Художественно-творческие технологии социальной работы в условиях проживания в стационарных учреждениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2014 в 18:53, статья

Описание работы

Социальная адаптация лиц пожилого и старческого возраста к условиям проживания в стационарных социальных учреждениях является одной из нерешенных проблем.
Нами проведено исследование в домах-интернатах Курской области, которое показало, что при планировании досуга и отдыха отдается приоритет развивающим технологиям, связанным с вовлечением пожилых людей в различные виды художественного, технического и прикладного творчества, которые оказывают на них социализирующее влияние, расширяют возможности для самоутверждения и самореализации, социальной адаптации.
Досуговые виды деятельности выбираются, как правило, самостоятельно, по индивидуальной инициативе и направлены на усвоение информации и получение новых знаний, направленных на созидание и преобразование личности на основе практических реальных действий.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 17.79 Кб (Скачать файл)

Художественно-творческие технологии социальной работы в условиях проживания со стационарных учреждениях 
 
 Блинков Ю. А., Шоркинь М. И., Сазонова С. В. 
Курский государственный медицинский университет, г. Курск 
 
Активное участие пожилых людей в социокультурных и массовых мероприятиях является важной составляющей инновационных технологий в адаптации  и реабилитации в домахинтернатах. 
 
Социокультурная реабилитация – это система организационных приемов и методов воздействия средствами культурно-досуговой деятельности и/или предоставления услуг, применяемых с целью оказания им помощи в восстановлении (компенсации) нарушенных или утраченных способностей к деятельности в соответствии с их духовными интересами, потребностями и потенциальными возможностями. 
 
Термин «технологии социокультурной реабилитации» включает две составляющие: «социальное» и «культурное». «Социальное» указывает, что данная технология обращена к личности человека с ограниченными возможностями и предполагает достижение положительных изменений его образа жизни, который позволяет им вступать в обычные социальные контакты и взаимодействия. Понятие «культурное» обозначает те средства, с помощью которых пожилой человек проявляет и реализует свой духовный, творческий потенциал. Наполняет процесс реабилитации конкретным содержанием, освоением культурных ценностей, норм, традиций, сферу художественно-творческой активности, а так же на результат и качество их творчества в процессе социокультурной деятельности. «Социальное» предусматривает различные формы взаимодействия пожилых между собой и с окружающей их средой, а «культурное» предполагает получение определенных результатов этого взаимодействия. 
 
Социальная адаптация лиц пожилого и старческого возраста к условиям проживания в стационарных социальных учреждениях является одной из нерешенных проблем. 
 
Нами проведено исследование в домах-интернатах Курской области, которое показало, что при планировании досуга и отдыха отдается приоритет развивающим технологиям, связанным с вовлечением пожилых людей в различные виды художественного, технического и прикладного творчества, которые оказывают на них социализирующее влияние, расширяют возможности для самоутверждения и самореализации, социальной адаптации. 
 
Досуговые виды деятельности выбираются, как правило, самостоятельно, по индивидуальной инициативе и направлены на усвоение информации и получение новых знаний, направленных на созидание и преобразование личности на основе практических реальных действий. 
 
Досуг и отдых играют особо важную роль в жизни людей пожилого и старческого возраста, особенно когда их участие в трудовой деятельности затруднено. В условиях проживания в доме-интернате ограничение набора социальных ролей и культурных форм активности сужает рамки их образа жизни. Поэтому особое значение придается инновационным технологиям, при которых создаются условия для адаптации пожилого человека вне сферы трудовой деятельности: 
- ограничение рамок досуга из-за финансовых, транспортных и других проблем, а не вследствие сниженных возможностей; 
- степень доступности общественного досуга и отдыха для лиц пожилого возраста; 
- возрастные ограничения в возможности развивать навыки и способности, необходимые для проведения досуга и отдыха, а также в возможности развивать эти качества с учетом адаптации к новым жизненным условиям после выхода на пенсию; 
- атмосфера социального окружения, способствующая участию пожилого человека в проведении досуга и отдыха. 
 
В распоряжении специалистов по реабилитации имеются игровые и развлекательно-игровые (подвижные, малоподвижные, театрализованные и др.), художественно-зрелищные, диалогические (показ, рассказ, пересказ, объяснение, иллюстрирование), репродуктивные и творчески развивающие (тренинг, импровизация), обучающие (упражнения, повтор), проблемно-поисковые, информаци-онные и другие технологии. Среди них особую роль играет культурно-досуговая деятельность пожилых людей, которая включает: 
- занятия художественным, прикладным, техническим творчеством; 
- проведение праздников, конкурсов, фестивалей и др.; 
- спорт, активное движение, экскурсии, игры; 
- деловые, коммерческие, логические, интеллектуальные игры и занятия; 
- спокойный пассивный отдых (чтение, просмотр телепередач, слушание радио и др.). 
 
Такое разнообразие видов деятельности в реабилитационном процессе позволяет учитывать возможности каждого клиента, имеющего те или иные функциональные нарушения сенсорной сферы, опорно-двигательного аппарата, других органов и систем. 
 
Одним из основных элементов социокультурной реабилитации является анализ ситуации, характеризующий образ жизни пожилых, а так же свойственные им идеалы, нормы поведения, духовные ценности и культурно-досуговые интересы. Существенное значение имеет психологическая мотивация пожилого человека для участия в проведении досуга. Его желание и готовность активно участвовать в процессе реабилитации является непременным условием успеха. Активность проявляется не только за счет изменений в самом человеке, но и за счет изменений в окружающей среде, способствующей развитию личности и желанию активно в ней существовать. Мотивация деятельности пожилых (их интересы, влечения, психологические установки, эмоции и т. д.) видоизменяется в процессе овладения тем или иным видом досуга, конкретным видом художественного, технического или декоративно-прикладного творчества. Динамика изменения мотивации служит основанием для оценки реабилитирующего воздействия досуга, который осваивает человек с ограниченными возможностями. 
 
В практике разнообразной по формам и видам социокультурной деятельности индивидуальные интересы отличаются различными проявлениями, каждое из которых может характеризоваться определенным показателем реабилитирующего воздействия на личность пожилого человека. 
 
При организации культурно-досуговой деятельности с пожилыми людьми учитывается: 
- личность самого человека; 
- отношения и контакты пожилых людей с окружающей средой и, прежде всего, с семейной микросредой; 
- культурно-досуговые формы и методы, активно влияющие на личность пожилого человека, на его социальную реабилитацию и положение в обществе. 
 
Основное назначение  досуговых технологий – помочь пожилым освоить навыки общения, необходимые для адаптации в новом для них окружении, что  в значительной степени зависит от участия в нем разных специалистов (медиков, психологов, педагогов, дефектологов, социальных педагогов, специалистов по культуре и специалистов по реабилитации инвалидов и др.). В этом процессе необходимо взаимодействие ученых и практиков, государственных и негосударственных учреждений, широких слоев общественности, средств массовой информации. В задачи используемых технологий входит нейтрализация и устранение причин изоляции пожилых в социокультурной сфере; приобщение их к профессиональной социокультурной деятельности, оказание им конкретной помощи в соответствии с их возможностями и интересами; поддержка пожилого человека в области досуга с учетом этнических, возрастных, конфессиональных и других факторов. 
 
При проведении работы с пожилыми людьми необходимо создать доступную, безбарьерную среду жизнедеятельности. Использование специальных технических средств, приспособлений, приборов, облегчающих ориентацию, мобильность, общение, передачу информации, является основным требованием к организации коррекционной помощи.   

 


Информация о работе Художественно-творческие технологии социальной работы в условиях проживания в стационарных учреждениях