Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 13:57, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотреть, понять и дать определения таким позициям, как индивид, индивидуальность и личность с позиции различных философов.
В связи с поставленной целью необходимо выполнить следующие задачи:
- изучить позиции и взгляды авторов на понятия индивид, индивидуальность и личность;
- рассмотреть данные понятия с различных точек зрения;
- выявить определения, объединяющие понятия «индивид», «индивидуальность» и «личность».
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….3-5
ГЛАВА 1. ИНДИВИД………………………………………………6-9
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ…………………………………………………………….10-13
ГЛАВА 3. ЧЕЛОВЕК И ЛИЧНОСТЬ…………………………..14-27
3.1. Нравственные основы личности и признание обществом ее достоинства…………………………………………………………...19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..28-29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………..30-31
Можно утверждать, что этическая рекогносцировка и экзистенциальный выбор посильны для человека при любых социально-исторических условиях. Увы, этого не скажешь о задаче социальной идентификации - комплексной, зачастую мучительной, а при существенном изменении социальных условий переживаемой как "второе рождение". Насколько успешно она решается, зависит от общества, от объема информации, которой оно позволяет располагать, от степени терпимости и уровня развития коммуникативной культуры. Но более всего успех или неуспешность социальной идентификации определяются тем, в какой мере общество (начиная с его воспитательных учреждений, кончая высшими инстанциями власти) вообще готово признать за своими членами достоинство личностной самостоятельности или хотя бы готовность к ней.
Заключение
Человек – сложно организованное, многомерное и разностороннее существо. Как и все живые существа, он имеет определенную телесную организацию, данную ему от природы. По своему телесному строению он во многом похож на высших приматов. В то же время он представляет собой высший биологический вид, характеризующийся особыми, присущими только ему, телесными качествами. Факт принадлежности этого существа к данному виду закреплен в понятии «Индивид». Индивидом может быть и младенец, и взрослый, и дикарь, и высокоразвитый человек.
Главное отличие человека заключается не во внешней телесной организации, а в его внутренней духовной сущности. Человек – одухотворенное существо, наделенное многообразными психическими свойствами и качествами, дающими ему возможность познавать окружающий мир и самого себя, строить свое поведение среди людей, создавать необходимые для его жизни предметы, изменять условия своего существования, совершенствовать свои физические и духовные качества. Это новое качество, возникшее у человека в процессе жизни в обществе, дающее ему возможность активно действовать, проявлять самостоятельность и творчество, отвечать за свои действия и поступки, закреплено в понятии «личность».
Таким образом, личностью может являться только одухотворенный человек, член общества, обладающий многообразными психическими свойствами и качествами, дающими ему возможность познавать и совершенствовать окружающий мир и самого себя. Духовность пронизывает все существо человека: и тело, и душу. Душа представляет собой совокупность всех психических явлений, присущих человеку, одухотворенных познавательной деятельностью, направленной на постижение сущности внешнего мира и внутреннего бытия человека.
Внутренний мир человека – это его субъективный мир. Субъективность является основной формой существования внутреннего, духовного мира человека. Этот мир представлен человеку в виде разума, чувств, побуждений, волевых свойств, способностей, характера и темперамента.
Субъективный духовный мир каждого человека является уникальным и неповторимым. Личность всегда индивидуальна и своеобразна. Индивидуальность личности заключается в своеобразном сочетании психических свойств и качеств, отличающих ее от других людей. Индивидуальность – это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).
Индивидуализация – это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность – это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек. В понятиях «личность» и «индивидуальность» зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом «личность» обычно употребляются такие эпитеты, как «сильная», «энергичная», «независимая», подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности говорят «яркая», «неповторимая», «творческая», имея в виду качества самостоятельной сущности.
Список используемой литературы
1 Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. - М.: Просвещение, 1994. С.57
2 Общая психология. /Под ред. Е.И.Рогова. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. С. 79
3 Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М.: Политиздат, 1982. С.52
4 Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М.: Политиздат, 1982.С.53
5 Щербаков А.И. Психологическая структура личности и закономерности ее формирования // Психология личности и педагогическая психология. - М.: Просвещение, 1997. С.44
6 Казаков В.Г., Кондратьева Л.Л. Психология. - М.: Высшая школа, 1989. С.88
7 Гальперин П.Я. Введение в психологию. - М.:Просвещение, 1976. С.118
8 Петровский А.В. Введение в психологию. - М.: Издательский центр "Академия", 1995. С.223
9 Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М.: Педагогика, 1996. С.106
10 Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959. С. 122.
11 Петровский А.В. История психологии. - М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2004. С.313
12 Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл, 2000. С.161
13 Платонов К.К. Структура и развитие личности - М.: Проспект, 1986.С. 137
14 Психология. Учебник для гуманитарных вузов/Под ред. В.Н.Дружинина. - Спб.: Питер, 2006. С.402
15 Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии. - М.: Просвещение, 1994г. С.260
16 Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии. - М.: Просвещение, 1994г. - С. 261
17 Материалы сайта www.history-psy.org
18 Платонов К.К. Психология. - М., Педагогика, 1987. С.274