Информационное общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 13:49, реферат

Описание работы

Постиндустриальное состояние человеческой цивилизации правомерно связывают с развитием информационного общества - общества, уровень которого в решающей степени определяется количеством и качеством накопленной информации, ее свободой и доступностью. Возникновение информационного общества неразрывно связано с осознанием фундаментальной роли информации в общественном развитии, рассмотрением в широком социокультурном контексте таких феноменов, как информационные ресурсы, новые информационные технологии, информатизация.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Понятие информационной культуры……………………………….........4
Роль информационной культуры…………………………………...........7
Заключение………………………………………………………………..10
Список использованных источников……………………………………11

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 35.02 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………3

Понятие информационной культуры……………………………….........4

Роль информационной культуры…………………………………...........7

Заключение………………………………………………………………..10

Список использованных источников……………………………………11

 

Введение

 

Человек ежесекундно в  течение своего разумного и неразумного  существования создает и принимает  множество информации. Но в сегодняшнее  время потоки информации увеличились  до неимоверных размеров, теперь большая  часть информации, воспринимаемой человеком, является знаковой. Парадокс в том, что большая часть подобной информации создается самими людьми. В таких  условиях естественно возникает  такое явление как информационная культура.

Постиндустриальное состояние  человеческой цивилизации правомерно связывают с развитием информационного  общества - общества, уровень которого в решающей степени определяется количеством и качеством накопленной  информации, ее свободой и доступностью. Возникновение информационного  общества неразрывно связано с осознанием фундаментальной роли информации в  общественном развитии, рассмотрением  в широком социокультурном контексте таких феноменов, как информационные ресурсы, новые информационные технологии, информатизация.

Становление информационного  общества потребовало обеспечить адекватность образования динамичным изменениям, происходящим в природе и обществе, всей окружающей человека среде, возросшему объему информации, стремительному развитию новых информационных технологий. Особое значение в информационном обществе приобретает организация информационного  образования и повышение информационной культуры личности.

Сегодня есть все основания  говорить о формировании новой информационной культуры, которая может стать  элементом общей культуры человечества. Ею станут знания об информационной среде, законах ее функционирования, умение ориентироваться в информационных потоках. Информационная культура пока еще является показателем не общей, а, скорее, профессиональной культуры, но со временем станет важным фактором развития каждой личности.

Целью данной работы является определить роль информационной культуры в жизни человеческого общества. Задачи, которые были поставлены для  достижения цели следующие: определить, что же собой представляет информационная культура и, исходя из определения, понять какова может быть её роль в жизни  человеческого общества.

 

  1. Понятие информационной культуры

 

Точкой отсчета формирования понятия информационная культура логично признать момент смены формального отношения к сигналу ситуации, которое было свойственно животному миру, на содержательное, свойственное исключительно человеку. Обмен содержательными единицами послужил основой развития языка. До появления письменности становление языка вызвало к жизни обширную гамму вербальных методик, породило культуру обращения со смыслом и текстом. Письменный этап концентрировался вокруг текста, вобравшего в себя все многообразие устной информационной культуры.

 Информационную культуру  человечества в разное время  потрясали информационные кризисы.  Один из наиболее значительных  количественных информационных  кризисов привел к появлению  письменности. Устные методики сохранения  знания не обеспечивали полной  сохранности растущих объемов  информации и фиксации информации  на материальном носителе, что  породило новый период информационной  культуры - документный. В ее состав  вошла культура общения с документами:  извлечения фиксированного знания, кодирования и фиксации информации; документографического поиска. Оперирование информацией стало легче, претерпел изменения образ мышления, но устные формы информационной культуры не только не утратили своего значения, но и обогатились системой взаимосвязей с письменными.

 Очередной информационный  кризис вызвал к жизни компьютерные  технологии, модифицировавшие носитель  информации и автоматизировавшие  некоторые информационные процессы.

Современная информационная культура вобрала в себя все свои предшествующие формы и соединила  их в единое средство. Как особый аспект социальной жизни она выступает  в качестве предмета, средства и  результата социальной активности, отражает характер и уровень практической деятельности людей. Это результат  деятельности субъекта и процесс  сохранения созданного, распространения  и потребления объектов культуры.

 «В настоящее время создается база для формирования противоречия между категорией индивидов, информационная культура которых формируется под влиянием информационных технологий и отражает новые связи и отношения информационного общества, и категорией индивидов, информационная культура которых определяется традиционными подходами. Это создает разные уровни ее качества при одинаковых затратах сил и времени, влечет объективную несправедливость, что связано со снижением возможностей творческого проявления одних субъектов по сравнению с другими»1.

Термин «информационная  культура» появился в первой половине 1970-х годов. Первыми этот термин стали  использовать библиографоведы, библиотековеды, книговеды. В публикациях А. А. Виноградова, Э. П. Семенюка, А. Д. Урсула понятие «информационная культура» приобретает категориальный статус и используется в широком специально-научном и философском контексте2. По мнению этих авторов, информационная культура выступает как важнейший компонент духовной культуры общества в целом, а также различных социальных групп и отдельной личности в частности. По определению Э.П. Семенюка, "информационная культура - это информационная компонента человеческой культуры"3.

Критериями сформированности информационной культуры можно считать:

  • умение адекватно формулировать свою потребность в информации;
  • эффективно осуществлять поиск нужной информации;
  • умение перерабатывать информацию и создавать новую;
  • умение адекватно отбирать и оценивать информацию;
  • наличие компьютерной грамотности

По мнению Е.А. Медведевой, информационная культура - уровень  знаний, позволяющий человеку свободно ориентироваться в информационном пространстве, участвовать в его  формировании и способствовать информационному  взаимодействию4.

Анализ приведенных определений  позволяет увидеть, что понятие  «информационная культура» подчеркивает связь информационного мира с  духовной культурой личности, целостность  единого понимания культуры, отдельные  аспекты которой привлекают внимание исследователей в различные периоды  развития человеческого общества.

 Основная тенденция, которая просматриваются в динамике формирования понятия "информационная культура" связана с фундаментальностью и многоаспектностью ее рассмотрения не только как феномена, определенного условиями научно-технического прогресса, электронными средствами переработки, хранения и передачи социальной информации, а прежде всего как деятельностной инфраструктуры, пронизывающей все эпохи и цивилизации, все сферы человеческой деятельности и все ступени развития человека как социального существа.

 

 

Информационная культура формируется как интегральное понятие, включающее следующие компоненты:

    • аудиовизуальная культура;
    • логическая культура;
    • семиотическая культура;
    • понятийно-терминологическая культура;
    • технологическая культура;
    • коммуникационная культура;
    • сетевая культура.

Эти компоненты в своем единстве формируют ценностное отношение к информации вообще и к подготовке современного специалиста образования в частности. Содержание выделенных компонентов раскрыто в работе О.Н. Шиловой5. Таким образом, под информационной культурой (ИК) понимается достигнутый уровень организации информационных процессов, степень удовлетворенности людей в информационном общении, уровень эффективности создания, сбора, хранения, переработки, передачи, представления и использования информации, обеспечивающей целостное видение мира, предвидение последствий принимаемых решений.

 

  1. Роль информационной культуры

 

По мнению Т.Н. Сосниной и П.Н. Гончукова, информационная культура характеризует уровни развития конкретных обществ, народностей, наций, а также специфических сфер деятельности (например, культура труда, быт, художественная культура). Информационная культура неразрывно связана со второй (социальной) природой человека. Она является продуктом его творческих способностей, выступает содержательной стороной субъект-субъектных и объект-объектных отношений, зарегистрированных при помощи различных материальных носителей6.

По мнению Негодаева в современном мире идет процесс становления особого типа реальности – информационной. Именно использование информации в различных сферах жизнедеятельности общества является ныне ключевым фактором социальной действительности. Если вещественный фактор определяет 16% экономического роста общества, природные условия - 16%, то интеллектуальный потенциал, использование информации - 64%. Наряду с веществом и энергией информация становится третьим (и ведущим) фактором объективной реальности. Именно под воздействием широкого использования информации происходят существенные социальные сдвиги. Они проявляются, в частности, в глобализации общества, отчуждении и появлении новой формы неравенства – информационной. Все это оказывает существенное воздействие на культурный потенциал общества и представляет определенный интерес в аспекте нашего анализа информатизации культуры7.

Современный мир характеризуется  такой интересной тенденцией, как  постоянное повышение роли информации. Как известно, все производственные процессы имеют в своём составе  материальную и нематериальную составляющие. Первая – это необходимое для  производства оборудование, материалы  и энергия в нужной форме (то есть, чем и из чего изготавливается  предмет). Вторая составляющая – технология производства (то есть, как он изготавливается). Вспомнив в общих чертах историю  развития производительных сил на Земле, каждый читатель увидит, что роль (и, соответственно, стоимость) информационной компоненты в любом производстве с течением времени возрастает.

 

«В последнее столетие появилось много таких отраслей производства, которые почти на 100% состоят из одной информации, например, дизайн, создание программного обеспечения, реклама и другие.

Соответственно, и себестоимость  товара складывается из стоимости материала, энергии и рабочей силы с одной  стороны и стоимости технологии, с другой. Доля НИОКР в цене товара в наше время может достигать 50% и более, несмотря на то, что материальные затраты индивидуальны для каждой единицы продукции, а затраты  на технологию – общие, то есть, раскладываются поровну на всю серию товара. Появился даже принципиально новый вид  товара, в котором доля индивидуальных затрат сведена почти до нуля. Это  программное обеспечение (ПО), при производстве которого все затраты делаются на создание первого образца, а дальнейшее его тиражирование не стоит ничего» - пишет Карагедов8.

Столь же ярко демонстрирует  повышение роли информации в производственных процессах появление в XX веке такого занятия, как промышленный шпионаж. Не материальные ценности, а чистая информация становится объектом похищения.

В прошлые века человек  использовал орудия труда и машины для обработки материальных объектов, а информацию о процессе производства держал в голове. В XX столетии появились  машины для обработки информации – компьютеры, роль которых все  повышается.

Указанные тенденции однозначно свидетельствуют, что начинающийся XXI век станет информационным веком, в котором материальная составляющая отойдёт на второй план.

Таким образом, попытаемся сформулировать основные функции информационной культуры:

    • создание этики пользования информации;
    • оптимизация процесса поиска информации;
    • определение новых ценностей.

Раскроем подробнее каждую функцию.

Создание этики пользования  информации. В мире, где информация играет столь важную роль необходимо определить, что есть «хорошо», а  что «плохо». Например, как относиться к таким явлениям как промышленный шпионаж или использование личной информации людей спецслужбами. Информация – это нематериальная категория, поэтому мы считаем, что мы считаем, что этика использования информации естественным образом сформируется в новом информационном обществе, и её зачатки уже присутствуют. Тот же промышленный шпионаж расценивается  исключительно как негативное явление, но в то же время в так называемой библии хакеров основная заповедь гласит: «Вся информация должна быть доступна!»9. Подобные противоречия говорят о том, что информационная культура до сих пор окончательно не сформировалась.

Информация о работе Информационное общество