Идейно-теоретические и социально-культурные предпосылки возникновения социологии как научной дисциплины
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2015 в 08:32, контрольная работа
Описание работы
Становление социологии как самостоятельной науки связано с глубокими изменениями мировоззренческого характера, которые происходили в Европе в конце XVIII – начале XIX вв. Общество мучительно переходило от средневекового сословно-монархического устройства к новым формам организации политической и экономической жизни. На мировую сцену вышел и начал бурно развиваться капитализм, который принес с собой многие социальные болезни. В европейских странах происходило то, что присуще нашей стране сегодня: богатые становились богаче, а бедные беднее.
Файлы: 1 файл
Оглавление
1. Идейно-теоретические и социально-культурные
предпосылки возникновения социологии
как научной дисциплины.
Становление социологии как
самостоятельной науки связано с глубокими
изменениями мировоззренческого характера,
которые происходили в Европе в конце
XVIII – начале XIX вв. Общество мучительно
переходило от средневекового сословно-монархического
устройства к новым формам организации
политической и экономической жизни. На
мировую сцену вышел и начал бурно развиваться
капитализм, который принес с собой многие
социальные болезни. В европейских странах
происходило то, что присуще нашей стране
сегодня: богатые становились богаче,
а бедные беднее. На усиление эксплуатации
трудящиеся ответили массовыми акциями
протеста, вспыхнули восстания лионских
и селезских ткачей, возникло движение
луддитов, чартистское движение и т.д.
Традиционная философия не могла дать
ответа на вопрос о том, что происходит
и в чем сущностные причины социальных
потрясений. Нужна была новая наука, которая
дала бы ответ на вопросы, волнующие человечество.
Изменение мировоззренческих
установок фиксировалось в структуре
философского знания, в котором стали
устанавливаться позитивные тенденции.
Само зарождение социологии было ответом
на эти изменения. Характерно, что обществознание,
занимавшее промежуточное положение между
абстрактными философскими концепциями,
с одной стороны, и естественнонаучными
дисциплинами, с другой, как раз и явилось
тем полем научных изысканий, на котором
отрабатывались принципы новой позитивной
философии. Стали общепринятыми критика
прежних философско-схоластических концепций
общественного устройства и попытки создания
науки об обществе на основе широкого
применения методов естественных наук.
В силу этого в область социального познания
стали вторгаться не только естественнонаучные
методы (наблюдение, эксперимент и т.д.),
но и некоторые модели натуралистического
характера (механицизм, биологизм, органицизм
и т.д.). Поэтому с момента своего появления
социология несла на себе и блеск научной
респектабельности, и естественнонаучный
схематизм, отражающий уровень развития
естествознания.
Возникновение социологии явилось
и результатом развития обществознания.
Уже в XVII в. впервые в теориях “социальной
физики” возникает идея о том, что общество
– это система. Известные тогда законы
естественных наук, особенно в геометрии,
механике и астрономии, наталкивались
на многочисленные и противоречивые социальные
факты. Именно этим были обусловлены попытки
распространения законов этих наук на
объяснение общественных явлений. В XVII
в., веке Просвещения, общество сравнивается
с машиной, в которой каждый винтик выполняет
свою функцию. Так объясняются разделение
труда, межличностные связи и обмен. В
XIX в. предпринимаются первые попытки рассматривать
хозяйственно-экономическую жизнь независимо
от политики. Выдающийся мыслитель того
времени Жан Жак Руссо вплотную подходит
к разрешению проблемы социального неравенства.
Английские социальные мыслители закладывают
основы современной демографии, вырабатывают
методы количественного исследования
социальных закономерностей. Великие
географические открытия приводят к развитию
антропологии уже не в медицинском, а в
социологическом смысле. Так создается
почва для появления новой науки об обществе
как целостной системе.
Таким образом, появление социологии
носило объективный характер и было вызвано
насущными потребностями развития социальной
жизни, подготовлено всей историей развития
научного знания.
2.
Сущность и структура общества
как системы.
Общество неоднородно и включает
ряд разнопорядковых явлений и процессов.
Составными элементами общества являются
люди, социальные связи и действия, социальные
взаимодействия и отношения, социальные
институты и организации, социальные группы,
общности, нормы и ценности. Каждый из
этих элементов находится в более или
менее тесной связи с другими и играет
специфическую роль в функционировании
общества как целого. Именно благодаря
своей структуре общество качественно
отличается произвольного хаотического
скопления людей. Социальная структурированность
общественной жизни придает ей устойчивый,
закономерный характер, порождает новое
интегральное системное качество, не сводимое
к качественной характеристике отдельных
людей или их сумме.
Общество как социальная система
– это такой социальный организм, который
функционирует и развивается по своим
собственным законам. Система – это определенным
образом упорядоченное множество элементов,
взаимосвязанных между собой и образующих
некоторое целостное единство. Социальная
система – это целостное образование,
основным элементом которого являются
люди, их связи, взаимодействия и отношения.
Эти связи, взаимодействия и отношения
носят устойчивый характер и воспроизводятся
в историческом процессе, переходя из
поколения в поколение.
Социальная связь – это набор
фактов, обусловливающих совместную деятельность
в конкретных общностях в конкретное время
для достижения тех или иных целей. Социальные
связи устанавливаются не по прихоти людей,
а объективно. Установление этих связей
диктуется социальными условиями, в которых
живут и действуют индивиды.
Социальное взаимодействие
– это процесс, в котором люди действуют
и испытывают воздействие друг на друга.
Механизм социального взаимодействия
включает индивидов, совершающих те или
иные действия, изменения в социальной
общности или обществе в целом, вызываемые
этими действиями, влияние этих перемен
на других индивидов, составляющих социальную
общность. Взаимодействие приводит к становлению
новых социальных отношений. Социальные
отношения - это относительно устойчивые
и самостоятельные связи между индивидами
и социальными группами. Целостной системе
присуще множество связей, взаимодействий
и отношений.
Структура общества может быть
рассмотрена в разных ракурсах:
· выделение сфер (подсистем
общества) общественной жизни: экономической,
политической, социальной, духовной;
· выделение в общественной
жизни процессов функционирования и развития:
социализации, институционализации, социальной
организации и контроля.
В процессе становления социологической
теории общества сложились три разные
модели представления о нем.
1. Номиналистическая; представляет
общество как сумму индивидуумов, преследующих
свои интересы и сознательно выбирающих
себе правила поведения за их полезность
в достижении желаемых результатов. Общество
есть результат воображаемого договора
между свободными и равными индивидами.
2. Органическая; общество конструируют
по образцу организма, элементы которого
– люди, и способы их взаимодействия –
органически взаимосвязаны и поддерживают
внутри известное постоянство отношений.
Динамика развития общества и законы его
функционирования выводятся из целей
и потребностей отдельных индивидов, а
из логики их взаимодействия в рамках
более широкого целого.
3. Процессуарно-деятельностная;
наиболее значимым продуктом общественной
жизни выступают события, чередование
и взаимодействие которых и определяют
динамику общественного развития.
Процессуарно-деятельностная
модель общества может быть выражена в
следующей системе постулатов:
· Социальная реальность это
не статическое состояние, а процесс. Стремясь
найти наиболее точную метафору общества,
мы должны его представить не как материальный
субстрат, а как сеть отношений, пронизанную
напряжением и гармонией, конфликтами
и сплоченностью;
· Последовательность событий
в пределах социального процесса имеет
кумулятивный характер. Каждая фаза есть
результат всех предыдущих фаз и в то же
время отправная точка для следующего
состояния. В каждый исторический момент
открывается определенное поле возможностей
выбора будущего курса, которые в значительной
степени ограничены предыдущим развитием
процесса;
· Люди конструируют общество
не «как вздумается», а лишь в данных структурных
условиях, унаследованных от прошлого,
созданных для них предшественниками,
которые, в свою очередь, тоже были структурно
ограничены;
· Хотя действия социальных
субъектов в преобладающей степени носят
рациональный характер, их результат,
ввиду множественности и разнонаправленности,
не является предопределенным. Так что
общество в значительной степени можно
рассматривать как результат действия
«невидимой руки»;
· Сами принципы деятельности
общества подвержены трансформации. Поэтому
можно допустить, что где-нибудь в отдаленном
будущем мера целенаправленности общественного
развития значительно повысится;
· Хотя фактор прогресса часто
просматривается в истории – он не является
предопределенным. Это попросту означает,
что количество конструктивных социальных
действий до настоящего времени значительно
превышало количество деструктивных;
· Бесполезно искать какой-то
особый таинственный смысл в истории.
Но людям дано право придать ей смысл,
повышая меру разумности и конструктивности
своих действий.
Список
литературы:
1. Тощенко Ж.Т. Социология.
Общий курс. М., 1994. С. 21
2. Российская социологическая
энциклопедия / под общей ред. Г.В. Осипова.
М., 1998. С.486.
3. Радугин А.А., Радугин К.А.
Социология: курс лекций. – 3-е изд., перераб.
и дополн. – М.: Центр, 2001. – 224с.
4. Фролов С.С. Основы социологии:
Учебное пособие. – М.: Юристъ, 1997. – 344с.
5. Социология: Учебник для
юридических вузов. – СПб. Под редакцией:
Сальникова В.П., Ковалева Г.Д., Степашина
С.В. Издательство «Лань», Санкт-Петербургский
университет МВД России, 2000. – 416с
6. Кравченко А.И. Социология:
Учебник для вузов. – М.: Академический
проект 2000. – 382с. – («Gaudeamus»)
7. Маршак А.Л. Общая социология:
(Серия «Высшее профессиональное образование».
– Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 384с.
8. Кравченко А.И., Анарин В.Ф.
Социология: Учебник для вузов – СПб.:
Питер, 2005. – 432с.
9. Кончанин Т.Л., Подопригора
С.Я., Яременко С.Н. Социология: Учебное
пособие.- Ростов н./Д: Феникс -2001.
10. Э.А. Капитонов.
Социология ХХ века. Ростов н/Д: Феникс,1996.
11. Радугин
А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций.
– М.: Центр,1999
Информация о работе Идейно-теоретические и социально-культурные предпосылки возникновения социологии как научной дисциплины