Информационное общество и культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 15:18, реферат

Описание работы

Информационное общество формируется как глобальное и включает в себя: мировую "информационную экономику"; единое мировое информационное пространство; глобальную информационную инфраструктуру; формирующуюся мировую законодательно - правовую систему. В информационном обществе деловая активность перетекает в информационно-коммуникативную среду. Формируются виртуальная экономика, виртуальная финансовая система и тому подобное, что ставит важнейшие вопросы о механизмах их регулирования и связи с реальной, "физической" экономикой.

Содержание работы

1.Введение

2.Общество. Понятие и Тенденции.

2.1 Понятие и сущность информатизации.

2.2 Развитие представлений об информатизации.

2.3 Сущность и понятие информационного общества.

2.4 Причины и последствия информационной революции.

2.5 Возникновение и основные этапы развития информационного
общества.

2.6 Информационное общество в настоящее время.

2.7 Информационное неравенство современного общества.

3.Заключение.

4. Список литературы.

Файлы: 1 файл

Информационное общество и культура реферат (2).doc

— 107.50 Кб (Скачать файл)

Информационная культура заимствует и использует достижения многих наук: кибернетики, информатики, теории информации, математики, теории проектирования баз данных и ряда других дисциплин. Неотъемлемой частью информационной культуры является знание информационной технологии и умение применять ее на практике. Относительно недавно появилась еще одна новая информационная технология - виртуальная реальность.

 

Виртуальная реальность (Virtual reality - VR) - высокоразвитая форма компьютерного моделирования, которая позволяет пользователю погрузиться в искусственный мир и непосредственно действовать в нем с помощью специальных сенсорных устройств, которые связывают его движения с аудиовизуальными эффектами. При этом зрительные, слуховые, осязательные и моторные ощущения пользователя заменяются их имитацией, генерируемой компьютером.

 

В основе цивилизации индустриального общества лежали шесть принципов:  
 
1) синхронизация;  
 
2) специализация;  
 
3) стандартизация;  
 
4) концентрация; 
 
5) максимизация;  
 
6) централизация.  
 
Все они рушатся в информационном обществе и сменяются другими, составляющими особенности информационного общества: 
 
1) Синхронизация. Синхронизированный с ритмами производства машинизированный ритм жизни сменяется социальными ритмами - ритмами деятельности, не связанными с производством вещей. Сама социальная деятельность становится более разнообразной, и ритмы ее тоже разнообразятся.  
 
Главными видами социальной деятельности становятся те, которые связаны с производством информации, в частности, сильно возрастает роль науки и образования, питающих развитие новых технологий. 
 
2) Специализация. Производство информации становится новым способом создания общественного богатства. В основе этого способа лежит не физическая сила, а умственные способности человека, а они развиваются в процессе образования.  
 
К образованию в информационном обществе предъявляются новые требования, обусловленные тем, что в производстве теперь смена технологий происходит очень быстро, появляются новые виды труда, а старые исчезают совершенно. В связи с этим возникает необходимость в перебрасывании трудовых ресурсов из одной отрасли в другую.  
 
Знания как капитал радикально отличаются от денежного капитала: они:  
 
а) неисчерпаемы;  
 
б) доступны бесконечному числу пользователей.  
 
Даже деньги, которые были единицей обмена в индустриальном обществе, в информационном приобретают вид информации, становятся электронными деньгами - кредитными карточками, использование которых происходит с помощью компьютера.  
 
Электронные деньги получают все большее распространение. В 1990 году в мире насчитывалось более 187 миллионов владельцев кредитных карточек, сегодня их число значительно возросло. 
 
Электронные деньги – это, прежде всего, безопасность при расчетах, а так же удобность, обеспечивающие быстроту заключения крупной сделки. 
 
За последние три десятилетия термин «электронные деньги» получил широкое распространение, как в зарубежной, так и в отечественной экономической практике. Под электронными деньгами понимают как безналичные деньги, так и наличные.  

Цифровые деньги (Digital cash) - электронный аналог наличных денег.

Цифровые  деньги могут быть куплены, они хранятся в электронном виде в специальных  устройствах и находится в  распоряжении покупателя.

Существуют  и иные карточки, но наиболее часто встречающиеся мною названы.

 
3) Стандартизация. В информационном обществе отмечается тенденция к индивидуализации во всем. 
 
4) Концентрация. Принцип концентрации производства, повлекший концентрацию населения в больших городах сменится в информационном обществе принципом оптимального сочетания большого и малого, ведь главное производство - производство знаний - не привязано к источникам ископаемых ресурсов.  
 
Компьютеры можно завезти в любую точку земного шара, из любой точки можно войти в информационную сеть и стать участником производства знаний (написать книгу, рассчитать проект, составить отчет и так далее). 
 
5) Максимизация. Принцип максимизации, обусловивший строительство гигантских заводов и фабрик, огромных исследовательских институтов сменится (и уже начал меняться) принципом создания временных коллективов для решения специальных задач. Эти коллективы смогут сами устанавливать для себя удобный режим работы. 
 
6) Централизация. Принцип централизации сменится принципом децентрализации и деурбанизации (от латинского urbs - город) - снижением роли городов в общественной жизни, так как необходимость в существовании огромных городов (мегаполисов) отпадает. 
 
В настоящее время существуют все предпосылки для:  
 
1) создания глобальной экономики (первым шагом в этом направлении стала Объединенная Европа);  
 
2) решения социальных проблем.  
 
Открытость информации делает личность более сильной, а государственную власть - более зависимой от граждан. Телекоммуникационные сети создают возможности для непосредственного участия всех граждан в управлении государством, что позволяет избежать принятия важных государственных решений, игнорирующих интересы граждан или даже их меньшинства. 
 
Безусловно, все оптимистические прогнозы, звучащие в теории информационного общества, имеют своей предпосылкой пересмотр в масштабах всего человечества отношений к целям и задачам производства.  
 
Производство должно быть поставлено на службу жизненным интересам, а не войне. Оно должно развиваться с учетом стоящих глобальных проблем, всем людям информационного общества должен быть присущ высокий уровень экологического сознания.  
 
Главным вопросом, решение которого обусловит развитие производства, должен стать не вопрос «как?», а вопрос «почему?». Считается, что западные страны уже вошли в информационное общество. 
 
Люди уже не могут воспользоваться рецептами жизни, созданными прошлыми поколениями, им приходится создавать собственные. Происходящие изменения касаются не только производственной деятельности людей, но и их личной жизни, человеческих отношений. Постоянные отношения (дружеские, семейные) становятся роскошью .К примеру, семья всегда была островком стабильности. Но она тоже меняется, причем, никто не может сказать, что с ней будет завтра.

 

Семью разрушают:

 

1) новые  технологии рождения – они меняют отношение к материнству и отцовству: мать и отец могут быть уже не единственные или неизвестные, или вообще - только мать (мультимыши, клонирование);

2) мобильность  в погоне за работой;

3) увеличение  продолжительности жизни: любовь проходит из-за неодинакового развития.

 

2.7 Информационное неравенство современного общества

 

Социальное неравенство (Social inequality) - форма социальной дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей. 
 
Рассмотрим три основных социальных класса: 
 
1). Богатые (т.е. элита); 
 
2). Средний класс; 
 
3). Бедные. 
Все эти три социальных класса и составляют понятие общество в широком смысле этого слова. 

Общество (Society) - совокупность людей:  
- объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей;  
- характеризующаяся:

1) устойчивостью;

2) целостностью;

3) саморазвитием;

4) наличием особых социальных ценностей  и норм, определяющих их поведение.

 

Средний класс тонко чувствует любые изменения в государстве и ему подвластно изменить обстановку, если это необходимо.

Средний класс (Middle class) - класс, занимающий промежуточное положение между основными классами в системе социальной стратификации.

Средний класс характеризуется  неоднородностью положения, противоречивостью интересов, сознания и политического поведения.

Различают старый средний  класс и новый средний класс.

Старый средний класс - средние и мелкие собственники: мелкие предприниматели, торговцы, ремесленники, представители свободных профессий, мелкое и среднее фермерство, владельцы небольших производственных фирм.

Новый средний класс - не владеющие средствами производства и живущие за счет продажи своего труда служащие, управляющие, инженеры, профессиональные работники умственного труда и др.

Далее сравним соотношение богатых, среднего класса и бедных Российской Федерации  и США. Поскольку данное соотношение  постоянно изменяется, то мы изучим общий вид картины.

Поскольку приобрести компьютер и научиться  на нем работать в статусе профессионала требует постоянного изучения и переподготовки, т.к. научный прогресс не стоит на месте, то следует вывод, что приобщиться к информационному обществу, в основном, под силу лишь богатым и среднему классу.

В связи с вышеуказанным проанализируем ситуацию.

Средний класс составляет основу американского общества и составляет примерно 40% от всего общества, в то время как бедные и богатые – по 30% от всего общества США.

Опираясь  на эти данные можно сделать вывод, что реально на данный момент стать  информационным обществом может средний класс (40%) и богатые (30%).

Суммарно  выходит 70% граждан США. Следует отметить, показатель очень высокий.

Основу общества в России составляют такие классы, как средний и класс бедных. Итак, бедных - 45%, среднего класса – 45%, остальные 10% составляет элита.

Из  этого следует, что информационным обществом может себя считать  не более 55% от всего населения Российской Федерации (45% среднего класса + 10% богатых).

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 
Очевидно, что в настоящее  время мы вступаем в информационную эру, где основным товаром будет информация в различных ее проявлениях.  
 
Получая неоспоримые блага, такие как доступность информации, ее быстрое распространение, свободный обмен данными между людьми и др. нельзя не учитывать и возросшие и изменившиеся требования к человеку как члену общества.  
 
В период перехода к информационному обществу кроме решения описанных выше проблем необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами и технологией работы. Кроме того, новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми.  
 
Сейчас уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией.  
 
Следует отметить, что проблема информатизации общества обсуждается сегодня учеными все шире. Поскольку получение информации о происходящем в стране и в мире уже не требует прямого общения между людьми, человек будет все больше изолироваться от общества, подвергаться иллюзии независимости от него.  
 
Необходимо воспитывать чувство ответственности каждого человека за происходящее в мире, добиваясь четкого осознания взаимозависимости всех людей. Эта задача относится, прежде всего, к системе образования и средствам массовой информации. 
 
Прогнозируемый учеными характер изменений социальной структуры под влиянием информатизации по указанным выше направлениям следующий: 
 
- Количество социальных групп будет расти, что приведет, естественно, к уменьшению их среднего размера. Современные информационные технологии предоставляют реальную возможность более точного, оперативного учета интересов людей. 
 
- Качественные параметры социальных групп будут улучшаться по таким параметрам как уровень образования, интеллектуальности и др. 
 
- Новые процентные соотношения между социальными группами, выделяемыми в обществе по различным критериям, будут, вероятно, выглядеть следующим образом: 
 
1) возрастет доля людей, занятых интеллектуальным трудом - интеллектуалов.  
 
Прогнозируется появление особого класса “интеллектуалов”. Для тех же, кто не захочет или не сможет интеллектуально трудиться, предполагается труд в сфере информационных услуг, которые, должны в информационном обществе составлять более 50% в структуре занятости, или в сфере материального производства. 
 
2) увеличится количество работоспособных людей. Люди старшего возраста смогут даже после ухода на пенсию продолжать работать, так как повысится планка работоспособного возраста (тело стареет раньше мозга). 
 
Пирамидальная социально-экономическая структура все больше и больше будет уступать место сетеобразной (мозаичной) структуре. Структура сети точнее соответствует новой информационной технике. 
 
На одном из самых высоких мест в иерархии ценностей (наряду с инновацией) оказывается автономия личности, что традиционному обществу вообще не свойственно.  
 
Личность реализуется только через принадлежность к какой-либо определенной корпорации, будучи элементом в строго определенной системе корпоративных связей. Если человек не включен в какую либо корпорацию, он не личность.  
 
В техногенной цивилизации возникает особый тип автономии личности: человек может менять свои корпоративные связи, поскольку он жестко к ним не привязан, он может и способен очень гибко строить свои отношения с людьми, погружаться в разные социальные общности, в разные культурные традиции. 
 
Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры. Нарастающая сила потока информационного обмена между людьми породила новый тип культуры, в которой все подчинено необходимости классификации, унификации с целью наибольшей компрессии и повышения эффективности при передачи от человека к человеку, будь то лично или через средства массовой информации. 
 
Существует проблема жизни и деятельности человека в новом обществе, форма его существования. Будет ли он жить в «Электронном коттедже» как предсказывали некоторые футурологи или же форма жизни не изменится кардинально.  

Каждому предстоит  переосмыслить свою жизненную позицию как индивидуума, совершено ясно, что произойдет перераспределение жизненных ценностей. 
 
Человечество должно сделать прорыв в понимании своего существования на земле, так как при дальнейшем таком существовании в виде некоего паразитирующего организма, высасывающего жизненные соки из земли и бездумно разрушающего природу, у него просто нет будущего. Пока еще остается открытым вопрос о перестройке сознания людей для нового типа мышления.  
 
Наше будущее во многом зависит от того, по какому руслу современное общество направит развитие научно-технического прогресса. 

4. Список литературы:

1. Конспект лекций преподавателя  РИУ по дисциплине «Теория  государства и права»

2. Конспект лекций преподавателя  РИУ по дисциплине «Философия»

3. Комаров С.А., Малько А.В., Теория государства и права: Учебно-методическое пособие. - М.: НОРМА, 2003

 
4. «Введение в философию. Часть  I», под общ. ред. И. Т. Фролова,  М.: Политиздат, 1989 
5. Тоффлер О. Третья волна. В жур.: США - экономика, политика, идеология. № 7-11 за 1982 год

6. Современная западная философия. Словарь. М.: Изд-во полит. литературы, 2001

7. Румынина В.В., Клименко  А.В. Теория государства и права:  Методическое пособие. - М.: ИНФРА-М, 2002 
8. Морозова Л.А. Теория государства и права: Повторительный курс в вопросах и ответах. - М.: НОРМА, 2003

9. «Советский энциклопедический  словарь», А.М. Прохоров, М.С. Гиляров,  Е.М. Жуков, М.: Советская энциклопедия, 1981

10. Протасов В.Н. Теория  государства и права: Пособие  для сдачи экзаменов, 2-е изд. - М., 2004 
11. Нерсесянц В.С. Теория права и государства: Краткий учебный курс. - М.: НОРМА, 2001 
12. Червонюк В.И. Теория государства и права: Учебник. - М.: ИНФРА - М, 2006




Информация о работе Информационное общество и культура