Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2014 в 18:53, статья
Социальная адаптация лиц пожилого и старческого возраста к условиям проживания в стационарных социальных учреждениях является одной из нерешенных проблем.
Нами проведено исследование в домах-интернатах Курской области, которое показало, что при планировании досуга и отдыха отдается приоритет развивающим технологиям, связанным с вовлечением пожилых людей в различные виды художественного, технического и прикладного творчества, которые оказывают на них социализирующее влияние, расширяют возможности для самоутверждения и самореализации, социальной адаптации.
Досуговые виды деятельности выбираются, как правило, самостоятельно, по индивидуальной инициативе и направлены на усвоение информации и получение новых знаний, направленных на созидание и преобразование личности на основе практических реальных действий.
Художественно-творческие технологии
социальной работы в условиях проживания
со стационарных учреждениях
Блинков Ю. А.,
Шоркинь М. И., Сазонова С. В.
Курский государственный медицинский
университет, г. Курск
Активное участие пожилых людей в
социокультурных и массовых мероприятиях
является важной составляющей инновационных
технологий в адаптации и реабилитации
в домахинтернатах.
Социокультурная реабилитация – это система
организационных приемов и методов воздействия
средствами культурно-досуговой деятельности
и/или предоставления услуг, применяемых
с целью оказания им помощи в восстановлении
(компенсации) нарушенных или утраченных
способностей к деятельности в соответствии
с их духовными интересами, потребностями
и потенциальными возможностями.
Термин «технологии социокультурной реабилитации»
включает две составляющие: «социальное»
и «культурное». «Социальное» указывает,
что данная технология обращена к личности
человека с ограниченными возможностями
и предполагает достижение положительных
изменений его образа жизни, который позволяет
им вступать в обычные социальные контакты
и взаимодействия. Понятие «культурное»
обозначает те средства, с помощью которых
пожилой человек проявляет и реализует
свой духовный, творческий потенциал.
Наполняет процесс реабилитации конкретным
содержанием, освоением культурных ценностей,
норм, традиций, сферу художественно-творческой
активности, а так же на результат и качество
их творчества в процессе социокультурной
деятельности. «Социальное» предусматривает
различные формы взаимодействия пожилых
между собой и с окружающей их средой,
а «культурное» предполагает получение
определенных результатов этого взаимодействия.
Социальная адаптация лиц пожилого и старческого
возраста к условиям проживания в стационарных
социальных учреждениях является одной
из нерешенных проблем.
Нами проведено исследование в домах-интернатах
Курской области, которое показало, что
при планировании досуга и отдыха отдается
приоритет развивающим технологиям, связанным
с вовлечением пожилых людей в различные
виды художественного, технического и
прикладного творчества, которые оказывают
на них социализирующее влияние, расширяют
возможности для самоутверждения и самореализации,
социальной адаптации.
Досуговые виды деятельности выбираются,
как правило, самостоятельно, по индивидуальной
инициативе и направлены на усвоение информации
и получение новых знаний, направленных
на созидание и преобразование личности
на основе практических реальных действий.
Досуг и отдых играют особо важную роль
в жизни людей пожилого и старческого
возраста, особенно когда их участие в
трудовой деятельности затруднено. В условиях
проживания в доме-интернате ограничение
набора социальных ролей и культурных
форм активности сужает рамки их образа
жизни. Поэтому особое значение придается
инновационным технологиям, при которых
создаются условия для адаптации пожилого
человека вне сферы трудовой деятельности:
- ограничение рамок досуга из-за финансовых,
транспортных и других проблем, а не вследствие
сниженных возможностей;
- степень доступности общественного досуга
и отдыха для лиц пожилого возраста;
- возрастные ограничения в возможности
развивать навыки и способности, необходимые
для проведения досуга и отдыха, а также
в возможности развивать эти качества
с учетом адаптации к новым жизненным
условиям после выхода на пенсию;
- атмосфера социального окружения, способствующая
участию пожилого человека в проведении
досуга и отдыха.
В распоряжении специалистов по реабилитации
имеются игровые и развлекательно-игровые
(подвижные, малоподвижные, театрализованные
и др.), художественно-зрелищные, диалогические
(показ, рассказ, пересказ, объяснение,
иллюстрирование), репродуктивные и творчески
развивающие (тренинг, импровизация), обучающие
(упражнения, повтор), проблемно-поисковые,
информаци-онные и другие технологии.
Среди них особую роль играет культурно-досуговая
деятельность пожилых людей, которая включает:
- занятия художественным, прикладным,
техническим творчеством;
- проведение праздников, конкурсов, фестивалей
и др.;
- спорт, активное движение, экскурсии,
игры;
- деловые, коммерческие, логические, интеллектуальные
игры и занятия;
- спокойный пассивный отдых (чтение, просмотр
телепередач, слушание радио и др.).
Такое разнообразие видов деятельности
в реабилитационном процессе позволяет
учитывать возможности каждого клиента,
имеющего те или иные функциональные нарушения
сенсорной сферы, опорно-двигательного
аппарата, других органов и систем.
Одним из основных элементов социокультурной
реабилитации является анализ ситуации,
характеризующий образ жизни пожилых,
а так же свойственные им идеалы, нормы
поведения, духовные ценности и культурно-досуговые
интересы. Существенное значение имеет
психологическая мотивация пожилого человека
для участия в проведении досуга. Его желание
и готовность активно участвовать в процессе
реабилитации является непременным условием
успеха. Активность проявляется не только
за счет изменений в самом человеке, но
и за счет изменений в окружающей среде,
способствующей развитию личности и желанию
активно в ней существовать. Мотивация
деятельности пожилых (их интересы, влечения,
психологические установки, эмоции и т. д.)
видоизменяется в процессе овладения
тем или иным видом досуга, конкретным
видом художественного, технического
или декоративно-прикладного творчества.
Динамика изменения мотивации служит
основанием для оценки реабилитирующего
воздействия досуга, который осваивает
человек с ограниченными возможностями.
В практике разнообразной по формам и
видам социокультурной деятельности индивидуальные
интересы отличаются различными проявлениями,
каждое из которых может характеризоваться
определенным показателем реабилитирующего
воздействия на личность пожилого человека.
При организации культурно-досуговой
деятельности с пожилыми людьми учитывается:
- личность самого человека;
- отношения и контакты пожилых людей с
окружающей средой и, прежде всего, с семейной
микросредой;
- культурно-досуговые формы и методы,
активно влияющие на личность пожилого
человека, на его социальную реабилитацию
и положение в обществе.
Основное назначение досуговых технологий
– помочь пожилым освоить навыки общения,
необходимые для адаптации в новом для
них окружении, что в значительной степени
зависит от участия в нем разных специалистов
(медиков, психологов, педагогов, дефектологов,
социальных педагогов, специалистов по
культуре и специалистов по реабилитации
инвалидов и др.). В этом процессе необходимо
взаимодействие ученых и практиков, государственных
и негосударственных учреждений, широких
слоев общественности, средств массовой
информации. В задачи используемых технологий
входит нейтрализация и устранение причин
изоляции пожилых в социокультурной сфере;
приобщение их к профессиональной социокультурной
деятельности, оказание им конкретной
помощи в соответствии с их возможностями
и интересами; поддержка пожилого человека
в области досуга с учетом этнических,
возрастных, конфессиональных и других
факторов.
При проведении работы с пожилыми людьми
необходимо создать доступную, безбарьерную
среду жизнедеятельности. Использование
специальных технических средств, приспособлений,
приборов, облегчающих ориентацию, мобильность,
общение, передачу информации, является
основным требованием к организации коррекционной
помощи.