Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2015 в 23:39, курсовая работа
Цель: раскрыть специфику социологического изучения информационной безопасности России в условиях социальных изменений; формирование у молодежи и детей целостного представления об информационной безопасности.
Задачи:
Совершенствование теоретических основ технологий защиты молодежи и детей от информационных психологических атак
Повышение медиа грамотности и культуры пользования интернетом у подрастающего поколения
7. Список литературы:
1. Браун С. “Мозаика” и “Всемирная паутина” для доступа к Internet: Пер. c англ. - М.: Мир: Малип: СК Пресс, 1996. - 167c.
2. Гилстер П. Новый навигатор Internet: Пер с англ. -Киев: Диалектика, 1996. - 495 c.
3. Игер Б. Работа в Internet / Под ред. А. Тихонова; Пер. c англ. - М.: БИНОМ, 1996. - 313 c.
4. Кент П. Internet / Пер. c англ. В.Л. Григорьева. - М.: Компьютер, ЮНИТИ, 2006.
5. Колесников О.Э. Интернет для делового человека. - M.: МЦФ. Издат. фирма “Яуза”, 2007.
6. Нольден М. Ваш первый выход в Internet: Для начинающих пльзователей Internet и широкого круга пользователей PC / Гл. ред. Е.В. Кондукова; Пер с нем. К.А. Шиндер. - Спб.: ИКС, 2006.
7. Фролов А.В., Фролов Г.В. Глобальные сети компьютеров. Практическое введение в Internet, E-mail, FTP, WWW, и HTML, программирование для Windiws Sockets. - Диалог - МИФИ, 2003.
Развитие информационных технологий в последнее десятилетие, их стремительное проникновение в различные сферы жизни влияют на развитие личности современного ребенка, значительно расширяют его образовательно-воспитательные возможности, систему коммуникации, досуга. Наряду с положительным влиянием информационных технологий существует и негативное воздействие.
Ученые предупреждают, что жители третьего тысячелетия могут оказаться "пугающе ограниченными" людьми. С предупреждением об опасности чрезмерного увлечения одним из самых важных приобретений человечества выступили 75 американских ученых, педагогов и общественных деятелей. Они утверждают, что компьютеры "несут серьезную угрозу здоровью детей" и могут быть причиной "долговременных нарушений в области психического, эмоционального и интеллектуального развития" детей.
Как показало тестирование, ученики начальных классов школ США, активно использующие компьютер, оказались, по выражению педагогов, "пугающе ограниченными" в способности создавать собственные визуальные образы или идеи. А потому, ученые призвали власти страны ввести "мораторий на дальнейшее расширение использования компьютеров в дошкольном и начальном школьном образовании. Деятели науки предлагают подготовить официальный медицинский доклад с оценкой тех угроз, которые использование компьютеров в процессе обучения несет для физического и эмоционального развития детей.
Японские и английские врачи также бьют тревогу. Среди их пациентов увеличилось количество жалоб на нарушение функций памяти. Исследования, проведенные учеными одной из японских клиник среди пациентов в возрасте от 20 до 35 лет, показали, что нынешнее поколение, воспитанное на всевозможных устройствах "внешней памяти", теряет способность запоминать новое, вспоминать старое, а также выделять из огромного объема информации необходимые сведения.
По мнению врачей, такая деградация "компьютерного поколения" связана с распространением различных органайзеров и аналогичных им серверов в Интернете, куда можно занести абсолютно всю информацию. Молодые люди отвыкают тренировать собственную память, потому что "внешняя память" всегда под рукой, из-за практически неограниченной емкости этих устройств теряют способность адекватно оценивать, какие сведения им действительно необходимы, а без каких можно и обойтись.
Отечественные врачи обратили внимание на возрастание зрительной нагрузки 32 у работающих за дисплеем уже довольно продолжительное время: 90 % пользователей компьютеров жалуются на жжение или боли в области глаз, чувство песка под веками, затуманивание зрения и др. Комплекс этих и ряда других характерных недомоганий с недавнего времени получил название "компьютерный зрительный синдром". Предельно допустимый уровень зрительной нагрузки в значительной степени зависит от возраста пользователя, состояния его зрения, а также от интенсивности работы с монитором и организации рабочего места. Сейчас уже с большой долей уверенности можно говорить о том, что никаких органических заболеваний глаз длительная работа с компьютером не вызывает. В тоже время есть все основания утверждать, что в результате такой работы очень велик риск появления (или прогрессирования уже имеющейся) близорукости.
Интернет и компьютерные игры способны настолько увлечь подростка, что у него появится стремление все больше и больше времени проводить за компьютером, при этом снижается его двигательная активность, реальный мир подменяется виртуальным, где он чувствует себя всемогущим. Обоснованным является и беспокойство родителей - компьютерные игры и Интернет могут стать носителями негативной и деструктивной информации для детей, оказать пагубное влияние на формирование личности ребенка.
Проблема кроется непосредственно в семьях. Работая дома с компьютером, ребенок, как правило, предоставлен самому себе. Старшие чаще всего не обладают необходимыми навыками, чтобы ограничить его доступ к негативной информации в сети. Подростки быстрее своих родителей ориентируются в ассортименте рынка компьютерных игр и часто выбирают для себя именно те, которые и ведут к деструкции личности. А взрослые люди за недостатком времени даже не удосуживаются поинтересоваться, чем же занято их чадо.
Отметим, что глобальная сеть Интернет, способна потенциально влиять на формирование моральных норм, отличных от принятых в социуме, она несет как практически неограниченные возможности развития, так и огромную деструктивную роль. Из «сети» можно почерпнуть, как значимую для образования, позитивную, познавательную информацию, так и жесткую информацию, разрушающую личность подростка (извращенные и ритуальные убийства, каннибализм, реальные изнасилования), порнографию, призывы к расовой и этнической вражде, насилию и т. д.
Известно, что в сети Интернет уже существуют неофициальные консультации, оказывающие помощь тем, кто страдает от этого синдрома, созданы специальные программы, ограничивающие время пребывания в сети. Описание данного феномена больше похоже на зависимость от алкоголя, азартных игр или наркотиков: сюда входят такие «симптомы», как толерантность к навигации в Интернете, появление психомоторного беспокойства, настойчивых размышлений о происходящем в киберпространстве, сокращение участия в значимых видах общественной деятельности или полный отказ от нее.
Психологические аспекты механизма основаны на естественном стремлении человека избавиться от разного рода проблем и неприятностей, связанных с повседневной жизнью.
Виртуальные реальности еще не получили столь широкого распространения, однако есть частные области, в которых остро стоит проблема „ухода" от реального мира в мир компьютерных игр или программ. Такими проблемными областями являются исследования изменений личности под влиянием информационных технологий — это: увлечение компьютерными играми, путешествиями (навигацией) по компьютерным сетям и хакерство.
В более глобальном плане можно говорить о возможности аутизации (уход от реальности, синдром зависимости от компьютера и особенно от Интернета). Сужается круг интересов, сокращается участие в значимых видах деятельности либо происходит полный отказ от нее.
Ю.Д. Бабаева и А.Е. Войскунский считают, что у детей, увлекающихся компьютерными технологиями, может возникнуть «сужение интересов за счет внимания лишь к новинкам информационных технологий, следования моде в этой области». Применение информационных технологий при конкретных действиях или видах деятельности может оказывать влияние на другие виды деятельности и даже на всю личность в целом . Войскунский А.Е. высказывает мнение, что специалистами преувеличено число страдающих Интернет-аддикцией, а за проявлениями зависимости от Интернета нередко скрываются иные психические отклонения.
Компьютерная зависимость (как и любая другая) - форма ухода от реальности. Реальности, которая травмирует и которую сложно предсказать, где приходится строить отношения с разными людьми - и с симпатичными нам, и не очень. Реальность чревата конфликтами и разочарованиями, болезненными провалами и горькими потерями. Поэтому еще не научившемуся существовать во взрослом жестком мире подростку и кажется, что компьютер, виртуальная жизнь - идеальный выход .
Самая первая и главная причина возникновения компьютерной зависимости - отсутствие навыков самоконтроля у ребенка. Став взрослым, он также будет не способен на саморегуляцию своих эмоций. Такой человек не умеет себя контролировать, ограничивать, «тормозить», он делает не думая, не может наметить перспективу, определить результат своего действия, просчитать ситуацию. Психологическая невозможность совладать с желанием насытиться новой информацией, и есть компьютерная зависимость.
Среди психологических механизмов, лежащих в основе аддикции, выделяют «опыт потока» - особое состояние поглощенности деятельностью, при котором ожидаемый результат этой деятельности отходит в сознании человека на задний план и само действие занимает все внимание. Это состояние сопровождается интенсивными положительными эмоциями. «Зацикливание» на процессе взаимодействия с компьютером, уход от действительности, «бегство» от нее в ирреальный виртуальный мир. Несмотря на то, что стремления, возникающие при компьютерной зависимости, изначально несут положительные аспекты, данный тип зависимости, как и любая другая аддикция, ведет к деградации личности, разложению социального статуса, потере собственного "Я", ухудшению психологического здоровья, возбуждению внутренних раздражителей, возникновению агрессии, замкнутости.
Мюррей К. полагает, что Интернет-зависимость можно рассматривать по аналогии с другими увлечениями, например, с жаждой путешествий или «глотанием» книг. Уход в мир Интернета, с его точки зрения, является своеобразным «испытанием» для развития личности. Такой уход может способствовать новому «появлению» в реальном мире, причем более значительному.
Вхождение современных информационных технологий в обиход среднестатистической российской семьи несет с собой новые проблемы: помимо своих прямых функций компьютерные игры, информационные сети, средства multimediaпрямо или косвенно могут влиять на увеличение агрессивности поведения. Неготовность сознания человека на пороге XXIвека к тому количеству всевозможной информации, которое обрушивают на него электронные СМИ в дополнение к традиционным телевидению, радио и прессе может привести и все чаще приводит к стрессам и снижению эмоциональной устойчивости.
СМИ и продукты индустрии электронных развлечений на современном этапе развития способны стимулировать как кратковременный рост агрессивности индивида, так и отреагирование неразрешенных внутренних конфликтов, которые не могут быть разрешены в реальном мире по причине возможной неадекватной оценки со стороны социального окружения.
Искусственный или «виртуальный» мир, создаваемый электронными играми и информационными сетями, включает в себя весь потенциал диапазона моральных эталонов, как в реальной жизни, однако если в реальной жизни «добро» и «зло» существуют в некоей растворенной форме, и не столь очевидны, то виртуальном мире они, чаще всего, встречаются в «чистом» виде. Это обусловливает неадекватность использования навыков, интернализируемых в личность подростка из мира виртуального, в мире реальном.
В период кризисных обострений в развитии общества наблюдается возрастание эмоциональной напряженности не только взрослых, но и детей, подростков. Следствием этого являются разнообразные неврозы, эмоциональные отклонения.
И.С. Кон доказывает, что некоторые особенности эмоциональных реакций переходного возраста коренятся в гормональных и физиологических процессах. Для эмоциональной сферы подростков характерна психическая неуравновешенность, резкие смены настроения, переходы от экзальтации к депрессии и от депрессии к экзальтации, нарастание общего возбуждения и ослабление всех видов условного торможения. Подростки могут реагировать на слабые стимулы и не откликаться на сильные. У девочек наблюдается повышенная слезливость, обидчивость. У мальчиков - двигательная расторможенность.
В подростковом возрасте, как переходном периоде, нормой считается не который конформизм, экспансивность поведения детей. Вместе с тем, наблюдаются серьезные неспецифические поведенческие проявления такие, как повышенная агрессивность, тревожность, страхи.
В связи с появлением виртуальных реальностей встает вопрос о негативных последствиях их распространения, связанный с тем, что "в этих системах человек может потерять ориентиры в мире, перестать понимать, что реально, а что иллюзорно". С другой стороны, Н.А. Носов подчеркивает, что компьютерные виртуальные реальности представляют собой более безопасный вариант символического опыта, чем измененные состояния сознания (интерес к которым сильно возрос в последнее время), достигаемые при помощи наркотических средств.
В отличие от взрослых, которые воспринимают эти игры как безобидное развлечение, позволяющее забыть о жизненных проблемах, дети, скорее, ищут в них источник повышенного риска, самоиспытания. Они дают им возможность почувствовать себя участниками острых коллизий. Многие дети одержимые желанием победить компьютер. Однако психологи предупреждают о "наркотизирующем", затягивающем влиянии подобных игр, о возможности агрессивного и безжалостного поведения ребенка под их воздействием. В Японии в Англии у нескольких детей, которые с раннего детства чрезмерно увлекались компьютерными играми, врачами был выявлен новый вид заболевания - синдром видеоигровой эпилепсии. Синдром, хотя и не приводит к угасанию умственных способностей ребенка, но способствует формированию у него таких типичных для эпилепсии негативных черт характера, как подозрительность, мнительность, враждебно-агрессивное отношение к близким, импульсивность, вспыльчивость. Из всего сказанного следует, что необходимо строго дозировать время компьютерных занятий и следить за их содержанием.
Регламенты продолжительности занятий, рекомендации по профилактике утомления, требования к обустройству компьютерных классов наряду с другими нормативами вошли в Санитарные нормы и правила (СанПиН) 2.2.2.542-96 "Гигиенические требования к терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы". Соблюдение изложенных в этом документе требований позволит создать безопасные и комфортные условия для работы детей и взрослых. Для снятия статического и нервно-эмоционального напряжения можно использовать обычные физические упражнения. Нашим детям предстоит жить в компьютеризированном обществе, поэтому их необходимо обучать не только азам компьютерной грамоты, но правилам безопасного общения с ним. Задача педагога воспитать полезную привычку чередовать работу за компьютером с выполнением несложных упражнений, направленных на снятие утомления и профилактику близорукости.