Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 19:43, реферат
Идеоло́гия (греч. ιδεολογία, от греч. ιδεα — прообраз, идея; и λογος — слово, разум, учение) — система концептуально оформленных взглядов и идей, выражающая интересы различных социальных классов, групп, обществ, в которой осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, а также либо санкционируются существующие в обществе формы господства и власти (консервативные идеологии), либо обосновываются их преобразования (радикальные, революционные идеологии).
Идеология как мир устойчивых представлений и мотиваций.
Идеоло́гия (греч. ιδεολογία, от греч. ιδεα — прообраз, идея; и λογος — слово, разум, учение) — система концептуально оформленных взглядов и идей, выражающая интересы различных социальных классов, групп, обществ, в которой осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, а также либо санкционируются существующие в обществе формы господства и власти (консервативные идеологии), либо обосновываются их преобразования (радикальные, революционные идеологии).
Идеология — не наука (хотя может включать в себя научные знания): в отличие от науки идеология не только представляет собой знание о социально-политической жизни, но также включает в себя оценку тенденций, процессов и различных сил этой социально-политической жизни.
Основные современные идеологии сложились в XIX веке. Несмотря на значительное количество различных идеологий, в самом общем виде принято выделять либеральную, консервативную и социалистическую идеологии.
В конце XX века среди политиков и партий наметилась тенденция в прагматических целях всё чаще отказываться от устойчивой идеологии, то есть брать на вооружение тактику антиидеологизма.
На протяжении дальнейшего существования термин «идеология» наполнялся разным содержанием и вызывал различное к себе отношение.
В XIX веке преобладало негативное отношение к идеологиям. Так, Наполеон считал идеологию не имеющей смысла, так как она не выражает интересов общественного развития, оторвана от реальной жизни.
К. Маркс и Ф. Энгельс
подходили к анализу идеологий
с классовых позиций. В работе
«Немецкая идеология» (1845-1846) они
трактовали идеологию как искаженное
представление о
Свое учение «марксизм» Маркс и Энгельс не считали идеологией, а научным методом познания социальных процессов.
Объединение понятий «идеология» и «марксизм» произвел В. И. Ленин.
Большое влияние на формирование современных подходов к пониманию идеологии оказала концепция немецкого социолога К. Маннгейма (1893-1947). Он считал идеологию социально значимой системой идей, которую отстаивает определенный социальный слой в собственных интересах.
В 50-х гг. XX в. ряд западных ученых (Р. Арон, Д. Белл, З. Бжезинский, Дж. Гэлбрейт) провозгласили «конец века идеологии» и выдвинули теорию деидеологизации (отказа об идеологии). Согласно социально-политической концепции деидеологизации, в обществе уменьшается роль идеологий, увеличивается роль точного, позитивного знания, нового класса технократов и менеджеров и, соответственно, уменьшается роль политиков и идеологов.
Те блага, которые должны были быть результатом социальных революций, люди могут получить посредством научно-технической революции.
В последующей теории деидеологизации была отвергнута и вытеснена теорией «реидеологизации» (восстановление идеологии).
Кризис общества потребления
показал необходимость
На рубеже 80-х-90-х гг. XX
века – новая критика идеологии,
что было связано с распадом мировой
системы социализма, кризисом марксизма-ленинизма
и переходом постсоветских
Однако весь мировой опыт
показывает, что идеология является
неотъемлемой частью социальной действительности,
политического и духовного
В современном понимании идеология – это система идей, ценностей и представлений, посредством которых определенная группа или общность людей осознает себя, свои потребности и интересы, формирует и оправдывает свои цели и устремления и обосновывает пути и средства их достижения.
Возникновению любого, цивилизационно оформленного социума начинается с идеологии, способной объединить людей в определенную социальную общность. Идеологию можно определить как словесно оформленную идею. Таким образом, идеология является выражением и проявлением смысла формирующегося в идее и оформленного в языке. Человек (как существо социальное) осуществляется в языковой действительности, ибо именно языку присущи основные социообразующие функции: когнитивная (познавательная), номинативная (определяющая), коммуникативная (информационно-обменная). Идеология как выражение социообразующей идеи через язык задействует все эти три функции, влияя с их помощью на человеческое мышление.
Носители одного и того же языка мыслят стандартными схемами (в частности, определенными грамматическими формами, синтетическими конструкциями, системой времен, которые присущи данному языку). Язык, тем самым, создает, формирует тип мышления и систему поведения собственного носителя.
Таким образом, структура
языка во многом является определяющей
по отношению к структуре
Определяя социальное бытие человека, язык формирует и ту социально-идеологическую реальность, в которой осуществляет свою экзистенцию человек, как существо социальное. Язык есть словесная оформленность идеи. И язык, и идеология являются своего рода социальным кодом, который дает возможность «проговорить» социуму себя в бытии, дает возможность социуму реализоваться. Но для этого «проговаривания» социум нуждается в создании единого лексико-семантического поля, то есть языка.
Идеология представляет собой
в конечном счете рационализацию
чувств, потребностей, настроений какой-либо
группы людей в форме логически-
Рождаемые объективными условиями
жизнедеятельности людей
Идеология «транслируется»,
распространяется в обществе, «вносится»
в сознание людей идеологическими
аппаратами. Понятие «идеологические
аппараты» охватывает всю совокупность
средств и организаций, с помощью
которых внедряются в сознание
людей взгляды, идеи и нормы, отражающие
интересы определенных социальных групп
или общностей, но которым придается
всеобщий характер. В структуре идеологических
аппаратов: семья, школа, церковь, политические
партии, государственные институты,
средства массовой информации. В отдельные
эпохи идеологические аппараты приобретают
роль гегемона в политической системе.
Такую функцию выполняла в
средние века церковь. Господство догматизированной
идеологии марксизма-ленинизма
Идеология – это не механической
объединение идей, взглядов, чувств
и верований, а сложная, динамически
развивающаяся система с
Мировоззрение представляет
собой философско-
Значимость мировоззрения как основа идеологии, заключается в том, что именно от мировоззрения, от того, какое оно зависит и идеология. Так, диалектико-материалистическое мировоззрение составляет основу марксисткой идеологии, либеральное - либерально-демократической, националистическое – националистической, религиозное – религиозной и т.п.
Идеология включает в себя и такие компоненты, как верования и воля. Без твердой веры и убежденности идеология не может овладеть массами. Воля не заключается в конкретных практических действиях, ориентированных на достижение целей.
Основным содержанием
политической идеологии является политическая
власть, ее трактовка, отношение к
различным политическим институтам,
представление о наилучшем
Возникновение современных политических идеологий связано с формированием социальной структуры буржуазного общества. Политическая идеология становится формой интеграции политического сознания на уровне классовых, групповых, национальных и межнациональных интересов.
Обладая сложной внутренней структурой, идеология выполняет ряд жизненно важных функций.
Важнейшей функцией политической идеологии является легитимизация власти.
Данная функция проявляется в том, что идеология обосновывает право определенных социально-политических сил на власть и формирует положительный образ власти.
Интегративная функция идеологии заключается в том, что она сплачивает определенную социально-политическую общность, способствует возникновению чувства коллективного «мы».
Конструктивная функция проявляется при принятии политиками программы действий.
Мобилизующая функция связана с направлением социальных слоев и классов на определенные действия.
Критическая функция направлена на ниспровержение других идеологий.
Когнитивная функция связана
тем, что идеология объясняет
пути развития общества, обозначает роль,
которую играют в этом процессе отдельные
социальные группы; это способствует
самоидентификации людей в
Для более полного понимания сути и предназначения идеологий проводится их типологизация. Выделение различных типов идеологий может быть осуществлено по нескольким критериям:
- в зависимости от степени
распространения в
- по содержанию
- в зависимости от
Информация о работе Идеология как мир устойчивых представлений и мотиваций