Индивид, индивидуальность, личность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 13:57, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотреть, понять и дать определения таким позициям, как индивид, индивидуальность и личность с позиции различных философов.
В связи с поставленной целью необходимо выполнить следующие задачи:
- изучить позиции и взгляды авторов на понятия индивид, индивидуальность и личность;
- рассмотреть данные понятия с различных точек зрения;
- выявить определения, объединяющие понятия «индивид», «индивидуальность» и «личность».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….3-5
ГЛАВА 1. ИНДИВИД………………………………………………6-9
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ…………………………………………………………….10-13
ГЛАВА 3. ЧЕЛОВЕК И ЛИЧНОСТЬ…………………………..14-27
3.1. Нравственные основы личности и признание обществом ее достоинства…………………………………………………………...19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..28-29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………..30-31

Файлы: 1 файл

КУРС - ИНДИВИД, ИНДИВИД-ТЬ, ЛИЧНОСТЬ.doc

— 139.50 Кб (Скачать файл)

Можно утверждать, что этическая рекогносцировка и экзистенциальный выбор посильны для человека при любых социально-исторических условиях. Увы, этого не скажешь о задаче социальной идентификации - комплексной, зачастую мучительной, а при существенном изменении социальных условий переживаемой как "второе рождение". Насколько успешно она решается, зависит от общества, от объема информации, которой оно позволяет располагать, от степени терпимости и уровня развития коммуникативной культуры. Но более всего успех или неуспешность социальной идентификации определяются тем, в какой мере общество (начиная с его воспитательных учреждений, кончая высшими инстанциями власти) вообще готово признать за своими членами достоинство личностной самостоятельности или хотя бы готовность к ней.

 

 

Заключение

 

 

Человек – сложно организованное, многомерное и разностороннее существо. Как и все живые существа, он имеет определенную телесную организацию, данную ему от природы. По своему телесному строению он во многом похож на высших приматов. В то же время он представляет собой высший биологический вид, характеризующийся особыми, присущими только ему, телесными качествами. Факт принадлежности этого существа к данному виду закреплен в понятии «Индивид». Индивидом может быть и младенец, и взрослый, и дикарь, и высокоразвитый человек.

Главное отличие человека заключается не во внешней телесной организации, а в его внутренней духовной сущности. Человек – одухотворенное существо, наделенное многообразными психическими свойствами и качествами, дающими ему возможность познавать окружающий мир и самого себя, строить свое поведение среди людей, создавать необходимые для его жизни предметы, изменять условия своего существования, совершенствовать свои физические и духовные качества. Это новое качество, возникшее у человека в процессе жизни в обществе, дающее ему возможность активно действовать, проявлять самостоятельность и творчество, отвечать за свои действия и поступки, закреплено в понятии «личность».

Таким образом, личностью может являться только одухотворенный человек, член общества, обладающий многообразными психическими свойствами и качествами, дающими ему возможность познавать и совершенствовать окружающий мир и самого себя. Духовность пронизывает все существо человека: и тело, и душу. Душа представляет собой совокупность всех психических явлений, присущих человеку, одухотворенных познавательной деятельностью, направленной на постижение сущности внешнего мира и внутреннего бытия человека.

Внутренний мир человека – это его субъективный мир. Субъективность является основной формой существования внутреннего, духовного мира человека. Этот мир представлен человеку в виде разума, чувств, побуждений, волевых свойств, способностей, характера и темперамента.

Субъективный духовный мир каждого человека является уникальным и неповторимым. Личность всегда индивидуальна и своеобразна. Индивидуальность личности заключается в своеобразном сочетании психических свойств и качеств, отличающих ее от других людей. Индивидуальность – это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).

Индивидуализация – это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность – это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек. В понятиях «личность» и «индивидуальность» зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом «личность» обычно употребляются такие эпитеты, как «сильная», «энергичная», «независимая», подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности говорят «яркая», «неповторимая», «творческая», имея в виду качества самостоятельной сущности.

 

Список используемой литературы

 

 

  1. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. - М.: Просвещение, 1994. - 365с.
  2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. - М.:Педагогика, 1980. Т.1.- 205с.
  3. Бодалев А.А. Личность и общение. - М.: Педагогика, 1993. - 181с.
  4. Гальперин П.Я. Введение в психологию. - М.:Просвещение, 1976.- 431с.
  5. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. - М.:Политиздат, 1987 - 245с.
  6. Казаков В.Г., Кондратьева Л.Л. Психология. - М.: Высшая школа, 1989. - 383с.
  7. Ковалев А.Г. Психология личности. - М.: Смысл, 1985. - 341с.
  8. Колесов Д.В. Введение в общую психологию. - М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2002. - 736с.
  9. Кон И.С. Открытие "Я". - М.: Политиздат, 1988. - 191с.
  10. Крутецкий В.А. Психология. - М.: Просвещение, 1986. - 352с.
  11. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М.: Педагогика, 1996. - 401с.
  12. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл, 2000. - 511с.
  13. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. - М.: Педагогика, 1983. - Т.1 - 410с.
  14. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1984. - 325с.
  15. Макаренко А.С. Художественная литература о воспитании детей // Соч.: В 5 Т. - м.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. - Т.V.- 390с.
  16. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений.
  17. Общая психология. /Под ред. Е.И.Рогова. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000 - 448с.
  18. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 287с.
  19. Петровский А.В. Беседы о психологии. - М.: Педагогика, 1988. - 468с.
  20. Петровский А.В. Введение в психологию. - М.: Издательский центр "Академия", 1995. - 496с.
  21. Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии. - М.: Просвещение, 1994г. - 298с.
  22. Петровский А.В. История психологии. - М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2004. - 523с.
  23. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М.: Политиздат, 1982. - 289с.
  24. Платонов К.К. Психология. - М., Педагогика, 1987. - 381с.
  25. Платонов К.К. Структура и развитие личности - М.: Проспект, 1986. - 270с.
  26. Психология. Учебник/Под ред. А.А.Крылова - М.: Проспект, 1999. - 584с.
  27. Психология. Учебник для гуманитарных вузов/Под ред. В.Н.Дружинина. - Спб.: Питер, 2006. - 656с.
  28. Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: Издательство МГУ, 1982. - 78с.
  29. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - Спб: Питер, 2006. - 713 с.
  30. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959.
  31. Столин В.В. Самосознание личности.- М.: Издательство МГУ, 1993. - 217с.
  32. Щербаков А.И. Психологическая структура личности и закономерности ее формирования // Психология личности и педагогическая психология. - М.: Просвещение, 1997 - 189с.
  33. Материалы сайта www.history-psy.org

 

 

1 Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. - М.: Просвещение, 1994. С.57

 

2 Общая психология. /Под ред. Е.И.Рогова. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. С. 79

3 Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М.: Политиздат, 1982. С.52

 

4 Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М.: Политиздат, 1982.С.53

5 Щербаков А.И. Психологическая структура личности и закономерности ее формирования // Психология личности и педагогическая психология. - М.: Просвещение, 1997. С.44

 

6 Казаков В.Г., Кондратьева Л.Л. Психология. - М.: Высшая школа, 1989. С.88

 

7 Гальперин П.Я. Введение в психологию. - М.:Просвещение, 1976. С.118

8 Петровский А.В. Введение в психологию. - М.: Издательский центр "Академия", 1995. С.223

 

9 Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М.: Педагогика, 1996. С.106

 

10 Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959. С. 122.

 

11 Петровский А.В. История психологии. - М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2004. С.313

 

12 Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл, 2000. С.161

 

13 Платонов К.К. Структура и развитие личности - М.: Проспект, 1986.С. 137

 

14 Психология. Учебник для гуманитарных вузов/Под ред. В.Н.Дружинина. - Спб.: Питер, 2006. С.402

 

15 Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии. - М.: Просвещение, 1994г. С.260

 

16 Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии. - М.: Просвещение, 1994г. - С. 261

 

17 Материалы сайта www.history-psy.org

18 Платонов К.К. Психология. - М., Педагогика, 1987. С.274

 

 


 



Информация о работе Индивид, индивидуальность, личность