генеративная грамматика:

http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika/GENERATIVNAYA_GRAMMATIKA.html?page=0,0

 

Генеративная  грамматика (Порождающие грамматики):

http://www.e-reading-lib.org/chapter.php/97382/70/Kondratov_-_Zvuki_i_znaki.html

Порождающие грамматики

«Изучение потока речи без  гипотез о механизме его порождения не только малопродуктивно, но и не интересно», — говорит академик А. Н. Колмогоров, чьи работы внесли большой вклад в моделирование языка и поэтического творчества.

Информация о работе Хомский. Вклад в социолингвистику