Иллюстрированный путеводитель рабочего в 19 веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 21:16, реферат

Описание работы

В первой половине ХIХ в. Россия оставалась преимущественно аграрной страной. Земля являлась исключительной собственностью помещиков или государства. Крестьянство составляло 95% населения страны, и сельское хозяйство являлось ведущей отраслью экономики.

Файлы: 1 файл

В деревне распространялось.docx

— 2.11 Мб (Скачать файл)

Карповой Алёны  Юрьевны

Туризм (ПОП)

1 курс

 

Иллюстрированный путеводитель рабочего в XIX веке

В первой половине ХIХ в. Россия оставалась преимущественно аграрной страной. Земля являлась исключительной собственностью помещиков или государства. Крестьянство составляло 95% населения страны, и сельское хозяйство являлось ведущей отраслью экономики.

Работа крестьян

Главным хозяйственным занятием русских  в XIX веке было земледелие. На большей территории России землю пахали деревянной сохой, а в центральных районах – косулей или плугом.

Работа на земле, требовавшая больших физических затрат и опыта, считалась мужской обязанностью. Женщина могла принять участие в бороновании, реже в пахоте, но сев ей не доверяли.


В отличие от начала полевых  работ, их завершение – жатва –  символические роды земли – считалась  женской обязанностью. Жатва была самым тяжелым временем для женщины.

При уборке урожая, они пользовались серпами и косой «Горбуша» .

И редко кто отдыхал хоть с час за целый день, разве только тогда, когда совсем кто-нибудь выбивался из сил. По собственному признанию крестьян, у них не было отдыха с Петрова дня и до Успеньева: некогда, работали иногда по 18 часов в сутки с перерывами для еды и чая – часа два, а спят часа четыре-пять.

В летнее время девушки были заняты на сенокосе и жатве, на выращивании и уборке льна, то есть на тех работах, выполнение которых требовало силы, быстроты и большого количества рабочих рук. В осенне-зимнее время девушки пряли, ткали, вышивали, вязали, то есть готовили себе приданое.

 

 

 

 

 

 

 

Традиционные занятия крестьян

 

          лесные промыслы             скотоводство                        ремёсла

 

                                                              рыболовство

 

 

                                                          Жилище

Изба являлась традиционным жилищем  русского крестьянина. Постройка дома для крестьянина это важный этап в его жизни, непременный атрибут  обретения им статуса домохозяина. Усадьба под новостройку отводилась решением сельского схода. Заготовка  бревен и возведение сруба обычно осуществлялась посредством мирской  или соседской помочи. В селах  региона основным строительным материалом выступала древесина.

  Исключение составляли степные районы южных уездов Курской и Воронежской губерний. Здесь преобладали мазанные малороссийские хаты.

Иная мебель практически отсутствовала. Не во всех семьях имелись скамейки и табуретки. Спали обычно зимой  на печах, летом на полатьях. Чтобы было не так жестко, стелили солому, которую накрывали дерюгой. Солома служили универсальным покрытием для пола в крестьянской избе. На нее члены семьи отправляли свои естественные надобности, и ее, по мере загрязнения, периодически меняли. О гигиене русские крестьяне имели смутное представление.

Постоянные работы по хозяйству  и в поле практически не оставляли  крестьянкам времени для поддержания  чистоты в домах. В лучшем случае раз в день из избы выметали сор. Полы в домах мыли не чаще 2 — 3 в  год, обычно к престольному празднику, Пасхе и Рождеству. Пасха в  деревне традиционно являлся праздником, к которому сельские жители приводили свое жилище в порядок.

 

                        Одежда

 Мужчины в деревне носили посконное белье домашнего изготовления, рубаху с косым воротом, длиною до колен и порты. Рубаха подпоясывалась тканным или сученым пояском. В праздничные дни надевали льняные рубахи. Зажиточные крестьяне щеголяли в рубахах из красного ситца. Верхнюю одежду летом составляли зипуны или свиты. По праздникам носили домотканые балахоны. А крестьяне побогаче – кафтаны тонкого сукна.

Маленькие девочки ходили дома в одних холщовых, но только длинных рубахах, и непременно подпоясанные. Очень рано (лет с двух уже) стремились к тому, чтобы подвязать платком голову. По праздникам на них надевался ситцевый сарафан. Девочки лет с десяти носили уже обыкновенно (даже и дома) шерстяную домотканую юбку.

 

                                                               Пища

Огромный объем работы по хозяйству  не оставлял стряпухе времени на готовку  разносолов и обыденная пища отличалась однообразием. Только в праздничные  дни, когда у хозяйки было достаточно времени, на столе появлялись иные блюда. Вообще, сельская женщина была консервативна в компонентах и приемах приготовления пищи. Отсутствие кулинарных экспериментов тоже являлось одной из черт бытовой традиции.

"Этнографический сборник" 1862 года в статье за подписью "член-сотрудник Машкин" дает  довольно подробный рассказ о  крестьянской пище. - «Постоянную и главную пищу крестьян составляют: ржаной хлеб, щи и каша гречневая или просяная; прочая же пища у них бывает более или менее различна, смотря по времени года».

Во второй половине XIX века наблюдалась  довольно устойчивая традиция соблюдения пищевых ограничений в крестьянской среде. Обязательным элементом массового  сознания были представления о чистой и нечистой пище. Корова, по мнению крестьян Тамбовской губернии, считалась чистым животным, а лошадь нечистым, непригодной в пищу.

 

 

          Рабочие на фабриках и заводах

"Жить в городе, лишиться  традиционной поддержки огорода,  молока, яиц, птицы, работать в огромных помещениях, терпеть малоприятный надзор мастеров, повиноваться, не быть более свободным в своих передвижениях, принять твердо установленные часы работы - все это в ближайшем будущем станет тяжким испытанием", - писал историк Фернан Бродель.

В ходе промышленной революции в  России была создана и утвердилась  крупная машинная индустрия, и сложился новый социальный тип постоянных рабочих, концентрировавшийся на крупных  предприятиях в ведущих промышленных центрах страны. Шло формирование рабочего класса, основу которого составляли постоянные рабочие, лишенные средств производства, разорвавшие связь с землей и собственным хозяйством и весь год трудившиеся на фабриках и заводах.

Рабочие 19 века, занятые на хлопчатобумажных фабриках, вставали в 5 часов утра, работали на фабрике с 6 до 8 часов, пили жидкий чай или кофе с небольшим количеством  хлеба. И вновь работали до 12 часов, когда давался часовой перерыв  на обед, он состоял обычно из картофеля, ну иногда ещё и мясо. По окончании  обеда они вновь работали на фабрике  до 7 часов вечера.

В мастерских они работали в течение 12 часов в день в расслабляющей  атмосфере, часто насыщенной пылью  от хлопка, с нечистым воздухом от постоянного  дыхания или от других причин. Домашним хозяйством рабочие пренебрегали, домашний уют им был неизвестен, помещения  грязные, неуютные, сырые.

Фабричная промышленность в царствование Александра I значительно расширилась: на одних фабриках (не считая кустарных изб и светёлок) имели занятие в 1804 г. — 87 тыс., в 1825 г. — 210,5 тыс. рабочих. В частности, как и ранее, наибольшее число рабочих занято было на суконных фабриках, которых было в 1804 г. 155, в 1825 г. — 324. Сукон выделывалось в 1804 г. до 2825000 арш., в том числе тонких до 150000 арш.; в 1825 г. — 7092000 арш., из них тонких 1848000 арш. Ценность привоза в начале века простиралась до 5 млн руб., а в 1825 г. — всего до 864,5 тыс. руб.

 

   Число рабочих на фабриках

Годы

Число фабрик

Приписных и покупных

Крепостных

Вольнонаёмных

Итого

1812

2322

31160

27292

60641

119093

1813

3731

35581

34187

99791

169559

1815

4189

29659

47852

95371

172882

1819

4531

23149

55876

97610

176635

1820

4578

22408

52337

104865

179610

1821

4658

28102

58350

96902

183354

1822

4781

18000

64023

90734

172757

1823

4838

25604

65087

95151

185842

1825

5261

29328

66725

114515

210568




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Данные Нисселовича, «История заводско-фабричного законодательства Российской империи», 1884 г.)

Источники и литература

 

1.История русской культуры: Художественная жизнь и быт XI–XVIII веков / Ю. Рябцев. – М., 1997

2.Безгин В.Б. Крестьянская  повседневность (традиции конца  XIX – начала ХХ века). М. -Тамбов: Изд-во Тамбов. гос. тех. ун-та. 2004. 
4.Вернадский Г.В. Русская история: Учебник.  М., 1997.

5.Корнилов А.А. Курс  истории России XIX века. М., 1993 
6.История СССР XIX -начало XX века. Учебник. /Под. ред. И. А.  Федосова.  М., 1981. 
7.Шульгин В.С., Кошман Л.В., Зезина М.Р. Культура России IХ — ХХ вв. М.,  1996. 
8.Культурология. Учебное пособие. Под редакцией А.А. Радугина. М.: Центр, 1998.

9. http://ru.wikipedia.org/wiki/

10. http://works.doklad.ru/view/-MPqs_uut7E.html


Информация о работе Иллюстрированный путеводитель рабочего в 19 веке